www.e-reading.org.ua/bookreader.php/4336/B
А вот другой документ. В октябре 1918 года в поезде была создана комиссия по выработке временного штата его сотрудников и установлению им окладов. Начальник поезда, к примеру, пользующийся правами командира дивизии, получал в месяц 2450 рублей, столько же получал и секретарь Троцкого. Коменданты поездов, пользующиеся правами командиров полков, получали по 1950 рублей, начальник команды связи Р. А. Петерсон, считавший Троцкого самым выдающимся вождем, имел жалование в 2150 рублей. Для сравнения: начальник 5-й Уральской пехотной дивизии получал 2000 рублей, а командир 4-го Латышского стрелкового полка, следовавшего в поезде Троцкого, получал 700 рублей, рядовой того же полка – 250 рублей, столько же имел и телефонист полка. Полковой фельдшер получал 350 рублей, а фельдшер поезда на 1100 рублей больше своего коллеги.
Надо сказать, что шоферов на поезде было по тем временам даже больше чем достаточно. Сам Троцкий объяснял это необходимостью совершать поездки вдоль фронтов. Поездки эти, как правило, совершались с большой помпой. Иначе этого и не должно было быть, поскольку «помпу» эту создавали первоклассные автомобили: два локомобиля, два «паккарда», один «лянч», один «непир», один «фиат», один грузовой «фиат», один грузовой «паккард», один «пирс-арау». В гараже также имелись автомобиль-цистерна и автомобиль-мастерская.
Вопрос об упорядочении штата и окладов членов поезда Троцкого был рассмотрен только через три года после его создания. И если штаты были сокращены почти вдвое, сумма окладов осталась прежней. Наркомвоенмор с деньгами предпочитал не расставаться.
В период Гражданской войны в сферу деятельности поезда Троцкого входила задача доставки подарков частям, отличившимся в боях. В поезде имелся специальный склад подарков. Подарками распоряжалась специальная подарочная комиссия. Подарки поступали из различных организаций и прежде всего от комиссии ВЦИК «Красный Подарок».
Теперь-то доподлинно известно, откуда поступали эти подарки, например, женские часы, золотые и серебряные украшения, компасы, портмоне, портсигары и т. д. Все это было конфисковано у граждан и раздавалось приближенным с благословения Л. Д. Троцкого. Вот один из документов, который об этом свидетельствует.
ПРИКАЗ
по поезду Председателя Революционного совета Республики
№ 90
12 августа 1919 г.
§ 4
Принято членом подарочной комиссии тов. Кузнецовым согласно копиям протоколов Председателя военно-полевого трибунала тов. Киселиса для передачи в комиссию «Красный Подарок»:
1) золотые мужские закрытые часы с боем – 1;
2) золотые мужские закрытые часы с золотой цепочкой и брелоком – 1;
3) золотой мужской с камнями перстень – 1;
4) золотое обручальное кольцо тяжеловесное – 1;
5) золотая дамская шейная для муфты цепь – 1.
Записать на приход по приходно-расходной книге красных подарков.
Справка: копия ведомости члена тов. Кузнецова.
Начальник поезда Петерсон.
В поезде был установлен и особый порядок получения и выдачи подарков. Порядок этот оформлен был приказом того самого Петерсона.
«…Все требования на «Красные Подарки» должны исходить лишь только от меня и получаются комиссией «Красный Подарок» по моим доверенностям… Выдача подарков должна производиться исключительно с разрешения тов. Троцкого и моего…»
Комиссия «Красный Подарок» при ВЦИК Советов не только передавала поезду Предреввоенсовета подарки для раздачи их на фронте. Для клуба красноармейцев и военнослужащих поезда она выделяла спортинвентарь, спортивную форму (это в период кровавой борьбы). Той же комиссией за счет главкондитера (и такая важная должность существовала) для поезда выделялись шоколадные конфеты «Трюфели», «Новые крупные», «Флепи яблочные», карамель «Парфэ», всего 180 пудов 35 фунтов. Выдача эта производилась в августе 1919 года, когда поезд стоял на приколе в Москве на Николаевском вокзале. В это время, надо заметить, на фронтах Гражданской войны создалось угрожающее положение. 10 августа 4-й Донской конный корпус под командованием генерала Мамонтова прорвал оборону советских войск на стыке 8-й и 9-й армий (район Новохоперска) и начал быстрое продвижение в их тыл. И это было примерно в то время, когда поезд Троцкого вовсю загружался шоколадными конфетами. Конечно, это только небольшой эпизод из кипучей деятельности Предреввоенсовета, но он, согласитесь, читатель, очень показателен.
Вот более академично, но тоже с пристрастиями.
ukrtrains.narod.ru/int/liternie/liternie.h
В Гражданскую войну этот литерный поезд был далеко не единственным. Немало поездил по стране "Всероссийский староста" М.И.Калинин. Но особенно был известен "поезд Троцкого", второго вождя революции, председателя Высшего военного совета, Наркомвоенмора и Наркома путей сообщения, представляющий собой одновременно и штаб, и боевую единицу Красной армии, и карательный орган, и агитпоезд. Поезд Троцкого, в котором он провел около двух с половиной лет, был экстренно сформирован 7 августа 1918 г. из двенадцати четырехосных вагонов. В основном это были пассажирские вагоны 1-го класса и салон-вагоны. Кроме штабного, в поезде Троцкого расположились секретариат, телеграф, электростанция, библиотека, типография и баня. Вначале личный состав насчитывал 250 человек, включая латышских стрелков, личную охрану, шоферов и путевых рабочих. Кроме того, в состав был включен царский вагон-гараж. (Троцкий имел несколько автомобилей, а временами даже два самолета). Контингенту поезда (так называемым "поездникам") по его инициативе выдавались высокие оклады и кожаное обмундирование с крупным металлическим знаком на левом рукаве, специально отчеканенным на Монетном дворе.
Проблем с вагонами у новых правительственных поездов не было, частично сохранился парк еще дореволюционных привилегированных. Так что один выбор вагонного парка для литерных поездов опровергает мифы о личной скромности и непритязательности вождей революции.
В записках инженера В.Э. Строге приведены "Куплеты о военном комиссаре Троцком" из сатирической оперы "Орфей в саду", поставленной в Киеве в 1919 г. (при "белых").
А кто-то жил в салон-вагоне,
Совсем, как прежний царь на троне.
В роскошной ванне тут же брился,
Затем он за обед садился.
Четыре повара всегда
Борцу труда
Обед варили!
Поезд Троцкого был на полном автономном обеспечении всем необходимым, в том числе средствами тяги. В условиях разрухи, когда до 70% паровозов относились к категории "больных", часто применялась так называемая "турная езда", при которой локомотивы с бригадами прикреплялись к отдельным поездам. Машинисты, помощники и кочегары, как и слесари-ремонтники, жили в турных вагонах, включаемых в состав сразу за паровозами. Тягу поезда Троцкого долгое время обеспечивали два паровоза серии Ку (одного из лучших курьерских паровозов того времени). Двойная тяга и позднее часто применялась в литерных поездах для подстраховки всяких неожиданностей. После увеличения количества вагонов в составе поезда Троцкого его разбили на два поезда, следующих друг за другом "по удалению".
А между тем дело было не совсем так радужно. Шоколадные конфеты спокойно соседствовали с мышами в вагонах и ворами, которые спокойно проходили внутрь поезда. Вот информация из блога внука Ю.Киселиса -- работника поезда Троцкого и талантливого художника. Разыскивая информацию о своем предке, автор зашел в фонды РГВА и просматривал доументы о поезде:
paccbep4ok.livejournal.com/4753.html
Смотрел я документы поезда Предреввоенсовета т. Троцкого, который курсировал по фронтам Гражданской войны. Изредка упоминался Киселис, иногда как художник, иногда как командир отряда, иногда как секретарь ячейки ВКП(б). Художник в должностном списке поезда следовал на пятом месте, получая жалование, как комиссар ВЧК или врач поезда. Большое количество приказов по поезду, списков красноармейцев, различных распоряжений. Революционные порывы и борьба за Рабочее дело мало отражаются в документах, зато много выговоров: «…грязь в купе, тараканы, клопы, раковина худая, в вагоне – мыши… во время обхода замечены карточные игры, красноармейцы спали раздетыми, что выявлено во время тревоги,… часовой спал у денежного ящика… за время исполнения обязанностей зав. гаражом было выдано в премию за сверхурочную работу десять фунтов спирта...сотрудники во время следования поезда покупают продукты, превращаясь в мешочников…».
Особенно любопытны документы комиссара ВЧК при поезде – тут куролесящие, опоздавшие на поезд два бойца, дело об оскорблении часового (причем все участники дознания простодушно записывают нецензурный диалог), красноармейцы покупающие на Сухаревке ордена Красного Знамени, некий Нейланд - сначала похитил содержимое денежного ящика, потом сбежал из заключения (якобы на фронт), под видом привезшего вагон оружия из Тулы явился в поезд, взял многие тысячи (обещая достать дешевое сукно) и кожанку (дойти до коменданта Николаевского вокзала) у командира хоз. части, после этого посетил жену начальника поезда (сказал, что его прислали за теплыми вещами), кроме вещей стащил лежащий на столе браунинг, наконец был схвачен разъяренными товарищами на квартире знакомой барышни в районе Тверской улицы.
Из документов Управления делами Реввоенсовета следует, что Киселис был Помощником для особых поручений, оклад – 100 рублей (в золотых червонцах), Троцкий получал - 200, Управделами Бутов – 160, Глазман – 140, Познанский и Сермукс по 120. Весной 1924 года Киселис выезжал в командировку в Сухум и Батум. Попалась трогательная расписка: «Получено … аванс в счет жалования Льва Давыдовича за январь 1924 г. 500000 руб. в дензнаках 1923 г. 31.ХII.23. Н.И.Троцкая». В рапорте Якова Блюмкина с выставки «Пятилетний юбилей Красной армии» о недостатках отдела поезда Предреввоенсовета: «…б) бунчуки у почетного знамени изодраны и превращены в мочалистый пучок». На этой выставке были рисунки Киселиса. Где они теперь?
Вывод? А вывод простой, господа-товарищи. Чтобы обеспечить такое великолепие, такую "роскошь", надо, господа-товарищи пахать как каторжникам. Только так и можно сделать из состава с "худой раковиной" образцовый поезд, который станет легендой революции, и который будет вызывать в сознании картины гремящего стального зверя, революционного Героя...
Пока мы не заглянем в документы. :)