Ну, конечно, на сей раз все было не так масштабно, как в прошлом году, когда ярмарка была прямо на площади Ленина.
Что-то не нашел в сети фотографий с мероприятия, которые показывают размеры Советской площади, хотя фотографов на ярмарке было полно. Видимо, сфоткать всю ярмарку целиком этим балбесам не пришло в голову. Но зато каждый фоткал сцену.
Ну,где-то вот кусочек.
В рамках акции проходило двухчасовое чтение рассказов Платонова "Государственный житель", "Че-Че-О" и "Усомнившийся Макар". Чтение было коллективное, по странице за две минуты. Я, наивный, думал, что читать будут все желающие, и пошел в палатку. Ни фига, оказалось, читали строго по списку - сплошь выдающиеся люди нашей эпохи. Например, ученые, глава ЮВЖД, глава области, председатель местного отделения Единой России... Когда начала читать последняя, продавцы прилавка, возле которого я стоял, заулыбались. Оказывается они ее как-то подвозили пьяной.
Ну, конечно, были и люди, имеющие прямое отношение к науке. Например, В.Ковалевский, директор музея-заповедника Костенки, энтузиаст археологических раскопок и просто популярный преподаватель. Или немецкий исследователь творчества Платонова... не помню фамилии, но читал неплохо, хотя и с сильным акцентом. В чтениях принял участие даже Сам губернатор. Читал "Усомнившегося Макара". Какой отрывок, не знаю - не застал. На мой взгляд, "Государственный житель" подошел бы ему больше. Это чистая инструкция для членов правящей партии. Причем любой.
Ну ладно, собственно о книгах. Привезли много всякого. Палаток не считал, но вроде бы не меньше 10 - и книги продают с обеих сторон. Куча изданий по экономике, психологии, искусству, худлит, детская литература, даже музыка. Нашел штук 10 интересных книг, но цены, хоть и сниженные, кусались. 1150 рублей за "Автомобили русской армии" - я фигею, сограждане, сколько же это тогда в Москве стоило? Вот "Авиация над Халхин-Голом" Кондратьева за 500 - это еще понятно. А два тома "Реформа в Красной Армии. 1924-1928" каждый за 250 - это еще лучше. Пусть даже они уже в сети.
Итого только четыре книги.
1. Б.В. Бьёркелунд. Воспоминания. Спб., Алетейя, 2013. Воспоминания лейтенанта императорского флота о революции. В общем, открытий мало, но зато много забавных описаний, подробностей, да и по Гражданской это была практически единственная книга на всей ярмарке. 160 страничек с приложениями - отсканю обязательно.
2. Геральд Рауниг. Искусство и революция. Художественный активизм в долгом двадцатом веке. Спб, 2012. Книжка весьма заумная - тут тебе и Парижская коммуна, и 1968 и даже 9/11 как "постскриптум к безграничному граничному пространству" (?). Автор философ высшей Цюрихской школы искусств. Взял потому что продавец предложил скидку, если куплю вместе с ней Бьёркелунда. Тема искусства и революции меня всегда интересовала, но брать представленный на ярмарке каталог "Советское авангардное искусство" или биографию Эль Лисицкого, увы, не смог.
3. Роман А.Платонова "Чевенгур". Авторская позиция и контексты восприятия. Воронеж, 2004. Ну, это святое. "Чевенгур" моего земляка я в детстве изучил и прочел целиком раза три, а уж кусками и не сосчитать. Приложения к изданию 1989 г., составленное для филологов с многочисленными разжевываниями смысла топонимов, черновых набросков, первоиздания, аллюзий, ссылок, заимствований, источников вдохновения, метафор, несоответствий, наслоений и т.д. - читались как отдельная книга. Разумеется, я не мог не взять сборник статей, раскрывающих этот великий, по моему убеждению, роман Революционной Утопии. Если вы еще не читали "Чевенгур" - вы ничтожество.
Конечно, литературно-сволочной контры в сборнике хватает, но авось, выловлю и полезное.
4. Б.Савинков. Во Франции во время войны. Сентябрь 1914 - июня 1915. М.. 2008. Для любителей ПМВ - все каких-то 150 рублей. Будет, разумеется, со временем отсканирована. Оказывается, маленький негодяй-бомбист в то время был ярым пацифистом. Через слово повторяются пассажи о жестокости и бессмысленности войны, оправдание народов и прочее. Одна из таких цитат даже вынесена на обложку: "Вы говорите, что мы победим... возможно... Но, во-первых позвольте спросить, из-за чего война? .из-за того, что Австрия угрожала Сербии? Но какое нам дело до сербов? Что такое эти несчастные сербы? И затем, вы знаете, мы не готовы..." И это пишет доброволец французской армии? Военный корреспондент? Человек, который хотел записаться в Иностранный легион? Будущий товарищ военного министра, агитирующий за войну "до победного конца"? Впрочем, о чем я говорю... Достаточно вспомнить, как бывший революционер-боевик спутался с самой откровенной белогвардейщиной. ездил к белым генералам, курировал Балаховича, а потом врал на всю Европу, что если балаховцы и убивают евреев, то случайно. Удивительно мерзкий персонаж, на самом деле.
Хотел еще взять перевод Ричарда Дэя "Лев Троцкий и политика экономической изоляции". (Серия «Экономическая история в прошлом и настоящем») М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. По существу, единственная книга о экономических взглядах Троцкого с двумя его работами. Но стоило 500 и я решил, что такое наверняка со временем завезут в библиотеки. Но кто хочет, может завтра прийти на Советскую площадь и купить книгу с рук - завтра ярмарка еще работает, последний день.
Там же еще лежало две книги из той же серии - о дискуссии об индустриализации в 20-е и книга Наума Ясного о советских экономистах-спецах.
Еще заметил пухлый сборник приветственный посланий Колчаку под редакцией Р.Журавлева. То есть целый сборник одних только приветственных телеграмм Верховному Правителю! Офигеть! И что с ним делать?
Из книги о воронежском транспорте начала ХХ века узнал несколько приказов по Воронежскому укрепрайону в 1919 г. Как и ожидалось, военный транспорт и лошади красноармейцев использовались не по назначению, на них то в театр ездили, то на рынок, то свадьбу справляли, то просто лихачили по улицам. Мчались по улицам с быстрой ездой кто хотел и куда хотел, давя пешеходов на раз. Губвоенкому пришлось некоторых шоферюг даже арестовывать.
Еще - нашел на выставке недавно вышедшую книгу "Пути России. Историзация социального опыта". А там моя статья. Дело трехлетней давности, подвернулся случай, накопал что было под рукой, и съездил на конференцию. Так себе, конечно, вышло, но зато статья в большой печати.