Читаю вот книжку "1917. Разложение армии/Ред.сост. В.Л.Гончаров" (М., Вече, 2010). Глаз на стр.220 зацепился за следующие строки. Начальник штаба главкома в своём телеграфном донесении от 11 июня сообщает о разложении в частях. Среди прочего мелькает донесение от 1-го Сибирского корпуса: "Настроение в 61-м полку не улучшилось, команды пулемётные, траншейных орудий и разведчиков около 17 часов сегодня выделились из полка, ввиду угроз им оружием, и, не желая оставаться при неповинующемся полку, команды эти присоединены к 2-му сибирскому полку, первая, седьмая, восьмая и полвина шестой роты выразили желание также отделиться, но им угрожают силой. Настроение 8-го полка докладу начдива улучшается, ухудшается в 7-м и 63-м полках под влиянием текущих событий. Мой приказ 6 июня номер 7 о перегруппировке на левом участке не выполнен. Считаю, что необходима сила, чтобы заставить 61-й полк повиноваться приказу и выдать подстрекателей преимущественно из бывших полицейских, но эту силу прошу назначить из других корпусом, избегая возможности розни среди частей одного корпуса. 02920 Племков".
Вот на этих "подстрекателях из бывших полицейских" я и споткнулся. Принято как-то считать, что "подстрекателями" были большевики, анархисты, прочие "тёмные элементы"... А тут нате -- бывшие полицейские активные зачинщика бунтов и разложения армии?
Но на странице 285 читаю телеграмму комиссара 2-й армии военмину (начало августа):
"Под влиянием влитых и расформированных частей прекрасный 299-й Дубненский полк стал часто в июле месяце проявлять волнение и неподчинение. 3 августа 12-я рота отказалась принять назначенного нового ротного командира взамен устраненного явного подстрекателя неповиновения поручика Логинова. Командир полка, генерал Пургасов, расформировал 12-ю роту, арестовал ротный комитет и поручика Логинова".
Далее описывается бунт 12-й роты, к которой примкнули ещё 8 рот, убийство командира полка, приход карательного отряда, который пригрозил расстрелять всю роту. 12-я рота "плача, с криками стала выдавать, молить о пощаде". Кто же оказался зачинщиком? "Батов Иван (городовой гор.Ржева), Глинкин Яков (стражник Новоторжского уезда), признавшие себя виновными в организации, но не в убийстве, одним из убийств назван мусульманин Гатаулин Хамидулла, признавший себя виновным". Арестовано 214 человек 12-й роты, 28 солдат других рот, два офицера, поручик Логинов и капитан Гребенников. Как указано в документе, "сейчас полк в прекрасном состоянии, в полном раскаянии, ошеломлён организацией городовых". Хамидулла приговорён к расстрелу с ходатайством о смягчении, Батов и Глинкин к 12-летней каторге.
Получается, действительно, бывшие полицейские были активными подстрекателями разложения армии. Однако!
Есть над чем подумать.