После взятия Казани выяснилось, что небольшая часть латышских стрелков, попавшая после падения Казани из наших рук в руки белогвардейцев в плен, проявила совершенно недостойной и преступное малодушие. Группа стрелков, в количестве 143 человек, из боязни подвергнуться расстрелу, как это обычно делали белогвардейцы с нашими пленными, согласились дать белогвардейцам свою подпись под воззванием, в котором, между прочим, говорилось: "Жизнь ии кровь латышских стрелков не для того, чтобы ими платить за те немногие часы власти, которые остались у большевиков". Среди латышских предателей, подписавших это воззвание, значатся имена Лепина и Страздаса.
Северная коммуна. №111. 21 сентября 1918 г.
Резолюция революц. военного Совета Республики о латышских стрелках
Военный революционный Совет республики принял следующую резолюцию по вопросу о поведении 137 стрелков 5-го Латышского стрелкового Советского полка, во время пленения их в г.Казани чехо-словаками и белогвардейцами.
1) Революционный военный Совет Республики в общем присоединяется к заключению по этому делу особой следственной комиссии и считает необходимым прекратить судебное преследование против всей группы стрелков, ибо считает, что резолюция, подписанная в тюрьме стрелками, была навязан им под угрозой расстрела и поэтому не может считаться свободным проявлением против Советской власти, особенно потому, что при повторной попытке навязывавших резолюцию провести ее в жизнь, стрелки становили защитниками Советской власти и выступали против провокаторов.
2) Однако, революционный Военный Совет признает, что провокационно-навязанная стрелкам резолюция дала врагам рабочего движения России в руки оружие против Советской России и средства поднять смуту в умах рабочих и красноармейцев. Стрелки-революционеры, особенно стрелки-коммунисты должны были это предвидеть и сделатьв се возможное, чтобы воспрепятствовать провокационной работе меньшевиков и контр-революционеров при принятии резолюции. Этого сделано не было, и Совет Республики считает своим долгом поставить на вид это 137 стрелкам, и вместе с тем предлагает фракции коммунистов исключить из фракции стрелков, подписавших резолюцию, как не вполне стойких членов коммунистической партии.
3) Лепина и Страсдаса, взявших на себя активную роль на злополучном собрании в тюрьме, лишить права ношения оружия на 2 месяца, а командира 2-й роты Матузеля, который в сношениях с представителями против советской власти не высказал достойной командира стойкости и не показал примера рядовым стрелкам лишить командной должности и права ношения оружия на 2 месяца. Лепина, Страсдаса и Матузеля поставить под надзор капитана [командира?] того же полка, впредь до проявления ими должной преданности Советской власти.
4) Поручить Чрезвычайной комиссии по борьбе с контр-революцией разыскать и предать военно-революционному трибуналу след. предателей: бывшего командира 5-го Латышского стрелкового Советского полка Ивана Петровича Бредица и других скрывающихся военнослужащих, затем контр-революционеров, провоцировавших стрелков на принятие резолюции против Советской власти, Циниса - председателя центрального комитета латышской социал-демократии (попросту меньшевиков), учительницу Анну Берздалья и других членов латышского комитета беженцев, замешанных в деле провоцирования стрелков.
Опубликовать в приказе по всем вооруженным силам Республики заключение следственной комиссии и революционного Совета по этому делу.
Северная коммуна. №132. 17 октября 1918 г.
История известная, почитать было интересно.