voencomuezd (voencomuezd) wrote,
voencomuezd
voencomuezd

Categories:

Негр-чапаевец

Эпиграф:
"Выступает Чапаев перед красноармейцами:
-- Бойцы! К нам в дивизию прибыло пополнение! Взвод папуасов... Говорят, они белых ненавидят..."

"Чапаевский" анекдот.
Решил упомянуть про, пожалуй, единственного в истории Гражданской войны чернокожего красноармейца, да ещё и связанного с картиной первого советского кино -- а это уже связано с моей задумкой.

В Красной Армии служили самые разные интернационалисты -- вплоть до норвежцев и персов. Был даже один негр. Откуда? Естественно, из цирка. Цирка в городе Верном (ныне --- Алма-Ата). А пошёл служить за революцию он... к самому Чапаеву!
Впрочем, обо всё по порядку.
В книге Евгении Чапаевой "Мой неизвестный Чапаев" (чья историческая ценность, впрочем, под сомнением) про него пишется так:

"Вообще в дивизии у Чапаева было очень много иностранцев. Венгры, латыши, китайцы, японцы, поляки, чехи и даже негры. Сохранился снимок чапаевца-негра по имени Джоник".

Ну, за японцев не скажу, а вот негр действительно был. Правда, звали его по-другому -- Кадар (Кадор) Бен-Салим. Он был сенегальцем, в молодости работал в Марокко матросом, потом уличным акробатом, а впоследствие попал в марроканский цирк. Вместе с группой товарищей-циркачей он участвовал в цирковых гастролях, в 1912 году приехал в Россию, а в 1916 году попал в город Верный.
Почему же сенегальца Кадара (или Кадора -- кому как больше нравится) называли Джоником? Очевидно, здесь один из тех нередких случаев, когда иностранцев со сложными именами, русские красноармейцы называли другим именем. Такое наиболее часто было с латышами, австро-венграми, немцами и югославами. Наиболее яркий пример здесь -- будённовский конник, серб-кавалерист Дундич, чьё имя было Тома, но в России он известен по литературному псевдониму Олеко, а красные так и вовсе называли его Иван.
Итак, как же чернокожий циркач попал в Красную Армию?
www.vernoye-almaty.kz/a-z/x1.shtml

     Читая воспоминания старейшего циркового артиста А.И.Сосина, находим любопытные страницы из жизни нашего города времени революции и гражданской войны, о необычных приключениях негра-циркача Кадора. <...>
     Еще в 1916 году в Москву из Марокко приехала большая труппа прыгунов. Номер их состоял из сложных пирамид и партерных прыжков. Во время революции труппа рассеялась, а двое артистов араб Чиво и негр Кадор оказались в цирке Сосина. В Верном Кадор освоил номер «Аргентинское танго», но переподготовка в новое амплуа шла трудно. И однажды он заявил Александру Иосифовичу: хватит с меня танцев, пойду на фронт, там русские большевики за свободу бьются, для всех угнетенных и для негров…
Спустя время он явился в цирк в полной красноармейской форме. Артисты встретили героя так радостно, что парень расплакался. В кругу друзей Кадор рассказал, как он воевал с белоказаками. В самый разгар боя его красная рота отступала. У Кадора подвернулась нога, он не мог бежать, а белые уже приближались. Негр повалился на землю подле разбитого снарядами зарядного ящика и притворился мертвым. Вдруг он услышал, как совсем близко остановились казаки.
Этот, верно, давно лежит тут. Гляди, как почернел! — сказал один беляк другому.
— Загнил уже, точно! — буркнул второй.
     Кадор не понял, что казаки говорят о нем, и приподнялся, чтобы посмотреть на мертвеца. А белые, увидев, что «черный труп» зашевелился, а потом и приподнялся на локте, будто собирался встать на ноги, дико закричали и бросились прочь. Кадор, все еще не понимая, что происходит, заковылял им вслед. В этот момент беляки оглянулись и обомлели от ужаса: «черный труп» двигался за ними. Казаки припустились бежать сильнее. В штабе они доложили, что видели на поле брани воскресшего из мертвых.
     Военачальник приказал разыскать «красного дьяволенка» — и приказ был исполнен. «Покойник», оказалось, свободно говорит по-французски и по-английски, весьма умен и изворотлив. Было решено его оставить при штабе порученцем. Но через несколько дней красные перешли в наступление и надо было опять спасать ноги.
— Догоняй нас! — услышал он слова начальника штаба.
Но лошадь несла Кадора в другом направлении, туда, где слышалось мощное «ура» красных…


Вот такая история, как Кадар спасся от казаков-анненковцев. А вскоре Кадар вскоре вернулся в цирк боксёром. Позже он попал из цирка в кино.
К слову сказать, у Чапаева тоже были интересные взаимоотношения именно с цирком. Советский цирковой артист Вадимов вспоминал в журнале "Советский цирк" за 1957 год о том, как он со своей театральной труппой переехал в январе 1919 года в  Уральск и как Чапаев потом помогал ему с организацией циркового дела, ради чего даже одолжил свою лошадь (которой, по утверждениям всяких умников, у Чапаева не было, так как, де, он ездил исключительно на автомобиле).
Впрочем, об увлечении Чапаева цирковым делом, как Чапаев отдал своего коня для цирка и как при нём бойцы, почти как в анекдоте, распивали спирт из снарядной гильзы, вы сами можете прочесть в этих воспоминаниях.
www.ruscircus.ru/sc-november57/chapaev571

Часть 2
Эпиграф:
"Как говорил Ленин, важнейшим из искусств для нас являются кино и цирк!.. Сейчас это совпало"


В начале 20-х Кадар переехал в Тифлисский цирк, где выступал боксёром под псевдонимом Том Джексон. К 1922 году уже вышла в свет замечательная детская книга Павла Бляхина "Красные дьяволята", изданная небывалым по тем временам тиражом -- её автор написал для сына, когда ехал по направлению в Баку в старом разбитом поезде. Времени хватало, и он сочинил повесть про маленьких "дьяволят". В 1922 году состоялась и первая публичная читка книги в Клубе комсомольской молодёжи. Автору, посоветовали экранизировать повесть и он показал её режиссёру Ивану Перестиани. Тому идея понравилась и тогда начали подыскивать актёров.
Главные герои нашлись в Тифлисском цирке -- 22-летний Паша Есиковский был клоуном Пач-Пач, эквилибристом, чечётником, в общем - артистом-универсалом. В том числе он выступал в конной группе, исполнявшей номер "Джигиты", поэтому в седле держался превосходно. Сыгравшая Дуню 17-летняя София Жозеффи была проволочной эквилибристкой. В книге один из героев -- китайчонок, но подходящего мальчишку-китайца в Баку, как ни странно, не нашли и, поэтому заменили на молодого парня-негра, которого и сыграл наш Кадар Бен-Салим. Фильм вышел в ноябре 1923 года и сразу приобрёл просто грандиознейший успех. Продолжением "Дьяволят" стала целая серия картин: "Савур-могила", "Преступление княжны Ширванской", "Наказание княжны Ширванской", "Иллан-Дилли". Фильм показывался во многих городах СССР и попал даже в Горки к Ленину.
Об этом можно прочесть в том же журнале "Советский цирк"
www.ruscircus.ru/artis234
Из него вы можете узнать, что съёмки в кино были сопряжены с опасность для жизни (в отличие от цирка, здесь для трюков страховок не было), что актёров принял сам Луначарский, а знаменитые ивано-вознесенские ткачи, с которыми Кадор служил в одной дивизии, после просмотра фильма послали троице героев красное знамя. В честь этого события был даже учреждён значок "За знамя ивановских ткачей". Есиковский, снявшийся после в нескольких картинах, но после четырёх лет съёмок вернувшийся в цирк, с которым неоднократно ездил на заграничные и общесоюзные гастроли, носил этот значок и изображал на манеже дьяволёнка Мишу до самой своей благополучной смерти в 1961 году.
Софья Львовна Жозеффи в цирк не вернулась, но сохранила о нём благодарные воспоминания до конца своей так же благополучной жизни. Она успела сняться в нескольких десятков картин, после чего вышла на заслуженную пенсию.
Что до самого Кадара, то позже он снялся ещё в нескольких фильмах, наиболее известным из которых стала картина "Черная кожа" (1931). Вскоре он, однако, вернулся в цирк, и продолжил свою артистическую карьеру. Дальнейшая его судьба неизвестна - по одним сведениям, выехал за границу, по другим, поселился под Ташкентом.
Кстати, если вы думаете, что негр с винтовкой посреди Украины (там происходило действие фильма) -- это самый чудной момент картины, то ошибаетесь В кинофильм вошёл отрывок хроники, в котором показана летящая в атаку красная кавалькада в странных пилотках. Это так называемые "красные гусары" -- конники Интернационального кавалерийского полка, сформированного в 1918 году в украинских частях на основе австро-венгерских интернационалистов. носили они форму венгерских гусар, включавшую красные пилотки -- за них кавалеристов и прозвали "красными гусарами" -- друзья, -- "красными дьяволами" -- враги. Об основной истории красных гусар можно узнать из мемуар одного из бойцов полка, Рудольфа Гарашина:
militera.lib.ru/memo/russian/garashin_r/index.html
Вот такой Интернационал.


Кадр из фильма "Красные дьяволята". Кадар слева.

P.S. В ряде нынешних публикаций встречается утверждение, что в Одесской ЧК якобы работал некий негр Джексон, выписанного пытать арестованных из самой Москвы. Авторитетно заявляем, что всё это ложь и провокация деникинского Освага, а никакого негра Джексона в Одесской ЧК не было. Арестованных в Одесской ЧК пытали совершенно другие люди.
Tags: Восточный фронт, интернационалисты, курьёзы гражданки, революционное творчество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments