Chapaevec (voencomuezd) wrote,
Chapaevec
voencomuezd

Categories:

Органы управления Военно-морского флота в 1917-1921 гг.Часть 1

В рамках продолжения публикаций о РККА и РККФ - статья о органах управления советского флота. Она интересна даже не сама по себе, а приложением: кратким рассказом о том, как главное морское ведомство помогало "региональным" флотилиям.
Отмечу только, что я не верю, будто причиной ликвидации морского ведомства в 1921 г. послужило Кронштадтское восстание. Самое простое решение не всегда верное, а один бунт, пусть и такой крупный, еще не повод. Хватало и объективных причин - прежде всего, исчезновения флота как самостоятельной силы, строительства мирной жизни и реорганизации всей военной системы. Так же можно рассматривать все проблемы в РККА 1930-х как следствие репрессий.
Чую, это все идейки соавтора статьи Войтикова, который, в частности, полагает, что Ленин боялся диктаторства Троцкого. Впрочем, о нем разговор отдельный.

Органы управления отечественного Военно-морского флота в 1917-1921 гг.

За более чем 300-летнюю историю отечественного Военно-морского флота органы управления никогда не претерпевали столь «многочисленных конвульсивных упразднений и реорганизаций» (1) методом «проб и ошибок», как в 1917—1921 годах. Однако именно этот период, по сути, отдельный этап развития отечественного ВМФ в целом и органов его управления в частности, мало исследован. Причины этого вполне понятны — идеологический догматизм советской исторической науки и не менее критический крен «цветовой» направленности исторических исследований данного периода в постсоветской России. Вместе с тем исторический опыт реорганизации и развитие отечественного ВМФ на переходных стадиях государственного строительства представляет теоретический и практический интерес.
К началу 1917 г. управление ВМФ осуществляли Адмиралтейств-Совет (2) — орган управления военно-морским ведомством в России, в ведение которого с 1907 г. входило кораблестроение, дальние плавания кораблей и судов, комплектование и подготовка кадров для флота, и Морское министерство (3), ведавшее строительством, материальным обеспечением, подготовкой, комплектованием и боевой деятельностью флота. Морское министерство включало в себя: Главный морской штаб (ГМШ) (4) — центральный орган управления, который ведал подготовкой сил флота, составлял планы его боевого использования и издавал руководящие документы; Морской генеральный штаб МГШ — высший оперативно-стратегический орган управления, который с 1906 г. функционировал одновременно с ГМШ и ведал разработкой планов вооруженной борьбы на море, судостроительных программ, планов боевой подготовки и другими вопросами; Морской ученый комитет; главные управления и канцелярию (5). Не вдаваясь в подробности функционирования вышеназванных органов, отметим лишь, что либо еще до 1917 г. существовало дублирование функций и отсутствовало четкое разграничение полномочий между ними, ибо недостаточно полно этот вопрос изучен и освещен в литературе. Тем сложнее понять логику большинства последовавших мер по реорганизации органов управления флотом.
После Февральской революции 1917 г., так и не разрешившей комплекса вызвавших ее проблем, политическая напряженность в обществе нарастала. Временное правительство стояло на позициях продолжения участия России в мировой войне, большевики придерживались противоположных взглядов; их влияние на флотах и в военных флотилиях быстро росло, усиливались революционные настроения. После приказа № 1 Петроградс/61/ского Совета от 1 марта (6) «О выборах комитетов и новом распорядке в воинских частях» на флотах и в флотилиях создавались демократические административно-оперативные органы управления. В середине мая при ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов была создана Морская секция, в состав которой вошли 40 представителей флотов Балтийского и Черного морей, флотилий Северного Ледовитого океана, Сибирской и Амурской. Исполнительным органом секции являлся президиум из пяти человек. Это была первая попытка создания общефлотского руководящего центра (7).
В июне 1917 г. на Всероссийском съезде советов из его делегатов — представителей флотов, флотилий и ГМШ — на базе Морской секции при ЦИК Советов был создан Центральный комитет Всероссийского военного флота (Центрофлот) — выборный орган, руководивший деятельностью всех ЦК флотов и флотилий. Поскольку его члены в большинстве являлись эсерами и меньшевиками (61 из 66 членов), то Центрофлот выступил против Октябрьского вооруженного восстания и утратил влияние в среде матросов. В результате военные моряки — делегаты II Всероссийского съезда Советов создали инициативную группу в составе десяти делегатов («коллегия десяти»), которая 26 октября образовала руководящий орган революционных военных моряков — Военно-морской революционный комитет (ВМРК) (8) — и распустила «соглашательский» Центрофлот. Некоторые члены последнего — сторонники Советской власти — сразу же примкнули к комитету, в него были также кооптированы представители Центробалта. Всего в состав ВМРК входило до 70 членов. Во главе ВМРК стояла Морская коллегия. Деятельность Морского министерства контролировали секции ВМРК. В тот же день в ходе работы съезда был образован первый высший орган военного управления в составе советского правительства (Совета народных комиссаров) — Комитет по военным и морским делам (КВМД). Морское министерство перешло в его подчинение (9).
Менее чем за месяц ВМРК подготовил Всероссийский съезд военного флота, состоявшийся в Петрограде 18-25 ноября. Из 190 присутствовавших на нем делегатов 116 являлись членами большевистской партии. В Военно морском энциклопедическом словаре сказано, что «съезд обсудил деятельность военно-морских органов, поддержал Советскую власть, создал (здесь и далее выделено нами. — В.К., C.B.) новую организацию управления флотом — Верховную морскую коллегию, на местах — центральные комитеты флотов и флотилий» (10). Однако по другим источникам известно, что уже 14 ноября, то есть до начала работы съезда, приказом по флоту и морскому ведомству № 1 «во исполнение приказа СНК от 7 ноября сего года за № 1, Верховная морская коллегия в исполнение своих обязанностей по управлению Морским министерством вступила...» (11). В том же издании указано, что на съезде был создан новый орган управления ВМФ — Законодательный совет морского ведомства (Морская секция ВЦИК)» (12), хотя правильнее утверждать, что съезд лишь избирал членов секции, о чем было объявлено приказом по флоту и морскому ведомству № 32 без даты за 1917 г.: «Адмиралтейств-Совет упраздняется. Все права Адмиралтейств-Совета как верховного органа по делам флота и морского ведомства переходят к Морской секции ЦИК, избираемой всероссийскими съездами военного флота» (13).
Таким образом, декретом от 23 ноября Адмиралтейств-Совет упразднялся, 26 ноября ВМРК, как выполнивший свои задачи, был расформирован. Верховная морская коллегия (ВМК), будучи исполнительным органом СНК, приступила к демократизации (введению коллегиального руководства в центральных органах морского ведомства) и реорганизации старого военного флота, созданию советского военно-морского аппарата (14).
Новая политическая реальность — начавшиеся гражданская война и военная интервенция — значительно ускорила преобразования в структуре органов управления флота. В январе 1918 г. было издано «Положение о Морском законодательном совете», или Законодательном совете морского ведомства (до 30 ноября — Морская секция ВЦИК). Этот орган готовил наиболее /62/ важные решения по флоту, которые затем утверждали ВЦИК и СНК (15). Одно из них послужило причиной очередной реорганизации органов военного управления, в том числе высших и центральных органов управления ВМФ. 29 января 1918 г. СНК издал Декрет об организации Рабоче-Крестьянского красного Флота (РККФ) (16) на единых с РККА политических и организационных принципах (17). Реорганизация же заключалась в преобразовании 22 февраля ВМК в Народный комиссариат по морским делам (НКМД), наделяемый функциями упраздняемых КМВД (в пределах ведения) и Морского министерства, а также в роспуске Законодательного совета. В первом параграфе положения о коллегии НКМД говорилось: «Морское ведомство ведает всем относящимся до военного флота и морской обороны государства, получая надлежащие на то указания от правительства и Высшего военногo совета» (18). Морское ведомство теперь составляли: НКМД (включая ГМШ, МГШ и главные управления), флоты с входящими в их состав частями, приморскими крепостями, управлениями, учреждениями и заведениями, и местные установления. Вскоре ГМШ был ликвидирован, а из его состава выделены главные управления по делам личного состава и военно-морских учебных заведений. Управление морским ведомством на правах главнокомандующего флотом осуществляла коллегия НКМД в составе народного комиссара (председатель, представлял в ведомстве правительство) и четырех членов, в том числе двух военно-морских специалистов. НКМД проводил мобилизацию старого флота, создавал РККФ и руководил его боевыми действиями (19). Непосредственное руководство боевой деятельностью флота возлагагалось на МГШ — единственный уцелевший к тому времени орган управления старого флота.
Для единства руководства фронтами и всеми военными и военно-морскими учреждениями Вооруженных сил страны постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г. был создан Революционный военный совет Республики (РВСР), заменивший Высший военный совет и коллегию Наркомата по военным делам. В ноябре для непосредственного управления флотами и флотилиями в составе оперативного управления Полевого штаба РВСР было образовано морское отделение, в задачи которого входили подготовка решений главкома по вопросам применения флота, контроль за формированием и снабжением озерных и речных флотилии, практическая организация взаимодействия между ними и объединениями РККА (20). 18 декабря при РВСР был учрежден Морской отдел, к которому перешли функции коллегии НКМД. Через него РВСР производил назначения на высшие должности военно-морского флота, принимал решения о новых формированиях РККФ, утверждал штаты, нормы и табели. Рабочим органом Морского отдела РВСР являлся МГШ. Произошли изменения и в управлении флотами и военными флотилиями: вместо коллегиальных органов были учреждены должности начальника морских сил с правами командующего флотом и главного комиссара флота; были восстановлены штабы флотов; созданы реввоенсоветы флотов.
Однако опыт войны вскоре показал наличие недостатков в разграничении функций боевого (оперативного) управления силами флота и руководства его повседневной деятельностью. Поэтому в 1919 г. была произведена дальнейшая реорганизация: Морской отдел РВСР упразднен; морские, озерные и речные силы Республики и морские крепости подчинены командующему всеми морскими и речными вооруженными силами Республики (коморси), который, подчиняясь РВСР, являлся помощником главнокомандующего Вооруженными силами страны (по морской части), отвечавшим за разработку операций по заданиям Полевого штаба РВСР; при коморси на базе изъятых из состава МГШ органов управления боевой (оперативной) деятельностью создавался Штаб коморси Республики (с 3 июля 1920 г. — Штаб морских сил Республики); вводилась должность управляющего делами НКМД (упморком), который являлся ответственным руководителем по вопросам деятельности МГШ, утратившего со второй половины 1919 г. значение высшего оперативного органа РККФ. /63/
«Образование Штаба коморси Республики, очевидно, имело целью совершенствование системы боевого управления силами флота, однако в первое время из-за отсутствия разработанных планов применения сил и устойчивой связи со штабами группировок на театрах военных действий он не смог выполнять свои задачи в полном объеме, к тому же возникла неясность в разграничении сфер ответственности между ним и Морским генеральным штабом... Положение осложнялось тем, что коморси Республики и упморкому были свойственны задачи, властные полномочия и круг ответственности такие же, как у бывшего Морского отдела РВСР» (21).
Продолжая поиски лучшей организации управления флотом, РВСР приказом от 14 февраля 1920 г. объединил должности коморси и упморкома. В подчинении коморси оказались два штаба: Штаб коморси Республики и МГШ (22). В результате деятельность последнего стала сокращаться, а его функции постепенно переходили формировавшемуся с июля 1920 г. на базе Штаба коморси новому высшему органу — Штабу всех морских сил Pecпублики.
Последовавшие реорганизации стали, пожалуй, самыми кардинальными. 27 августа 1921 г. морское ведомство, по сути, было ликвидировано: приказом РВСР были упразднены должности коморси Республики и его помощника по технически-хозяйственной части, Штаб всех морских сил Республики, МГШ и все главные управления. Для обеспечения боевого и повседневного руководства флотом были учреждены должность помощника главнокомандующего по морским делам (помглавкомор) и Морской штаб Республики. В результате флот, по существу, утратил статус самостоятельного вида Вооруженных сил. При этом новая структура управления вскоре же проявила свою нежизнеспособность, работа управленческого аппарата, как в центре, так и на местах, фактически была парализована. Особенно тяжелый удар был нанесен по организации боевого управления, руководству строительством и подготовкой РККФ. По мнению помглавкомора Э.С. Панцержанского (назначен 22 ноября 1921 г.), изложенному в «Записке о флоте», адресованной 18 ноября 1921 г. председателю РВСР Л.Д. Троцкому (23), флот оказался «под несомненной угрозой окончательной гибели».
В последующем, в 1920-е, 1930-е годы, реорганизация продолжилась. Но новые структуры вновь и вновь оказывались недолговечными. При этом неясными остаются мотивы и обстоятельства упразднения ГМШ в 1918 г., МГШ в 1921 г., особенности формирования и деятельности Штаба всех морских сил Республики. «Глубоко противоречащим военно-морскому историческому опыту и абсолютно неоправданным экономическими соображениями», «величайшей государственной ошибкой с точки зрения научно-академической и с точки зрения практической» уже тогда представлялось не находившее вразумительных объяснений «расформирование Морского комиссариата», «подчинение флота армии» и «перенесение Морского штаба Республики из центра на периферию» (24). К сожалению, большинство трудов по истории отечественного ВМФ (25) не дают исчерпывающих ответов на эти вопросы, в них отсутствуют объективные оценки тех событий и их последствии для безопасности государства, а потому сохраняется вероятность повторения величайших государственных ошибок.
Ликвидация органов управления морского ведомства в 1921 г. была связана с принятым на X съезде РКП(б) в марте того же года решением, как ни странно, — о возрождении и укреплении флота. После окончания гражданской войны положение на флоте было крайне тяжелым. За семь военных лет он израсходовал все свои боевые и материально-технические запасы, потерял значительную часть кораблей и баз, большая часть военных моряков-большевиков ушла с кораблей на фронт, а затем они оказались на партийной, советской и хозяйственной работе. Некоторые корабли были укомплектованы рядовым и командным составом лишь на 20-40%. Суда нуждались в капитальном ремонте. Война и разруха тяжело отразились на судостроительной промышленности. Большое количество кораблей увели старая армия, и /64/ интервенты (26). Как оценил состояние флота М.В. Фрунзе, «в сумме все это означало, что флота у нас нет» (27).
Вопрос о судьбе флота рассматривался на состоявшемся 1 января 1921 г. совещании руководящего состава и представителей партийных организаций РККФ. Оно признало «необходимым теперь же определить политику по морскому вопросу и реально приступить к воссозданию Красного флота на морях Республики». Попыткой в этом роде явилась разработка проекта «Декрета о воссоздании морской силы РСФСР» (28), представленного коморси на рассмотрение РВСР 15 февраля 1921 года. В целом он был ориентирован на создание сильного флота, включая программу капитально-восстановительного ремонта, достройки кораблей и нового военного судостроения до 1926 года. Однако проект на X съезде даже не рассматривался: помимо недостаточной его экономической проработки, негативные политические последствия для судьбы флота имело Кронштадтское восстание 1921 года. Доверие к флоту, и в первую очередь к его руководящим органам, было подорвано, в результате съезд поручил «Центральному Комитету партии принять меры к тому, чтобы РВСР и ПУР провели в центральных военных органах республики изменения, способные действительно обеспечить интересы Красного военного флота» (29).
Таким образом, толчок для очередной «реорганизации» флота, его кадровой, в большей степени политической чистки, — фильтрации — дало Кронштадтское восстание. Несмотря на наличие многих объективных причин кронштадтских событий, руководство страны в первую очередь призвало всех коммунистов сделать политический вывод о необходимости сплочения партии и недопущении в ней оппозиции (30). Одной из основных причин «антисоветского мятежа в Кронштадте» считалась «слабость партийной opганизании и ослабление политико-воспитательной работы» на флоте, что воспринималось как следствие отсутствия «мощного высокоавторитетного военно-морского (политического) центра, облеченного величайшим доверием правительства» (31). И если раньше, осенью 1920 г., В.И. Ленин лишь декларировал мысль о ликвидации морского ведомства, то на этот раз он сделал все для реализации своего решения. После X съезда, в марте, а затем в июле 1921 г. были образованы комиссии по реорганизации флота. По прямому указанию Ленина их решения были направлены на ликвидацию оперативно-стратегической самостоятельности флота. В записке от 30 июля, адресованной Троцкому, он напоминал: «Ликвидация морского ведомства необходима. Комиссия при РВСР по ликвидации морского ведомства этот вопрос предрешила. Компетентные органы считают необходимым это дело ускорить» (32).
Версию о преобладании политического аспекта в тех решениях косвенно подтверждают и результаты смотра главнокомандующим С. С. Каменевым и начальником ПУРа С.И. Гусевым Балтийской практической эскадры 2 сентября 1921 г., который «произвел отличное впечатление» и «свидетельствовал» о «правильности намеченных РВСР путей возрождения Красного военного флота» (33). Всего-то и потребовалось — сократить в два раза личный состав, увеличивая в нем процент однопартийцев (к августу 1921 г. коммунисты на Балтике составляли 12,3%), лишить флот оперативно-стратегической самостоятельности, ликвидировав прежние и создав новые центральные органы управления, — и через месяц-другой, а то и через несколько дней (с 27 августа по 2 сентября), он уже производит отличное впечатление. И не требуется каких-то «экономически неоправданных» расходов на капитально-восстановительный ремонт и военное судостроение.

*       *       *
Как одно из свидетельств существования к моменту ликвидации морского ведомства мнения об «отставании от революционной жизни» и «никчемности» МГШ с оперативной точки зрения в условиях гражданской войны ниже публикуется очерк В.В. Случевского «Бывший Морской генеральный /65/ штаб (б. Генмор) и Оперативное управление Штаба командующего всеми морскими силами Республики (Оперморси)». Рукопись сохранилась среди документов Российского государственного военного архива (ф. 33221, россыпь). Личность автора очерка, к сожалению, установить не удалось: вероятнее всего, он либо проходил службу в оперативном управлении Штаба Морских сил Республики, либо участвовал в работе комиссий по ликвидации морского ведомства в 1921 году. Этот документ позволяет внести коррективу в представления о деятельности Морского генерального штаба и дает наиболее полную, хотя и не во всех деталях точную, картину руководства вооруженной борьбой на морских, речных и озерных театрах со стороны Штаба морских сил Республики в 1918-1920 годах.

Публикацию подготовили В.Г. Кикнадзе и С.С. Войтиков.

Кикнадзе Владимир Георгиевич — кандидат военных наук, капитан 2 ранга. Институт военной истории МО РФ; Войтиков Сергей Сергеевич — историк, главный научный сотрудник Главного архивного управления города Москвы.

Примечания
1. Цит. по: ЗОЛОТАРЕВ В.А., КОЗЛОВ И.А., ШЛОМИН B.c. История флота государства российского, т. 1. М., 1996, с. 341.
2. Учрежден в 1827 г. взамен Адмиралтейств-коллегии. До 1836 г. — совещательный орган при Морском министерстве, затем высшее хозяйственное учреждение министерства. В 1860 г. его функции были расширены. На него возлагалось обсуждение законопроектов и проектов административных распоряжений морского ведомства, инспектирование флотов, портов, морских учреждений. Состоял из председателя — сначала начальника Главного морского штаба, затем главного начальника флота и морского ведомства, а с 1906 г. — морского министра и пяти членов. Подчинялся императору. См.: Военно-морской энциклопедичекий словарь (ВМЭС). м. 2003, с. 26.
3. Учреждено в 1802 г. (ВМЭС, с. 504).
4. Создан в 1831 г. вместо существовавшего ранее Морского штаба (ВМЭС, с. 203).
5. Военная энциклопедия, т. 16. Пг. 1914, с. 421.
6. До 31 января 1918 г. все даты приводятся по старому стилю, с 1(14) февраля 1918 г. — по новому.
7. Три века российского флота, т. 2. СПб. 1996, с. 128, 129; Ленин и Красный Флот. Л., 1924, с. 56..
8. По другим данным — 9 ноября 1917 г. (см.: МОРДВИНОВ Р.Н. Создание советского флота и начало его боевой деятельности. В кн.: Советское военно-морское искусство. М. 1951. с. 65).
9. МОРДВИНОВ Р.Н. Ук. соч., с. 65; Три века российского флота, с. 129, 139; ВМЭС, с 149; 365, 504, 895-896.
10. ВМЭС, с. 165.
11. См.: Систематический сборник постановлений, изданных по Народному комиссариату по морским делам с 25 октября 1917 года по 31 декабря 1918 года. М., 1919, с. 2; Красный Флот в первых послеоктябрьских документах. — Морской сборник, 1992, № 11, с. 3.
12. ВМЭС, с. 149.
13. Цит. по: Систематический сборник постановлений, с. 9.
14. ВМЭС, с. 26, 130, 149; МОРДВИНОВ Р. Н. Ук. соч., с. 66.
15. ЗВЕРЕВ Б.И. В. И. Ленин и флот. М., 1978, с. 67.
16. Декрет был подписан в.и. Лениным 12 февраля 1918 года.
17. ВМЭС, с. 150, 238.
18. Высший военный совет был учрежден в марте 1918 г. как высший орган управления обороной страны, координирующий работу наркоматов по военным и морским делам.
19. Систематический сборник постановлений, с. 11, 13; МОРДВИНОВ Р. Н. Ук. соч., с. 67, ЗОЛОТАРЕВ В.А., КОЗЛОВ И.А., ШЛОМИН B.С. Ук. соч., с. 341; ВМЭС, с. 130, 365 , 504, 521
20. Российский государственный военный архив (РГВА), ф. 33987, оп. 1, д. 91, л. 8-9; MОHAКОВ М.С., РОДИОНОВ Б.И. и др. Главный штаб ВМФ: история и современность. М., 1998, с. 59; Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1917-1941. М., 1993, с. 60.
21. Цит. по: МОНАКОВ М.С., РОДИОНОВ Б.И. и др. Ук. соч., с. 60.
22. Сборник приказов и циркуляров по флоту и морскому ведомству, М., 1920, с. 159, 225; ЗОЛОТАРЕВ В.А., КОЗЛОВ И. Α., ШЛОМИН B. С. Ук. соч., с. 342, 343; Три века российского флота, с. 144. /66/
23. См.: Как Троцкий и Ко разваливали флот. Публ. Н.Ю. БЕРЕЗОВСКОГО. — Военно-исторический журнал, 1990, №3; РГВА, ф. 33987, оп. 2, д. 150, л. 16-19.
24.Там же.
25. См , например: ЛОБАЧ-ЖУЧЕНКО Б.М. Военно-морской флот. М., 1927; КРУПСКИЙ М.Л. Красный флот на страже. М.-Л., 1932; ЛОХТИН Г. Военно-морской флот. М., 1939; КОРНИЕНКО Д., МИЛЬГРАМ Н. Военно-морской флот советской социалистической державы, М., 1951; Советское военно-морское искусство, М., 1951; Боевой путь советского Военно-Морского Флота. М., 1988; Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1917-1941; ЗОЛОТАРЕВ В.Α., КОЗЛОВ И.А., ШЛОМИН B.С. Ук. соч.; Три века российского флота; ВМЭС; МОНАКОВ М.С., РОДИОНОВ Б.И. и др. Ук. соч.
26. Боевой путь советского Военно-Морского Флота, с. 123, 124.
27. Цит. по: Красный флот, 1925, № 8, с. 5.
28. См.: РГВА, ф. 33988, оп. 2, д. 314, л. 19-52.
29. ВКП(б) в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. 1. М., 1940, с. 394; КОРНИЕНКО Д.И., МИЛЬГРАМ H.H. Советский флот в период восстановления народного хозяйства и в годы первых сталинских пятилеток. В кн.: Советское военно-морское искусство, с. 307-308; ВМЭС, с. 150, 238.
30. ЛЕНИН В.И. Полн. собр. соч. т. 43, с. 25, 35.
31. «...Принять меры к возрождению и укреплению Красного военного Флота», Публ. Н.Ю. БЕРЕЗОВСКОГО. — Советские архивы. 1989, № 1, с. 55; Как Троцкий и Ко разваливали флот, с. 52.
32. ЛЕНИН В.И. Полн. собр. соч. т. 43, с. 83.
33. Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ), ф. Р-92, оп. 1, д. 462, л. 9; Сб. приказов помощника по морским делам Главнокомандующего всеми Booруженными Силами Республики и комиссара при нем, 1921, сентябрь, № 43, с. 620; «...Принять меры к возрождению и укреплению Красного военного Флота», с. 56, 57.

В.В. Случевский. Б[ывший] Морской генеральный штаб (б. Генмор) и Оперативное управление Штаба командующего всеми морскими силами Республики (Оперморси)

Конструкция бывшего Морского генерального штаба (б[ывшего] Генмора), по существу, приноровленная для больших перспектив государственной морской политики, оказалась, как выяснилось за двухлетний период 1918-1919 гг., недостаточно эластичной для тех условий, в которых очутился наш флот с первых же дней этого периода. Флот наш, с большим трудом стянутый в начале 1918 г. к Кронштадту и Петрограду, естественно, не мог преследовать никаких задач крупной морской политики. В отношении флота, кстати, находившегося тогда в печальном состоянии материального, технического упадка, вопрос сразу ограничился дилеммой наивозможного восстановления и сохранения его в сфере обороны принадлежавших нам побережий Финского залива. Недостаточная эластичность конструкции б. Генмора особенно начала сказываться в условиях текущей (начавшейся тогда) гражданской войны, с возникновением у нас внутренних фронтов, а вместе с тем речных и озерных флотилий.
Ближайшим последствием этого было то, что б. Генмор как учреждение перестал успевать за темпом вызванной новыми условиями работы и руководить оперативной деятельностью, в значительной степени принявшей характep речных операций, ему было не под силу. Работа б. Генмора, которая, по существу, должна была сводиться главным образом к оперативному руководствy, в действительности, ввиду его конструкции во многом принимала никчемный академический характер. Обстоятельство это и послужило в естественном порядке причиной к возникновению мысли об организации такого Центра при командующем всеми морскими силами Республики (Коморси), который в непрерывном контакте с действительностью принял бы на себя функции оперативно-административные, не отставая от революционной жизни. Мысль эта приняла конкретную форму в 1919 г., и именно в этом /67/ году, 3 июня (1) в виде такого центра явился сформированный Штаб командующего всеми морскими силами Республики (Штакоморси), в состав которого вошло Особое оперативное управление, предназначавшееся замнить собой впоследствии Генмор. Таким образом, при обзоре деятельности б. Морского генерального штаба (б. Генмора) за рассматриваемый нами период 1918-1919 гг. приходится остановиться и на деятельности вновь созданного Оперативного управления Штакоморси, начавшего функционировать в середине 1919 г., тем более что с этого времени б. Генмор, до окончательной своей ликвидации в начале 1920 г. (2), постепенно переходил к исключительно тыловой работе.

Б. Морской генеральный штаб (б. Генмор)

Круг служебной деятельности Морского генерального штаба как учреждения до некоторой степени был очерчен ст. 85 кн. 1 ч. 1. Св[ода] м[орских] постановлений] (Продолжение 1905 года). Сверх обязанностей его, предусмотренных этой статьей, приказом по флоту от 19 июня 1918 г; № 445 на него было возложено:
1) Рассмотрение и разработка тех законопроектов флота и морского ведомства, кои относятся к вопросам общей организации службы во флоте.
2) Для отзывов (так в тексте. — В.К., C.B.) по всем проектам положений и штатов учреждений флота и морского ведомства, со стороны соответствия их общим требованиям морской службы.
3) Сосредоточение сведений и современных материалов текущего военно-морского законодательства.
Уже одно перечисленное давало значительный материал для работы бывш[его] Генмора в истекшие указанные два года, невзирая на то, что некоторые вопросы прошли без участия его в их разработке и рассмотрении, как-то, н[а]п[ример]: положение о демократизации флота, об организации социалистического рабоче-крестьянского флота, о дисциплинарных судах и нек[оторые] др.
В связи с национализацией промышленности мобилизационно-экономическим отделом б. Генмора были предприняты обширные статистические работы по учету производительных сил страны с целью определения, насколько эти силы могут быть использованы для потребностей Красного флота; работы эти были, однако, не закончены, так как в феврале 1919 г. отдел этот, ввиду более насущных, настоятельных потребностей сложившейся обстановки военного времени, был упразднен.
В связи с ликвидацией мировой войны и демобилизацией б. Геймером был разработан переход флота на мирное положение, причем судовой состав был подразделен по трем категориям: а) действующий флот, б) вооруженный резерв и в) суда, состоящие на долговременном хранении, с определением численности команд для первой группы в 75% табели комплектации 1915-1916 гг., для второй — 25% и для последней — 10%. Эти основания демобилизации явились руководящими; в сентябре-октябре 1918 г. б. Генмор начал и лишь в следующем году закончил весьма обширную работу по пересмотру табелей комплектации судов параллельно с группировкой судов по категориям.
Б[ывший] Генмор сделал доклад коллегии Народного комиссариата по морским делам от 25 сентября 1918 г. за № 277, в котором возбудил весьма важный вопрос о необходимости реорганизации системы ликвидационных, органов морского ведомства. Дело в том, что с окончанием войны 1914-1918 гг. и переходом на мирное положение органы эти большей частью создавались совершенно самобытно, без определенного общего плана; цели учреждения некоторых из них, задачи, на них возлагаемые, представлялись недостаточно ясными. В своем докладе б. Генмор проектировал нижеследующие основания реорганизации:
1) создание общей системы ликвидационных органов морского ведомства; /68/
2) строгое разграничение компетенции ликвидационных органов Моркома от таковых же военного ведомства;
3) разграничение при ликвидации функций исполнительных от финансово-расчетных и контрольных;
4) использование приобретенного специального опыта личного состава существующих ликвидационных учреждений.
Намеченная реорганизация всецело легла на б. Генмор, который к концу года и закончил необходимые работы в этом направлении (3).
Во время мировой войны весь торговый русский флот был привлечен для военных нужд морским ведомством. К 1918 г. часть этого флота очутилась в местностях, занятых германцами, кроме того, с установлением советского строя торговый флот был национализирован. Из совокупности таким образом создавшегося положения вещей в отношении торгового флота следовало, что: 1) часть судов его подлежала возвращению из Германии в обмен на германские суда, находившиеся в наших руках, 2) некоторая незначительная часть, подлежала возвращению владельцам и, наконец, 3) большая часть его судов подлежала, в силу национализации, передаче в Главод. Вышеизложенное создало почву для обширных работ руководящего характера б. Генмора, который рассматривал эти вопросы в принципиальном отношении и руководил деятельностью специально созданных с этой целью в Морском ведомстве ликвидационных комиссий (4).
В сентябре 1918 г. в Петрограде была создана Военно-морская историческая комиссия по составлению истории войны на море 1914-1918 гг., в ноябре, в том же году, она переменила свое название и стала называться Комиссией по исследованию и использованию опыта войны 1914-1918 гг. (5); создание этой комиссия было прямым следствием работ б. Генмора по вопросу о собирании исторического материала во флоте.
Весьма значительные работы были совершены б. Генмором в деле переустройства флота и морского ведомства на новых революционных началах, заложенных революцией в жизнь в начале 1918 года.
Революция внесла новые принципы в область дисциплинарных отношении. Под влиянием последних Балтийский флот в середине 1918 г. составил проект нового дисциплинарного устава, который и внес на отзыв в б.Генмор, специальная комиссия б. Генмора, рассмотрев этот проект, пришла к единогласному заключению, что он неудовлетворителен, но вместе с тем возник вопрос о составлении для флота ряда уставов, наставлений и правил специальных служб в соответствии с потребностями и запросами нового времени.
Б. Генмором был тогда выработан общий порядок и план этих намечавшихся законодательных работ, а также выработан проект дисциплинарного устава; задача эта потребовала большой подготовительной работы, которая в значительной степени была осуществлена в 1918 году.
Возникшая гражданская война вызвала к жизни речной и озерный флот; организация его в значительной степени легла на б. Генмор, которому в этом отношении пришлось выполнять задания Верховного командования.
В этом же году произошла передача крепости Кронштадт из военного в морское ведомство; б. Генмору пришлось принять на себя большую работу по организации и управлению этой морской крепостью.
Заканчивая обзор деятельности б. Генмора за 1918 и 1919 гг., необходимо отметить, что в ней находила себе проявление лишь известная доля работы этого учреждения, тогда как другая часть, более значительная, не давала видимых результатов. Происходило это, однако, опять в силу особенностей конструкции этого учреждения, на которой мы останавливались выше. Дело в том, что целью учреждения б. Генмора являлась подготовка флота к войне, которая в значительной степени достигалась собиранием и систематизацией данных для общих выводов, дающих отправные точки для всей работы Генмора. Таким образом, непрерывно совершающаяся работа в иностранном, например, отделе Генмора, заключавшаяся в изучении вероятных противни/69/ков, в собирании данных о них, не находила себе поводов для внешнего выявления; то же самое можно сказать про большую часть работы оперативного и мобилизационного отделов, не дающих больших внешних результатов. В несколько новых условиях протекала работа организационно-тактического отдела, которая по своему характеру и давала видимый эффект.
Теперь, однако, в перспективе прошлого, нам легко было обрисовать значительную работу б. Генмора, произведенную им в трудовые два года коренной ломки старых уставов жизни и создания новых. Работа эта лежит не в плоскости оперативных функций, это об[ласть] б. высшего учреждения Моркома, с этой стороны, как было указано нами в начале, конструкция эта не обладала достаточной эластичностью для приспособления к требованиям новой деятельности, а в плоскости законодательно-организационных (6) фукций его.

Кикнадзе В.Г., Войтиков С.С. Органы управления отечественного Военно-морского флота в 1917—1921 гг. //Вопросы истоВопросы истории. 2008. №12. С.61-77
Tags: Кронштадтский мятеж, научные статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments