Ну, я сначала расстроился, решил, что правы те, кто ругал фильм за скрытый антисоветизм... Потом начал читать и увидел несколько иное...
http://colonelcassad.livejournal.com/1117604.html#cutid1
Да, конечно, те хоккеисты были патриотами – хотя бы потому, что они находились в состоянии постоянного противоборства с иностранцами. То есть патриотизм для них – вещь совсем не абстрактная. Кроме того, они, конечно, были людьми системными. Многие – военными, а Тарасов – так тот просто пел "Интернационал" перед важными матчами. При этом они же, как куча советских людей, находились в состоянии скрытого диссидентства, этакой внутренней эмиграции. И эпизод с Брежневым в этом смысле абсолютно показателен. То есть Тарасов, конечно, системный человек, но… И вот эту двоякость мы хотели показать.
Тут я понял, что сценарист хотел высказать - но так и не смог оформить это в цельную идею. Безусловно, ошибкой было бы выставлять тренера Тарасова как этакого представителя "сталинской системы" (почему сталинской? Тарасов из сталинского поколения? а Брежнев - нет?), противостоящему "брежневской слабине". Но и брежневские времена - это уже не совсем то. Уже тогда все более и более становились очевидны процесс консервации политической жизни, бюрократической косности, дезориентации идеалов, казенщина и неэффективность выстроенной политической системы. Поэтому порою получалось, что живые, энергичные, нешаблонные коммунисты или социалисты становились в оппозицию к этому режиму - мягкую, в рамках системы, - или жесткую, переходя на сторону левого диссидентства. За что их, кстати, очень сурово наказывали.
Ничего здесь удивительного нет. Косвенно даже сам режим это признавал через многочисленные призывы "развивать самокритику", оживлять общественную жизнь, а уж конфликт "плохого бюрократа" и "способного изобретателя" - это вообще наипопулярнейшая тема советского производственного кино. "Легенда №17" тут в принципе не выходит за рамки, очерченные еще каким-нибудь "Случай на шахте №8".
Да и в реальности, стоит признать, отношения Тарасова с государством были далеки от идеальных. Был случай, когда его лишили звания Заслуженного тренера СССР. Потом, правда, вернули. Но все-таки.
Так что я, в общем, понял, что сценарист принял "скрытое дессиденство" за диссидентство идеям, а не режиму. А то, что быть недовольные тогдашним режимом, а то и выступающие против него левые интеллектуалы были, это хорошо известно. Притом выступали они вполне с позиций социализма, коммунизма, советизма и прочее.
Кстати, рекомендую довольно интересную книгу по теме - "Три комиссара детской литературы" Якова Цукерника. Автор анализирует отход от революционных традиций времен Гайдара к позднесоветской устоявшейся системе через детскую литературу. Написано эмоционально, весьма непосредственно, местами сумбурно и с лишними обвинениями в адрес Сталина (текст-то писался в начале перестройки) - но вполне с революционных позиций. В этом и была "двоякость" автора, который, будучи вполне советским коммунистом, желал изменить его в лучшую сторону.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=17465
А фильм теперь явно придется смотреть.