Оригинал взят у
tornado_84 в Студент Попов в роли Керенского.
В 1927 году, к 10-й годовщине Октябрьского переворота, по заданию ЦК ВКП(б) кинорежиссер С. Эйзенштейн снял о событиях 1917 года в Петрограде фильм под названием "Октябрь". Картина имела большой успех как в СССР, так и за границей. Методы Эйзенштейна были во многом новаторскими. В частности, профессиональные актеры в съемках почти не участвовали. Роль Ленина, например, сыграл очень похожий на вождя судовой механик из Новороссийска Василий Никандров. В знаменитых кадрах штурма Зимнего дворца, которые доныне воспринимаются многими как хроника, снимались тысячи ленинградских рабочих. Участвовал в фильме и руководитель штурма Зимнего Н.Подвойский, игравший самого себя. В этих условиях сняться в фильме повезло и Николаю Александровичу Попову (1903-1983), в 1927 году - студенту ленинградского ВУЗа. Причем, сыграл он одну из главных ролей - последнего председателя Временного правительства А.Ф. Керенского. Исполнил он эту роль, несмотря на отсутствие актерского опыта, прекрасно, что было отмечено многими критиками. Писатель Михаил Решетников в 1970-е годы подружился с Николаем Поповым и, выслушав из его уст почти детективную историю устройства на роль, написал о нем очерк "Типаж "главковерха". Фрагменты из этого очерка я и привожу в своей заметке. Н.А. Попов по профессии был близок к кино (он занимался кинофикацией), но роль Керенского оказалась в его жизни единственной.

Н.А. Попов в роли А.Ф. Керенского в фильме "Октябрь" (1927 год)...

...и фотография настоящего А.Ф. Керенского (1917 год).
"...Мы сидим в небольшой светлой комнатке в квартире Николая Александровича Попова...
- Сравните-ка портрет Керенского из "Нивы" с такой вот фотокарточкой. Есть какое-нибудь сходство? - спрашивает меня мой собеседник.
- Конечно, - отзываюсь я. - Откуда у Вас эта фотография Керенского?
- А разве вы не узнаете меня в роли "главковерха" на кадрах?
- Вас? - удивляюсь я. - Неужели это вы играли роль Керенского в кинокартине "Октябрь"? Я видел этот фильм, но никогда не догадывался, что это вы.
И я начинаю пристальней вглядываться в черты лица и фигуру изображенного на фотографии человека. Где-то среди полузабытых лиц всплывает облик высокого худощавого юноши со смуглым цветом лица и "римским" носом. Да, конечно, это он...
Я знал Николая Александровича в юности, в начале 20-х годов, когда он был студентом Вятского педагогического института. Мы перебрасывались с ним при встречах двумя-тремя фразами. Вскоре он куда-то исчез с моего горизонта, и лишь через сорок с лишним лет мы снова встретились с ним, уже седоусым, импозантным стариком и подружились на этот раз...
- Расскажите же, - тормошил я его при первой после долгих лет встрече, - как случилось, что вы стали участником знаменитого фильма?
И Николай Александрович посвятил меня в некоторые подробности...
Н.А. Попов в те годы учился на кинофакультете Ленинградского института истории искусств. Как-то студенты пригласили прогремевшего тогда уже постановкой фильма "Броненосец "Потемкин" молодого кинорежиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна прочесть у них в институте лекцию о современном искусстве кино. После нее состоялось обсуждение поднятых в лекции вопросов. В нем принял участие и студент Попов.
- В конце обсуждения, - рассказал он, - я попросил Эйзенштейна принять меня в его съемочную группу для прохождения практики по учебному плану института. Сергей Михайлович предложил прийти к нему дней через семь-десять. Так завязалось наше знакомство с талантливым кинорежиссером.
Ежедневно бывая на кинофабрике, Н.А. Попов знал, что постановщики "Октября" заняты поиском типажей для исполнения ролей Ленина и Керенского.

Керенский (Н.Попов) здоровается за руку с царским генералом...

...и реплика от лица генерала в адрес Керенского (кадры из к/ф "Октябрь").
Однажды придя туда, он был поражен сходством с В.И. Лениным человека, сидевшего в кабинете. Ему рассказали, что это новороссийский судовой механик Никандров, которого Эйзенштейн готовит на роль Владимира Ильича в кинофильме "Октябрь" и что его уже показывали Н.К. Крупской и М.И. Ульяновой, и они одобрили выбор. А на роль Керенского человек пока не найден.
- И вот тогда именно впервые у меня возникла дерзкая мысль, - продолжил Николай Александрович, - не смогу ли я сыграть в готовящемся фильме роль Керенского? Я отправился в публичную библиотеку имени Салтыкова-Щедрина. Попросив там газеты и журналы за 1917 год, отыскал в них портрет Керенского и тут же сделал несколько зарисовок для себя в блокноте. А придя домой, сел к зеркалу: нужно было изучить мои возможности. При тщательном сравнении своего лица и зарисовок я увидел несовпадение многих черт. Например, нос у Керенского был толще, скулы шире, на нездоровом, несколько одутловатом лице - мешки под глазами. Прическа "бобриком". "Главковерх" был немного ниже меня ростом, но плотнее корпусом. Однако от этого сравнения я все-таки не упал духом.
Николай Александрович тотчас отправился в парикмахерскую и, показав мастеру прическу Керенского, попросил постричь его точно так же. После этого дома сделал себе легкий грим акварельной кисточкой, так как обычный был бы заметен на фотографии. Затем густо напудрил себе нос, чтобы он при съемке вышел толще.
Проделав все эти операции, Николай Александрович попросил своего брата сфотографировать его при разном освещении и в различных ракурсах. Один из снимков оказался очень удачным.

Керенский (Н. Попов) ждет, когда ему откроют двери в Зимнем дворце...

...и реплика Эйзенштейна в адрес Керенского (кадры из к/ф "Октябрь").
Но тут произошло одно обстоятельство, впоследствии смутившее предприимчивого актера. Забежавший на минутку к Попову товарищ по институту, пораженный сходством фотографии с портретом Керенского, незаметно стащил один из снимков и в тот же день отвез к Эйзенштейну. А через несколько дней и Николай Александрович поехал к знаменитому режиссеру, чтобы, как было условлено, окончательно договориться о своей практике в его коллективе. На всякий случай захватил с собой и наиболее удавшиеся снимки "под Керенского".
- Сергей Михайлович, - рассказал дальше Попов, - принял меня в своем номере гостиницы очень радушно. Поговорив с ним о прохождении практики, я как бы мимоходом задал ему вопрос, не найден ли артист на роль Керенского. Эйзенштейн выдвинул ящик письменного стола и показал мне мою же фотографию, еще не догадываясь, что это я. В свою очередь я был изумлен: откуда и как она могла попасть к нему? Эйзенштейн сказал, что снимок привез ему один студент. Типаж, по его мнению, был превосходен. Но вся беда в том, что студент не оставил адреса изображенного на снимке человека, да и своего тоже, а пообещал привезти с собой этого товарища. "Но вот все не едет", - огорченно произнес Эйзенштейн. Тогда я вынул из кармана пиджака свой снимок и протянул его Сергею Михайловичу. Он обрадованно воскликнул: "Значит, вы его тоже знаете? Вам известен его адрес?" Это восклицание придало мне настолько смелости, что я, не раздумывая дольше, заявил: "Сергей Михайлович! Типаж Керенского перед вами". Эйзенштейн сначала уставился на меня, потом долго вглядывался в мою фотографию, достал из ящика стола еще какие-то снимки, должно быть, самого Керенского, и некоторое время внимательно их рассматривал, едва слышно повторяя: "Удивительное сходство, удивительное..." Наконец, обращаясь ко мне, сказал: "Вы добились поразительного сходства. Замечательно!"

"Фирменный" жест Керенского (кадр из к/ф "Октябрь").
...Я попросил Николая Александровича рассказать о том, как он работал над образом своего персонажа.
- Я тщательно изучил по литературным источникам повадки и манеру "главковерха" держать себя с людьми, придал им несколько сатирический характер, - рассказал Попов. - Эйзенштейн подчеркнул, что мечтой Керенского было "восхождение к вершинам славы". В фильме это образно представлено в аллегорической сцене бесконечного восхождения "главковерха" по дворцовой лестнице в Зимнем, с одной остановкой в середине, когда он поднимает голову и всматривается в установленную на верхней площадке фигуру с венком на голове. Там его ожидают генерал и два адъютанта. Эйзенштейн одобрил, как я держал правую руку за бортом, а левую сзади, за спиной, и порекомендовал слегка поигрывать пальцами этой руки, когда Керенский нетерпеливо ожидает чего-либо, например, торжественного открытия дверей в анфиладу дворцовых покоев...
Фильм снимался весной. Ленинградская весна в тот год опоздала, и деревья стояли голые, как осенью, шли непрерывные дожди. Это способствовало созданию в картине того октябрьского колорита, который составлял ее фон. Чтобы усилить правдоподобие, к месту съемок было подвезено более десяти возов прошлогодних осенних листьев из скверов и Таврического сада. Пол в Смольном усыпали окурками, собранными в разных клубах города. В Смольном пришлось временно снять памятник К.Марксу, а на фронтоне здания заменить серп и молот двуглавым орлом...

Английские военные ботинки Керенского (кадр из к/ф "Октябрь").
Когда мы встретились с Николаем Александровичем Поповым в последний раз, ему было уже далеко за семьдесят. Он держался прямо, хотя время посеребрило его усы и шевелюру. Незадолго до того он оставил занятия лодочным спортом, работу в ДОСААФ и рыбную ловлю. У каждого человека всегда есть в жизни какое-нибудь особенно дорогое ему событие. Таким событием в жизни Н.А. Попова было его участие в ответственной роли в фильме "Октябрь". И когда мы встречались с ним, наши беседы были наполнены воспоминаниями о тех днях..."
----------
М.М. Решетников. Спутники и встречные. Киров, 1987. С.76-83.
Н.А. Попов в роли А.Ф. Керенского в фильме "Октябрь" (1927 год)...
...и фотография настоящего А.Ф. Керенского (1917 год).
"...Мы сидим в небольшой светлой комнатке в квартире Николая Александровича Попова...
- Сравните-ка портрет Керенского из "Нивы" с такой вот фотокарточкой. Есть какое-нибудь сходство? - спрашивает меня мой собеседник.
- Конечно, - отзываюсь я. - Откуда у Вас эта фотография Керенского?
- А разве вы не узнаете меня в роли "главковерха" на кадрах?
- Вас? - удивляюсь я. - Неужели это вы играли роль Керенского в кинокартине "Октябрь"? Я видел этот фильм, но никогда не догадывался, что это вы.
И я начинаю пристальней вглядываться в черты лица и фигуру изображенного на фотографии человека. Где-то среди полузабытых лиц всплывает облик высокого худощавого юноши со смуглым цветом лица и "римским" носом. Да, конечно, это он...
Я знал Николая Александровича в юности, в начале 20-х годов, когда он был студентом Вятского педагогического института. Мы перебрасывались с ним при встречах двумя-тремя фразами. Вскоре он куда-то исчез с моего горизонта, и лишь через сорок с лишним лет мы снова встретились с ним, уже седоусым, импозантным стариком и подружились на этот раз...
- Расскажите же, - тормошил я его при первой после долгих лет встрече, - как случилось, что вы стали участником знаменитого фильма?
И Николай Александрович посвятил меня в некоторые подробности...
Н.А. Попов в те годы учился на кинофакультете Ленинградского института истории искусств. Как-то студенты пригласили прогремевшего тогда уже постановкой фильма "Броненосец "Потемкин" молодого кинорежиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна прочесть у них в институте лекцию о современном искусстве кино. После нее состоялось обсуждение поднятых в лекции вопросов. В нем принял участие и студент Попов.
- В конце обсуждения, - рассказал он, - я попросил Эйзенштейна принять меня в его съемочную группу для прохождения практики по учебному плану института. Сергей Михайлович предложил прийти к нему дней через семь-десять. Так завязалось наше знакомство с талантливым кинорежиссером.
Ежедневно бывая на кинофабрике, Н.А. Попов знал, что постановщики "Октября" заняты поиском типажей для исполнения ролей Ленина и Керенского.
Керенский (Н.Попов) здоровается за руку с царским генералом...
...и реплика от лица генерала в адрес Керенского (кадры из к/ф "Октябрь").
Однажды придя туда, он был поражен сходством с В.И. Лениным человека, сидевшего в кабинете. Ему рассказали, что это новороссийский судовой механик Никандров, которого Эйзенштейн готовит на роль Владимира Ильича в кинофильме "Октябрь" и что его уже показывали Н.К. Крупской и М.И. Ульяновой, и они одобрили выбор. А на роль Керенского человек пока не найден.
- И вот тогда именно впервые у меня возникла дерзкая мысль, - продолжил Николай Александрович, - не смогу ли я сыграть в готовящемся фильме роль Керенского? Я отправился в публичную библиотеку имени Салтыкова-Щедрина. Попросив там газеты и журналы за 1917 год, отыскал в них портрет Керенского и тут же сделал несколько зарисовок для себя в блокноте. А придя домой, сел к зеркалу: нужно было изучить мои возможности. При тщательном сравнении своего лица и зарисовок я увидел несовпадение многих черт. Например, нос у Керенского был толще, скулы шире, на нездоровом, несколько одутловатом лице - мешки под глазами. Прическа "бобриком". "Главковерх" был немного ниже меня ростом, но плотнее корпусом. Однако от этого сравнения я все-таки не упал духом.
Николай Александрович тотчас отправился в парикмахерскую и, показав мастеру прическу Керенского, попросил постричь его точно так же. После этого дома сделал себе легкий грим акварельной кисточкой, так как обычный был бы заметен на фотографии. Затем густо напудрил себе нос, чтобы он при съемке вышел толще.
Проделав все эти операции, Николай Александрович попросил своего брата сфотографировать его при разном освещении и в различных ракурсах. Один из снимков оказался очень удачным.
Керенский (Н. Попов) ждет, когда ему откроют двери в Зимнем дворце...
...и реплика Эйзенштейна в адрес Керенского (кадры из к/ф "Октябрь").
Но тут произошло одно обстоятельство, впоследствии смутившее предприимчивого актера. Забежавший на минутку к Попову товарищ по институту, пораженный сходством фотографии с портретом Керенского, незаметно стащил один из снимков и в тот же день отвез к Эйзенштейну. А через несколько дней и Николай Александрович поехал к знаменитому режиссеру, чтобы, как было условлено, окончательно договориться о своей практике в его коллективе. На всякий случай захватил с собой и наиболее удавшиеся снимки "под Керенского".
- Сергей Михайлович, - рассказал дальше Попов, - принял меня в своем номере гостиницы очень радушно. Поговорив с ним о прохождении практики, я как бы мимоходом задал ему вопрос, не найден ли артист на роль Керенского. Эйзенштейн выдвинул ящик письменного стола и показал мне мою же фотографию, еще не догадываясь, что это я. В свою очередь я был изумлен: откуда и как она могла попасть к нему? Эйзенштейн сказал, что снимок привез ему один студент. Типаж, по его мнению, был превосходен. Но вся беда в том, что студент не оставил адреса изображенного на снимке человека, да и своего тоже, а пообещал привезти с собой этого товарища. "Но вот все не едет", - огорченно произнес Эйзенштейн. Тогда я вынул из кармана пиджака свой снимок и протянул его Сергею Михайловичу. Он обрадованно воскликнул: "Значит, вы его тоже знаете? Вам известен его адрес?" Это восклицание придало мне настолько смелости, что я, не раздумывая дольше, заявил: "Сергей Михайлович! Типаж Керенского перед вами". Эйзенштейн сначала уставился на меня, потом долго вглядывался в мою фотографию, достал из ящика стола еще какие-то снимки, должно быть, самого Керенского, и некоторое время внимательно их рассматривал, едва слышно повторяя: "Удивительное сходство, удивительное..." Наконец, обращаясь ко мне, сказал: "Вы добились поразительного сходства. Замечательно!"
"Фирменный" жест Керенского (кадр из к/ф "Октябрь").
...Я попросил Николая Александровича рассказать о том, как он работал над образом своего персонажа.
- Я тщательно изучил по литературным источникам повадки и манеру "главковерха" держать себя с людьми, придал им несколько сатирический характер, - рассказал Попов. - Эйзенштейн подчеркнул, что мечтой Керенского было "восхождение к вершинам славы". В фильме это образно представлено в аллегорической сцене бесконечного восхождения "главковерха" по дворцовой лестнице в Зимнем, с одной остановкой в середине, когда он поднимает голову и всматривается в установленную на верхней площадке фигуру с венком на голове. Там его ожидают генерал и два адъютанта. Эйзенштейн одобрил, как я держал правую руку за бортом, а левую сзади, за спиной, и порекомендовал слегка поигрывать пальцами этой руки, когда Керенский нетерпеливо ожидает чего-либо, например, торжественного открытия дверей в анфиладу дворцовых покоев...
Фильм снимался весной. Ленинградская весна в тот год опоздала, и деревья стояли голые, как осенью, шли непрерывные дожди. Это способствовало созданию в картине того октябрьского колорита, который составлял ее фон. Чтобы усилить правдоподобие, к месту съемок было подвезено более десяти возов прошлогодних осенних листьев из скверов и Таврического сада. Пол в Смольном усыпали окурками, собранными в разных клубах города. В Смольном пришлось временно снять памятник К.Марксу, а на фронтоне здания заменить серп и молот двуглавым орлом...
Английские военные ботинки Керенского (кадр из к/ф "Октябрь").
Когда мы встретились с Николаем Александровичем Поповым в последний раз, ему было уже далеко за семьдесят. Он держался прямо, хотя время посеребрило его усы и шевелюру. Незадолго до того он оставил занятия лодочным спортом, работу в ДОСААФ и рыбную ловлю. У каждого человека всегда есть в жизни какое-нибудь особенно дорогое ему событие. Таким событием в жизни Н.А. Попова было его участие в ответственной роли в фильме "Октябрь". И когда мы встречались с ним, наши беседы были наполнены воспоминаниями о тех днях..."
----------
М.М. Решетников. Спутники и встречные. Киров, 1987. С.76-83.