Categories:

Черный Оазис. Отзыв-рецензия

Очччень не новый русский квест от "Сатурна" - первый и последний сатурновский "серьезный" квест - дальше она продолжила клепать "Петьки", "Шестое чувство", "Недетские сказки" и прочие русские квесты в своем фирменном примитивно-пошловато-веселом стиле. Серьезным, впрочем, "Оазис", можно назвать о-о-очень условно, поскольку хохм там преизрядно.

Сюжет квеста написан некиим писателем трэш-боевиков Михаилом Сельдемешевым по мотивам собственного произведения. В его книге "Черный Оазис" в одном курортном городке происходят убийства некоего маньяка по прозвищу Трофейщик, а сюжет вертится вокруг главного героя-афганца Артема Горина, который благодаря суперэкспериментам научился превращаться в крокодила и в такие моменты убивал социально-опасных граждан. Потом приходил в себя и по службе отыскивал виновного в собственных преступлениях, поскольку сам ничего не помнил. Впрочем, в игре от книги почти ничего не осталось.

В игру я играл очень давно, но в конце я застрял из-за какого-то глюка и пришлось прохождение оставить. Недавно вспомнил, перепрошел.

Итак, сюжет - в недалеком будущем в некоем городе Черноозерске начались непонятные убийства - в одиночку и целыми группами. Убийца жесток, внезапен и абсолютно неуловим. Старания силовиков не дали ничего, а масштаб убийств ширится до небывалых размеров и в итоге все закончилось постройкой бетонной стены вокруг города и постепенной эвакуацией населения. Схваченных преступников и подозреваемых в этом будущем отправляют в некий Ледник - нечто вроде анабиоза для страшных преступников. И вот наш герой внезапно приходит в себя в полиэтиленовом мешке в морге городской клиники. Начинается обследовать окрестности, проходить из комнаты в комнату и натыкается на трупы, трупы и трупы... Атмосферно? О, еще как.

Главное достоинство игры - настоящая атмосфера ужастика. Это очень необычно - решать загадки в покинутой больнице, переходить из комнаты в комнату, с этажа на этаж и всюду натыкаться на изуродованные тела и беспорядок, да еще все это под страшную музыку. Очень неприятное ощущение - все время ждешь, когда же из-за угла выскочит убийца.



Фирменная фишка квеста - это, конечно, черный юмор главного героя, который не стесняется шутить в любой обстановке и по любому поводу. Ей-богу, анонимный герой - это один из самых замечательных попаданцев в истории квестов. Ну вот как не любить человека, который, очнувшись в подвале клиники и обнаружив вокруг трупы, ведет себя как у себя дома? Я до сих пор ржу, вспоминая его приколы.

"Зрачки не реагируют на свет... Может, потому что мозги на стенке?"

"Зачем ты убил этих людей?" "Ладно, я признаюсь. Этим ребятам не понравился мой страховой полис, и я немного вышел из себя... Но с ними я поступил еще милосердно - вам же не будет никакой пощады!".


К хохмам главного героя прибавляются и многие другие приколы, от диалогов до картинок. Улыбался я еще в морге, когда оказалось, что на дипломе патологоанатома подпись преподавателя - оказалось, диплом давал его же папаша. На стенах куча сфотошопленных плакатов, пародирующих агитацию, афиши, популярные журналы, книги, газеты, фотографии, игры и т.д. и т.п. - все, до чего дотянулись.







Можно сказать, что это первый триллер в стиле черного юмора))

Потом больница заканчивается и мы попадаем к людям, в тюрьму. Самый, на самом деле неприятный уровень, в стиле "найти кучу предметов в одной комнате" - просто удивительно, как много барахла могут спрятать квестовики на квадратный сантиметр, да так, что нельзя найти, даже прощупав с лупой весь экран. А так как соседей у нас всего трое и реплик у них маловато, то все это быстро надоедает.

К счастью, тут нас навещает Убийца, и мы опять должны делать то же, что и в начале - пробираться из комнаты в комнату через горы трупов для добычи разгадки. И эта часть ощутимо слабее, поскольку появляется та же проблема, что обычно и бывает в квестах - в погоне за саспенсом и нагнетанием загадок авторы пропускают кучу собственных противоречий и несостыковок. Как, например, можно выбить ключ из ЗАПЕРТОЙ ИЗНУТРИ комнаты, где остались только трупы? Почему надо искать секретный ход для выхода из тюрьмы, если обычного тут нет вообще? Как наш убитый сосед оказался за запертой дверью секретного входа? Вахтер, сидевший за секретной дверью и не имеющий понятия, что наверху? Вы серьезно? Да что уж там, даже даты в игре называются абсолютно разные. Как увязать друг с другом все, что произошло, с финальным роликом? И, конечно, развязка, которая не объясняла вообще ничего. Жаль, жаль, такая замечательная игра и такой скурвившийся сюжет... Хотя, конечно, многие строили сложные версии на основе игры, пытаясь найти объяснение всем противоречиям... Да чего уж там, я сам два дня думал над сюжетом.



Загадки - ну, все как во всех квестах "Сатурна". Никакой мистовости или там паззлов-ребусов а-ля Нэнси Дрю. Все просто и понятно - ты добываешь предметы, ты применяешь предметы друг на друга, ты пытаешься понять, где нестандартное использование предметов. Основные сложности - те же, что и всегда: найти предмет среди кучи барахла, догадаться, что батарейки от фаллоимитатора нужны для пульта, а в презерватив надо набрать воды и вообще, использовать весь инвентарь на все, что только есть вокруг. А так как Сатурн всегда уделяет внимание антуражу, то активных зон на экране много - бегай вдоволь. И еще - так как автор непрофессионал, то в игре огромное по сатурновским меркам количество шифров и кодов, которые приходится даже писать на бумажку, чтобы не перепутать.

Технически игра получилась, однако, очень сырой. Багами и глюками в русском квесте удивить трудно - но это не оправдание. Особенно был непонятен интерфейс. В игре четыре действия (смотреть, говорить, взять, использовать) и я так и не понял, почему они все время переключаются и какая здесь система. То на предмет надо посмотреть, прежде чем взять, то его можно только использовать.При переключении на тулбар настройки тут же сбиваются. Но главная трудность - это осмотр трупов, от которых мы и получаем кучу предметов. Как же я с ними намучался. Оказывается, наводить надо не просто на тела - а на отдельные карманы, причем часто на разные! Причем это понимаешь далеко не сразу! Да и не всегда можно со всей чёткостью разглядеть картинку даже на полном экране. Пару раз предмета просто не видноОзвучка тоже производит впечатление недоработанности - одни диалоги озвучены с разным качеством, некоторые субтитры "прощелкиваются" мышкой, а другие нет, или прощелкиваются, но персонажи продолжают беззвучно "говорить". Дико раздражает, на самом деле. Про баг, из-за которого я так и не прошел в первый раз игру, уже сказал.

В целом - это была бы очень хорошая, даже, наверно, культовая игра, если бы замысел удалось бы реализовать в полной мере и создать хорошую большую игру с мистической атмосферой и рассказом про неуловимого маньяка. И то, что даже сильно кастрированное исполнение действительно заслужило признание игроков, это доказывает. Но, к сожалению, к идее отнеслись не самым лучшим способом, поэтому осталось впечатление, будто пол-игры создатели просто отрезали. Многочисленные загадки и намеки так и остались необъясненными. Неудивительно, что игроки искренне ждали, что все тайны будут с триумфом раскрыты в "Черном Оазисе-2", но разработчики вместо этого выпустили банальную стрелялку "Территория Тьмы", где все просто и скучно: Черноозерск захвачен страшным вирусом, а главгер Горин - суперсолдат-мутант, созданный для борьбы со злом... Игра вышла штампованной и проходной. Насколько ЧО хвалили, настолько же ТТ ругали.

Кстати, в 2011 г. вышел альбом саундтреков игры, стиль музыки Ambient, группа "Electra-1006". Слушать - здесь.

И все-таки "Сатурн" жалко, теперь уже у нас квестов порядочно не будет, ни хороших, ни плохих.