Categories:

Резолюция 8-го Латышского полка

При сем объявляется для сведения резолюция общего собрания 8-го Латышского Советского полка от 26-го июля 1918 г.

Общими силами мы победили восставших белогвардейцев в Ярославле, мозолистая рука революции тяжело наказала врагов трудового народа. Мы боролись, как сознательные paбочиe, которые поступили в ряды красной армии, чтобы хорошо организованными нанести удар вампирам народов. Но еле успели исполнить свои долг в Ярославле, про нас уже начинают распространять слухи, что мы вели себя как грабители, а не как борцы трудового народа. На это мы открыто отвечаем что мы не грабили, никто себе не присваивал чужого имущества, хотя и можно было. Мы клеймим такое гадкое поведениe, если кто-нибудь из нас осмелился так поступить, мы бы его немедленно исключили из своей среды. Так и будет в будущем. Когда идем в бой, тогда нам некогда думать о наживе, этом гадком капиталистическом пережитке, но рвемся вперед за победу свободы. Пусть развеются эти темные слухи, которые про нас распространяют черная сволочь. Мы сами боремся, мы сами ответственны за себя. Уйдите прочь все те, которые желают нас очернить в глазах трудового народа.

Председатель собрания (подпись). Секретарь (подпись).

Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов. №167. 26 июля (8 августа) 1918 г.

8-й латышский полк до Вологды стоял в Бологом, а после принимал участие в боях на Южном фронте. В июле 1918 г. он действительно принимал участие в подавлении Ярославского восстания: http://www.ex-jure.ru/freelaw/news.php?newsid=895

Летом 1918 года Советская Россия очутилась в огненном кольце гражданской войны. В Архангельске высадились иностранные интер­венты, намеревавшиеся двинуться в центр Советской России и объеди­ниться с другими контрреволюционными бандами. Советской власти не­обходимо было создать надежную преграду, чтобы задержать и ликви­дировать продвижение интервентов. Для выполнения этого задания Со­ветское правительство избрало 8-й латышский стрелковый полк. Полк перевели из Бологого в Вологду. Меня назначили командиром полка и вызвали в Москву, где я получил нужные инструкции. Вернувшись из Москвы, я приступил к организации в Вологде и ее окрестностях оборо­нительных пунктов.

Большим помощником в работе был полковой комитет, который по­могал воспитывать революционное сознание стрелков, улаживать хозяйственные и административные осложнения, укреплять военную дисцип­лину и развивать боеспособность полка. С похвалой следует упомянуть председателя полкового комитета Янсона, который позднее пал в бою на Южном фронте.

В середине лета 1918 года в Ярославле вспыхнул организованный контрреволюционерами мятеж против Советской власти. В состав руководителей мятежников входили также полковники царской армии — Перхуров и латыш Гоппер, который впоследствии стал генералом в армии буржуазной Латвии. Мятеж разрастался вширь. Для его ликвидации нужно было срочно направить проверенные части Красной Армии. Из 8-го латышского стрелкового полка в Ярославль были посланы один батальон стрелков и взвод пулеметчиков под командованием Петерсона. В упорных боях латышские стрелки совместно с другими частями Крас­ной Армии подавили белогвардейский мятеж. Петерсон в одном из боев был серьезно ранен. Латышские стрелки заслужили благодарность за верность и героизм в ликвидации контрреволюционного мятежа.

Осенью 1918 года 8-й полк участвовал уже в более суровых боях на Южном фронте. Полки контрреволюционных царских генералов — Деникина и Краснова — упорно ломились в центральные районы советского государства. На некоторых участках Южного фронта сложилась весьма напряженная ситуация: наше военное командование утратило там бое­вую инициативу. Создавшееся положение враг использовал в своих ин­тересах. Следовало действовать оперативно: нужно было мобилизовать все силы для контрудара.


Бои на Южном фронте неплохо описаны тут: http://slavakazakam.ru/donarm4?showall=1

Впрочем, латыши там были и до этого. Еще 18 (31) марта, согласно №68 этой газеты, состоялся парад Красной Армии, в котором приняли участие отряды гарнизона: латышский отряд в 70 чел., 1-й Вологодский соц.батальон в 180 воинов, "летучий отряд Красной Армии" в 60 чел., 80 красногвардейцев, 30 анархо-коммунистов под черным знаменем и в конце - кавалерия: 38 чел. кавалерийского отряда Красной армии и 16 - "летучего кавалерийского отряда".
Частей потом стало больше, конечно, но ненамного. Впоследствии тот самый 1-й Вологодский батальон взбунтовался и его пришлось разоружить тем же латышам. Часть батальона, согласившаяся продолжить служить, была преобразована в инструкторскую роту, и на ее основе сформировали новый батальон, развернутый позже  1-й Вологодский Советский полк.
О Ярославском же восстании и участии в нем латышей газета сообщает:

Положение под Ярославлем.

Товарищ, состоящий в службе связи при командующем советскими отрядами под Ярославлем, сообщает по прямому проводу о положении под Ярославлем следующее:

«Я только что с товарищами был у позиции, возвратился минут 50 тому назад. Сегодня из Уткина в 7 ч. утра наши отряды все двинулись вперед и заняли с бою Филино. Латыши продвинулись к самому берегу реки Волги. Мы с вагоном включились в Филино, но тут нам помешали: горсточка штатских обошла. Мы должны были поэтому выехать на перегон Филино-Коченятино. Отряд и артиллерия остались за Филино. У белых были хорошие окопы, которые не спасли их однако от нашей артиллерии, и противник должен был отступить. Настроение как в латышских, так и красноармейских частях отличное. Особенно мужественно ведут себя товарищи латыши, которые не признают никаких разведок, а идут напролом. Белогвардейцы положительно не выносят их натиска и панически бегут под их напором. Сейчас мне сообщают по телефону, что латыши распространяются уже по берегу к мосту. Принимаем меры для охраны очищенной нами уже линии между Филино и Уткино. Сейчас говорил об этом с т. Комиссаровым и послал к нему еще нарочного с паровозом.

Среди окрестных крестьян совершенно спокойно. Население радо, что наши отряды освобождают их от непрошенных посещений белогвардейских банд.
Сейчас привезли из Филино наших раненых 6 человек, из них два тяжело.
С нашим головным отрядом мы теперь связаны телефоном.
Вчера латышские разведчики передали, что железнодорожный мост через Волгу находится в руках московских красноармейцев. Слухи о том, что будто бы мост был взорван оказались совершенно вздорными. Из Филино сейчас сообщают: наши латыши заняли уже Всполье. Теперь уже можно точно сказать, что преступная авантюра белогвардейцев потерпела полный крах.

Там же. №146. 1 (14) июля 1918 г.

Как сообщает №148, в боях погиб, "сраженный разрывной пулей", председатель полкового комитета 8-го лаполка Петерсон.

Еще о "латышах-наемниках"

[Spoiler (click to open)]РЕЗОЛЮЦИЯ

Принятая президиумом Комитета Особого Латышского батальона Красной Армии от 21 июня 1918 года.

Буржуазия и капиталисты восстают против советской власти и хотят восстановить старый режим. Правые эсеры и меньшевики с ними. Они больше не социалисты, а предатели рабочих и беднейшего крестьянства. Они предали трудовой народ на Украине, они сейчас предают его на Урале и в Сибири. Под прикрытием социал-предателей, правых эсеров и меньшевиков, которые сулит трудовому народу соглашательский государственный аппарат — Учредительное Собрание, капиталисты и импералисты восстанавливают монархический строй. Скоропадские, Красновы, Ивановы и Семеновы, — вот те генералы и полковники, которым поручается ими расстреливать рабочих и душить трудовой народ. Капиталисты и социал-предатели, чтобы достичь своих темных целей, ведут провокаторскую агитацию против Красной Армии. В Красной Армии служат рабочие и беднейшие крестьяне. Красная армия защищает все завоевания октябрьской революции: восьмичасовой рабочий день, от эксплоатации рабочих капиталистами, дают полную возможность трудовому народу творить великое дело освобождены и т. д. Красная Армия задавит всех хищников и душителей трудового народа! Иначе с ними бороться нельзя, ибо эти хищники и мошенники без всякого сожаления расстреливают и душат рабочих. Подобное они хотят устроить и в Вологде. Старая контрреволюционная городская дума должна была быть уже давно распущена. Рабочий класс не может терпеть своих угнетателей и предателей. Но городская дума, этот волк в овечьей шкуре, решается ввести в заблуждениe часть несознательных рабочих и устроить резню между рабочими, чтобы, воспользовавшись этим, восстановить старые ненавистные рабочему классу порядки. Она обзывает Красноармейскую часть, латышских стрелков, наемной силой. Комитет Особого Латышскаго Стрелкового батальона Красной Армии открыто заявляет, что в рядах батальона нет места лицам, который действуют и служат из-за денег и, якобы из-за каких-то материальных выгод, а в батальон принимаются только люди, которые борются за идею, за освобождение рабочего класса и беднейшего крестьянства, за мировую революцию. Резолюция правой части Вологодской городской думы чистейшая клевета, за что всех сочинителей ее необходимо предать Революционному трибуналу.

Приближается день решительного боя, в котором рабочей класс должен победить своих угнетателей. Пролетариат всего света заволнуется, как океан, и полетит трон за троном. Да будет мировая революция!

Председатель Комитета Р. Рихтер. Секретарь Безмер.

Там же. №131. 13 (26 июня) 1918 г.

К Собранию рабочих главн. мастерских
Письмо в редакцию.

1-го июля на общем собрании главных ж.-д. мастерских в паровозно-сборочном цеху был заслушан и обсуждался доклад т. Христофорова о ликвидации городского самоуправления. Докладчик указал, что городское самоуправление, как таковое — отжило свое время. Существовать его, при наличии Советской власти, было явно ненормальным, ибо это создавало двоевластие.

После доклада выступали с обычными возражениями меньшевики и правые эс-эры. Но один из эс-эров госп. Кошелев превзошел в клевете и обливании грязью всех своих товарищей. Он распинался, доказывая, что Советская власть не опирается на массы народные, а на грубую силу латышей — этих подонков (так и сказал) общества.

Я возмущаюсь этим выступлением госп. Кошелева и спрашиваю его: докажите мне, на каком основами он называет целую нацию — подонками общества (какого общества?). Кошелев сказал, что латыши какими были при царском режиме, такими остались и теперь. Да, как принадлежащий к нации латышей, заявляю, что они такими же остались, какими были. А какими они были — об этом говорит история латышской с.-д. партии. Латышский народ вел беспощадную борьбу с капиталистами и их прихвостниками во время революции 1905 г., вел он борьбу с контр-революц[ионерами] и их пособниками в 1917 г., ведет, он ее и теперь и будет вести ее дальше. Будьте покойны гражд. Кошелев — латышский пролетарии не пойдет за изменниками революции.

А за клевету, какую позволяет себе делать гражд. Кошелев на целую нацию, он должен ответить.

Там же. №143. 27 июня (10 июля) 1918 г.


К сожалению, о пребывании в Вологде латышского полка в газете мало интересного. В основном он упоминался в приказах по гарнизону, где ему отдавались приказания в духе:

"для охраны завода взрывчатых веществ, где хранится «аэролит», расположенного близ железнодорожного литейного завода, учреждается караул в составе 4 человек... Исполнение настоящего наряда возлагается на 8-й Латышский Стрелковый полк, которому высылать караул ежедневно"

"Для усиления охраны Вологодского винного склада №1 назначается: от 8-го Латышского стрелкового Советского полка один пулеметчик с пулеметом. Командиру полка, совместно с Комендантом города, выбрать место для установки пулемета и открытия огня в любом направлении";

и даже "для обследования заболевшей сапом верховой лошади 8-го Латышского стрелкового Советского полка по кличке "Змей" назначается комиссия в составе" (далее длинный список фамилий)

Одним словом, довольно негусто.

И кстати, как упоминает ув.Домовой, на 2 октября полк составлял... 294 штыка. Такие дела.

P.S. Чтобы два раза не ходить, процитирую из того же №167 приказ о Южфронте:


Всем, Окружным Военным Комиссариатам и всем Совдепам копия всем Вологда Москва К. П. С. Высшим Военным Советом  дана   следующая   телеграмма: 1) Царицын... Военрук. Снесареву  2) Царицын Военным Зедину 3) Москва Нарком Путей Сообщений Невскому 4) Воронеж Военрук Чернавину 5) Воронеж Военком Крюкову, 6) Муром Начвосовет Загю. Совершенно точно установлено, что многочисленные командующие отрядами со своими эшелонами сидят в вагонах, вместо того, чтобы сохранять и оборонять железные дороги, действуя по правилам тактики и располагаясь на поле. Особенно Высший Военный Совет категорически требует:  первое — немедленно выгрузить все эшелоны и освободить пути для прохода поездов с продовольствием, второе немедленно   отдать все паровозы железным дорогам и не держать паровозов под парами, третье — прекратить, самоуправство в виде отцепки   мимо проходящих вагонов с продовольствием. Если эти приказы не  будут исполнены, то из центра будут посланы отряды для проведения этих приказов, будут преданы суду, понесут строжайшую  кару, как преступники против Советской власти, особенно строго будет взыскано  с начальников, неумеющих держать в руках подчиненные  им части. О последовавшем по этой телеграмме ожидается срочное донесение Воронежского отряда Северо-Кавказского округа. Военрук Чернавину и Военрук Снесареву предлагается принять деятельное участие в очистке железных  дорог от эшелонов и в организации обороны железных дорог силами, имеющимися под рукою.   № 137.

Председатель Высшего Военного Совета Троцкий. Военрук Бонч-Бруевич.
Сообщая изложенное, прошу в случае обращения к Вам железнодорожных организаций о содействии по проведению в жизнь мер, указываемых в этой телеграмме, не отказать таковым содействием и помощью. №966.

За Наркопут. А. Волковский.