voencomuezd (voencomuezd) wrote,
voencomuezd
voencomuezd

Categories:

Сублюструм. Отзыв-рецензия



Дошли наконец руки до легендарного Сублюструма. Как же, уникальный квест, один из лучших в России, нестандартная психологическая вещь... лучший квест 2008 г. наконец. И завязка - ого-го. Саспенсовое путешествие по неизведанным глубинам потустороннего с мрачными тенями и страшными загадками...

Бывает, что отличную вещь делают дебютанты за три копейки. Вот и с Сублюстромом такая же история. Игру делали два года три человека (в пиковые времена - восемь) в питерской коммуналке. Собственно, вначале о квесте разговора не было, просто жил да был неплохой музыкант, дизайнер и всякое такое Георгий Белоглазов, лидер группы Anthesteria, исполняющего композиции в стиле dark ambient. И решили они однажды выпустить интерактивную обложку к своему альбому - по треку на локацию. А чтобы не скучно было переходить по локациям, решили добавить по задачке к каждой локации для перехода. Потом еще подумали и написали сюжет, идею, атмосферу, дизайн... Вот так игра и вышла.

Я все это знал до начала игры из рецензии, но все же начало в виде снятую на реальную камеру видеоролика с реальной бабулей в кадре, тщательно подфошопленное под ретро-пленку и 3D-анимацию, немного шокировало. Привет, 90-е... Впрочем, чего я хочу от игры, где в заставке снимается соседка сценариста, две роли озвучивают ее внуки, а все монологи главного героя озучивает приглашенные питерский профессор, запись с которым проходила в хранилище его же института?

Ладно, собственно об игре. Рецензии не обманули. У рецензий на квесты перед рецензиями на фильм то преимущество, что никто не будет приплачивать рецензентам из коммерческих соображений. Да, действительно, все очень скромно. Шесть небольших локаций с панорамной съемкой, подделка под 3D. Минималистичный инвентарь. Полное отсутствие озвучки главного героя. Основная сложность при прохождении - малозаметные предметы и бредовые нестандартные загадки. В основном головоломки "покрути ручки и подбери нужный результат, а чтобы тебе было веселее, посмотреть, получилось ли, бегай за шесть локаций". Для тех, кто не играл в Myst - очень непривычно.

Сублюструм - игра, которая полностью держится на атмосфере. А она, надо признать, шикарная. Сюжет - брат некоего профессора получает от него письмо с приглашением и туманным намеком на некое сделанное им великое открытие. Однако на квартире оказывается, что профессор скончался перед самым приездом брата. В пустой полузаброшенной квартире мы читаем его последнюю волю. Оказывается, профессор нашел выход в некий потусторонний мир подсознательного, названный им Мерцающим, и просит брата уничтожить все следы этого ради его же блага. Естественно, вместо этого мы отправляемся в Мерцающий мир спасать брата сами. И начинается путешествие по неизведанному.



Что сказать. Великолепная музыка dark ambient. Атмосферные интерьеры, шедевры художественности. Угрюмая старая квартира в стиле ретро 1920-х сменяется темным разрушенным миром абстрактных категорий с летающими руинами, черно-белым миром пустынных комнат, хоррорными коридорами и залитым красным светом подвалом, жаркой пустыней с кучкой руин былого Города и трамваем-поездом, застывшим на пути в никуда... Все это отмечено такой интересной особенностью стиля как визуальный фон. В локации ретро экран с царапинами и точками, как на старой кинопленке, в пустыне воздух дрожит от жары, а в Башне - он как будто искажен магнитным полем. И все это тщательно воссоздано с максимальным правдоподобием. Как ни крути, подтверждается старая истина игромира. Русские. Любят. Реализм. Реализм в симуляторах, в Сталкере, в Аллодах, в чем угодно. Чтобы и автомат был как настоящий, и противогаз, и стены, и картины. Такая вот у нас культурная особенность.





Да, затягивает, надо признать, при всем скромном объеме - если не мучиться над загадками, то проходится часов за пять-шесть. И сюжет как будто многообещающий. Но вот сюжет в итоге оказывается и самым слабым местом. Ну когда, ну когда уже создатели игр научатся писать сложный, захватывающий и связный сюжет? А то вечно получается только два из этих трех условий. Вот и в Сублюструме не хватает именно связанности.

Начало, в общем-то, чудесное. Мы после манипуляций в квартире профессора попадаем в потусторонний мир. Мир ли это подсознания или сознания, иная реальность или слепок с нашего бытия, созданный воображением профессора - неизвестно. Мы постоянно натыкаемся на отрывки дневников, из которых узнаем, что профессор не может покинуть этот мир - он его не отпускает. Профессор видит, как мир разваливается и деградирует, пытается найти выход из ситуации. У него появляется чувство, что из темноты за ним кто-то смотрит, а в ветре звучит что-то страшное... Похоже, он сходит с ума и не узнает собственных записей в дневнике... Мы пробираемся и идем дальше по Миру... Телефонный звонок - это... он. Профессор. Он говорит, что мы ввязались в опасное предприятие, но его еще можно спасти. Но будь осторожен - тут есть Тени, они опасны. Иди на свет...

Тут, конечно, ждешь того же, чего от аннотации. Опасного приключения по сюрреалистическому миру с толикой саспенса, хоррора, страшных Теней и тайной Неизведанного, смертельной и опасной, в духе приключений Лавкрафта с неожиданными концовками и сюжетными поворотами.

И ни фига! Следующая локация с пустыней и трамваем оказывается символическим преображением юношеских мыслей профессора, что становится понятно из его дневника. Красиво и круто, но ни стилистически, ни атмосферно, ни сюжетно с предыдущим не связано. А следующая локация с Башней, где надо завести арфу и раскрыть металлический цветок - это вообще никак с идеей игры не связано. Ни на йоту. Это уже не мир профессора, а нечто необъяснимое, засунутое исключительно для красоты.



И тут же финал! Ну что, финал. Как обычно и бывает в таких запутанных историях - красивый, драматический, неожиданный, ошарашивающий... и абсолютно непонятный. Такой же непонятный и оставляющий поле для рассуждений, как и название игры (да, смысла названия в игре вам никто не объяснит, более того, этого слова там вообще нет!). И возникает недоуменный вопрос - так что это было? Хотел профессор, чтобы его спасли, или не хотел? Сошел он с ума или не сошел? И что вообще случилось? В общем, как всегда, накрутили, навертели, красивостей нарисовали - а объяснения не дали, что грустно. Это повредило великолепной затягивающей атмосфере игры.

Что до чисто квестовых сложностей. Обещали уникальные загадки, связанные со слухом. Не соврали. Их аж две. Одна на первом уровне и вторая на предпоследнем. Первая легкотня - подобрать настройки, чтобы аппарат не свистел. Вторая посложнее. Надо, регулируя вентиль, подобрать звук на струне арфы, чтобы он совпал с нужным звуком. И так три раза. Это не так уж сложно, но очень долго и требует музыкального слуха. Причем я бы прошел, если бы допер, нахрена надо было вертеть туда-сюда арфу. После мучений глянул в прохождение. Оказывается, мать твою, надо было выбрать место, где она громче звучит! Блин, гениально! Шерлок Холмс не догадается!

И еще на первом уровне лажа. Надо прокрутить четыре вентиля. Окей, есть записка - выставить 5222. Потом другая - ошибочка, один надо за счет второго два раза прокрутить. Ладно, выставляю 5123. Никакой реакции. После часа мучений лезу в прохождение - опа-на, 6024! Где логика, епта? Если бы можно было бы сделать методом подбора, я бы, может, и допер, но в игре пульт управления и результат всегда планов за три-шесть, бегать слишком долго, что напрочь убивает интерес.

В общем, все уровни не так уж сложны. На первом, если не считать, этих долбанных вентилей, трудности только с пиксельхантингом. Второй и третий вообще легкотня, только с часами немного затык. Четвертый... Ох, блин, почти просто, если бы не эти долбанные электросхемы. Я так и не понял, по какому принципу они работают и без прохождения это пройти нереально. Пятый - ну, эту чертову арфу я надолго запомню, а кроме нее ни фига нету. О шестом и говорить нечего.

В общем, за атмосферу, музыку и задумку - пять с плюсом, а за Мист-овость и косяки с сюжетом - четыре.

Теперь надо играть во вторую игру компании - "Фобос 1953". Типа приквел к "Клубу Фобос", на который Бэдкомедиан делал обзор, ЕВПОЧЯ. Сюжетно, слава богу, с кино не связано. Попадаем в подвал бункера МГБ, где чекисты проводили свои зловещие опыты, и пытаемся выбраться, блуждая по мрачным коридорам с саспенсом, пиксельхантингом, нестандартными загадками, хоррором и такой же непонятной концовкой. Ессно, тоже реализм, атмосферность и советиш стайл во все поля. От игры в восторге были все рецензенты.
Tags: квестовое
Subscribe

  • Я месяц играл только в ретро-игры

    День 8 А вот что идеально сохранилось так это старые квесты. Только запускаешь первые (особенно вторую часть) Broken Sword, понимаешь, что только в…

  • (no subject)

    Чего это дешевых недожурналистов потянуло на ностальгию по русским квестам?…

  • Похвальный историзм

    Доиграл наконец-то в The Last Express. Классика интерактивных квестов 1997 года. Ее любят расхваливать и, как оказалось, не зря - хотя сложность…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments