Listens: Эх, яблочко!

Categories:

Униформистика "зеленых"

Уважаемый Китаец сгруппировал кое-что из униформистики "зеленых" украинских повстанцев. Любопытно. Конные матросы с лентами "Мир хижинам, война дворцам" -- настоящий креатив. Повязка из соломы тоже впечатляет оригинальностью.
Р-н восстания атамана Зелёного, р. Днепр (пароход «Козак» Киев–Чернобыль), 7/IV-19 г.:
«Шаповала привел человек средних лет, здоровый, одетый в красной военной форме. Как я после узнал, это был главарь банды Клименко».
Книга погромов. Погромы на Украине, в Белоруссии и европейской части России в период Гражданской войны 1918–1922 гг.: Сборник докумен-тов./Отв. ред. Л.Б. Милякова. – М.: «Рослан», 2007. – Стр. 96.

Повстанческое войско Уманщины атамана Клименко, г. Умань Киевской губ., 12/V-19 г.:
«…как выражались в Умани, достаточно было «вывернуть козырёк», так как повстанцы вошли в Умань с вывернутыми назад козырьками фуражек, нося их так в качестве повстанческой приметы».
Там же. Стр. 124.

Р-н восстания атамана Григорьева, м. Дубово Киевской губ. (Уманского уезда?), 3/VI-19 г.:
«По описаниям видевших его, Казаков – человек лет 30, интеллигентного образца, носящего то плюшевый, то матросский костюм с красной звездой. По некоторым сведениям, он прибыл из Одессы с отрядом, отделившимся от Григорьева. Казаков говорил исключительно на русском языке. Родом он, по указаниям, из села Маньковки. Отряд Казакова был разукрашен красными лентами».
«Глазам делегации предстал отряд из 100 чел., одетых в матросские шапки с красными лентами вокруг шапки. При отряде были пулеметы. Часть отряда были конные».
«Достойно отметить, что на черных лентах казаковского отряда были вытеснены золотом слова: «Мир хижинам, война дворцам».
Там же. Стр. 168.

Р-н влияния У.Н.Р., м. Ушомир Волынской губ., июль 1919 г.:
«Среди крестьян-повстанцев в качестве инструкторов были «соколовцы» с белыми повязками на руках..."
Там же. Стр. 171.

Р-н восстания крестьян Елизаветградского уезда, г. Елизаветград, август 1919 г.:
«…были вооружены преимущественно вилами и имели нарукавный отличительный знак: повязки из жгута соломы».
Власов А.А. О бронепоездах Добровольческой армии.//Поход на Москву./Сост. В. Волков. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2004. – Стр. 451.

Моё дополнение:
«В с. Малая Токмачка стоял отряд под командой Ищенко, здорового, красивого детины в немецкой шубе и большой папахе. Его тачанка была обвешена коврами, четверка лошадей в новой немецкой упряжи и сетчатых попонах напоминала выезд старого помещика. Конная свита одета не хуже господина: через плечо на ремне свисали сабли, за красными поясами торчало по два револьвера, висели бомбы»
Летопись революции. 1928. № 3.

5 июня 1918 года, продвижение эшелона анархистов к Царицыну, район ст.Котельниково:
«В степи, в районе Мелиоративного разъезда, около классных вагонов главари анархистов ожидали своих делегатов с ответом. Появление котельниковских представителей для них оказалось неожиданностью, и
встретили их недобрыми репликами: «Чего приехали? Мозги проветривать? Открывайте семафор и делу конец! Мы вас не трогаем, вы нас не трогаете…». У классных вагонов среди обособленной группы, густо обвешанный оружием и пулеметными лентами, обращал на себя внимание крепкий, атлетически скроенный воин с головы до ног одетый в коричневую кожу. Отшлифованная военная выправка, горделиво вознесенная кудрявая голова на могучей шее, в руках дорогой, инкрустированный серебром стек, которым он играючи похлопывал себя по голенищу – все это подчеркивало в нем влюбленную в себя личность. Он был очень декоративен и достаточно артистично играл на впечатление о себе. Котельниковская делегация приняла его за командующего транспортами. Но неожиданно из этой группы вышел внешне не приметный человек. С левой стороны на длинной портупее у него болталась открытая деревянная кобура, вороненый, отсвечивающий тусклой синевой «Маузер» был подоткнут за пояс, а правая рука уверенно схватывала рукоять оружия. Чувствовалось, что оружие в руках этого человека не знало милосердия и оборвало не одну человеческую жизнь. Плутоватая, недобрая улыбка, мутный, тяжелый взгляд бесцветных глаз, обнаженное оружие – все работало на устрашение. Видимо, он надеялся испугать, подавить противника, но, чувствуя, что его устрашающий вид не сработал, он истерически прокричал угрозу: «Господа! Черняк торопится, он не любит шутить… Не мешайтесь под ногами, или через полчаса я сравняю с землей ваши Котелки…».
...
В назначенное время командир железнодорожного батальона Болтручук с небольшой командой ожидал парламентеров. К семафору приближался одинокий всадник с белым флагом. Это был субъект в коричневых шевровых доспехах, который утром обратил на себя внимание котельниковской делегации.
После короткого приветствия парламентер заявил, что он начнет переговоры один, а несколько позже будет прислана дополнительная делегация. Вооружен парламентер был легко: в поясной кобуре, видимо, был бельгийский «браунинг», в руках все тот же щегольской красивый стек.
...
Парламентер, еще раз пристально осмотрев присутствующих, не торопясь, осторожно присел на край стула, и, не скрывая все той же ироничной улыбки, представился:
- Штейгер! Петр Карлович Штейгер, командир первого украинского отряда партизан-анархистов. По своим убеждениям анархист-коммунист».

Г.Родин, "Продовольственный плацдарм революции".

Сентябрь-октябрь 1919 года, отряд полковника Аметистова в количестве одной батареи, артроты, роты Славянского (или Симферопольского) полка и самодельный бронепоезд, вооруженный пулеметами и одной шестидюймовкой, плюс команда артразведчиков в 25 шашек - всего 300-350 человек, - оперирует против Махно:

«Любопытный эпизод произошел однажды, в день моей отправки в разведку в село Петровское. Ввиду дальности расстояния (35 километров от станции Ново-Алексеевка) было решено мой разведывательный отряд подвезти по железной дороге возможно ближе к Петровскому, а именно: до станции Юрицино, откуда я, собственно, и должен был идти в разведку.
В день выступления, производя погрузку отряда в вагоны на станции Ново-Алексеевка, я вдруг увидел ворвавшуюся на станционный двор какую-то банду человек в двадцать самого дикого вида. На полудиких жеребцах, большинство без седел, на попонках или бабьих цветных подушках, некоторые с винтовками, иные с шашками или морскими палашами, в косматых папахах и полушубках - орды этих "печенегов" производили жуткое впечатление. Во главе ехал какой-то господин в совершенно невероятном фантастическом костюме: на голове - черная "кубанка", щека раздута флюсом и перевязана белым платком, на ногах - чакчары и валенки со шпорами, поверх кителя на одном плече - черная кабардинская бурка, на боку - гусарская сабля. Все это сидело на громадном жеребце с косматой гривой в репьях. Подскакивают к перрону, слезают с коней. Командиру держит стремя молодой казачок с подбитым глазом. "Ванька, скгути папигоску!.." Ванька (казачок) лезет в карман штанов, достает табак, папиросную бумагу, крутит и слюнит своему "барину" папироску, закуривает и сует ее ему прямо в рот. Несколько затяжек, плевков, и странная фигура обращается ко мне: "Газгешите пгедставиться, капитан Бген-де-Беги!" (Брен-де-Бери).
- Капитан Оленин, чем могу служить?
- Возьмите меня с собой.
- Простите, не могу, - стараюсь отделаться, - обратитесь к начальнику отряда.
"Капитан" отправился к полковнику Аметистову, я же поспешил закончить погрузку и уехать. Через день возвращаюсь из разведки и нахожу его и его "печенегов", расположившихся в отряде по-домашнему. Некоторое время потом он болтался с нами, неизменно на походе в тачанке, имея сзади привязанного своего "боевого коня". Так же неожиданно он потом и исчез, но уже значительно в составе распухнув (особенно в конском и подводами). Наши солдаты, по-солдатски же метко его перекрестили в капитана "Бей-да-Бери".»

А. А. Оленин. 1-я Школьная батарея. Записки капитана Добровольческой армии (1920—1921 гг.). Звезда. 2002. № 4. с.192

Пока что, увы, всё.
Между прочим, эта загадочная "красная форма" атамана Клименко появлялась явно не только на украинском фронте. Вот, этот документ я уже как-то выкладывал.

«9-22 июля. Татреспублика. В Бугульминском кантоне, в Абдулинском районе, действует отряд повстанцев под командованием "генерала" Желтякова численностью 500-800 чел., состоящий из казаков и дезертиров. Действует под лозунгом "Долой советы, да здравствует Учредительное собрание". Повстанцами разрушен ж.д.путь, пущен под откос поезд, громятся совхозы, уничтожается советско-партийный актив (зарублены 8 коммунистов и убито 85 совработников). В районе с.Ютаза население готовится к разграблению ссыппунктов. Появившиеся в Абдулинском арйоне повстанцы разбились на партизанские отряды и действуют по границе Бугурусланского кантона. При налете на селения они не оставляют за собой никакой власти. Повстанцы носят черную повязку на рукаве, обмундирование красное. Для борьбы с повстанчеством в районе его распространения созданы ревкомы».
РГВА. Ф.7. п.2. Д.535. Л.144, 146; РГАСПИ. Ф.5. Оп.1. Д.2476. Л.44//Крестьянство России в Гражданской войне. В.В.Кондрашин. М., РОССПЭН. 2009 г. с.496-497.

Интересно, когда это повстанцы успевали шить или красить красную форму?