Category:

Архивы НКВД. Охота на фюрера



Игра представляет из себя две части под дополнительными названиями "Операция Валькирия" и "Операция Бункер". Но по существу, это одна игра, механически разделенная надвое. В чем причина, спросите? А просто во время разработки как раз вышел фильм с Томом Крузом, поэтому первую часть игры спешно выпустили с прилепленным дополнением в названии. В итоге вторая часть выглядит как откусанная треть повествования - и на голову слабее первой.

Но обо всем по порядку.


О  с ю ж е т е



Главный герой - штандартенфюрер СС Герхард Детлеф Майер, он же советский разведчик Михаил Иванов, внедренный в гестапо в 1935 году, который удивительно напоминает постаревшего Джеймса Бонда в исполнении Дэниела Крейга. Конечно, русский в гестапо - фантастическое допущение, в гестапо родословную у всех раскапывали до десятого колена, но у нас игра, так что не будем обращать внимание. Тем более, что это не единственное историческое допущение в игре. Майер - штандартефюрер гестапо. Он пытается выйти на антигитлеровское подполье, группирующееся вокруг отставного генерала Бека, для чего завязывает контакты с адъютантом Отто Хеффнером. Его цель - убить Гитлера.



Нечасто выходят игры, пытающиеся соответствовать реальной истории, а не классическому псевдоисторическому балагану. "Архивы НКВД" - как раз из таких. Динамика сюжета там соединена с реальными событиями: все по заветам Юлиана Семенова. Разворачивается все неплохо, как в классическом детективе - расшифровка данных, слежка, обман своих агентов, двойная игра, проникновения в чужие помещения. Конечно, нужно делать очень и очень солидную скидку на объем игры - мало персонажей, мало локаций, мало действия. Соответственно и интрига не такая закрученная, как в классике жанра. И тем не менее, планку исторического детектива игра вполне выдерживает. Временами из соображений реализма Штир... штандартенфюреру Майеру даже придется убивать и выдавать людей, в том числе и бойцов против Гитлера - "немецких патриотов". Вообще, в этом плане игра пытается отойти от штампов голливудского боевика - спасет Майер, увы, далеко не всех, кого бы хотел и часто будут печальные неожиданные смерти.

В целом авторы очень старательно подошли к делу и создали действительно убедительную, действительно реалистичную картину Берлина 1944 г. и ощущение идущей к краху гитлеровской Германии. Особенно в этом помог такой прием - при клике на любой предмет Майер будет описывать его. Нередко описания в стиле капитана Очевидность - но в большинстве случаев он будет давать историческую справку по очередному артефакту эпохи Третьего Рейха: от формы эсэсовца до замка Гитлера. Для создания атмосферы по игре разбросано много документов эпохи: плакаты, директивы нацизма, известные приказы, сочинения классиков фашизма, бюсты, картины и т.п. Цитаты из многих найденных бумаг Майер даже зачитает вслух. Авторы даже перестарались и иногда какой-нибудь рядовой персонаж начнет вам зачитывать по памяти длинную цитату из приказа или Майн Кампф. Но в целом благодаря хорошей озвучке и грамотному тексту, который вплетает историографическую справку в повествование, это впечатление не портит. Есть и приятные дополнения типа возможности включить радио, по которому будут вещать оголтелые пропагандисты (радио с реальными текстами - это всегда круто!). Некоторым даже можно рекомендовать игру как добавочное пособие по истории))



Игра, что ожидаемо, явно создавалась под впечатлением от "17 мгновений весны" и следы этого заметны - есть ресторан, здание РСХА, магнитофонные бобины, поездка по разбомбленному Берлину. В ущерб реализму все эсэсовцы в 1944 г. ходят в черных мундирах с нарукавными углами и с автоматами - (причем авторы не могут не знать, что в реальности уже были серые, это даже в Википедии есть). Но в целом общего здесь крайне мало и это абсолютно самостоятельное произведение.



К сожалению, хотя в этом плане игра сделана добротно и хорошо, некоторые ляпы сюжетная часть все-таки имеет.

Например, хотя образ Майера сделан очень качественно и имеет цельный, выписанный характер, он так хорошо маскируется, что ни разу даже не возникает подозрения, что он - русский. Он больше похож на кадрового немецкого интеллигента-военного из среды тех самым Штауффенбергов и Беков и о своем русском прошлом почти не упоминает даже наедине с самим собой. Например, глядя на томик "Майн Кампф", он с сожалением говорит, что хотел бы здесь видеть Ремарка. А не Чехова, скажем. Неоднократно он повторяет, что он все-таки офицер, пусть даже из СС. Даже доверяясь врагам Гитлера, он умалчивает о симпатиях к коммунизму - да и в других эпизодичных репликах не высказывает к коммунизму или России какого-то яркого благорасположения.



Некоторая схематичность имеется потому и в характерах второстепенных персонажей. Более-менее нестандартного характера удостоились буквально человек пять-шесть. В остальном же все остальные герои представляют вылизанную массовку, которая ведет в себя, как правило, в соответствии со штампами про Третий Рейх: упавше духом военные-пьяницы, служаки-фанатики, осторожные гражданские. Почти все персонажи игры, даже самые сломленные, клянутся в верности фюреру. Большинство, конечно, потому что говорят это в лицо человеку в форме СС, и в их словах звучит плохо скрываемое презрение к Гитлеру. Но все же такая упертость не совсем реалистична. Разговор с каждым, даже на краю краха, начинается с "Хайль Гитлер". Чуть ли не каждый упоминает про евреев, которых надо убивать и сожалеет, что фюрера "обманывают". Даже когда их бомбят, многие герои кричат: "Фюрер победит!" и цитируют "Устав Черного ордена", не мучаясь никакими сомнениями. И даже у охваченных страхом и переживаниями есть слепая вера в фюрера, пусть и декларативная.

Многие персонажи вовсе вышли сумасбродными фанатиками разной степени истеричности. От рядовых эсэсовцев, которые самозабвенно произносят антисемитские филиппики, до Гиммлера и Геббельса, которые представляют собой просто истеричных идиотов и вместо дела занимаются сумасшедшими ритуалами или ходят по комнате и громогласно вещают в пространство чепуху, не замечая ничего вокруг. На этом фоне Гитлер неожиданно выглядит, как ни странно, самым здравомыслящим человеком. Озвучен Гитлер, кстати, отлично.



Есть и другие ляпы.

- Создатели игры, как я уже сказал, сознательно идут на фантастические допущения в ущерб правдоподобию. Понятно, что русский не мог проникнуть в гестапо. Понятно, что Гитлер не имел к концу войны ядерное оружие. Понятно, что покушение на Гитлера в конце войны было не нужно. Но... просто наорать на часового, чтобы он пропустил тебя на секретный аэродром фюрера?! Наорать - и все?! Но.... сверхсекретный план возмездия, который валяется... в столовой! (да-да, столовой Гитлера, запертой на ключ и все такое... но - СТОЛОВОЙ!!!). Но... замок Гитлера, обложенный взрывчаткой, которая, как признается, может взорваться в любой момент? Но... замаскироваться повязкой, чтобы больше быть похожим на фото в документе? Заговорщик, который по паролю тут же рассказывает о покушении Штауффенберга - не слишком ли? А проникнуть в святая святых, навешав лапши на уши бабе о вечной любви - это вообще за гранью. На этом фоне заметки одного из сценаристов игры Льва Седова о необходимости в играх связного сюжета вызывают лишь ироническую ухмылку.

- В игре есть несколько обкусанных линий повествования. Например, мы так и не узнаем толком, что стало с агентом Клаусом, кого прятала пожилая фрау в подвале и что это за еврей приезжал к ней на грузовике. Еврей, который в Берлине 1944 г. разъезжает на грузовике - тоже забавно, правда? Также нам так и не удастся пролезть в кабинет Кальтенбруннера, не выйдет почитать книгу Гиммлера, пусть мы и бегаем за ней битый час. А половину предметов, собранных на первом уровне, реализовать вообще не удастся!!! Видимо, это была банальная обманка авторов или же спешно обрезанные линии сюжета.

- Временами авторы допускают не очень жестокие, но все же заметные образованному человеку исторические ляпы. Речь даже не о допущениях в виде того же ядерного оружия. Так, например, ляпается, что самолет "Кондор" Гитлера имел два пулемета калибра 150 мм (!) и держался в воздухе 4 часа (на самом деле 14), нацисты говорят, что это они подожгли Рейхстаг (что, видимо, не так), цитируется фальшивая цитата из плана "Ост"... Ну и другие подобные мелочи.

О  т е х н и к е



Графика в игре в 3D - трехмерные персонажи ходят на фоне неплохо реализованной статичной локации. Объективно, конечно, графика сильно уступает классике жанра и вообще, за рамки хорошего середняка не выбивается, но тем не менее, она довольно милая и не царапает глаз.

Игра очень и очень скромная в плане локаций. В первой части их всего четыре на первом уровне и две - на втором. А во второй части и того меньше - из новинок только пара планов и бункер фюрера. Конечно, не очень-то радует, когда оказывается, что во всем РСХА четыре кабинета (плюс тюрьма), а в бункере фюрера - целых 15 комнат, считая туалет. Блин, в "Фобосе 1953" комнат тоже было 15, но там они хотя бы были больше.

Диалоги показываются в форме бегающей дорожки на плашке с профилями говорящих. При этом диалоги надо все время прощелкивать мышкой для продолжения. Не очень приятно, но терпимо, тем более, что герои нередко мелкие, анимация их видна плохо и по-другому было бы намного хуже.



У Майера есть дневник, в который он заносит основные события охоты на фюрера (дневник разведчика - вот вам еще одно допущение). Создан он, впрочем, не столько для помощи игроку, сколько для отметки точек для сохранения. Игра сохраняется каждый раз с новой записью.

Классический поинт-энд-клик прерывается простыми мини-играми типа "собери шифровку", "пролезь под прожектором", "соедини провода определенным образом" и т.д. Большинство из них несложные, так что особо напрягаться не придется.

Кому-то не понравились, а вот меня очень устроили видеоролики в виде отрисованных серым комиксов с озвучкой Майера за кадром. Для игры с таким бюджетом - самое то, нормальная замена черно-белой хронике или ярким рисованным картинкам.



Теперь минусы - самый жирный связан с опитимизацией. Игра сделана под разрешение 1280х1024, поэтому в противном случае игра без возможности изменить ее, выходит в оконном режиме, но на весь экран. В итоге нижняя часть окна залезает за кадр и изменить это можно только сменой разрешения в настройках, из-за чего экран вытягивается. Иначе - НИКАК! Редкостно злит, на самом деле, потом, конечно, привыкаешь.

Главный герой, блин, ОЧЕНЬ. МЕДЛЕННО. ХОДИТ. А точнее, едва тащится по локации. К счастью, можно для прохода на соседнюю локацию щелкнуть по значку двери, но не всегда. Плюс при проходе на каждую локацию игра загружалась от 2 до 5 секунд. Нередко так и оставалось видео загрузки, даже если под ней на локацию я уже прошел. Приходилось вырубать и заходить заново.

Главная и самая суровая сложность при прохождении - это пиксельхантинг. Этот чертов пиксельхантинг! Так как игру мы видим от третьего лица, то окружающие предметы ничем не выделяются из обстановки и вдобавок нередко очень-очень мелкие - особенно такая мелочь как ручки и ножи. Из тех пяти раз, когда я застревал за всю игру, четыре были связаны именно с пиксельхантингом. И даже проверка всей комнаты не всегда дает результаты.

Другая сложность - иногда странные головоломки. Самую сложную головоломку с фотоаппаратом в первой игре можно даже не пытаться пройти самому. Мало того, что я должен был вертеть кучу фотодеталей, мало того, что оказалось, что нужно искать за тридевять земель новый штатив с помощью пиксельхантинга - так вдобавок выяснилось, что фотографировать нужно по определенной схеме. Подсказок - НИКАКИХ. Я должен был тридцать раз бегать домой и проявлять фотографии (тоже, кстати, с помощью мини-игры!). Хорошо еще, что такой ад был только один раз за всю игру.

К счастью, рядом с такими сложными загадками есть и пара оригинальных. Например, для прохождения сюжета потребуется один раз переодеться в гражданское. Есть и пара загадок, связанных с диалоговыми ветками. Негусто, но улучшает прохождение.



Озвучка. Озвучено неплохо, старательно. Главные лавры надо отдать исполнителю роли Майера, который озвучил ее гениально. Его суровый спокойный баритон был просто жемчужиной игры, и на его голосе держится львиная часть драматической линии игры. Огромное спасибо тем, кто догадался пригласить на эту роль Владислава Коппа - он справился просто отлично. Его работу я могу поставить в один ряд с работой Александра Пожарова и Бориса Линникова над игросериалом "Петька".

К сожалению, озвучка остальных героев порядком подкачала. Не в смысле качества, а в смысле количества. Я понимаю, озвучка одними актерами нескольких персонажей - это в отечественных играх нормально. Но не до такой же степени! Львиную долю персонажей от эсесэовца до Геббельса озвучил один и тот же актер, судя по всему, Дмитрий Филимонов. Не очень-то приятно слышать, как Геббельс истерично говорит голосом Чарли из Лоста.

Р е з ю м е



Первая часть игры получилась, таким образом, неплохим, хотя и скромным историческим детективом, балансируя на грани реализма и исторической альтернативы - с ляпами и недостатками в реализации и загадках, но со своей изюминкой в виде историчности и драматической линии. Дав 10 баллов из 10, отнимаю по баллу за оптимизацию и отсутствие подсказок, без которых пройти почти невозможно.

Если первая часть вышла неплохой, то вторая - по уже названным причинам - получилась ощутимо слабее. В первую очередь из-за очень линейного сюжета, минимальных добавлений и отсуствия загадок, окончательно сменившихся пиксельхантингом. В итоге получилось что-то вроде корявого аддона к первой игре, которая завершалась все-таки на хорошем, драматическом моменте. Если первая часть проходится за 20 часов, на вторую уходит не больше 8. Сам писать не буду, все адекватно отписано здесь: http://www.liveinternet.ru/users/nikquest/post115249573/

Итог? Любителям исторических детективов и истории Третьего Рейха вообще - играть обязательно. Но помните три главных заповеди этой игры:

- Исследуй экран с лупой и жми всем и на ВСЕ.
- Выбирай все диалоги, какие есть.
- Загадку с фотоаппаратом ищи сразу в прохождении, не мучайся.

ЗИГ ХАЙЛЬ! Слава великому фюреру, который по-прежнему ведет нас к победе в этот тяжелый час для Великой Германии!