Chapaevec (voencomuezd) wrote,
Chapaevec
voencomuezd

Categories:
Прочитал книгу Эдвина Двингера "Армия за колючей проволокой. Дневник немецкого военнопленного". Автору -- 17-летнему фенриху-кавалеристу немецкой армии "повезло" попасть во время Первой Мировой в печально знаменитый Тоцкий лагерь. О нем и так хорошо известно, но услышать от очевидца, как лагерь медленно подыхал на протяжении месяцев -- это, конечно, куда интереснее. О других лагерях тоже есть упоминания со слов товарищей, и создается впечатление, что нацисты придумали не так уж много своего. Война была. Наши морозили пленных в бараках и ямах, немецкие привязывали наших к столбу за руки.
Достаточно заметную часть повествования занимает сексуальная тема -- автор подробно рассказывает, как находящиеся за решеткой пленные не выдерживали и активно занимались гомосексуализмом: ходили парочками, писали любовные записки, дрались из-за миловидного пехотинца и т.д. Некоторые так привыкли, что плюнули на баб: "Фи, бабы!". Друг Двингера тоже превратился в такую "шлюшку", да и он сам чуть не стал жертвой надругательства. Может, гомосексуализм действительно врожденное явление -- но я в этом сомневаюсь.
Из эпизодов Гражданской войны автор запомнил только как пришли красные, а потом белые (семеновцы). Красные были, как всегда, неорганизованной толпой, которая дала пару артударов по сопротивляшемуся тюремному конвою забайкальских казаков, а новый комендант Пастухов врезал пленному между глаз парабеллумом. Потом пришли семеновцы -- несколько полков на горстку красных ("белые силы всегда уступали Красной Армии", ага). Один пулеметчик до конца стрелял, но погиб. Его место занял "командир в черном". Когда семеновцы схватили его с содатами, бросившими оружие, и предложили сдаться, тот сделал неприличный жест и послал их. Семеновцы тогда привязали его к двумя лошадям и пустили по полю.
Но мне лично понравился "белый интернационалист", который добровольно решил пойти к Семенову. Его идеологические мотивы -- просто прелесть.
"– Да. Я офицер. Вот и все. Мой отец и дед были офицерами. Это моя сущность, мой характер. Для Германии начинается новое время – или-или – в этом нет никаких сомнений. Но я не могу перестроиться. Я знаю только войну, ничего иного. На ней я стал мужчиной, на ней и останусь. Впрочем, белые воюют за мои идеалы: предводители и традиции. Вероятно, можно было бы точно так же податься к красным, ибо они тоже утверждают, будто борются за идеалы. И возможно, они не плохи, эти новые идеалы, во всяком случае, более в духе времени, нежели наши старые. Но они недисциплинированные орды, не желающие никаких предводителей, как я вижу. Но я все же происхожу из буржуазии. Так почему я должен загадить свое гнездо, борясь против него?.. – Некоторое время он размышляет. – Колчак – честнейший человек России, слышал я. Человек с чистыми руками. А честность в этой стране, возможно, важнейшее качество. Чего мне больше желать? Но прежде всего я должен вырваться отсюда, понимаете? Только вырваться, что-то делать, где-то что-то делать… Иначе я тоже сойду с ума…
– А если вы погибнете? – подавленно спрашиваю я.
– Тогда я до того, по крайней мере, хотя бы куплю немного свободы! – бодро говорит он. – А уверены ли вы, что останетесь в живых? Прихватит нас тут однажды тиф или чахотка или, – он глубоко вздыхает, – что-нибудь в таком же роде ужасное… Потому что могут пройти годы, пока мы вернемся домой…
– Я предложу Вереникину, Зейдлиц.
– Вы верите, что он…
– Разумеется. У них на счету каждый человек. Впрочем, Семенов наверняка знает фамилию ваших великих предков…"

"Наёмник", да. Все, все военнопленные-добровольцы наёмники, да. И тем не менее, идеологические мотивы видны в полный рост: "но я все же происхожу из буржуазии". Уверен, схожими руководствовались и "красные" интернационалисты.
И тем не менее, жаль, что не удалось узнать, где же потом служил потомк знаменитого генерала-кавалериста. Кто знает, может быть, он столкнулся с начдивом Блюхером? "Зейдлиц атаковал Блюхера", красиво.
Tags: Германия, Сибирь, интернационалисты, наша библиотека, фронты 1917-18
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments