Chapaevec (voencomuezd) wrote,
Chapaevec
voencomuezd

Categories:

Флешмоб

Юзер ashes_n написал пост про ассоциации. Типа, подай заявку и расскажи о чем думаешь.
Отвечаю на список red_white_gold

1. Военная история

Если пройтись по жж-шкам, да и вообще по блогам, то очевидно, что это - едва ли не самая популярная тема у людей. После, конечно, котиков, шмоток, "я на фоне ковра" и т.д. Оно и понятно - что может быть более интересным в эпохе, чем рассказы о взаимоуничтожении и девайсах, которые люди для этого придумывали? Любая самая неинтересная локация типа полузабытых островков возле Аргетины становится полем битв, атак и прочих интересных событий. Это уже не забытый географический термин - это часть истории. А не только узнать, но и сравнить с нынешним временем - это вдвойне веселее.
Поэтому нет ничего удивительно, что я, как и многие другие, с раннего возраста полюбил читать книги о военной истории, как и книги вообще. И вот так очень постепенно скатился к Гражданской - о чем рассказ ниже. Судя по блогам, я один из немногих, кто так плотно ей занимается. Откровенно говоря, это мне это вышло во многом боком - регулярно я с горечью убеждаюсь, что посвятив себя одной теме, пропустил еще кучу интересного во всех остальных военных конфликтах, от наполеоновских битв до современных локальных войн. Но ничего не поделаешь - за всем все равно не поспеешь. Когда-нибудь я обязательно этим займусь, но очень нескоро.

2. Гражданская война

Об этом стоило бы на самом деле поговорить отдельно, но... Интерес к Гражданской войне родился из интереса к большевистскому движению и вообще революции. Я довольно рано усвоил, что советская система имела недостатки, заложенные в самой своей основе, и усвоив ряд книг об эпохе сталинизма, понял, почему. Это побудило интерес к первым годам советской власти, когда все начиналось буквально с нуля. Я искал ответ на то, где была точка, начиная с которой все можно было изменить. Поиски показали, что такой точки, в общем не было, были лишь весьма эфемерные возможности на более мягкие варианты развития. Так постепенно я утвердился в мнении, что "история не знает сослагательного наклонения", а диктатура была обеспечена с первых месяцев существования советской власти. Интерес же к первым годам революции перерос к интересу к Гражданской войне вообще, заменив со временем любовь к чтению и попытки найти хобби "как у сверстников". Последнее было большой проблемой, потому что никакого хобби кроме как пойти в библиотеку и взять там на две недели дюжину книг, у меня не было и больше я ничего не хотел. Ну и вот в конце концов его приобрел. Знаете, кто-то, как Сулейманыч, изучает компартии третьего мира, кто-то историю Древнего Рима, а у меня - свой период.
Правда, изучение гражданской было долгое время связано с трудностями. Тогда еще интернета у меня не было, а библиотека была провинциальная, поэтому изучать историю пришлось на невообразимейшей дряни, которая попадалась под руку. Признаться, начиная свои "изыскания", я даже думал, что со временем мой интерес к теме угаснет. Но не угас. Хобби вышло надежное и уже начинает перерастать границы хобби.
Желание понять то время так и осталось, потому что белых пятен в исследованиях осталось более чем достаточно. Поэтому я прошу всех учесть, что Гражданская война для меня - это в первую очередь первые года революции, а не военная история в чистом виде. К истории ГВ как к истории войны я подошел куда позже.

3. Хруст французской булки (и его превозмогание)

Ну, этой дрянью я никогда не страдал. Признаться, я не фанатик и могу находить некоторое эстетическое удовольствие в том, что противоречит моим взглядам - например, в той же песне группы "Белый орел". Хорошая песня, особенно для 90-х. Но монархизм, нацизм и большая часть белогвардейщины как явления к ним не относятся - я о них слишком много знаю и для меня тут никакой романтики нету. Поэтому у меня лично хруст французской булки автоматически перебивается в голове рассказом Льва Толстого "После бала". В итоге романтика ультраправаков (а булкохруст - это именно монархическая романтика) мне в любом виде претит. Даже в виде крутых нацистов в чОрных мундирах. Приверженцев ее я процентов на 90 расцениваю как слабоумных, что подтверждается моим личным социологическим исследованием по блогам - нет такого бреда, который бы они не извергли.
Впрочем, есть возражения и чисто эстетические. Я лично быстро усвоил, что любой ультраправый романтический миф не идет даже в отдаленное сравнение с романтикой революционной. Слащавый белый офицер с ожесточенным лицом, во имя абстрактной России секущий надвое большевиков, никогда не сравнится со вздыбленным красным конем революции, вихрем революционного пафоса и мчащимся на всем скаку сквозь раскаленный воздух Павкой Корчагиным. Неслучайно ни один монархист и ни один белоэмигрант не смог создать ничего подобного "Конармии" и получался в лучшем случае примитивный трэш типа "Дроздовцы в огне".
Впрочем, справедливости ради, от революционной романтики я тоже стараюсь дистанцироваться - это плохо сочетается с историей.

4. Интернет-срачЪ

Благое дело. Первое время в интернете я только тем и занимался. Собственно, это, наверно, единственное, что еще держит людей  в жж-шках. Общеизвестно, что в нем пишут в основном для комментариев, а не так, для себя. Сейчас, впрочем, это сильно сошло на нет. То времени нет, то желания. Вдобавок в своем кругу общения сраться просто не нравится, а с чужаками это просто бесполезно. Как оказалось, во время срача физически нельзя переубедить оппонента, и единственный плюс от всего этого - накрутка комментов, что дает шансы попасть в ТОП. Кстати, пост "маршлутка против сталинобуса" по этой причине в ТОП и попал. Можете убедиться.
Да и вообще, то ли интернет уже не тот, то ли чувство новизны пропало. Многие интересные люди вон, вообще из жж-шек ушли. Какой уж тут срач. Надеюсь, с Долоевым так не будет.
Так что срачи у меня в последнее время в виде отдельных своих постов, в которых я излагаю свое мнение contra. В остальном переключился на публикацию собственных материалов.

5. Бухарский эмират

Родился интерес к Бухарскому эмирату косвенно, через тему интервенции в Туркестане. Британская интервенция в Закаспийской области - едва ли не самый малоизвестный фронт, и пожалуй, самый экзотический. Поэтому литературы по нему немного, а та что есть - в основном англоязычная. В итоге волей-неволей был вынужден обратить внимание на Бухару, по которой в среднеазиатские исследователи  в советское время писали много и охотно, правда, как правило, повторяя друг друга. А тема благодатная - отсталое ханство посреди советской пустыни, которому оставалось жить всего два года. Рядом Хива, революционный Афганистан, британские отряды, сипаи, туркестанские большевики, живущие на одни консервы с пулеметами на фаэтонах - в общем, тоже все очень интересные люди. И в очень интересном переплетении.
И вот просматривая сборник "Иностранная военная интервенция и гражданская война в Средней Азии и Казахстане", я натолкнулся на отчет туркестанской контрразведки о бухарской армии. Так, собственно, я и увлекся темой бухарской армии - как оказалось, ею вообще никто всерьез не занимался, и информацию приходится собирать по крупинкам. Фактически - последняя колониальная армия России, на излете своего существования попытавшаяся совершить модернизационный прыжок.
Кстати, если получится, по ней должна в конце года выйти статья. Но, тсс! Не хочу сглазить.

6. Ижевско-Воткинское восстание

Ну, кто о нем не слышал. "Рабочие-восставшие-против-большевиков-за-советскую-власть", "рабочие-антибольшевики-под-красным-знаменем". Такой разрыв шаблона сильно поражает психику и приводит к желанию разобраться в явлении, чтобы понять, в чем причина такого странного вывиха революции? Долгое скрупулезное исследование всех источников показало, что никакого особенного вывиха не было, а была очередная неизбежность революции, только неизвестная массам. В общем, на вопрос "как такое было возможно? это нетипично!" и прочие сенсационные возгласы, мать-история ответила простыми и скучными фактами, которые быстро лишили вопрос неясностей и сопутствующей им романтики. Оказалось, непросто возможно - но и закономерно, и среди уральского рабочего класса было неоднократно. В каком-то роде я даже сформулировал для себя вывод: "В каждой революции раскол происходит не только между классами, но и внутри классов - причем это касается и классов революционных". Это единственное, что может объяснить избитые штампы в интернете типа "рабочие воевали за Колчака, а офицеры-дворяне за большевиков!!!111".
Конечно, мне захотелось поделиться своими изысканиями и опубликовать что-то вроде заметки с развенчанием мифов об Ижевском восстании. А тут как раз подвернулся случай - меня попросила администрация одного многим известного сайта на тему "а не написать ли тебе чего о Гражданской" и я предложил именно эту тему. В итоге написание заметки о мифах переросло в очерк об Ижевско-Воткинском восстании размером с книгу. Не скрою, я даже на каком-то этапе просто увлекся темой и начал читать все подряд. Тем более, что регион ИВВ был нетипичен: небольшой по российским, но большой по местным меркам город-завод, флотилии из барж и буксиров, пули из меди, повстанческие отряды из рабочих и крестьян по обе стороны, борьба в лесах и на реках, партизанские налеты, жизнь восставших городов, "ударные" и "бессмертные" части повстанцев и т.д. Да, в этом есть определенная романтика, как есть она в кавалерийских рейдах ободранных ребелов-южан, их самодельных ракетах и подводных лодках 1860-х годов.
В конце концов все доступные источники были прочитаны, тема исчерпана, очерк с большим скрипом сдан и спустя очень большое время опубликован. Я перешел к другим интересным эпизодам того времени. Это, видимо, закономерность для любого историка - пока есть неосвоенный материал, ему интересна тема, когда он заканчивается, он переходит от нее к чему-то другому.

7. Революция и революционеры

Собственно, об этом я уже сказал. Я начал изучать историю для понимания революции и могу с уверенностью сказать, что без этого революцию понять невозможно. Революция - это необходимый в неизбежности акт свержения существующего порядка для утверждения нового. Все остальное - вопрос о соотношении насилия, издержках и плюсах свержения, последствиях этого процесса, поведении революционеров - суть вытекающее. Сама по себе революция как акт насилия необязательна - но она неизбежна из-за сопротивления господствующих классов. И итоге вне зависимости от желания революционеров убивать и резать время играет на них, а не на их противников.
Революционер - это человек, осознавший неправильность и вредность существующего порядка вещей, который хочет сменить его на объективно прогрессивный. С этой точки зрения каждый из нас революционер, даже если он не ходит на митинги, не изучает мыслителей, не крушит поместья, или наоборот - крушит, не зная "Критики Готской программы", но понимая, что к старому он возврата не хочет.
Самое же сложное в революции - это не совершить ее, а сделать так, чтобы она не проиграла. Особенно в исторической перспективе. Чтобы она не вернулась к старому, чтобы не захлебнулась в чужой крови, или наоборот, не пожрала своих отцов. Последнее, кстати, было для меня первой причиной для отрицания сталинизма. Уже тогда я подсознательно чувствовал, что это классовой борьбой не объяснить.
В общем, революция - это раб, который восстал и прозрел. И призвал к этому других. Хотя бы призвал. Для начала и это неплохо. А что прозреть, надо очень много думать - особенно над ошибками предшественников.

Ну, кто хочет принять эстафету?
Tags: гражданская война, размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments