Chapaevec (voencomuezd) wrote,
Chapaevec
voencomuezd

Categories:

Онежские канонерки в 1919 г.

Их было восемь. До революции они были буксирами, таскавшими баржи по Онежскому и Ладожскому озерам. [...] Переименованные в канонерки и объединенные в дивизион, они образовали ядро Онежской флотилии [...] Корпуса буксиров не были рассчитаны на установку  на них орудий. Следовало определить, какие пушки могли выдержат эти корпуса. Вопрос решался в первой своей стадии оценкой свободного пространства на палубе, и эта часть общей проблемы особых затруднений не / встречала. Но далее вставал более сложный вопрос: выдержит ли палуба при выстреле, чего, разумеется, при постройке не предусматривалось. Решение принималось на глазок и при помощи мало подходящих сравнений с боевыми кораблями. После этого под палубу приклепывались довольно примитивные крепления из угольников листовой стали и устанавливалась пушка. Уверенность в том, что установка не подведет, не было, и для приобретения такой уверенности производился опыт. Пушка заряжалась, к стреляющему приспособлению  привязывался лотлинь, команда покидала корабль, а комендор, укрывшись на пристани за штабелем дров, дергал за лотлинь. После выстрела производился осмотр палубы и ее креплений и выносилось окончательное суждение о прочности установки и возможности стрельбы [...]

Небольшие размеры и слабость корпусов канонерок не допускали установки на них орудий калибра выше 75 мм, обычно по одному на корме. Кроме того, на носу устанавливалась одна 47 или 37-мм пушка. На двух канонерках, впрочем, удалось установить по два 75-мм орудия, однако на других пришлось ограничиться 47 и 37-мм.[...]

Неприятна также была течь в котлах, появлявшаяся после особенно большого числа выстрелов. Так как для ремонта котлов времени мы не имели, то [...] вопрос решался следующим способом. С целью уменьшения давления в котлах красная ограничительная стрелка на манометре по приказу флагманского механика переводилась влево. Мероприятие это, однако, имело главным результатом появления у флагманского механика чувства сознания исполнительного долга. Кочегары же с этим приказом считались мало и, когда в бою требовалась большая скорость, держали пар, руководствуясь старым местом красной стрелки.

Наличие на палубах пушек - непредусмотренного при постройке буксиров груза - очень чувствовалось во время сильных штормов, нередких на Онежском озере осенью. Повалившись под действием волны на борт, канонерка выпрямлялась настолько медленно, что иногда у моряков возникало / сомнение, сумеет ли она справиться со следующей волной. Мало-помалу мы к этому, однако, привыкли.

Одновременно с установкой артиллерийского вооружения были переделаны мостики, помещения для команды, поставлены вторые мачты, реи для сигнальных флагов. И как бы формальным завершением превращения буксиров в канонерки явилась их покраска в защитный, "шаровой" цвет.

*   *   *
Много выдумки было проявлено в организации противовоздушной обороны. Первоначально, когда на канонерках не было защитного вооружения, налеты самолетов отражались винтовочным и пулеметным огнем. Это не производило особенного впечатления на самолеты. Летая на малых высотах, они не только сбрасывали бомбы, но и вели пулеметный огонь. Тогда канонерки стали при налетах расходиться и, пользуясь тем, что самолеты летали низко, вели по ним огонь с некоторого расстояния из незенитных пушек, взаимно прикрывали друг друга; когда самолет находился над одной канонеркой, то другая вела по нему огонь. Этот прием себя полностью оправдал, заставив самолеты летать выше. [...] Когда канонерки получили зенитное вооружение (37-мм пушки), мы еще более успешно стали отражать атаки вражеских самолетов. Но трудность была в том, что для обслуживания одновременно как зенитных, так и незенитных пушек не хватало людей. Так, на канонерке № для ведения огня из зенитного оружия, которое состояло из одной 37-миллиметровой пушки и пулемета, установленных на мостике, смог быть выделен всего один комендор. Выполнял он свои обязанности так: в карманах у него были рассованы 37-миллиметровые снарядики с с разными, заблаговременно поставленными установками дистанционных трубок. При появлении самолета он сам,  зависимости от расстояния до самолета, выбирал снаряд с соответствующей установкой трубки, заряжал, устанавливал прицел, наводил и стрелял. Наблюдая облачко разрыва у самолета, он вносил необходимую поправку в прицел и устанавливал трубку для следующего снаряда. Когда самолет проносился над канонеркой, и его высота была невелика, тот же комендор, оставив свою пушку, бросался к пулемету и открывал из него огонь. Все эти операции производились с поразительной быстротой. Одного только не успевал выполнять комендор - "перезарядки" карманов с установленными дистанционными трубками. На помощь ему приходил единственный сигнальщик, который находился тут же на мостике. Он принимал и передавал сигналы, вел наблюдение за горизонтом и / воздухом. В "наблюдения" сигнальщика были включены и карманы комендора, и он урывками от своих непосредственных обязанностей устанавливал трубки и вкладывал в тот или иной карман снаряды с различной установкой дистанционные трубки. Благодаря тому, что дистанционные трубки снарядов имели всего восемь делений, а обычно пользовались только половиной их, ни сигнальщик, ни комендор никогда не путали установки и карманы.

В.А.Алафузов. Дивизион канонерок // За советкую Карелию. 1918-1920. Петрозаводск, 1963. С.105-107, 112-113.

Вот так и воевали...
Tags: 1919, Наше революционное оружие, Северо-Западный фронт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments