Chapaevec (voencomuezd) wrote,
Chapaevec
voencomuezd

Category:

О фильме "Иди и смотри"

Намедни по телевизору пересмотрел фильм Элема Климова "Иди и смотри", который не видел сто лет.
Фильм, конечно, сильный, психологически нелёгкий. Но вот о чём я подумал. Ведь, если присмотреться, в нём можно найти первые ростки той антисоветской чернухи, которая позже заполонит экраны.
Дело не в идее и не в настрое. Немцы в фильме плохие, сжигают целую деревню, а потом их за это расстреливает партизанский отряд. Тут всё правильно. Но дело в изображении "наших". Как обычно предстают советские солдаты и партизаны в нынешних фильмах, чернушных, антисоветских? В виде тупых дураков, которые любят пить, драться и материться. Это, по мнению, режиссёров, есть главное отличие загадочной русской души (в фильме играют белорусы, но это значения не имеет).
В "Иди и смотри" не пьют, но театральщины там хватает. Главный герой фильма, юноша-партизан, которого великолепно играет Алексей Кравченко, с самого начала напоминает дебила-переростка. Извините, но это так. Конечно, когда он мечется под бомбёжками и обстрелами, можно принять это за какое-то минутное отупление. Но в том-то и дело, что с самого начала и до конца парень изображён туповатым дебилом, который часто открывает глаза, корчит страдальческие гримасы, мычит и проблеск интеллект в его глазах заметить сложно. Типичный типаж сегодняшней черушной киноленты о войне.
Девушка, которая появляется в самом конце, из той же оперы. На кой чёрт, скажите мне, нужно было в конце фильма вводить в кадр отупевшую, видимо, сошедшую с ума деваху и растопыренными окровавленными ногами (от изнасилования)? Допустим, очередной пример "зверств фашистов". Но почему тогда она сидит с оловянными глазами, тупо уставившись вперёд и свистит без рук на свирели? Что это должно символизировать? Свирель зачем?
Бессмысленный "символизм" -- тоже отличительная черта нынешнего кино. Эталон чернушного антисоветского военного кино (и потому, бесспорно, исторический фильм) -- "Утомлённые солнцем-2" понапихан этим без всякой меры. Такие дурные квазисимволы как православная мина, застрявшая бомба, упавший в песок бюст Сталина, шоколадный торт, атака с черенками сами стали символом, но совсем другого -- символами военного киноговна.
Наконец, ещё два персонажа привлекли внимание. Один -- командир партизанского отряда, который ловит немцев. Рожа у него деревянная, отечественная, по такой сразу видно -- добра от него не жди. По одному лицу становится понятно, что кроме как на расстрел, он больше ни на что не способен. Правда, в фильме, он ведёт себя относительно безвредно: допрошивает пленных и зловеще помалкивает; а убивают немцев рядовые бойцы.
И наконец, самый замечательный персонаж, едва промелькнувший -- это безымянный кавалерист-казак в кубанке с чубом и обнажённой шашкой (без ножен!), который, увидев, что его товарищи хотят перестрелять зондер-команду, орёт хриплым дурным голосом: "Стойте! Стойте! Вы что?! Вот этих! Вот этих убить?! Просто убить и всё?!" Впечатление, как ни крути, отвратительное.
Этот казак с обнажённой шашкой, невесть как оказавшийся в 43-м в Белоруссии в партизанском отряде, орущий подчёркнуто дурным голосом, есть просто эталон чернушного военного киноговна. Почему, собственно, это казак, а не рядовой пехотинец? Да по той же причине, по какой у Михалкова командир штрафбата под Москвой в окопе пил водичку из фарфоровй чашки. Во-первых, экзотично. Во-вторых, этакая претензия на индивидуальность героя, ага. А дурной голос должен подчёркивать трагизм ситуации.
Я уж не говорю об откровенно карикатурной полицае, который бежит за пойманным евреем с криком "Янкеля поймали!", а потом случайно оказывается запихнут в сарай с орущими дурными голосами крестьянами деревни. Он из той же оперы -- с обратным знаком. Карикатурный подлец как сосед карикатурного партизана.
Да и сам сюжет фильм -- он ничего не напоминает?
ru.wikipedia.org/wiki/Иди_и_смотри

На протяжении фильма герои забредают на минное поле, падают в грязь от летящей в воздухе немецкой бутылки, подбирают немецкие листовки на самокрутки, орут, плачут, воют и т.д. А это вот что?

"Идущие следом «лояльные» крестьяне под гармонь поют песню «Катюша». Следующая, более многочисленная группа, состоящая в основном из деревенских баб, воет. Полицай в трусах и майке, по говору напоминающий уголовника, бегает в кругу, созданном из танцующих под дулами автоматов жителей деревни, и свистит в свисток. Создаётся ощущение всеобщего сумасшествия".

Да это же наша любимая бесогонщина из киноговна Михалкова! Его фильм -- тоже нарезка таких вот эпизодом из жанра "случай", которые должны изображать чёрный юмор, а на деле производят впечатление всеодщего дурдома. Более того, в "Иди и смотри" немцы, пожалуй, одни из немногих, кто ведёт себя хотя бы иногда относительно спокойно и уверенно. Это тоже отличительная черта чернухи.
Собственно, да, Михалков откровенно воровал в свои УСы из других фильмов. И его гвардия рядом с штрафбатом это из фильма -- это неумелый парафраз из фильма "Это мы, Господи!" (по повести Воробьёва "Убиты под Москвой", где, кстати, только одни часы на руке покойника замирают, а не двадцать на оторванных руках), и сцена сожжения, спёртая из "Иди и смотри" тоже присутствует, а его дамочка-буржуйка с ручной собачкой (Шукшина) на барже с бюстами Сталина, которая жеманно возмущается эвакуацией, есть близнец женщины-врача из фильма Климова, которая во время сожжения крестьян сидит в фуражке, с накрашенными губами и с удовольствием смакует рака.
Понятно, однако, что дело не просто в подражании. Фильм Климова и нынешняя чернуха хоть и нахоядтся в разных идеологических плоскостях, но используют подчас похожие приёмы -- дело, видимо, в типичных архетипах, которые установились в мозгах режиссёров. Как показать русского солдата? Он должен быть немытым, грязным, плохо пахнущим, невменяемым и громко орать. Как показать трагизм войны? Заведите парочку героев случайно на минное поле (у Михалкова и это есть), такой вот чёрный юмор. Как показат безжалостность немцев? Соединить бесстрастность с "цивилизационной" потличительностью. К примеру, показать красивую немецкую женщину, которая во время казни ест рака или немецкого офицера, который носит на плече полуобезьянку-лори. Как показать безжалостность и бессмысленность войны? Пусть полицаию вынесут из горящей деревни постель со старухой с криком "Вы нам ещё нарожаете!". Экзотика типа. Типа, почерк режиссёра. Типа, вот такой театр абсурда, подчёркивающий глубокий хаос войны.
Поэтому чернуха берётся не просто из либералистических штампов. Её корни, увы, находятся глубже, в нашей культуре, откуда её берут, уродуя и переворачивая действительное.
Tags: ВОВ
Subscribe

  • Ревкомы Крыма в борьбе с контрреволюционным подпольем

    Прощание с сотрудником Крымской ЧК, погибшим при ликвидации банды. 1921 г. "Проведение операций по выявлению пособников контрреволюции позволило…

  • Мытарства на "Святом Николае"

    В ГАРФе валяются воспоминания бывшего начальника гарнизона Ростова в 1917 г. генерала Д.Н. Черноярова. При белых ничем не отметился интересным,…

  • Истерн с хунхузами

    Из воспоминаний красного командира К.И. Иванова: Зейская парторганизация мобилизовалась на выборную кампанию и только благодаря…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Ревкомы Крыма в борьбе с контрреволюционным подпольем

    Прощание с сотрудником Крымской ЧК, погибшим при ликвидации банды. 1921 г. "Проведение операций по выявлению пособников контрреволюции позволило…

  • Мытарства на "Святом Николае"

    В ГАРФе валяются воспоминания бывшего начальника гарнизона Ростова в 1917 г. генерала Д.Н. Черноярова. При белых ничем не отметился интересным,…

  • Истерн с хунхузами

    Из воспоминаний красного командира К.И. Иванова: Зейская парторганизация мобилизовалась на выборную кампанию и только благодаря…