Categories:

Дочитал таки знаменитые воспоминания Ф.Бейли о его "работе" в советском Ташкенте 1918-19 гг. Да уж.

Автор, во-первых, как и полагается британском офицеру, антисоветчик, но антисоветчик настолько лютый, что его воспоминания густо смешивается с развесистой клюквой. Чего-чего там только нету. Кровавые большевики, которые расстреливают направо-налево, бестолковые комиссары, вездесущая ЧК, которая чуть сквозь стены не пролезала ради прослушки... Даже знаменитый декрет о социализации женщин упомянут. Песня просто. На протяжении всей книги я хохотал и вспоминал Оруэлла.

После нескольких дней, проведенных у моих гостеприимных друзей, определенные причины заставили меня немедленно их покинуть. Но я не знал, куда мне податься. Прежде чем поселиться на квартире, необходимо было проделать значительную предварительную работу. Для домовладельцев было очень рискованно размещать у себя кого-либо из-за возможных больших трудностей с властями. Каждый дом посещался Жилищной комиссией. Скажем, представители этой комиссии пришли в дом со столовой, гостиной и еще тремя другими комнатами. И нашли там живущими трех человек. Они с большой вероятностью поселили бы там еще две или больше семей. Одна из этих семей была бы надежными большевиками, наблюдавшими за остальными. Один из людей назначался главой домового комитета — домкома, и в его обязанности входило сообщать о прибытии любых незнакомцев. Не сделай он этого, он немедленно был бы выдан властям большевистскими квартирантами, специально поселенными там. Каждый обязан был иметь мандат или разрешение на право занятия своей квартиры. Его было трудно получить. Вот так множество людей, принадлежащих к ранее привилегированным классам, вынуждены были бросать свои дома и обстановку и перебраться жить к друзьям. Таким образом, дом мог быть заполнен жильцами, принадлежащими к одному и тому же классу, и это было приятнее, чем терпеть наличие большевистского агента, наблюдающего за вами.

Подселение агентов в буржуазные квартиры! Боги, о боги...
Еще жестокие коммунисты учили азиатских детей! И кровожадно заставляли их маршировать под музыку!


День первого мая 1919 года в Ташкенте был очень жарким и солнечным. В этот день отмечался большой большевистский праздник. К этому времени большинство зданий независимо от своего размера были реквизированы правительством для тех или иных целей. На всех этих домах были вывешены красные флаги. Газеты в этот день были напечатаны на красной бумаге — очень неприятной для глаз. Их также использовали для придания необходимого оттенка городу. Дети из всех школ шли в процессии, неся красные бумажные флаги, девочки с венками увядших маков. Я видел комичную, но трогательную сцену — бедная маленькая девочка потерялась и была в слезах с красным флагом в руке и с венком маков на голове. Сартовские школы были особенно хорошо организованы, мальчики были все одинаково празднично наряжены и шли походным шагом. Были колонны различных профсоюзов с транспарантами, некоторые надписи на них были написанные еврейскими буквам, а некоторые арабскими. Русские лозунги на транспарантах были такие «Да здравствует пролетариат», «Долой Буржуазию» и т. д. Большая часть народа несла что-нибудь красного цвета разного вида, и одна маленькая девочка, видя, что я ничего не нес, предложила мне мак, который я и носил. По моей оценке в процессии участвовало около четырех с половиной тысяч человек, четверть которых были женщинами. По крайней мере, одна восьмая участников демонстрации составляли сарты. Было несколько оркестров, игравших революционную музыку. Солдат, очевидно, было немного. По-видимому, они решали более важные задачи в другом месте. Там было приблизительно двести пехотинцев и триста кавалеристов и, заметно выделяющееся своим парадным видом немецкое подразделение. Тремя главными революционными песнями были «Интернационал», «Рабочая Марсельеза» и «Гимн свободы». Их пели идущие в колонне демонстрантов и в присоединившейся толпе. Пение это было хорошо организовано. В толпе были люди, которые руководили пением и которые, как только оркестр начинал наигрывать мелодию, раздавали участникам шествия брошюры со словами. Я никогда не забуду комичный вид дирижера, руководившего оркестром, когда он шел во главе процессии — маленького человека с жесткими рыжими бакенбардами и огромными очками, курившего сигареты. Временами было трудно понять, что все это делалось по принуждению. Я был уверен, что девять десятых родителей детей, идущих в этой процессии, не испытывали нечего кроме горьких чувств по отношению к инициаторам этой демонстрации. Я знаю точно, что многие из учителей, возглавлявших эти колонны демонстрантов, чувствовали то же самое. Однако с помощью умелой организации очень легко можно было вызвать энтузиазм, по крайней мере, на какое-то время.

Ага, и одновременно рядом шагали разведчики из Молодежного антиполового союза и пели марш Ангсоца про сынов партии.

2. Автор - просто неумный человек. Вся книга демонстрирует его наивно-нелепую нелюбовь к противникам, которые поголовно дураки и хамы, и полное непонимание окружающей действительности. Чем он занимался там все то время, что проторчал - непонятно. Судя по всему, тем, что бегал от советской разведки. В какой-то момент он простодушно рассказывает читателю, что придя к дантисту, забыл свое поддельное имя, вписанное в липовый паспорт и ляпнул, что он Питер. Но, конечно, он не дурак, это большевики вокруг нехорошие.

Я теперь понимаю, почему книга вышла на западе через двадцать лет. Дело не в каких-то секретах. Просто в 20-е выпустить в свет эти благоглупые записи значило унизить свою разведку таким персонажем. А потом ничего, все схавали легенду про супер-шпиона. В том числе благодаря и советской пропаганде, которой было стыдно признавать, что они упустили его случайно.

3. Автор - бездарный разведчик. Какой там паспорт. Читая книгу, становится странно, что он вообще ноги из города унес! Ведь якобы весь Ташкент был нашпигован большевицкими агентами. Чтобы постращать читателя, он на каждой странице упоминает, как попадался на глаза то милиционерам, то солдатам, то знакомым, как его чуть не засекли на какой-то улице, как к нему по сто раз приходили люди, которых он одинаково принимал за провокаторов, как он до ужаса боялся наследить каким-то упоминанием и так далее. Большевики его искали чуть-чуть только не под ногтями. Напустили кучу разведчиков в городе, сотню провокаторов, бегали по всему и так далее. Да что там, они даже за его собакой следили!


Я позже узнал, что в течение первых трех месяцев моего исчезновения большевистская полиция следила за моей собакой, чтобы обнаружить меня, если я когда-либо захочу с ней повидаться. Наблюдение было снято до того, как я действительно снова смог пообщаться со своим псом. Однажды случилось так, что идя по городу, я увидел свою собаку бегущую по улице, и быстро повернул в противоположном направлении, чтобы она не подбежала ко мне.

После пятнадцатого случая, когда британский Штирлиц ускользнул из-под носа гестапо, невольно рождается вопрос - а какого хрена ты, балбес, не сидел дома, а шатался по всему городу, мозоля глаза кому только можно и регулярно наталкиваясь на знакомых?

Кима Филби из этого горе-разведчика не вышло. Если бы не советский предатель Мандич, черта с два Бейли ушел бы из города. Сцапали бы его как миленького по банальной случайности и никуда бы не делся.

Про Бухару автор ухитрился рассказать чуть более чем ничего, в сторону афганцев плевался от негодования и распевал песни о чуть не свободной Индии под руководством британских друзей. Композиция книги ужасна, рассказывая о мытарствах при побеге от ЧК, автор тут же перебивается на рассказы о повседневной жизни советского Ташкента, какие-то воспоминания о своих знакомых и так далее, и ко всему этому прибавляется корявейший перевод. В общем, запутано так, что и три Штирлица не распутают.

Особенно позабавил финальный эпизод со сваливанием через границу автора, Мандича с супругой и офицеров-белогвардейцев. Потому что тот же эпизод описал в воспоминаниях офицер Искандер. По Бейли, попав под пули большевиков, русские офицеры бросились удирать во все лопатки, только Искандер помог подняться упавшей с лошади мадам Мандич, да еще один туркмен отстреливался. Сам Бейли тоже выпалил в белый свет пару раз. Потом оказалось, что мадам Мандич очень хотела поднять выпущенные седельные сумки с... коврами, которые она купила в Бухаре!!! Кто о чем, а баба о тряпках. Самое смешное, что у Искандера в том же эпизоде стреляли все, и, конечно, доблестно, а упал с лошади... перебежчик Мандич!!! И тоже с сумками, в которых было натыренное золото! Ну ведь врет и не краснеет.

В общем, как исторический источник книга, конечно, взрывает мозг. Читать нелегко и неинтересно, хотя регулярная клюква и мелочи типа сделанного на коленке фото Бейли в сербской форме с бумажной кокардой, местами забавляет.