В среде «черных воронов», так широко использовавших декрет об отделении церкви от государства в целях черносотенной пропаганды, раздался один мужественный и честный голос сельского священника, выступившего на страницах самарской газеты «Волжское Слово» в защиту декрета.
«По опубликовании декрета», пишет он «российские церковные иepapxи во главе с патриархом Тихоном «забили в набат». Пaтpиapx Тихон написал воззвание ко всем чадам православной церкви, в котором он, призывая христиан православных защитить веру христианскую от врагов её, отлучает от св. причащения и предает анафеме всех, кто согласен с этим декретом. Возбужденные отчасти лицемерным, а отчасти несознательным духовенством, темные массы народа русского то там, то сям устраивают крестные ходы и клянутся не дать церкви врагам и защищать ее даже ценою крови. Но когда всматриваешься внимательно во все происходящее, то невольно поднимается вопрос: от кого, и от чего наши иepapхи призывают спасти христианскую виру? Неужели христианство декретом Совета Народных Комиссаров обречено на погибель? Неужели декрет 20-гo января изменяет что-либо в истинной христианской жизни, согласной учению-евангелия.
Нет, и тысячу раз нет.
Если разобрать этот декрет внимательно, то мы увидим, что им не уничтожается христианство, а напротив, освобождается христианство от тех внешних наслоений, которые превратили эту великую религию самоусовершенствования в исполнение только одних отрядов, часто не имеющих к христианству никакого отношения.
Я предвижу возражения наших иepapxoв, которые уже писали и своих воззваниях, что, будто бы, Совет Народных Комиссаров храмы хочет уничтожить, церковную тварь и колокола употребить на предметы, необходимые государству. Но откуда наши иерархи взяли, что Советы хотят, отнять у христиан храмы, и все другое, что дорого христианину. Ведь в декрете от 20-го января об этом и помину нет, да и других мы не слыхали никаких распоряжений по этому поводу. Если в некоторых храмах и были попытки произвести опись церковной утвари, то что же в этом особенного: разве у нас в храмах нет таких предметов, которые, хотя уже негодны к употреблению, однако, представляют такую ценность, которая могла бы быть полезна для удовлетворения неотложных нужд государства. Наши же иepapxи делают «из мухи слона» совсем не для того, чтобы защищать от чего-то христианство, а просто для, того, чтобы возбудить народные массы против Совета Народных Комиссаров. Конечно, трудно будет без материальной поддержки от государства жить нашим архиепископам и епископам, которые отрекшись от Mиpa, живут, однако, ни хуже любого барина-помещика, к услугам которых и роскошная квартира, и даровые слуги, и роскошный выезд, и проч. И вот, боясь расстаться с сытым и покойным житьем, наши монахи-иepapxи, вместо смирения, в котором они дали обет Бory, качали возбуждать темные массы против нового течения жизни и называть антихристами тех, кто ничего противного христианству не сделал.
Но оставим митрополитов, apхиепископов и епископов с патриархом в главе, обращаюсь к вам, собратия —пастыри. Если мы называем себя сознательными христианами, то наш долг, наша обязанность не возбуждать темные массы, не творить тех бунтов, которых и так в России немало, а выяснить всем и каждому, что ничего страшного у нас в России относительно христианства истинного не произошло и не произойдет, что никто не намеревается посягать на нашу христианскую свободу, что отделение церкви от государства и др, декреты в связи с этим нисколько не унижает христианства, а напротив, возвышают, давая возможность христианству, освободившись от внешних наслоений, стремиться к высшему совершенству, согласно учению Христа, изложенному в Св. Евангелии.
(«Н. Ж»).
Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов. №66. 18 (31) марта 1918 г.
Запись сделана с помощью m.livejournal.com.