Кто читает "Родину", тот заранее представляет, что его ждет. Небольшие информативные статьи с минимумом ссылок и ряд иллюстраций.
Начинается все традиционно, по хронологии: статья Олега Алпеева о планах русского Генштаба накануне войны - бить или по Германии или по Австрии или по обеим сразу. После долгих споров генштабисты и командующие округами решили - бить по обеим. Что счастливо распылило силы в августе 1914 года. Удивительно, кстати, стойкий предрассудок, который и дальше даст о себе знать. И в Гражданскую потом били по обоим направлениям, и даже в ВОВ.
Далее статья про "пророческую книгу" одного князя, некоего В.С.Кочубея, который издал за границей брошюрку, в которой изложил свое видение войны. Реакционные деятели типа Дурново, как известно, иногда могут глядеть дальше некоторых либералов, потому Кочубей прямо предсказал, что большинство населения от войны скоро устанет и воевать не захочет. И сделал логичный вывод - деревню для этого надо "терроризировать". Так и написал, "терроризировать". Ввести мобильные отряды с пулеметами и легкой артиллерией - для принуждения к мобилизации. В реале такого, правда, не понадобилось, но забавно, что даже какой-то князь, не блиставший военным умом, догадывался, что большинство населения империи неровно дышит к революции.
Ну, далее еще куча сюжетов. Вильгельм II и русские консерваторы, аннотация издания воспоминаний русского посланника в Сербии, статья Энтони Хейвуда о подготовке России к мобилизации, которая получила на Западе прозвище "секретной мобилизации", о пиаре казака Крючкова, о фотокорреспондентах ПМВ, о военнопленных и немецкой шпиономании, статья Ганина о русских генштабистах краткосрочного выпуска, статья Бахурина о сумасшедших проектах вундерваффлей ПМВ от русских прожектеров (кто читает его блог, тот знает)... В общем, много всего.
Но, что самое интересное - о войне практически только один материал, да и тот - чьи-то рядовые воспоминания. Да, это все, что касается собственно войны. Ни одного анализа какого-либо сражения, ни одной работы о определенной части или участке фронта, снабжении, повседневности солдат и вообще, чего либо подобного. Забавно.
И еще, что, интересно, ни одной работы, в которой война, хотя бы фоном, осуждалась. Только в паре статей что-то такое отдаленное, похожее на сожаление, промелькнуло. А вот у авторов аннотации воспоминаний русского посланника в Сербии, наоборот, явное желание выгородить Россию. Мол, некоторые гнусные историки утверждают, что Россия была в числе провоцировавших войну! (далее подробное разъяснение, что ни Россия, ни Сербия ни в чем не виноваты). Ну да, само собой. Другая работа, в которой подобрали письма солдат с передовой в ЦИК в 1917 году, тоже странновата - из пяти приведенных писем четыре ПОЧЕМУ-ТО оборонческие, и автор предисловия с удовлетворением говорит, что, мол, советские историки ошибались, когда говорили, что пацифизм овладел к середине 1917 года массами. Ну, ошибались. Ну, не к середине. К осени. И что?
Вот такой странноватый номер получился. Война с военнопленными, генералами, шпионами, военнопленными - и без войны. Как, впрочем, и сейчас.