Органы управления Военно-морского флота в 1917-1921 гг. Часть 2
Оперативное управление Штаба командующего всеми морскими силами Республики (Оперморси)
Оперморси, вошедший в состав сформированного 3 июля 1919 г. Штабмора (7), был представлен четырьмя оперативными частями, объединенными в своей работе начальником Оперативного управления, замещавшим начальника Штаба в случае его отсутствия. Каждой оперативной части был предназначен отдельный театр, а именно:
1-я оперативная часть — Балтийское море с бассейном Ладожского и Онежского озер.
2-я оперативная часть — Каспийское море с бассейнами реки Волги
3-я оперативная часть — район реки Сев. Двины и бассейны Сибирских рек.
4-я оперативная часть — бассейн реки Днепра, а впоследствии Черное и Азовское моря.
Флагманские специалисты — минер, артиллерист — непосредственно были подчинены начальнику Штаба, но, так как начальник Оперморси являлся заместителем начальника Штаба, то этим самым достигалось объединение деятельности оперативных частей с флагманскими специалистами.
Таким образом, создалась система, имевшая конечной целью взять на себя оперативные функции б. Генмора, что и удалось достичь путем постепенного приближения к оперативному руководству морской силой; однако в начале своей деятельности Оперморси, ввиду неналаженности связи с театрами и отсутствию схематических планов в создании речных флотилий, пришлось сосредоточиться на вопросе целесообразного распределения имевшихся в Республике боеготовых материалов, разрабатывая одновременно планы paбот по вооружению и снабжению морской революционной силы.
По мере налаживания всей новой системы Оперморси совместно с флагманскими специалистами вырабатывали задания еще функционировавшему тогда б. Генмору по составлению планов боевого снабжения.
К осени 1919 г. благодаря напряженной работе Оперморси настолько наладилась планомерность сообщения флотилий и выяснилась общая обстановка, что для нового учреждения явилась возможность приступить к оперативному руководству деятельности вооруженных морских сил.
По отдельным театрам работа оперативных частей заключалась в следующем:
По 1-й оперативной части
Печальное состояние Балтийского флота заставило б. Генмор еще в самом начале 1919 г. предпринять первые шаги к приведению в ясность наших морских сил в Балтийском море. Ко времени создания Штамора (3 июня 1919 г.) лишь намечались те пути, по коим необходимо было направить всю деятельность Центра и самого Балтфлота, чтобы из остатков и развалин последнего создать вооруженную морскую базу. Перед Штамором, таким образом, вставали две трудные задачи — возрождение Балтийского флота и оказа/70/ние содействия сухопутной армии, своими флангами выходившей к Балтийскому морю. Эти две задачи были трудно исполнимы, благодаря необычайному расстройству аппарата управления флотом, и трудно совместны, ибо планомерность работ по решению первой из них нарушалась спешностью и изменчивостью характера помощи флота армии — второй.
В связи с изложенным работа 1-й оперативной части в главном свелась к приведению в известность сил и средств Балтийского флота, установлению формы их использования как в Балтике, так и на флотилиях, «созданию» действующего отряда на случай наступательных операций противника против флота, запертого в Кронштадте, усилению позиций на подступах к главной операционной базе — Кронштадту — с суши, наконец, установлению цели и программы дальнейшего развития вооруженной силы на Балтике.
Так как воссоздание флота зависело от состояния ремонтирующих заводов и от наличия топлива, то общегосударственный кризис в этой экономической области естественно должен был отзываться на степени успешности работ Оперативной части. Чисто морские задачи отодвигались на задний план, ибо нужно было иметь корабли в исправном состоянии, чтобы начать обучение личного состава, а затем и подготовку флота к боевым действиям.
Обстановка — как чисто военная, так и международная — долго оставалась неопределенной; слабость морских сил в Балтике, с одной стороны, близость фронта к Петрограду — с другой, отстраняли мысль об активных операциях на море, и сухопутное командование распространило в этот период времени свое влияние и на Балтийский флот, следствием чего было oперативное подчинение Балтфлота 7-й армии (8). Действительность поставила Оперативную часть в такие условия, в которых она, будучи лишенной возможности выполнить намеченные задачи, должна была ограничиться лишь решением их по частям. Фактически деятельность Оперативной части свелась к следующему:
1) Был сформирован действующий отряд Балтфлота, то есть из наиболее исравных судов выделено ядро, которое и было приведено в боеспособное состояние. Нельзя не отметить, что работа в этом направлении была чрезвызчайно трудной и сложной по причине недостатка в рабочих силах, материалax и топливе; нарождавшиеся вопросы неизменно в своем решении проводились при самом ближайшем, участии, 1-й оперчасти.
2) Вырабатывался план по заграждению фарватеров на случай подхода к ним противника. Минные заграждения, поставленные в 1918 г., были усилены постановкой новых мин; в 1919 г. было выставлено около 500 морских мин.
3) Приведение в полную известность наших сил на Балтийском море. Как было указано в начале, б. Генмором уже были предприняты первые шаги для приведения в ясность сил на Балтийском море. В свою очередь и 1-й оперчастью несколько раз предпринимались обследования судов Б[алтийского] ф[лота] с целью выяснить пригодность их для боевых целей; это создало бы известного рода условный порядок в вопросе временной передачи судов на долговременное хранение, вступления их в строй или сдачи к порту за полной непригодностью.
4) Приспособление управления Балтфлотом к задачам обороны. Подобное приспособление управления в значительной степени сводилось к всецелой передаче флоту обороны подступов к Кронштадту — как с моря, так и с суши. Осуществление такого рода обороны придает созданию морской силы на Балтморе государственный смысл и дает возможность этой силе с течением времени проявить себя активно. В этом отношении 1-я оперчасть добилась, чтобы Балтийский флот был во всех отношениях подчинен командующему всеми морскими силами Республики (Коморси) и от сухопутной армии получал лишь оперативные задания. В частности, Кронштадтская крепость с фортами, вынесенными на южный берег Финского залива, были переданы в полное подчинение командованию Балтфлота. /71/
5) Приведение в полную известность запасов Балтфлота. Запасы Балтфлота были в недопустимо запущенном состоянии, их хранение было бессистемно. В 1918 г. явочным порядком отдельные организации, например, брали с судов и из порта части машин, орудия, снимались люди и т.п. Первым делом предстояло положить конец разрухе, и 1-я оперчасть проявила наивозможную энергию, чтобы привести все запасы в известность, учесть и распределять их впредь по плану Штамора. Работы в этом направлении 1-я оперчасти имели две цели: первая — лучшее и систематическое использование запасов на Б[алтайском] ф[лоте]; и вторая — возможность выделять флотилиям то или иное боевое материальное имущество.
Надо полагать, что задачи эти были решены успешно, доказательством чему служат как укомплектованный, снабженный всем необходимым, сформированный действующий отряд Балтфлота, так и получавшие своевременно все запасы из Балтфлота, выполнившие в целом свои задачи [отряды]; речных флотилий.
6) Организация оказания помощи флотилиям. Суда спешно ремонтировались, вооружались, укомплектовывались, снабжались всем необходимым по материальной части, после чего их отправляли к флотилиям; флоту пришлось иметь дело с несколько новыми для него речными и озерными плаваниями, и 1-я оперчасть принимала самое непосредственное участие в спешном налаживании этого дела.
Было отправлено 4 миноносца и 4 приготовлено к отправке, но отравка последних была отменена, кроме того, было отправлено 6 сторожевых судов и другие мелкие суда, баржи и т.д.
7) Упорядочение вопроса о топливе.
Вопрос о топливе, по существу, был чрезвычайно важным, особенно ввиду скромных запасов его, имеемых в наличии Республики. 1-я оперчасть уделяла этому вопросу большое внимание, благодаря чему удалось в 1919 г. прекратить отобрание угля от флота различными организациями посторонних ведомств.
К числу больших работ 1-й оперчасти надо отнести работы по созданию вооруженной морской силы на Ладожском и Онежском озерах.
Враждебная позиция Финляндии и действия добровольческой армии, выдвинули вопрос об обороне Ладожского озера, Мариинской водной системы, железной дороги Вологда—Петроград и Онежского озера. Из Балтийского моря были переведены в этот водный район 4 эсминца, 2 вспомогательных судна и 6 сторожевых судов, с вооружением четырьмя 60- и 75-мм корабельными орудиями. Ввиду берегового характера обороны решено было организовать из имеющихся средств оборону Шлиссельбургскои крепости в вынесением береговых батареи к м. Сосковец — [корабельной] артиллерией калибром от 30 до 60 мм; сверх того, устанавливались полевые батареи в устьях рек, выходящих к Мариинской системе.
План обороны Лад[ожского] озера был разработан 1-й оперчастью, но из-за отсутствия свободной морской артиллерии осуществить его в полной мере не удалось; по соглашению с сухопутным командованием пришлось ограничиться установкой легких полевых батарей. Оборона восточного побережья Лад[ожского] озера была выделена из общей обороны последнего и подчинена, ввиду обстановки на фронте и [условий] организационного свойства, б. Онежской флотилии.
Б. Онежская флотилия имеет свою, несколько обособленную от других флотилии, историю. Она была создана в 1918 г. попечением сухопутного командования и лишь в феврале 1919 г., по инициативе б. Генмора, она перешла в Морком, но в оперативном подчинении осталась у сухопутного командования. 1-я оперчасть довела состав флотилии до размеров, необходимых для своего господства на Онежском озере, дала материальные средства, личный состав и т.д. Таким образом, к августу 1919 г. эта флотилия усиленная и судами, и артиллерией, и личным составом, получила перевес над противником и господство на Онежском озере. /72/
2-я оперативная часть (2-я оперчасть):
В июне 1919 г., с окончанием боевой кампании на р. Каме, возник вопрос о недочетах в тактических свойствах и материальной части судов Волжской военной флотилии (9). 2-я оперчасть приняла самое непосредственное участие в разрешении этого важнейшего, неотложного вопроса. Работа ее сосредоточилась вначале на пополнении судового состава флотилии новыми, более подходящими для условий речной войны судами, а такие на перевооружении старых; в этих целях 2-я оперчасть, совместно со Штабом флотилии, изыскала в Главоде до 12 разных судов и разработала планы работ по приспособлению их для военных целей, а также по ремонту и перевооружению судов, уже ранее входивших в состав флотилии. В дальнейшем, по утверждении этих планов Коморси, на 2-ю оперчасть ближайшим образом легли заботы по выполнению их в смысле наблюдения за своевременной доставкой в базы флотилии необходимых для вооружения и ремонта судов артсистем и материалов, а также пополнения боевого запаса. Одновременно 2-я оперчасть разрабатывала задания для снабжения Астрахано-Каспийской флотилии (10), а такие наблюдала за действительным их выполнением.
В начале июля 1919 г. противник окончательно очистил бассейн р. Камы, и Волжской флотилии пришлось развить боевую деятельность на р. Волге.
Наши сухопутные армии продвигались на юг, вдоль этой реки, и ближайшей задачей флотилии явилось содействие им в этом продвижений. Аналогичная задача, но при продвижении наших войск вдоль р. Волги с юга, ложилась и речные отряды Астрахано-Каспийской флотилии. Это и было причиной объединения командований Волжской и Астрахано-Каспийской флотилий в одних руках (11), и 2-я оперчасть занималась подготовкой и разрешением всех сопряженных с этой мерой вопросов.
В той же Оперчасти разрабатывались директивы для выполнения операции прорыва флотилии через занятый противником район у Царицына; РВСР в начале августа постановил произвести эту операцию, и 2-я оперчасть принимала меры к обеспечению ее своевременной доставкой необходимого дополнительного боевого снабжения.
Осенью 1919 г., в связи с уже обозначившимся падением Царицына, 2-й оперчасти пришлось приступить к разработке чрезвычайно важного вопроса об усилении судового состава Волжско-Каспийской флотилии морскими судами от Балтики с целью дать возможность флотилии в кампанию 1920 г. вступить в борьбу за господство на Каспийском море. Разработка этого вопроса и сопряженное с крайними трудностями осуществление самого перевода судов из Балтики водными системами заняли все время до конца 1919 года. Усиление Каспийского флота к началу кампании 1920 г. 4-мя эсминцами и 6-ю сторожевыми кораблями из Балтики, а также целым рядом морских судов из числа находившихся в разных портах р. Волги явилось результатом работ 2-й оперчасти. Таким образом, Каспийский флот получил возможность успешно решить возложенную на него задачу.
Разработка плана зимнего ремонта судов, совершавшаяся одновременно с другими работами, также была выполнена 2-й оперчастью.
По 3-й оперативной части (3-я оперчасть)
3-й оперчасти было поручено заведование Северо-Двинским театром, в котором действовала Северо-Двинская речная флотилия (12). Последняя, как формулировалось, была подчинена армии «во всех отношениях» и Моркому было уделено только снабжение флотилии чисто морского характера. Однако настоящее морское руководство организацией ее, к каковой флотилия перед сформированием Штамора приступила, всецело легло на Морком. Таким образом, сложился порядок, при котором армия должна была ограничиться в отношении флотилии лишь дачей ей оперативных заданий. В связи с этим 3-й оперчасти тотчас же за своим сформированием пришлось послать из своего состава на Северную Двину представителя, который, выяснив в боевой обстановке все недочеты организации флотилии, дал соответствующую инструкцию, указания и советы местному морскому командованию. /73/
По выяснении всех главных нужд флотилии по техническому, артиллерийскому, минному и судовому снабжению, 3-я оперчасть разработала соответствующие вопросы и, сообразно оперативным заданиям флотилии, направила по отделам и разветвлениям учреждений Моркома. В этом отношении на 3-ю оперчасть выпала роль главного распорядителя, наблюдателя и побудителя по скорейшему снабжению флотилии всеми видами морского снабжения в пределах оперативных заданий, даваемых флотилии армией. Флотилия на Северной Двине по сравнению с противником была поставлена в очень невыгодные условия, так как против специальной постройки неприятельских речных канонерок, вооруженных, вдобавок, орудиями тяжелого калибра, могла выставить со своей стороны главным образом плавучие баржи, передвигавшиеся с помощью буксиров; лишь очень незначительное число самоходных судов, наскоро переделанных под канонерские лодки, были в то время в распоряжении Северо-Двинской флотилии. Это последнее обстоятельство принудило 3-ю оперчасть отыскать на Волжской системе суда, подходящие под вооружение их крупным калибром или уже готовые канонерские лодки, которые по своим данным могли бы быть переброшенными на Северную Двину. Одновременно в Петрограде вооружались 8 дюймовыми орудиями большие железные баржи.
В целях наладить оборудование подходящих судов как в Петроград, так и на Волгу были посланы соответствующие комиссии.
3-й оперчасти пришлось также содействовать разработке плана создания ряда опорных пунктов на Северной Двине с большими инженерными сооружениями — по установке 8- и 6-дюймовых орудий. Содействие это со стороны 3-й оперчасти сказалось в даваемых ею директивах по заготовке орудий, боеприпасов и материалов, тогда как специальная комиссия из инженеров и артиллеристов, отправленная из центра на флотилию, сооружала эти опорные пункты.
Поиски подходящих судов на Волге дали ничтожные результаты, заказанные в Петрограде баржи могли бы быть готовы только поздней осенью. Эти обстоятельства послужили причиной тому, что 3-я оперчасть сделала распоряжение немедленно приступить на Северной Двине к вооружению найденных там 6 лучших пассажирских пароходов, для чего из центра были двинуты в Котлас артиллерия, броня и необходимые технические материалы. Одновременно с этим, ввиду срочности вооружения этих пароходов, скудности технических средств на месте и вообще — предстоявшего зимнего ремонта судов флотилии, возник вопрос о создании для последней новой базы. В 1918 г, флотилия базировалась на Великий Устюг, но в 1919 г., ввиду увеличения флотилии в смысле судового состава почти в 3 раза и личного состава в 10 раз, Великий Устюг как база был уже не приемлем. 3-я оперчасть взяла на себя разработку новой базы со всем ее оборудованием, и главной базой был избран Котлас, как конечный пункт железной дороги, вспомогательными же базами — Лиманский затон как ремонтный пункт и Сольвычегодск — как пункт для расквартирования главной массы команды. По директивам 3-й оперчасти в Котласе, Лиманском затоне и Сольвычегодске начали лихорадочно строиться ремонтные мастерские и бараки для рабочих и команд, туда же начали направляться баржи с материалами, станками из эвакуируемых в Петрограде заводов. По наступлению на Северной Двине заморозков флотилия сосредоточилась во вновь организованных базах, а 3-я оперчасть начала работы по подготовке к будущей кампании 1920 года.
В августе 1919 г. к работам 3-й оперчасти по Северо-Двинскому театру прибавилась срочная разработка нового задания по организации отряда, военно-речных судов на реке Тоболе.
Этот театр был совершенно новый, и для освещения будущих возможностей при предстоящей организации его по заданиям 3-й оперчасти на pp. Туру и Тобол была отправлена специальная комиссия. К этому времени 3-я оперчасть приступила к подысканию необходимого судового состава, /74/ ибо выяснилось, что в бассейне Туры и Тобола никакого судового состава нет. Как только стало совершенно очевидным, что до начала зимы не удастся сосредоточить на Тоболе нужного судового состава, 3-я оперчасть решила устроить временную зимнюю базу организуемого отряда в Перми.
События на Восточном фронте развивались настолько быстро, что oпередили работу по формированию отряда, и в ноябре 1919 г. возник вопрос не об образовании уже Тобольского отряда, а большой Сибирской флотилии на бассейне р. Оби. До конца 1919 г. 3-я оперчасть была занята рассмотрением проектов таковой организации, выработкой необходимого минимума судовогo состава и снаряжением отправляемых в Сибирь морских эшелонов как ядра будущей флотилии.
По 4-й оперативной части (4-я оперчасть)
На 4-ю оперчасть была возложена организация обороны Черного моря и Днепровская военная флотилия (13).
В рассматриваемый нами период времени все побережье Черного моря было занято Деникиным, и 4-й оперчасти пришлось иметь дело почти исключительно с р. Днепром и Днепровской военной флотилией. Последняя образовалась самобытным, явочным способом, и 4-й оперчасти пришлось совершить коренную ломку этой флотилии, чтобы создать из нее настоящую, стройную военно-морскую организацию. С этой целью было выработано новое положение, устанавливающее порядок подчинения флотилии фронту; в положении был применен впервые принцип подчинения комфлота во всех отношениях только командующему всеми морскими силами Республики (Коморси) с исполнением всех оперативных заданий фронта; были выработаны новые штаты флотилии. Для более ясного и точного выяснения положения вещей на флотилии в Киев была послана специальная комиссия, ближайшим результатом командировки которой являлась смена высшего командования на флотилии, с падением Киева база последней была перенесена в Гомель.
С середины октября 1919 г. начинается деятельная совместная работа штаба флотилии и 4-й оперчасти по вопросам вооружения, снабжения и личного состава флотилии, которая к концу этого же года была уже выполнена.
РГВА, ф. 33221, оп. 2, д. 199, л. 62-78. Машинописный экз.
Примечания
1. Автор считал датой образования Штаба коморси Республики момент передачи штабу opганов руководства боевой (оперативной) деятельностью от МГШ и формирования на их основе Оперативного управления Штакоморси.
2. Фактически МГШ был ликвидирован 27 августа 1921 года. Автор, очевидно, связывает ликвидацию МГШ с упразднением 14 февраля 1920 г. упморкома, руководившего его деятельностью.
3. Ликвидация дел г. Архангельска и Беломорского водного района носила совершенно самостоятельный характер и должна была быть совершена по особо выработанному для нее плану, но осуществить ее не удалось вследствие занятия противником этого района (прим. автора).
4. Организация передачи, в силу национализации, многочисленных судов торгового флота от Морведа в Главод была сведена к созданию в 1919 г. в Петрограде двух комиссий в первом из них, а именно: [а)] б[ывшей] Главной ликвидационной и б) местной Петроградской ликвидационной. Работы этих комиссий были чрезвычайно обширны, и очерк их помещен нами в отдельную главу: «О национализации судов торгового флота, обслуживавших Морвед по военному времени в связи с передачей их судов Морведом Главоду через ликвидационные комиссии первого из них» (прим. автора). (Эта глава не публикуется. — C.B.)
5. Комиссия находилась в составе Управления по организации армии Всероглавштаба, название получила 10 декабря 1918 г. (РГВА, ф. 11, оп. 5, д. 17, л. 2) /75/
6. Фактически МГШ не был наделен законодательными функциями. Вероятно, речь идет о подготовке им законодательных инициатив или их экспертизе.
7. Имеется в виду переименование Штаба коморси Республики в Штаб всех морских сил Республики.
8. Создана на основании приказа PBC Северного фронта из частей бывшей Олонецкой группы войск, 2-й Петроградской пехотной дивизии и Псковской стрелковой дивизии. Входила в состав Северного фронта, с февраля 1919 г. — Западного фронта. 10 февраля 1920 г. переименована в Петроградскую революционную армию труда с подчинением PBC Западного фронта, а с 25 февраля 1920 г. — Реввоенсовету Республики на правах отдельной армии. 10 апреля 1920 г. управление 7-й армии было восстановлено, 3 декабря 1920 г объединено с управлением Петроградского военного округа, но в связи с Кронштадтским восстанием 1921 г. восстановлено, с подчинением ему войск Петроградского округа и Балтфлота.
9. Начала формироваться в Нижнем Новгороде в июне 1918 г. из речных судов и переброшенных на Волгу кораблей Балтийского флота. К концу августа Волжская военная флотилия состояла из 3 миноносцев, 9 вооруженных пароходов, 2 плавбатарей, 4 катеров и авиаотряда (4 самолета). В 1918 г. действовала на Волге и ее притоках против войск Комуча и Чехословацкого корпуса, в 1919 г. — против колчаковских войск. 27-30 августа участвовала в боях под гг. Свияжском и Верхним Услоном, 10 сентября — в овладении Казанью, где был высажен десант моряков. 18 сентября основные силы флотилии, находившиеся в оперативном подчинении Восточного фронта, были направлены на Каму для поддержки войск 2-й армии, а отряд A.B. Сабурова — под Царицын, где участвовал в его обороне (в октябре 1918 г. вошел в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии). 22-30 сентября участвовала в боях за Чистополь, Елабугу, Набережные Челны. В октябре 1918 г. действовала на Каме и Белой, участвовала в освобождении Ижевска и Воткинского завода. В том же месяце в ее состав вошли Вольская, Военно-Волжская и другие флотилии и отряды, действовавшие на Волге выше Камышина. В 1919 г. действовала совместно с частями 2-й, 3-й и 5-й армий Восточного фронта против войск Колчака на реках Каме, Белой, Вятке и Уфе. В конце июля 1919 г. вошла в состав Волжско-Каспийской военной флотилии.
10. Создана решением Военного совета Астраханского края 3 октября 1918 г. путем преобразования военного флота Астраханского края, в октябре-ноябре 1918 г. Астрахано-Каспийская военная флотилия была усилена за счет отряда Волжской военной флотилии и кораблей Балтики. Силы флотилии были разделены на три отряда: Северный речной, Южный речной и Морской. В начале ноября высадила десант в бухте Старотеречной, сыгравший важную роль в обороне Кизляра. Речные отряды поддерживали сухопутные войска, оборонявшие Царицын и дельту Волги. На 30 декабря 1918 г. в состав флотилии входили 6 эсминцев, 3 миноносца, 17 вооруженных пароходов, 4 подводные лодки, 8 катеров-истребителей, 4 минных катера, 2 плавбатарей, 2 гидроавиаотряда и истребительный авиационный отряд. Личный состав — свыше 3500 человек; главная база — Астрахань. С 13 марта 1919 г. находилась в оперативном подчинении 11-й армии. 31 июля того же года флотилию объединили с Волжской военной флотилией в Волжско-Каспийскую военную флотилию.
11. Имеется ввиду создание 31 июля 1919 г. путем слияния Волжской и Астрахано-Каспийской военных флотилий Волжско-Касггийской военной флотилии для действий на Нижней Волге и Каспийском море. В августе 1919 г. флотилия имела в своем составе 3 вспомогательных крейсера, 6 эсминцев, 3 миноносца, 4 подлодки, 38 канлодок, 24 сторожевых корабля, 6 плавбатарей, 16 катеров-истребителей, 19 сторожевых катеров, 3 тральщика и около 90 вспомогательных судов. Корабли флотилии была разделены на пять отрядов: Северный (действовал в районе Царицына), Верхнеастраханский (Капустин Яр, Черный Яр), Средне-Астраханский (Ср. Яр, село Никольское), отряд обороны дельты Волги (Николаевское, Астрахань), Морской отряд (на Каспийском море). Авиационное прикрытие кораблей осуществлял авиационный дивизион. Отряды флотилии находились в оперативном подчинении Восточного фронта и оказывали содействие войскам Южного, Туркестанского, Юго-Восточного и Кавказского фронтов.
12. Создана в бассейне Северной Двины в начале августа 1918 г. с целью воспрепятствовать продвижению интервентов и белогвардейцев в глубь страны и поддержать оборонявшиеся на Северо-Двинском направлении части Красной армии. Первую победу Северо-Двинская /76/ военная флотилия одержала 10 августа 1918 года. В августе-ноябре 1918 г. флотилия ликвидировала угрозу белых Котласу. Осенью 1918 г. поддерживала части Красной армии, которые продвинулись по берегам Северной Двины и закрепились в районе Кургоненьского погоста. В 1919 г. находилась в подчинении 54-й стрелковой дивизии 6-й армии и участвовала в Кургоменьской и Троицкой операциях, в боях на pp. Ваге и Шипилихе. 23 октября 1919 г. флотилия ушла на зимовку в Котлас, но около 500 моряков участвовали в боях с белогвардейцами в районе Яренска. Расформирована 26 мая 1920 г., корабли и личный состав вошли в Речную флотилию Морских сил Северного моря.
13. Сформирована в марте 1919 г. в Киеве, с апреля 1919 г. Днепровская военная флотилия. Вела бои с угрожавшими Киеву бандами Зеленого, Струка и других, участвовала в подавлении мятежа Григорьева, действиях против белополяков на Припяти, в обороне Киева от петлюровских и деникинских войск. В мае 1919 г. подчинена Украинскому фронту, а после его расформирования — 12-й армии. 27 августа 1919 г. передана в ведение коморси, в ее состав влилась Припятская флотилия. 6 мая 1920 г., в связи с приближением белополяков к Киеву, флотилия была разделена на три отряда: Березинский и Сожский (Северная группа судов), с базой в Гомеле и Южный, базировавшийся в Екатеринославе. Принимала участие в освобождении Киева от белополяков. 22 декабря 1920 г. расформирована./77/
Кикнадзе В.Г., Войтиков С.С. Органы управления отечественного Военно-морского флота в 1917—1921 гг. //Вопросы истоВопросы истории. 2008. №12. С.61-77
Оперморси, вошедший в состав сформированного 3 июля 1919 г. Штабмора (7), был представлен четырьмя оперативными частями, объединенными в своей работе начальником Оперативного управления, замещавшим начальника Штаба в случае его отсутствия. Каждой оперативной части был предназначен отдельный театр, а именно:
1-я оперативная часть — Балтийское море с бассейном Ладожского и Онежского озер.
2-я оперативная часть — Каспийское море с бассейнами реки Волги
3-я оперативная часть — район реки Сев. Двины и бассейны Сибирских рек.
4-я оперативная часть — бассейн реки Днепра, а впоследствии Черное и Азовское моря.
Флагманские специалисты — минер, артиллерист — непосредственно были подчинены начальнику Штаба, но, так как начальник Оперморси являлся заместителем начальника Штаба, то этим самым достигалось объединение деятельности оперативных частей с флагманскими специалистами.
Таким образом, создалась система, имевшая конечной целью взять на себя оперативные функции б. Генмора, что и удалось достичь путем постепенного приближения к оперативному руководству морской силой; однако в начале своей деятельности Оперморси, ввиду неналаженности связи с театрами и отсутствию схематических планов в создании речных флотилий, пришлось сосредоточиться на вопросе целесообразного распределения имевшихся в Республике боеготовых материалов, разрабатывая одновременно планы paбот по вооружению и снабжению морской революционной силы.
По мере налаживания всей новой системы Оперморси совместно с флагманскими специалистами вырабатывали задания еще функционировавшему тогда б. Генмору по составлению планов боевого снабжения.
К осени 1919 г. благодаря напряженной работе Оперморси настолько наладилась планомерность сообщения флотилий и выяснилась общая обстановка, что для нового учреждения явилась возможность приступить к оперативному руководству деятельности вооруженных морских сил.
По отдельным театрам работа оперативных частей заключалась в следующем:
По 1-й оперативной части
Печальное состояние Балтийского флота заставило б. Генмор еще в самом начале 1919 г. предпринять первые шаги к приведению в ясность наших морских сил в Балтийском море. Ко времени создания Штамора (3 июня 1919 г.) лишь намечались те пути, по коим необходимо было направить всю деятельность Центра и самого Балтфлота, чтобы из остатков и развалин последнего создать вооруженную морскую базу. Перед Штамором, таким образом, вставали две трудные задачи — возрождение Балтийского флота и оказа/70/ние содействия сухопутной армии, своими флангами выходившей к Балтийскому морю. Эти две задачи были трудно исполнимы, благодаря необычайному расстройству аппарата управления флотом, и трудно совместны, ибо планомерность работ по решению первой из них нарушалась спешностью и изменчивостью характера помощи флота армии — второй.
В связи с изложенным работа 1-й оперативной части в главном свелась к приведению в известность сил и средств Балтийского флота, установлению формы их использования как в Балтике, так и на флотилиях, «созданию» действующего отряда на случай наступательных операций противника против флота, запертого в Кронштадте, усилению позиций на подступах к главной операционной базе — Кронштадту — с суши, наконец, установлению цели и программы дальнейшего развития вооруженной силы на Балтике.
Так как воссоздание флота зависело от состояния ремонтирующих заводов и от наличия топлива, то общегосударственный кризис в этой экономической области естественно должен был отзываться на степени успешности работ Оперативной части. Чисто морские задачи отодвигались на задний план, ибо нужно было иметь корабли в исправном состоянии, чтобы начать обучение личного состава, а затем и подготовку флота к боевым действиям.
Обстановка — как чисто военная, так и международная — долго оставалась неопределенной; слабость морских сил в Балтике, с одной стороны, близость фронта к Петрограду — с другой, отстраняли мысль об активных операциях на море, и сухопутное командование распространило в этот период времени свое влияние и на Балтийский флот, следствием чего было oперативное подчинение Балтфлота 7-й армии (8). Действительность поставила Оперативную часть в такие условия, в которых она, будучи лишенной возможности выполнить намеченные задачи, должна была ограничиться лишь решением их по частям. Фактически деятельность Оперативной части свелась к следующему:
1) Был сформирован действующий отряд Балтфлота, то есть из наиболее исравных судов выделено ядро, которое и было приведено в боеспособное состояние. Нельзя не отметить, что работа в этом направлении была чрезвызчайно трудной и сложной по причине недостатка в рабочих силах, материалax и топливе; нарождавшиеся вопросы неизменно в своем решении проводились при самом ближайшем, участии, 1-й оперчасти.
2) Вырабатывался план по заграждению фарватеров на случай подхода к ним противника. Минные заграждения, поставленные в 1918 г., были усилены постановкой новых мин; в 1919 г. было выставлено около 500 морских мин.
3) Приведение в полную известность наших сил на Балтийском море. Как было указано в начале, б. Генмором уже были предприняты первые шаги для приведения в ясность сил на Балтийском море. В свою очередь и 1-й оперчастью несколько раз предпринимались обследования судов Б[алтийского] ф[лота] с целью выяснить пригодность их для боевых целей; это создало бы известного рода условный порядок в вопросе временной передачи судов на долговременное хранение, вступления их в строй или сдачи к порту за полной непригодностью.
4) Приспособление управления Балтфлотом к задачам обороны. Подобное приспособление управления в значительной степени сводилось к всецелой передаче флоту обороны подступов к Кронштадту — как с моря, так и с суши. Осуществление такого рода обороны придает созданию морской силы на Балтморе государственный смысл и дает возможность этой силе с течением времени проявить себя активно. В этом отношении 1-я оперчасть добилась, чтобы Балтийский флот был во всех отношениях подчинен командующему всеми морскими силами Республики (Коморси) и от сухопутной армии получал лишь оперативные задания. В частности, Кронштадтская крепость с фортами, вынесенными на южный берег Финского залива, были переданы в полное подчинение командованию Балтфлота. /71/
5) Приведение в полную известность запасов Балтфлота. Запасы Балтфлота были в недопустимо запущенном состоянии, их хранение было бессистемно. В 1918 г. явочным порядком отдельные организации, например, брали с судов и из порта части машин, орудия, снимались люди и т.п. Первым делом предстояло положить конец разрухе, и 1-я оперчасть проявила наивозможную энергию, чтобы привести все запасы в известность, учесть и распределять их впредь по плану Штамора. Работы в этом направлении 1-я оперчасти имели две цели: первая — лучшее и систематическое использование запасов на Б[алтайском] ф[лоте]; и вторая — возможность выделять флотилиям то или иное боевое материальное имущество.
Надо полагать, что задачи эти были решены успешно, доказательством чему служат как укомплектованный, снабженный всем необходимым, сформированный действующий отряд Балтфлота, так и получавшие своевременно все запасы из Балтфлота, выполнившие в целом свои задачи [отряды]; речных флотилий.
6) Организация оказания помощи флотилиям. Суда спешно ремонтировались, вооружались, укомплектовывались, снабжались всем необходимым по материальной части, после чего их отправляли к флотилиям; флоту пришлось иметь дело с несколько новыми для него речными и озерными плаваниями, и 1-я оперчасть принимала самое непосредственное участие в спешном налаживании этого дела.
Было отправлено 4 миноносца и 4 приготовлено к отправке, но отравка последних была отменена, кроме того, было отправлено 6 сторожевых судов и другие мелкие суда, баржи и т.д.
7) Упорядочение вопроса о топливе.
Вопрос о топливе, по существу, был чрезвычайно важным, особенно ввиду скромных запасов его, имеемых в наличии Республики. 1-я оперчасть уделяла этому вопросу большое внимание, благодаря чему удалось в 1919 г. прекратить отобрание угля от флота различными организациями посторонних ведомств.
К числу больших работ 1-й оперчасти надо отнести работы по созданию вооруженной морской силы на Ладожском и Онежском озерах.
Враждебная позиция Финляндии и действия добровольческой армии, выдвинули вопрос об обороне Ладожского озера, Мариинской водной системы, железной дороги Вологда—Петроград и Онежского озера. Из Балтийского моря были переведены в этот водный район 4 эсминца, 2 вспомогательных судна и 6 сторожевых судов, с вооружением четырьмя 60- и 75-мм корабельными орудиями. Ввиду берегового характера обороны решено было организовать из имеющихся средств оборону Шлиссельбургскои крепости в вынесением береговых батареи к м. Сосковец — [корабельной] артиллерией калибром от 30 до 60 мм; сверх того, устанавливались полевые батареи в устьях рек, выходящих к Мариинской системе.
План обороны Лад[ожского] озера был разработан 1-й оперчастью, но из-за отсутствия свободной морской артиллерии осуществить его в полной мере не удалось; по соглашению с сухопутным командованием пришлось ограничиться установкой легких полевых батарей. Оборона восточного побережья Лад[ожского] озера была выделена из общей обороны последнего и подчинена, ввиду обстановки на фронте и [условий] организационного свойства, б. Онежской флотилии.
Б. Онежская флотилия имеет свою, несколько обособленную от других флотилии, историю. Она была создана в 1918 г. попечением сухопутного командования и лишь в феврале 1919 г., по инициативе б. Генмора, она перешла в Морком, но в оперативном подчинении осталась у сухопутного командования. 1-я оперчасть довела состав флотилии до размеров, необходимых для своего господства на Онежском озере, дала материальные средства, личный состав и т.д. Таким образом, к августу 1919 г. эта флотилия усиленная и судами, и артиллерией, и личным составом, получила перевес над противником и господство на Онежском озере. /72/
2-я оперативная часть (2-я оперчасть):
В июне 1919 г., с окончанием боевой кампании на р. Каме, возник вопрос о недочетах в тактических свойствах и материальной части судов Волжской военной флотилии (9). 2-я оперчасть приняла самое непосредственное участие в разрешении этого важнейшего, неотложного вопроса. Работа ее сосредоточилась вначале на пополнении судового состава флотилии новыми, более подходящими для условий речной войны судами, а такие на перевооружении старых; в этих целях 2-я оперчасть, совместно со Штабом флотилии, изыскала в Главоде до 12 разных судов и разработала планы работ по приспособлению их для военных целей, а также по ремонту и перевооружению судов, уже ранее входивших в состав флотилии. В дальнейшем, по утверждении этих планов Коморси, на 2-ю оперчасть ближайшим образом легли заботы по выполнению их в смысле наблюдения за своевременной доставкой в базы флотилии необходимых для вооружения и ремонта судов артсистем и материалов, а также пополнения боевого запаса. Одновременно 2-я оперчасть разрабатывала задания для снабжения Астрахано-Каспийской флотилии (10), а такие наблюдала за действительным их выполнением.
В начале июля 1919 г. противник окончательно очистил бассейн р. Камы, и Волжской флотилии пришлось развить боевую деятельность на р. Волге.
Наши сухопутные армии продвигались на юг, вдоль этой реки, и ближайшей задачей флотилии явилось содействие им в этом продвижений. Аналогичная задача, но при продвижении наших войск вдоль р. Волги с юга, ложилась и речные отряды Астрахано-Каспийской флотилии. Это и было причиной объединения командований Волжской и Астрахано-Каспийской флотилий в одних руках (11), и 2-я оперчасть занималась подготовкой и разрешением всех сопряженных с этой мерой вопросов.
В той же Оперчасти разрабатывались директивы для выполнения операции прорыва флотилии через занятый противником район у Царицына; РВСР в начале августа постановил произвести эту операцию, и 2-я оперчасть принимала меры к обеспечению ее своевременной доставкой необходимого дополнительного боевого снабжения.
Осенью 1919 г., в связи с уже обозначившимся падением Царицына, 2-й оперчасти пришлось приступить к разработке чрезвычайно важного вопроса об усилении судового состава Волжско-Каспийской флотилии морскими судами от Балтики с целью дать возможность флотилии в кампанию 1920 г. вступить в борьбу за господство на Каспийском море. Разработка этого вопроса и сопряженное с крайними трудностями осуществление самого перевода судов из Балтики водными системами заняли все время до конца 1919 года. Усиление Каспийского флота к началу кампании 1920 г. 4-мя эсминцами и 6-ю сторожевыми кораблями из Балтики, а также целым рядом морских судов из числа находившихся в разных портах р. Волги явилось результатом работ 2-й оперчасти. Таким образом, Каспийский флот получил возможность успешно решить возложенную на него задачу.
Разработка плана зимнего ремонта судов, совершавшаяся одновременно с другими работами, также была выполнена 2-й оперчастью.
По 3-й оперативной части (3-я оперчасть)
3-й оперчасти было поручено заведование Северо-Двинским театром, в котором действовала Северо-Двинская речная флотилия (12). Последняя, как формулировалось, была подчинена армии «во всех отношениях» и Моркому было уделено только снабжение флотилии чисто морского характера. Однако настоящее морское руководство организацией ее, к каковой флотилия перед сформированием Штамора приступила, всецело легло на Морком. Таким образом, сложился порядок, при котором армия должна была ограничиться в отношении флотилии лишь дачей ей оперативных заданий. В связи с этим 3-й оперчасти тотчас же за своим сформированием пришлось послать из своего состава на Северную Двину представителя, который, выяснив в боевой обстановке все недочеты организации флотилии, дал соответствующую инструкцию, указания и советы местному морскому командованию. /73/
По выяснении всех главных нужд флотилии по техническому, артиллерийскому, минному и судовому снабжению, 3-я оперчасть разработала соответствующие вопросы и, сообразно оперативным заданиям флотилии, направила по отделам и разветвлениям учреждений Моркома. В этом отношении на 3-ю оперчасть выпала роль главного распорядителя, наблюдателя и побудителя по скорейшему снабжению флотилии всеми видами морского снабжения в пределах оперативных заданий, даваемых флотилии армией. Флотилия на Северной Двине по сравнению с противником была поставлена в очень невыгодные условия, так как против специальной постройки неприятельских речных канонерок, вооруженных, вдобавок, орудиями тяжелого калибра, могла выставить со своей стороны главным образом плавучие баржи, передвигавшиеся с помощью буксиров; лишь очень незначительное число самоходных судов, наскоро переделанных под канонерские лодки, были в то время в распоряжении Северо-Двинской флотилии. Это последнее обстоятельство принудило 3-ю оперчасть отыскать на Волжской системе суда, подходящие под вооружение их крупным калибром или уже готовые канонерские лодки, которые по своим данным могли бы быть переброшенными на Северную Двину. Одновременно в Петрограде вооружались 8 дюймовыми орудиями большие железные баржи.
В целях наладить оборудование подходящих судов как в Петроград, так и на Волгу были посланы соответствующие комиссии.
3-й оперчасти пришлось также содействовать разработке плана создания ряда опорных пунктов на Северной Двине с большими инженерными сооружениями — по установке 8- и 6-дюймовых орудий. Содействие это со стороны 3-й оперчасти сказалось в даваемых ею директивах по заготовке орудий, боеприпасов и материалов, тогда как специальная комиссия из инженеров и артиллеристов, отправленная из центра на флотилию, сооружала эти опорные пункты.
Поиски подходящих судов на Волге дали ничтожные результаты, заказанные в Петрограде баржи могли бы быть готовы только поздней осенью. Эти обстоятельства послужили причиной тому, что 3-я оперчасть сделала распоряжение немедленно приступить на Северной Двине к вооружению найденных там 6 лучших пассажирских пароходов, для чего из центра были двинуты в Котлас артиллерия, броня и необходимые технические материалы. Одновременно с этим, ввиду срочности вооружения этих пароходов, скудности технических средств на месте и вообще — предстоявшего зимнего ремонта судов флотилии, возник вопрос о создании для последней новой базы. В 1918 г, флотилия базировалась на Великий Устюг, но в 1919 г., ввиду увеличения флотилии в смысле судового состава почти в 3 раза и личного состава в 10 раз, Великий Устюг как база был уже не приемлем. 3-я оперчасть взяла на себя разработку новой базы со всем ее оборудованием, и главной базой был избран Котлас, как конечный пункт железной дороги, вспомогательными же базами — Лиманский затон как ремонтный пункт и Сольвычегодск — как пункт для расквартирования главной массы команды. По директивам 3-й оперчасти в Котласе, Лиманском затоне и Сольвычегодске начали лихорадочно строиться ремонтные мастерские и бараки для рабочих и команд, туда же начали направляться баржи с материалами, станками из эвакуируемых в Петрограде заводов. По наступлению на Северной Двине заморозков флотилия сосредоточилась во вновь организованных базах, а 3-я оперчасть начала работы по подготовке к будущей кампании 1920 года.
В августе 1919 г. к работам 3-й оперчасти по Северо-Двинскому театру прибавилась срочная разработка нового задания по организации отряда, военно-речных судов на реке Тоболе.
Этот театр был совершенно новый, и для освещения будущих возможностей при предстоящей организации его по заданиям 3-й оперчасти на pp. Туру и Тобол была отправлена специальная комиссия. К этому времени 3-я оперчасть приступила к подысканию необходимого судового состава, /74/ ибо выяснилось, что в бассейне Туры и Тобола никакого судового состава нет. Как только стало совершенно очевидным, что до начала зимы не удастся сосредоточить на Тоболе нужного судового состава, 3-я оперчасть решила устроить временную зимнюю базу организуемого отряда в Перми.
События на Восточном фронте развивались настолько быстро, что oпередили работу по формированию отряда, и в ноябре 1919 г. возник вопрос не об образовании уже Тобольского отряда, а большой Сибирской флотилии на бассейне р. Оби. До конца 1919 г. 3-я оперчасть была занята рассмотрением проектов таковой организации, выработкой необходимого минимума судовогo состава и снаряжением отправляемых в Сибирь морских эшелонов как ядра будущей флотилии.
По 4-й оперативной части (4-я оперчасть)
На 4-ю оперчасть была возложена организация обороны Черного моря и Днепровская военная флотилия (13).
В рассматриваемый нами период времени все побережье Черного моря было занято Деникиным, и 4-й оперчасти пришлось иметь дело почти исключительно с р. Днепром и Днепровской военной флотилией. Последняя образовалась самобытным, явочным способом, и 4-й оперчасти пришлось совершить коренную ломку этой флотилии, чтобы создать из нее настоящую, стройную военно-морскую организацию. С этой целью было выработано новое положение, устанавливающее порядок подчинения флотилии фронту; в положении был применен впервые принцип подчинения комфлота во всех отношениях только командующему всеми морскими силами Республики (Коморси) с исполнением всех оперативных заданий фронта; были выработаны новые штаты флотилии. Для более ясного и точного выяснения положения вещей на флотилии в Киев была послана специальная комиссия, ближайшим результатом командировки которой являлась смена высшего командования на флотилии, с падением Киева база последней была перенесена в Гомель.
С середины октября 1919 г. начинается деятельная совместная работа штаба флотилии и 4-й оперчасти по вопросам вооружения, снабжения и личного состава флотилии, которая к концу этого же года была уже выполнена.
РГВА, ф. 33221, оп. 2, д. 199, л. 62-78. Машинописный экз.
Примечания
1. Автор считал датой образования Штаба коморси Республики момент передачи штабу opганов руководства боевой (оперативной) деятельностью от МГШ и формирования на их основе Оперативного управления Штакоморси.
2. Фактически МГШ был ликвидирован 27 августа 1921 года. Автор, очевидно, связывает ликвидацию МГШ с упразднением 14 февраля 1920 г. упморкома, руководившего его деятельностью.
3. Ликвидация дел г. Архангельска и Беломорского водного района носила совершенно самостоятельный характер и должна была быть совершена по особо выработанному для нее плану, но осуществить ее не удалось вследствие занятия противником этого района (прим. автора).
4. Организация передачи, в силу национализации, многочисленных судов торгового флота от Морведа в Главод была сведена к созданию в 1919 г. в Петрограде двух комиссий в первом из них, а именно: [а)] б[ывшей] Главной ликвидационной и б) местной Петроградской ликвидационной. Работы этих комиссий были чрезвычайно обширны, и очерк их помещен нами в отдельную главу: «О национализации судов торгового флота, обслуживавших Морвед по военному времени в связи с передачей их судов Морведом Главоду через ликвидационные комиссии первого из них» (прим. автора). (Эта глава не публикуется. — C.B.)
5. Комиссия находилась в составе Управления по организации армии Всероглавштаба, название получила 10 декабря 1918 г. (РГВА, ф. 11, оп. 5, д. 17, л. 2) /75/
6. Фактически МГШ не был наделен законодательными функциями. Вероятно, речь идет о подготовке им законодательных инициатив или их экспертизе.
7. Имеется в виду переименование Штаба коморси Республики в Штаб всех морских сил Республики.
8. Создана на основании приказа PBC Северного фронта из частей бывшей Олонецкой группы войск, 2-й Петроградской пехотной дивизии и Псковской стрелковой дивизии. Входила в состав Северного фронта, с февраля 1919 г. — Западного фронта. 10 февраля 1920 г. переименована в Петроградскую революционную армию труда с подчинением PBC Западного фронта, а с 25 февраля 1920 г. — Реввоенсовету Республики на правах отдельной армии. 10 апреля 1920 г. управление 7-й армии было восстановлено, 3 декабря 1920 г объединено с управлением Петроградского военного округа, но в связи с Кронштадтским восстанием 1921 г. восстановлено, с подчинением ему войск Петроградского округа и Балтфлота.
9. Начала формироваться в Нижнем Новгороде в июне 1918 г. из речных судов и переброшенных на Волгу кораблей Балтийского флота. К концу августа Волжская военная флотилия состояла из 3 миноносцев, 9 вооруженных пароходов, 2 плавбатарей, 4 катеров и авиаотряда (4 самолета). В 1918 г. действовала на Волге и ее притоках против войск Комуча и Чехословацкого корпуса, в 1919 г. — против колчаковских войск. 27-30 августа участвовала в боях под гг. Свияжском и Верхним Услоном, 10 сентября — в овладении Казанью, где был высажен десант моряков. 18 сентября основные силы флотилии, находившиеся в оперативном подчинении Восточного фронта, были направлены на Каму для поддержки войск 2-й армии, а отряд A.B. Сабурова — под Царицын, где участвовал в его обороне (в октябре 1918 г. вошел в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии). 22-30 сентября участвовала в боях за Чистополь, Елабугу, Набережные Челны. В октябре 1918 г. действовала на Каме и Белой, участвовала в освобождении Ижевска и Воткинского завода. В том же месяце в ее состав вошли Вольская, Военно-Волжская и другие флотилии и отряды, действовавшие на Волге выше Камышина. В 1919 г. действовала совместно с частями 2-й, 3-й и 5-й армий Восточного фронта против войск Колчака на реках Каме, Белой, Вятке и Уфе. В конце июля 1919 г. вошла в состав Волжско-Каспийской военной флотилии.
10. Создана решением Военного совета Астраханского края 3 октября 1918 г. путем преобразования военного флота Астраханского края, в октябре-ноябре 1918 г. Астрахано-Каспийская военная флотилия была усилена за счет отряда Волжской военной флотилии и кораблей Балтики. Силы флотилии были разделены на три отряда: Северный речной, Южный речной и Морской. В начале ноября высадила десант в бухте Старотеречной, сыгравший важную роль в обороне Кизляра. Речные отряды поддерживали сухопутные войска, оборонявшие Царицын и дельту Волги. На 30 декабря 1918 г. в состав флотилии входили 6 эсминцев, 3 миноносца, 17 вооруженных пароходов, 4 подводные лодки, 8 катеров-истребителей, 4 минных катера, 2 плавбатарей, 2 гидроавиаотряда и истребительный авиационный отряд. Личный состав — свыше 3500 человек; главная база — Астрахань. С 13 марта 1919 г. находилась в оперативном подчинении 11-й армии. 31 июля того же года флотилию объединили с Волжской военной флотилией в Волжско-Каспийскую военную флотилию.
11. Имеется ввиду создание 31 июля 1919 г. путем слияния Волжской и Астрахано-Каспийской военных флотилий Волжско-Касггийской военной флотилии для действий на Нижней Волге и Каспийском море. В августе 1919 г. флотилия имела в своем составе 3 вспомогательных крейсера, 6 эсминцев, 3 миноносца, 4 подлодки, 38 канлодок, 24 сторожевых корабля, 6 плавбатарей, 16 катеров-истребителей, 19 сторожевых катеров, 3 тральщика и около 90 вспомогательных судов. Корабли флотилии была разделены на пять отрядов: Северный (действовал в районе Царицына), Верхнеастраханский (Капустин Яр, Черный Яр), Средне-Астраханский (Ср. Яр, село Никольское), отряд обороны дельты Волги (Николаевское, Астрахань), Морской отряд (на Каспийском море). Авиационное прикрытие кораблей осуществлял авиационный дивизион. Отряды флотилии находились в оперативном подчинении Восточного фронта и оказывали содействие войскам Южного, Туркестанского, Юго-Восточного и Кавказского фронтов.
12. Создана в бассейне Северной Двины в начале августа 1918 г. с целью воспрепятствовать продвижению интервентов и белогвардейцев в глубь страны и поддержать оборонявшиеся на Северо-Двинском направлении части Красной армии. Первую победу Северо-Двинская /76/ военная флотилия одержала 10 августа 1918 года. В августе-ноябре 1918 г. флотилия ликвидировала угрозу белых Котласу. Осенью 1918 г. поддерживала части Красной армии, которые продвинулись по берегам Северной Двины и закрепились в районе Кургоненьского погоста. В 1919 г. находилась в подчинении 54-й стрелковой дивизии 6-й армии и участвовала в Кургоменьской и Троицкой операциях, в боях на pp. Ваге и Шипилихе. 23 октября 1919 г. флотилия ушла на зимовку в Котлас, но около 500 моряков участвовали в боях с белогвардейцами в районе Яренска. Расформирована 26 мая 1920 г., корабли и личный состав вошли в Речную флотилию Морских сил Северного моря.
13. Сформирована в марте 1919 г. в Киеве, с апреля 1919 г. Днепровская военная флотилия. Вела бои с угрожавшими Киеву бандами Зеленого, Струка и других, участвовала в подавлении мятежа Григорьева, действиях против белополяков на Припяти, в обороне Киева от петлюровских и деникинских войск. В мае 1919 г. подчинена Украинскому фронту, а после его расформирования — 12-й армии. 27 августа 1919 г. передана в ведение коморси, в ее состав влилась Припятская флотилия. 6 мая 1920 г., в связи с приближением белополяков к Киеву, флотилия была разделена на три отряда: Березинский и Сожский (Северная группа судов), с базой в Гомеле и Южный, базировавшийся в Екатеринославе. Принимала участие в освобождении Киева от белополяков. 22 декабря 1920 г. расформирована./77/
Кикнадзе В.Г., Войтиков С.С. Органы управления отечественного Военно-морского флота в 1917—1921 гг. //Вопросы истоВопросы истории. 2008. №12. С.61-77