Chapaevec (voencomuezd) wrote,
Chapaevec
voencomuezd

Category:

По наводке френда

Меня как-то нумер спрашивал, почему я не люблю патриотов... Кхем... Ну, скажем так, не я один. Толстой тоже был несколько иного мнения.
Вот из его сочинения о патриотизме. Не то, чтобы со всем можно согласиться, но к сути он подошел близко.

"Мне уже несколько раз приходилось высказывать мысль о том, что патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и что поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, -- а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами. Но удивительное дело, несмотря на неоспоримую и очевидную зависимость только от этого чувства разоряющих народ всеобщих вооружений и губительных войн, все мои доводы об отсталости, несвоевременности и вреде патриотизма встречались и встречаются до сих пор или молчанием, или умышленным непониманием, или еще всегда одним и тем же странным возражением: говорится, что вреден только дурной патриотизм, джингоизм, шовинизм, но что настоящий, хороший патриотизм есть очень возвышенное нравственное чувство, осуждать которое не только неразумно, но преступно. О том же, в чем состоит этот настоящий, хороший патриотизм, или вовсе не говорится, или вместо объяснения произносятся напыщенные высокопарные фразы, или же подставляется под понятие патриотизма нечто, не имеющее ничего общего с тем патриотизмом, который мы все знаем и от которого все так жестоко страдаем.
Говорится обыкновенно, что настоящий, хороший патриотизм состоит в том, чтобы желать своему народу или государству настоящих благ, таких, которые не нарушают благ других народов.
На днях, разговаривая с англичанином о нынешней войне, я сказал ему, что настоящая причина этой войны не корыстные цели, как это обыкновенно говорится, но патриотизм, как это очевидно по настроению всего английского общества. Англичанин не согласился со мной и сказал, что если это и справедливо, то произошло это от того, что патриотизм, воодушевляющий теперь англичан, дурной патриотизм; хороший же патриотизм -- тот, которым он проникнут, -- состоит в том, чтобы англичане, его соотечественники, не поступали дурно.
-- Разве вы желаете, чтобы не поступали дурно только одни англичане? -- спросил я.
-- Я всем желаю этого! -- ответил он, этим ответом ясно показав, что свойства истинных благ, будут ли это блага нравственные, научные, или даже прикладные, практические, -- по существу своему таковы, что они распространяются на всех людей, и потому желание таких благ кому бы то ни было не только не есть патриотизм, но исключает его.
Точно так же не есть патриотизм и особенности каждого народа, которые другие защитники патриотизма умышленно подставляют под это понятие. Они говорят, что особенности каждого народа составляют необходимое условие прогресса человечества, и потому патриотизм, стремящийся к удержанию этих особенностей, есть хорошее и полезное чувство. Но разве не очевидно, что если когда-то эти особенности каждого народа, обычаи, верования, язык составляли необходимое условие жизни человечества, то эти самые особенности служат в наше время главным препятствием осуществлению сознаваемого уже. людьми идеала братского единения народов. И потому поддержание и охранение особенностей какой бы то ни было, русской, немецкой, французской, англосаксонской, вызывая такое же поддержание и охранение не только венгерское, польской, ирландской народностей, но и баскской, провансальской, мордовской, чувашской и множества других народностей, служит не сближению и единению людей, а всё большему и большему отчуждению и разделению их.
Так что не воображаемый, а действительный патриотизм, тот, который мы все знаем, под влиянием которого находится большинство людей нашего времени и от которого так жестоко страдает человечество, -- не есть желание духовных благ своему народу (желать духовных благ нельзя одному своему народу), ни особенности народных индивидуальностей (это есть свойство, а никак не чувство), -- а есть очень определенное чувство предпочтения своего народа или государства всем другим народам или государствам, и потому желание этому народу или государству наибольшего благосостояния и могущества, которые могут быть приобретены и всегда приобретаются только в ущерб благосостоянию и могуществу других народов или государств.
Казалось бы очевидно, что патриотизм, как чувство, есть чувство дурное и вредное; как учение же -- учение глупое, так как ясно, что если каждый народ и государство будут считать себя наилучшими из народов и государств, то все они будут находиться в грубом и вредном заблуждении".

Л.Н. Толстой, Патриотизм и правительство


Posted via m.livejournal.com.

Subscribe

  • Воспоминания Щепихина. Самара.

    Недавно произошло интересное событие. Трудами А.В. Ганина изданы воспоминания С.А. Щепихина – начальника штаба Западной армии в 1919 г.…

  • Из истории Военного контроля Сибирской армии в 1918 г.

    Начальник отделения ВОЕННОГО КОНТРОЛЯ Обер-Квартирмейстеру Штаба 4-го В.-Сиб. арм. корпуса при штабе 4-го В.-Сибирского Армейского корпуса. 26…

  • С пгаздником

    С днем дурака, который потратил несколько лет и полжизни на перебор бумажек и унижение от всех, кого можно, вместо того, чтобы стать программистом и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Воспоминания Щепихина. Самара.

    Недавно произошло интересное событие. Трудами А.В. Ганина изданы воспоминания С.А. Щепихина – начальника штаба Западной армии в 1919 г.…

  • Из истории Военного контроля Сибирской армии в 1918 г.

    Начальник отделения ВОЕННОГО КОНТРОЛЯ Обер-Квартирмейстеру Штаба 4-го В.-Сиб. арм. корпуса при штабе 4-го В.-Сибирского Армейского корпуса. 26…

  • С пгаздником

    С днем дурака, который потратил несколько лет и полжизни на перебор бумажек и унижение от всех, кого можно, вместо того, чтобы стать программистом и…