Лашков Алексей Юрьевич — ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник запаса, кандидат исторических наук (119330, Москва, Университетский пр-т, д. 14)
Голотюк Василий Леонтьевич — полковник в отставке (г. Железнодорожный Московской обл. Тел. 8(909)668-98-99)
Ему выпала честь возглавить Красный Воздушный Флот
«Способный, серьёзный… всеми любимый и уважаемый… Выдающийся». Эти слова характеризовали российского военного лётчика Александра Степановича Воротникова при его аттестовании в 1913 году. Ему также выпала честь возглавить Красный Воздушный флот в трудные годы Гражданской войны.
А.С. Воротников родился 8 сентября* 1878 года в г. Екатеринославе (ныне Днепропетровск, Украина). Достигнув призывного возраста (21 год), он на правах вольноопределяющегося 2-го разряда был зачислен на военную службу в 133-й пехотный Симферопольский полк. В 1900-м будущий военачальник успешно сдал вступительные экзамены в Чугуевское пехотное юнкерское училище. Спустя год выпускника-отличника в звании подпрапорщика зачислили в 121-й пехотный Пензенский полк.
В начале июня 1904-го полк выступил на Дальневосточный театр войны, где на просторах Маньчжурии столкнулись геополитические интересы России и Японии. Там Воротникову довелось участвовать до ранения в многочисленных боях (Ташичао, Ляолян, Мукден, Сандепу). После излечения в лазарете он временно руководил так называемой охотничьей командой, а затем был переведён в кавалерию. За личную храбрость и мужество А.С. Воротников (к тому времени подпоручик) удостоился 6 орденов.
По окончании Русско-японской войны (1904—1905 гг.) боевого офицера направили на административно-хозяйственную работу, а точнее — заведовать солдатской чайной-лавкой. Это, конечно, его не устраивало, как и последующая должность полкового адъютанта. Вскоре он подал рапорт на перевод. Командование, высоко ценившее деловые качества А.С. Воротникова, предложило ему совместить обязанности адъютанта в одном из батальонов и начальника команды связи, на что он согласился.
В феврале 1911 года Воротников предпринял неудачную попытку поступить в Императорскую Николаевскую академию Генерального штаба. В январе следующего года его отправили на учёбу в Офицерскую школу авиации отдела Воздушного флота (ОВФ, г. Севастополь), созданную по инициативе великого князя Александра Михайловича (1). Руководство школы сразу выделило способного боевого офицера из числа слушателей, предложив ему возглавить команду нижних чинов. Одновременно Александр Степанович продолжал осваивать азы лётного мастерства. Так, в числе лучших пилотов школы он принял участие в ежегодных манёврах Варшавского военного округа (1912 г.). Летом 1912-го он успешно сдал экзамены на звание лётчика (2), а в октябре выполнил квалификационную программу на присвоение звания «военный лётчик».
После выпуска новым местом службы Воротникова в Военном воздушном флоте (ВВФ) стала 7-я воздухоплавательная рота (г. Киев), где он вступил во временное командование её 1-м авиационным отрядом. В июле 1913 года после переформирования воздухоплавательной роты в 3-ю авиационную роту штабс-капитан А.С. Воротников был назначен начальником 9-го корпусного авиаотряда (као). Такое внимание к нему было не случайным. В его аттестации имелась всё объясняющая характеристика, данная ему начальником Офицерской школы авиации ОВФ полковником Генерального штаба князем А.А. Мурузи (3). «Отличный военный лётчик… Выдающийся» (4), — восторженно отзывался тот о своём воспитаннике. В новой должности Александр Степанович активно участвовал в организации популярных накануне Первой мировой войны дальних перелётов.
С объявлением 30 июля 1914 года всеобщей мобилизации в России авиаотряд был включён в состав 3-й армии Юго-Западного фронта. Вместе с ним в течение следующего месяца штабс-капитан А.С. Воротников активно уча/48/ствовал в разведывательных полётах в небе Галиции, своевременно представляя руководству всю необходимую информацию о противнике в ходе Галич-Львовской операции, в сражениях на р. Золотая Липа и Гнилая Липа. Успеху способствовала налаженная с первых дней войны надёжная связь штабов с войсками в полевых условиях. Боевая работа при этом осуществлялась во взаимодействии с 11-м корпусным авиаотрядом, возглавлявшимся штабс-капитаном П.Н. Нестеровым (5). Его трагическая гибель при совершении воздушного тарана глубоко потрясла Воротникова, уже лишившегося близкого боевого товарища, воевавшего на Юго-Западном фронте, штабс-капитана Е.Е. Грузинова (6), сослуживца по Севастопольской офицерской авиашколе. 30 августа при выполнении разведывательного полёта его аэроплан был подбит зенитным огнём противника. Решив не сдаваться врагу, раненый лётчик перевёл машину в вертикальное пике и на глазах у изумлённых австрийских солдат врезался в землю. За свои подвиги штабс-капитаны П.Н. Нестеров и Е.Е. Грузинов были удостоены высокой воинской награды (ордена Св. Георгия 4-й ст.) и повышены в звании (посмертно).
* Здесь и далее все даты приводятся по новому стилю.
Тем временем реалии войны неумолимо увеличивали скорбный список потерь среди русских лётчиков. Презирая опасность, наши авиаторы ежедневно по 2—3 раза вылетали во вражеский тыл для сбора разведывательных сведений о противнике. За период Галицийской операции (Галицийская битва; 18 августа — 21 сентября 1914 г.) лётный состав 9 и 11 КАО выполнил свыше 70 боевых вылетов, причём Воротников брал на себя самые ответственные и опасные задания. С целью изучения одного из важных объектов австро-венгерских войск он даже решился на сверхдальний полёт (свыше 140 км от своего аэродрома). К сожалению, крайняя изношенность аппарата при сильном встречном ветре исключила возможность довести до конца выполнение поставленной задачи. Тем не менее он был единственным лётчиком Юго-Западного фронта, кто решился на подобное. В декабре 1914 года за боевые отличия ему было присвоено очередное воинское звание.
Новый год ознаменовался активными действиями русских войск в Восточной Галиции, что предопределило общую задачу и для 9-го авиаотряда: он продолжал снабжать командование ценными сведениями, способствуя успеху 3-й армии на отдельных участках фронта. В марте 1915 года капитану А.С. Воротникову «за отличное выполнение боевой задачи по своевременному вскрытию состояния львовских укреплений противника» было вручено золотое Георгиевское оружие. Известие о высокой награде застало Александра Степановича уже на новом месте. 19 февраля приказом заведующего авиационным делом в действующей армии (Авиадарм) великого князя Александра Михайловича он был назначен командиром 2-й авиационной роты (7), дислоцировавшейся в г. Варшаве. Помимо решения задач по воздушному прикрытию войск (2-я армия, Северо-Западный фронт) её авиаотряды совместно с варшавской крепостной артиллерией обеспечивали воздушную оборону (8) столицы Царства Польского (9). При этом особое внимание уделялось вопросам контроля за воздушным пространством в окрестностях Варшавы и надёжного прикрытия наиболее важных городских объектов от возможных авиационных налётов. Официально воздушная оборона столицы Царства Польского была образована секретным распоряжением войскам 27-го армейского корпуса от 23 января 1915 года за № 13. В соответствии с ним из двух нештатных авиаотрядов 2-й роты сформировали особое авиационное отделение и отряд воздушной обороны, преобразованные спустя три месяца во 2-й и 5-й армейские авиационные отряды (аао) с включением их в состав действующей армии**.
** Помимо указанных авиаотрядов в состав 2-й роты на апрель 1915 г. входили: 1, 4, 21-й и 1 Сибирский као.
К лету 1915 года германскому командованию удалось провести три крупные наступательные операции на Восточном фронте, что создало реальную опасность окружения главной группировки русских войск в центральных районах Польши. Чтобы избежать «польского мешка», Ставка ВГ потребовала отвести наши передовые части и соединения на восток, за р.Вислу. В период эвакуации военных учреждений и войск из Варшавы их прикрытие с воздуха обеспечивали подчиненные А.С.Воротникова. С 23 по 31 июля, несмотря на сложные метеоусловия, экипажи 2-го армейского и 1-го корпусного авиаотрядов 19 раз вылетали на перехват вражеских аэропланов, стремившихся прорваться к центру города.
С оставлением Варшавы 2-я авиационная рота (в составе 2-й армии) перешла в подчинение руководства вновь созданного Западного фронта. В 1916 году в его составе при каждой армии были созданы авиационные дивизионы, объединяющие все аао. Тогда же 2-й авиационный дивизион при 2-й армии возглавил А.С.Воротников. К концу 1916 года у него в подчинении находились 5 авиаотрядов и 85 военных летчиков. Ежемесячно подводя в любой обстановке итоги их деятельности, отражая в приказах и журналах боевых полётов выполненные каждым подчинённым задания, тщательно анализируя успехи /49/ и неудачи, он с большим удовлетворением извещал командование о достигнутых успехах, оформлял представления на награды, выражал скорбь по поводу утрат. А они, к большому сожалению, случались. 2 марта 1917 года во время воздушной разведки погиб подпоручик французской службы Берне (лётчик-наблюдатель 2 аао) при атаке его аэроплана немецким истребителем (10). 11 мая в ходе воздушного боя подобная участь постигла экипаж самолёта «Фарман» из состава 21 као (лётчик поручик Скрутов и наблюдатель подпоручик Богодист) (11).
И всё же чаще нашим авиаторам сопутствовала удача. 27 марта 1917 года в районе оз. Колдычева старший унтер-офицер Павленко (ао Гренадерского корпуса) вступил в воздушный бой с неприятельским «Альбатросом». Несмотря на серьёзные поврежения машины, он вынудил вражеский экипаж спуститься в районе г. Барановичи. Через два дня лётчики 2 аао прапорщик Третьяков с наблюдателем штабс-капитаном Евсюковым вступили в неравную схватку с немецким истребителем «самой новейшей конструкции». Искусно маневрируя, они заставили вражеского лётчика совершить вынужденную посадку у деревни Макаши с последующим пленением. И таких примеров было немало. Боевую работу «воротниковцев» высоко оценили командующий 2-й армией генерал от инфантерии Н.А.Данилов (12), поблагодарив «всех г.г. офицеров и солдат службы авиации за их отличную самоотверженную работу на пользу родной армии», а капитана А.С.Воротникова за то, что он «своими знаниями, боевым опытом и авторитетом» сумел наладить «столь успешно боевую службу отрядов» (13).
Февральская революция 1917 года, прекратившая монархическое правление в России, положила начало и развалу некогда стройного организма действующей армии и флота. Временное правительство на волне короткой популярности в обществе стало активно втягивать армейскую и флотскую общественность в процесс демократических преобразований. Так, Ставка ВГ санкционировала создание выборных комитетов в частях, управления и штабах (приказ от 12 апреля 1917 г. №51). В этот период подполковник А.С.Воротников стремился оградить своих подчинённых от нараставшего хаоса. Ежедневно им издавались приказы с анализом боевой работы, с неукоснительными требованиями по организации и проведению боевой подготовки, освоению групповых полётов, внедрению новых элементов лётного дела. Даже после приведения его подчинённых к присяге на верность Временному правительству он не побоялся объявить в приказе от 3 апреля прощальную телеграмму в адрес отстранённого от должности полевого генерал-инспектора ВВФ великого князя Александра Михайловича, выразив ему глубокую благодарность «за постоянно сердечное отечески-любовное отношение к нам [авиаторам], двигавшее многих на подвиги» (14).
Тем временем революционно настроенные выборные солдатские комитеты, ссылаясь на новое «Положение о демократизации армии», практически монополизировали власть в авиационных отрядах, парках, на технических базах. Не согласные с таким положением офицеры-лётчики незамедлительно смещались со своих постов, вокруг них создавалась атмосфера недоверия и враждебности. По малейшему подозрению офицеры подвергались репрессиям со стороны нижних чинов. Некогда боевые авиационные отряды, достойно конкурировавшие с воздушным противником на русско-германском фронте, буквально разваливались на глазах. Полковник А.С. Воротников (звание ему было присвоено 10 октября 1917 г.) хорошо знал о творившихся безобразиях, но сделать уже ничего не мог. Запущенный маховик дезорганизации системы военного управления давал свои негативные результаты, которые после Октябрьской революции стали постепенно изменяться в лучшую сторону. В начале 1918 года общее руководство авиацией и воздухоплаванием было возложено на созданную в декабре 1917-го Всероссийскую коллегию по управлению Воздушным флотом республики, приступившую к наведению должного порядка в вопросах выборности командиров авиационных подразделений (15). Когда же речь об этом зашла среди подчинённых А.С. Воротникова, то они почти единогласно поддержали его кандидатуру для оставления своим командиром (16). Но вскоре он был срочно вызван в Петроград для назначения на должность помощника инспектора авиации армий Западного фронта по технической части.
Летом 1918-го Воротникова перевели в штаб Западного участка отрядов завесы (ЗУОЗ, г. Калуга). Там он принял руководство всеми имевшимися на этом направлении воздушными силами. Опасаясь возобновления военных действий /50/ против РСФСР со стороны Германии, советское военное руководство приняло решение развернуть воздушную оборону новой столицы государства — г. Москвы. Особое значение придавалось истребительным формированиям, находившимся в подчинении начальника управления авиации Московского военгного округа. Именно на эту должность был назначен Воротников. Одновременно он возглавил комиссию Главного управления ВВФ (лаввоздухофлота) по пересмотру штатов авиационных частей старой русской армии.
В августе 1918 года А.С. Воротников стал официальным руководителем Красного воздушного флота (КВФ). Он с удвоенной энергией приступил к решению задачи по строительству воздушных сил молодого Советского государства. Одновременно Александр Степанович уделял большое внимание вопросам централизации органов военного управления. Он резко критиковал работу некоторых отрядных комитетов в авиационных частях Московского военного округа, продолжавших открыто вмешиваться в оперативные и организационные функции начальствующего звена. О деятельности Главвоздухофло-та в то время свидетельствует итоговый отчёт Высшей военной инспекции РККА, проверявшей работу центрального аппарата КВФ в ноябре 1918 года. В документе, в частности, отмечалось, что под руководством А.С. Воротникова «деятельность управления в значительной мере наладилась», поскольку при нём были устранены «причины, тормозившие вообще деятельность управления» (17). Вместе с тем ему было указано на «недостаточное проявление твёрдости и инициативы» в решении стоящих задач. Несмотря на столь противоречивую оценку, руководство РККА больше выделяло положительные качества Александра Степановича как знающего и дельного военного специалиста.
Тем временем набиравшая обороты Гражданская война обозначила значительную роль воздушных сил на фронтах, что потребовало укрепления организационных структур, в частности воссоздания Полевого управления авиации и воздухоплавания действующей армии (Авиадарма). Появление этого руководящего органа заметно ограничило спектр задач Главвоздухофлота и переориентировало его на общеорганизационную деятельность по строительству КВФ и подготовку лётных кадров.
К лету 1919 года Александр Степанович пришёл к выводу, что ему сложно осуществлять руководство тыловыми структурами Воздушного флота в новых условиях, и он обратился к начальнику Авиадарма А.В. Сергееву (18), в ведении которого в то время находился Гпаввоздухофлот, с просьбой о переводе его на другую работу. Вскоре просьба Воротникова была удовлетворена, и он получил назначение на должность военного лётчика при Главном управлении начальника снабжения ВВФ (19). Однако острая необходимость потребовала вернуть опытного специалиста в структуру Главвоздухофлота. В декабре 1919 года он занял должность технического инспектора Главного управления (ГУ), с мая следующего года — помощника начальника ГУ Рабоче-Крестьянского Красного Военно-воздушного флота (РККВВФ) по организационно-строительной части, затем — помощника по авиации. За плодотворную работу по техническому снабжению КВФ приказом Реввоенсовета Республики (РВСР) он был награждён именными золотыми часами. В сентябре 1920 года А.С. Воротников занял пост главного технического инспектора Главвоздухофлота, взяв под свой контроль вопросы материально-технического состояния советской авиации на фронтах Гражданской войны и в тылу страны.
После разгрома Русской (белой) армии в Крыму (ноябрь 1920 г.) и завершения Советско-польской войны основное внимание было обращено на положение в Туркестане, где продолжалась борьба против басмачей. Главная ставка делалась на воздушные силы, хорошо зарекомендовавшие себя в боевых действиях в горах. В январе 1921 года Александр Степанович убыл на Туркестанский фронт для объективной оценки состояния фронтового самолётного парка. Весной того же года он возглавил 1-ю военную школу лётчиков РККВВФ (Кача), созданную на базе бывшей Севастопольской школы авиации. Пробыл там недолго, не сумев найти общего языка с тогдашним руководством КВФ. С декабря 1923-го он вновь работал в центральном аппарате, состоя постоянным членом тактической секции Научного комитета Управления ВВС РККА, пока не получил предложение стать штатным преподавателем Высшей школы военной маскировки Красной армии. В ней, недавно созданной, уже трудились многие видные авиационные специалисты. С этой /51/должности в последний день 1924 года он и был уволен в запас с довольно сомнительной и необъективной, по мнению исследователя , формулировкой— «невозможность соответствующего использования» (20). А ведь Александру Степановичу в ту пору шёл лишь 47-й год, он был далёк от преклонного возраста. По всей видимости, к подобной мысли пришли спустя два года и в военном ведомстве, восстановив его, сотрудника авиационного треста при Главном управлении Гражданского воздушного флота, в прежней должности постоянного члена Научного комитета Управления ВВС РККА (21).
Скончался один из первых руководителей советских ВВС на 62-м году жизни в Москве в результате кровоизлияния в мозг.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Александр Михайлович (1866—1933) — великий князь, адмирал (1916). На военной службе с момента рождения. В годы Первой мировой войны — заведующий авиационным делом в армиях Юго-Западного фронта, заведующий авиацией и воздухоплаванием в действующей армии, полевой генерал-инспектор ВВФ. С марта 1917 г. — в отставке, с 1918 г. — в эмиграции.
2. Русский инвалид. 1912. № 163. С. 3.
3. Мурузи Александр Александрович (1872—1954) — российский военачальник, генерал-майор (1919). Окончил Пажеский Е.И.В. корпус (1893), Николаевскую академию Генерального штаба (по 1-му разряду, дополнительный курс — успешно; 1907), Офицерскую кавалерийскую школу (1908), Севастопольскую авиационную школу (1911). Участник Русско-японской войны (1904—1905). В годы Первой мировой войны — начальник штаба кавалерийской дивизии, пехотной бригады. Участник Белого движения на Северном фронте, позднее — в эмиграции (Франция).
4. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 409. Оп. 2. П/с 328-088. Л. 2.
5. Нестеров Пётр Николаевич (1887—1914) — русский военный лётчик, капитан (1914, посмертно). Окончил Михайловское артиллерийское училище (1906), Офицерскую воздухоплавательную школу (1912). Впервые в мире совершил на самолёте замкнутую вертикальную кривую — «мёртвую петлю» (9 сентября 1913 г.). Участник ряда длительных воздушных перелётов и один из разработчиков «русского воздушного боя». В годы Первой мировой войны — командир 11-го корпусного авиаотряда. Погиб при совершении воздушного тарана по самолёту противника (8 сентября 1914).
6. Грузинов Евграф Евграфович (1877—1914) — русский военный лётчик, капитан (1914, посмертно). Окончил Вольскую военную школу (1895), Тифлисское пехотное юнкерское училище (1899), Офицерскую школу авиации ОВФ (1912). В годы Первой мировой войны — командир 14-го корпусного авиаотряда. Погиб при вынужденном уничтожении собственного самолета (1914).
7. РГВИА. Ф. 2019. Оп. 1. Д. 543. Л. 100.
8. Воздушная оборона — совокупность разнородных средств и мер, служащих для борьбы с авиацией и для защиты от неё. В конце 1920-х г. трансформировалась в противовоздушную оборону.
9. Царство (Королевство) Польское (польск. Krlestwo Polskie) — часть Польши, находившаяся в составе Российской империи с 1815 по 1918 гг.
11. Там же. Л. 281.
12. Данилов Николай Александрович (1867—1934) — русский военный деятель, историк, генерал от инфантерии (1914). Окончил Первый Московский кадетский корпус (1884), 3-е военное Александровское училище (1886), Николаевскую академию Генерального штаба (1893). Участник Русско-японской войны (1904—1905). В Первую мировую войну — главный начальник снабжений армий Северо-Западного фронта, командир 10-го армейского корпуса, командующий 2-й армией Западного фронта. С 1918 г. в Красной армии, с 1933 г. — в отставке.
13. РГВИА. Ф. 6043. Оп. 2. Д. 16. Л. 250,251.
14. Там же. Л. 193.
15. Приказ Всероссийской коллегии по управлению Воздушным флотом Республики от 6 апреля 1918 г. № 28.
16. РГВИА. Ф. 6043. Оп. 1.Д. З.Л. 13.
17. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 29. Оп. 4. Д. 52. Л. 37.
18. Сергеев (Петров) Андрей Васильевич (1893—1933) — советский военачальник. На военной службе с 1915 г. Окончил курсы авиационных мотористов и теоретические курсы лётчиков при Петроградском политехническом институте (1915), Севастопольскую авиационную школу (1916), Военную воздушную академию РККА (1926). Участник Первой мировой войны — военный лётчик. После Октябрьской революции — член Всероссийской коллегии по управлению ВФ, комиссар Главного управления РККВВФ, начальник Полевого управления авиации и воздухоплавания при Полевом штабе РВСР, начальник штаба ВФ, начальник Главного управления Воздушного флота РККА. В 1933 г., будучи заместителем начальника Главного управления Гражданского воздушного флота, трагически погиб в авиационной катастрофе.
19. Приказ РВСР по личному составу от 13 июня 1919 г. №96. См.: РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д.91.Л. 131.
20. См.: Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914—1918 годов: Биографический справочник / Сост. М.С. Нешкин, В.М. Шабанов. М., 2006. С. 68.
21. Сведения о службе после 1918 г. взяты из послужного списка и трёх учётных карточек А.С. Воротникова, хранящихся в Российском государственном военном архиве.
Полковник запаса А.Ю. ДАШКОВ; полковник в отставке В.Л. ГОЛОТЮК
Военно-исторический журнал. №4, 2012. С.49-52