3. САМОДЕЛЬНЫЕ КАНЛОДКИ
Аналогичная ситуация с бронепоездами была и на флоте. На речном. Не сосчитать примеров, когда из подвернувшихся под руку пароходов, лодок, баркасов, яхт и пр. делали путем установки пулемётов и орудий импровизированный канонерки. Самой известной является, конечно, воложский пароход "Ваня-коммунист". А наиболее солидна в 1918 году выглядела Байкальская флотилия красных на Прибайкальском фронте под командованием "красного адмирала" Л.М.Власова: ледокол "Байкал" (одна 6-дюймовая мортира с 11 снарядами), ледокол "Ангара" (два трехдюймовых орудия и 4 станковых пулемета) и (пароход "Кругобайкалец" - 1 пулемет).
Впрочем, такую широкую тему охватить невозможно. Перейдём к авиации.
4. САМОДЕЛЬНЫЕ АЭРОПЛАНЫ
Самодельный аэроплан сделать сложнее, чем канонерку или бронепоезд. Требуются специальные знания и технические возможности. Тем не менее, подобные примеры известны.
В сотне километров к северу от Кургана, на аэродроме у станции Вагай под Ялуторовском размещались 3-й и 14-й Сибирские авиаотряды. В первом из них насчитывалось пять французских «Сопвичей», «Ньюпор-17», а также самолет, обозначенный в документах, как «Попов-VII». С большим трудом удалось выяснить, что эта уникальная машина, не отмеченная ни в каких справочниках и энциклопедиях, была собрана из частей различных списанных самолетов колчаковским авиамехаником Поповым в мастерских Курганской летной школы. К сожалению, из-за отсутствия чертежей и фотографий мы не можем даже отдаленно представить, как выглядел этот аппарат. Более того, его порядковый номер говорит о существовании других, более ранних самолетов Попова, но о них не сохранилось никаких упоминаний.
....
Тщательно изучив возможности заводов Урала и Сибири, Отдел воздушного флота пришел к неутешительному выводу, что на местное производство самолетов и тем более – авиадвигателей рассчитывать не приходится. Правда, надо отметить, что одна попытка такого рода все же была предпринята. Талантливый авиамеханик И.И. Диль сумел построить в Центральных авиационных мастерских колчаковской армии (ЦАМ) оригинальный двухместный истребитель собственной конструкции. Особенностью этого самолета был изменяемый в полете угол атаки бипланной коробки. По замыслу автора, увеличение угла атаки улучшало скороподъемность, а уменьшение – давало прирост скорости. Летом 1919-го прапорщик Рождественский испытал машину, отметив хорошие летные данные. В сентябре ЦАМу был дан заказ на 10 экземпляров истребителя, но на его выполнение уже не хватило времени. Ни один серийный образец так и не успели закончить, а судьба опытной машины неизвестна. В 1920 году Диль эмигрировал в Китай, а оттуда – в Америку.
...
Прекращение загранпоставок побудило белогвардейцев к выпуску аэропланов своими силами. Инженер завода «Анатра» Дмитрий Федоров спроектировал и построил в мастерских симферопольского авиапарка весьма удачный двухместный разведчик ДФ-1 с мощным 280-сильным мотором «Майбах». Расчетная дальность полета составляла более 1000 км! Планировалось начать серийное производство машины, но по многим причинам (прежде всего, из-за нехватки двигателей) эти планы так и остались на бумаге. Кстати, известный автор В.Б. Шавров в своей книге «История конструкций самолетов в СССР» писал, что Федоров начал постройку аэроплана в ноябре 1920-го, то есть уже после эвакуации врангелевцев из Крыма. Но данные опроса перебежавшего в начале октября к большевикам авиационного фотографа Овцына свидетельствуют о том, что ДФ-1 был построен и готов к полетам задолго до этого.
Пример, как и все ниже, что о авиации, взят из книги М.Хайруллина и В.Кондратьева "Военлеты погибшей империи".
Кроме того там описаны многочисленнийшие случаи, когда из-за изношенности аппаратов и нехватки запчастей лётчики применяли всевозможнейшие ухищрения: меняли моторы, шасси и обшивку, делали из нескольких машин одну, ставили на заграничные "Дэ Хеввиленды" винты для 240-сильных двигателей Сидли "Пума", отпилив концы лопастей, даже провода бывали самодельные, из неизолированной железной проволоки. Тяжелей всего пришлось красным авиаторам Туркестана - у них не было резервов. Поэтому им приходилось постоянно рвущиеся амортизаторные жгуты по много раз связывать узлами, организовывать кустарное производство винтов в... ташкентских мебельных мастерских, обшивать крылья бязью, из которой делалось постельное бельё... А из-за недостатка бомб применять... Хм. Впрочем, это следующий пункт.
5. АВИАБОЕПРИПАСЫ
Из-за недостатка держателей для бомб в Граждансую нормой стало, когда лётчик выбрасывал бомбы из кабины вручную. Временами это кончалось трагически. Временами и бомб не было. Приходилось применять другие боеприпасы.
Так, вышеупомянутые туркестанские лётчики вместо бомб кидали трех- или шестидюймовые фугасные снаряды с приделанными стабилизаторами. На деле снаряды или не взрывались или взрывались глубоко в земле. Но выбирать было не из чего.
Белым было ненамного лучше. Так, колчаковские лётчики сбрасывали сорокафунтовые шестовые мины от миномета Лихонина. В связи с этим стоит привести любопытный документ - предложение капитана Куликовского переделке под авиабомбу любого фугасного снаряда.
Журнал №72 Технической части колчаковского ГАУ от 16 апреля 1919г. по поводу предложения Капитана Куликовского «О способе приспособления 3дм, 42лин. и 48лин. гаубичных снарядов для бросания с аэропланов», утвержденный ген-майором Костиным:
«…Капитан Куликовский предлагает следующий способ превращения любого фугасного снаряда, снаряженного со взрывателями 3ГТ и 4ГТ в аэропланную бомбу.
На снаряд до упора в ведущий поясок надевается железное кольцо, которому припаяны 4 направляющих крыла стабилизатора. Концы крыльев втягиваются позади проволокой. При таком устройстве центр тяжести системы находится близ головной части снаряда и снаряд, сброшенный с аэроплана головной частью вниз, скоро начинает падать совершенно вертикально, и в таком положении достигает земли…..
МНЕНИЕ Технической части….
Принимая во внимание, <…> ту крайнюю нужду, которая ощущается в настоящее время в аэропланных бомбах, Техническая часть полагает, что предложение Капитана Куликовского заслуживает внимания и должно быть использовано….»
Но довольно оригинальными боеприпасами Гражданской стали "стрелы", о которых остановимся подробнее.
Стрелы представляли из себя заостренные стержни длиной 10 – 20 см с продольными проточками в хвостовой части, игравшими роль стабилизатора. Они применялись немецкой авиацией в Первую Мировую, но от низ быстро отказались из-за неэффективности. А в Гражданской, когда речь зачастую велась о моральном эффекте, они пригодились.
"Стрелы высыпали из специального деревянного ящика или просто из мешка на скопления живой силы неприятеля. Такая стрела, сброшенная с большой высоты, теоретически могла пробить насквозь всадника вместе с конем, но вероятность попадания была гораздо ниже, чем при использовании осколочных бомб или стрельбе из пулемета. Однако моральное воздействие «стального дождя», особенно на неустойчивую и малограмотную солдатскую массу из мобилизованных крестьян, бывало довольно сильным. Поэтому, столь примитивное оружие, вышедшее из употребления на фронтах Первой мировой войны еще в 1915 году, использовалось красной авиацией вплоть до конца 1921-го.
Летом 1919-го стрелы иногда применялись для своеобразного «минирования» дорог. Дело в том, что падая с определенной высоты, стрела уходит в землю не полностью. Над поверхностью остается ее хвостовая часть высотой 5 – 10 см, в зависимости от плотности грунта. Дороги, «засеянные» подобным образом, оказывались почти непроходимыми для конницы. Лошади калечили копыта, ступая на торчащие из земли железные стержни. Белогвардейским всадникам приходилось спешиваться и либо выдергивать их, либо, наоборот, заколачивать до конца чем придется под руку. Надо ли говорить, насколько это снижало темпы передвижения.
Существовала еще одна, более редкая разновидность стрел, так называемые «бомбочки» конструкции В.Л. Слесарева. «Бомбочка» представляла собой свинцовый грузик каплевидной формы размером с палец, снабженный жестяным стабилизатором. Внешне он действительно напоминал маленькую игрушечную авиабомбу. Такие «игрушки» за счет своего веса пробивали даже крыши домов и палубные доски волжских пароходов. «Бомбочки» (возможно, трофейные) иногда применяла и белая авиация".
Ну, и наконец, лётчики летчики 8-й армии придумали сбрасывать на противника просверленные бидоны из-под бензина и консервные банки с продырявленным дном. Они издавали при падении жуткий вой, вызывавший панику среди конников. Особенно эффективным это оказалось в сочетании с мелкими осколочными бомбочками. Так был ликвидирован наметившийся прорыв белоказачьей кавалерии у Боброва. При этом отличились летчики Шнель, Жемчужин и Петренко.
Наконец, доходило до анекдотических случаев. При форсировании красными реки Белой в июне 1919 г. экипаж "Бикодрона" 29-го авиаотряда нагрузил машину 4-мя пудами обломков рельс и булыжника! Летнаб Гесслер сбрасывал их над головами противника и утверждал, что добился немалого психологического эффекта.
И в завершение темы авиации.
6. АЭРОСТАТ-ПОЗИЦИЯ
"8-го июня [1920] был отмечен уникальный эпизод, когда большевики использовали в качестве летающей огневой точки... аэростат, буксируемый автолебедкой. Двое стрелков, сидевших в гондоле, обстреливали из ручных пулеметов наступающие цепи белогвардейцев. Все это закончилось метким шрапнельным выстрелом врангелевской зенитки, разорвавшим баллон в клочья".
7. БРОНЕТРАКТОРА
Итак, вернувшись к теме брони. Кратко о самодельных бронетракторах ВСЮР из известной статьи Коломийца:
В начале 1919 г. деникинцы начали делать свои бронетрактора на базе Ревельского завода и завода Судосталь в Новороссийске.. Бронировали прибывшие из Англии трактора "Холт", "Буллок-Ломбард "(в документах красных проходят как "Висконсин" - по названию штата в США, где находился завод-изготовитель), "Рустон" и "Клейтон", которые были раньше армейскими тягачами. Два "Буллок-Ломбарда" под названиями "Доблестный лабинец" и "Генерал Улагай" вошли в н.февраля 1919 г. в состав 3-го бронеотряда 2-го бронедивизиона Кавказской Добровольческой армии. Машины были удачными. Правда, в к.1919 они достались красным. Но машина "Астраханец" с Ревельского завода, отправленная в апреле на фронт Донской армии, получилась неудачной: башни не вертелись, вода в радиаторе кипела, два пулемета вышли мертвыми.
8. САМОДЕЛЬНЫЕ САУ
Кроме того, белые использовали своеобразные самодельные САУ. Они представляли собой морские орудия калибром до 120-мм, установленные за броневым щитом на платформе тракторов. Изготовление таких машин велось на заводе Неф-Вильде в Таганроге, но судя по всему, было построено всего несколько штук. Организационно такие самодельные САУ входили в состав 6-го тракторного дивизиона морской тяжелой артиллерии Кавказской армии. Весной 1920 года в ходе боев на Кубани весь состав дивизиона попал в руки красных. Трофейные машины передали в 34-й сводный тяжелый гаубичный дивизион 9-й Кубанской Красной Армии. Во время боев с десантом генерала Улагая на Кубани, красные использовали одну "бронетракторную батарею", потерянную в районе станции 1 Ново-Джерелиевской 18 августа 1920 года.
Хочу заметить также, что обычной в те годы была практика переноса морских судов на сушу и бронепоезда, и наоборот, полевых орудий на пароходы.
В завершение темы брони:
9. НЕПОДВИЖНЫЕ БРОНЕВИКИ
В первые годы появилась практика (особенно на Восточном фронте) устанавливать броневики с пулемётами на железнодрожные платформы и использовать их как подвижную укреплённую боевую точку. Дёшево и сердито. Одновременно нередки были случаи, когда вышедшие из строя броневики устанавливали в качестве пулемётной позиции на городах во время уличных боёв. Это касается, к примеру, Октябрьского восстания в Петрограде, когда у броневика юнкеров Зимнего дворца заглох мотор и он стоял посреди площади, а также всяких других восстаний (например, во время восстания унтер-офицеров в Борисоглебске в 1918 неисправны броневик использовали точно так же красные).
10.САМОДЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ ПАРТИЗАН
По сути, всё оружие партизан было вначале эрзацом. Что оно из себя представляло, все знают: вилы, сабли из кос, самодельные пики (бывало, из переделанных штыков), самодельные пистолеты, самодельные пушки из железных труб или древесных стволов, а также оригинальная придумка - трещотка вместо пулемёта. Появилась она, по логике, из аналогичных трещоток сибирских охотников для облав на зверя. Но, что интересно, одно из первых упоминаний о таких трещотках встречается в сводке по 3-й армии, в которой сообщалось о действиях "кулацких банд" на границе с восставшим Ижевско-Воткинским районом. Плюс аналогичные трещотки почему-то были у восставших казаков на Дону (плюс - их самодельные пули из свинца; "Тихий Дон" все читали...).
Выглядели трещотки примерно так:
Что касается пушек, то они были довольно разные: от простых труб, в которые заталкивали куски металла с порохом до прям-таки "изделий". Не имея возможности подробно остановиться на этом вопросе (скорее всего, посвящу этому отдельный пост), лишь дам краткие описания таких пушек:
http://www.artillery-museum.ru/schema-4.html
В зале имеется весьма интересный экспонат — самодельная 50-мм гладкоствольная пушка, применявшаяся уральскими красными партизанами в боях с белогвардейцами. Пушка дульнозарядная с ударно-капсюльным механизмом куркового типа, стреляла каменными ядрами или «дробом» на дальность до 250 м.
Одна из наиболее технологичных самодельных пушек того времени, судя по всему. Обычно они выглядели вот так:
Начало октября 1919 года, партизанская армия Третьяка:
"Свой отдых от боевых действий партизаны тоже проводили за делом. Кто как мог старался укрепить боеспособность своей части. Мало-бащелакский партизан, слесарь тов.Стрельников, которому помогали и другие, сделал в кузнице пушку из обреза железной трубы. Штаб дивизии решил посмотреть, как будет стрелять сделанная ими пушка. На ровной площадке, против горы, куда должен был лететь снаряд на укрепленных железныхкозлах лежал метра полтора длиной и вершка четыре толщиной, железный обрез, натуго и крепко сжатый несколькими железными кольцами, чтобы его при выстрелах не разорвало. Отверстие внутреннего прохода было небольшое. Изобретатель тов.Стрельников разными железными обрезками и гвоздями начал натуго набивать внутреннее отверстие, потом засыпал порцию пороха, хорошенько заделал и зажёг ведущий к пороху небольшой фитиль.
Опасаясь несчастного случая, мы отошли сажени на две. Раздался оглушительный выстрел, эхо от которого далеко раскатилось по горам.Вместе со снарядом сажени на две вперёд отбросило и самую пушку. После выстрела партизаны пошли на гору смотреть, куда девались железные обрезки и гвозди, которыми тов.Стрельников зарядил свою самодельную пушку. Оказалось, что многие обрезки и гвозди, пролетевши более шести сот шагов, плотно впились в ствол дерева".
И.Я.Третьяк, "Партизанское движение в Горном Алтае". Новосибирск, 1933 г.
А вот из дерева:
«…Таежные партизаны Сибири и Дальнего Востока в годы японской интервенции на Дальнем Востоке, уходя в тайгу, создавали собственную артиллерию.
В долгую ночь партизану-кузнецу Котову пришла в голову смелая мысль: сделать самим пушку, деревянную, большую, оббить ее железными обручами. Срубили большую лиственницу, отрезали длинный кусок для «тела орудия». Инструментов не было. Долбить било нечем. Придумали выжечь сердцевину раскаленной железкой. Выжигали у костра, насквозь не прожигали. «Затвора то нету». На лыжах один партизан, крадучись, добрался в свою деревню. Там весь день в кузне ковали толстые, крепкие обручи на пушку, чтобы ее не разорвало от выстрела. На следующую ночь партизан с обручами примчался обратно в лагерь. Так выдолбили из лиственницы три пушки. Нехватало терпения у партизан. Хотелось скорее итти на белых. Быстро набили обручи. Прикрепили пушку к саням. Стали ждать ночи. Порох зашили в мешочки и этими мешочками зарядили деревянные пушки. Вместо снарядов забили ствол кусками железа. Молча, бесшумно подошли к селу, занятому белыми. Установили пушки у самого селя. Громыxнули пушки одна за одной». Затем белые услышали не только артиллерийскую канонаду, но и пулеметную стрельбу. У партизан не было пулеметов. Большие деревянные трещотки заменяли им пулеметы. Бой был короткий. Белых разбили на голову».
М. Шехтер, «Русской артиллерии 550 лет. Историческая справка», Госполитиздат при СНК УССР под редакцией комбрига Н.Д. Яковлева. 1939 г.
Также в Сибири изредка использовали пушки времен ХVIII века. Наиболее известный случай - применение красногвардейцами Барнаула на Черепановском фронте трёх пушек-мортир против наступающего эшелона чехословаков. Первый выстрел был самым удачным: кусок металла из пушек сбил паровозную трубу! Правда, потом одна из пушек разорвалась и от них отказались.
Так же роговские партизаны после захвата Кузнецка (и страшного погрома, к слову), взяли две пушки из крепости, чтобы сбить колокольню в Тогуле - с неё роговцев поливали свинцом два белых пулемётчика. Одну утопили в речке, а вторая так в Тогуле и осталась. Стоит как памятник Гражданской войне. Пулеметчиков роговцы "сняли" атакой при поддержке пулемётной команды И.Дрожжкина.
Также пару раз в документах о восстания в Сибири в 1920 попадалось, что у "белобандитов" были "кремнёвки" - очевидно, кремневые ружья.
11. ПОДВИЖНЫЕ ПУЛЕМЁТЫ
Самым известным эрзацем является, безусловно, пулемётные тачанки. Еще в ходе Первой мировой войны в кавалерии, не довольствуясь перевозкой пулеметов в седельных вьюках, требующей время на снятие и сборку, перевозили их на тачанках. Ходят слухи, что первым начал стрелять с тачанки в 1916 г. будущий белоказак Шкуро. Так или иначе, тачанки как подвижные пулемётные станки оказались наиболее удачной оружйной находкой всей Гражданской войны.
Однако собственно тачанками нестандартное применение пулеметов не ограничилось.
Собственно, кроме знаменитых тачанок как подвижной пулемётной точки, использовались и менее удобные для этой цели автомобили. Причем и красными, и белыми. Понятно, что это - продолжение практики Первой Мировой. Приведу пару цитат о красных, так как эти примеры более наглядны. Наиболее известными грузовиками такого рода являются грузовики автоотряда при ВЦИК им.Свердлова, позже отправленные на фронт:
"В 1920 г. во время боев с белоказаками под Ростовом-на-Дону в районе хутора Волошин частям Первой конной армии преградила путь артиллерийская батарея противника. Тогда в бой ввели несколько грузовиков автобронеотряда им. Я.М.Свердлова, в кузовах которых было установлено по два пулемета «Максим». Перед экипажами двух машин была поставлена задача — разгромить артиллерийскую батарею, мешавшую продвижению войск. Автомобили, водителями которых были Е. Архипов и С. Пискунов, на максимальной скорости ворвались в расположение батареи врага и пулеметным огнем артиллерийские расчеты были практически мгновенно уничтожены. Успех автомобилистов помог общему наступлению
Моторизованные «стрелково-пулеметные» отряды появлялись на протяжении всей Гражданской войны, где для этого имелся транспорт. А в ходе советско-польской войны возможности такого отряда продемонстрировал польский налет на Ковель 12–13 сентября 1920 г., в котором участвовали 45 грузовиков с пехотой и пулеметами.
Главком С.С. Каменев в 1922 году писал: «Мы видели в минувшем периоде Гражданской войны неоднократное использование конницей… грузовиков, вооруженных пулеметами. Врангелевская же конница в этих случаях пользовалась даже легкими автомобилями, также вооруженными одним или двумя пулеметами»."
Также в то время существовало такое явление как "автопулемёт" - автомобили с закрепленными пулеметами. Применялись они в основном частями ЧОН в начале 20-х в борьбе против банд
"Идея вооружения пулеметом обычного автомобиля была давно известна — еще в 1889 г. в США полковник Р.П. Дэвидсон предложил поставить пулемет «Кольт» с бронещитом на четырехместный автомобиль. Британский энтузиаст Ф.Р. Симе в 1900 году разработал установку пулемета «Максим» на одноместный квадроцикл. В это же время русскому военному ведомству подобную машину предлагал инженер Б.Г. Луцкой. Установку пулеметов на автомобили учебной автороты планировали в России в 1911 году. Хотя в России автомобилей, как известно, было мало (на середину 1918 года — около 6,6 тыс., в Германии в это время только в рейхсвере их насчитывалось около 60 тыс.), да и дороги в основном были плохи, вооруженные автомобили нашли применение в Гражданской войне".
http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/136400/Fedoseev_-_Pulemety_russkoii_armii_v_boyu.html
Это был всё С.Федосеев, "Пулемёты русской армии в бою"..
Ну, и наконец, из арсенала Первой Мировой пригодились мотоциклы с пулемётами.
Также попытки в ПМВ приспособить максимы для зенитной стрельбы с помощью всяких станков, лежания на земле и пр. логично завершились созданием зенитного станка для "Максима" и переносом его в конце Гражданской на зенитные тачанки, которые просуществовали очень долго.
12.ВИНТОВКА ШЕРИПОВА
Очень странное свидетельство есть о винтовке знаменитого чеченского коммуниста, командира Чеченской Красной Армии Шерипова. "В этот день был убит Шерипов Асланбек. Его родственник показал мне винтовку Асланбека, с пристроенным магазином для 25 патронов. Я впервые видел такую русскую винтовку".
http://www.ingushetia.org/history/vladikavkaz/34.html
И всё. Что за винтовка, чего, как - ни слова. Одно из двух - либо ШЕрипов ухитрился раздобыть где-то автомат Фёдорова, и тогда чеченские боевики на Кавказе появились раньше, чем мы думаем :), либо Шерипов нашёл где-то в ауле кузнеца, оказавшегося оружейным гением, и который ухитрился перебить ему мосинку под 25 патронов, что из области фантастики.
И, наконец, два наиболее удачных для тех времён примера.
Очень странное свидетельство есть о винтовке знаменитого чеченского коммуниста, командира Чеченской Красной Армии Шерипова. "В этот день был убит Шерипов Асланбек. Его родственник показал мне винтовку Асланбека, с пристроенным магазином для 25 патронов. Я впервые видел такую русскую винтовку".
http://www.ingushetia.org/history/vladikavkaz/34.html
И всё. Что за винтовка, чего, как - ни слова. Одно из двух - либо ШЕрипов ухитрился раздобыть где-то автомат Фёдорова, и тогда чеченские боевики на Кавказе появились раньше, чем мы думаем :), либо Шерипов нашёл где-то в ауле кузнеца, оказавшегося оружейным гением, и который ухитрился перебить ему мосинку под 25 патронов, что из области фантастики.
И, наконец, два наиболее удачных для тех времён примера.
13.БЕРДАНКА-ГРАНАТОМЁТ
Во время Пепеляевского рейда в Якутии (1923 г.) Сибирская дружина поймала в ловушку отряд И.Строда, который был вынужден обороняться в маленьком якутском стойбище Сасыл-Сасыы без резервов и подмоги. Стремясь защититься, бойцы Строда сделали сделали защиту штаба и окопы из кизяка - его не пробивали пули. Тогда пепеляевцы попробовали применить гранаты. "22 ночью были брошены нами 8 пробных гранат из бердан, но недолёт. Командующий Дружиной приказал на участках вынести окопы возможно больше вперёд, заготовить побольше гранат и произвести 26-го гранатную атаку (Гранаты привинчивались к шомполам из выпускались из берданок)".
Е.К.Вишневский, "Аргонавты белой мечты", Харбин, 1933 год, стр. 118. Особо не помогло, судя по всему.
14.ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ СНАРЯДЫ
Во всех подробностях рассказывается тут: http://www.kurgangen.org/local-finding/grajdanskaya/pesyaniy/ Краткий пересказ сюжета. 17 сентября 1919 года в Курганском уезде под д.Песьяновкой белые войска штурмовали красную позицию. Красные явно уступали, а Ленинская батарея, поддерживавшая их своим огнём, работала на пределе. Наконец в решающий момент закончились снаряды. Что делать? Командир батареи, старый артиллерист Серебряков решил от отчаяния стрелять зажигательными. Эти снаряды при разрыве заливали всё вокруг воспламеняющейся жидкостью и использование таких снарядов против живой силы противника никогда раньше даже не рассматривалося. Опыт неожиданно получился удачным. Горящая жидкость заливала белых солдат, кони, обезумевшие от боли огня на своей шкуре, носились по полю, сбивая всех вокруг, поднялась паника и победа досталась красным. "В 20-е годы, на этот случай, обратили внимание военные специалисты. Пример необычного, но чрезвычайно удачного решения, был описан в специальном военном журнале «Красная артиллерия». Вошел он и в многотомные учебники, по истории отечественной артиллерии. Не исключено, что этим примером, могли руководствоваться и конструкторы отечественного огнеметного оружия, создавшие аппараты нового типа - не выплескивающие на противника огненную струю, как в годы Первой мировой войны, а посылающие вперед смертоносный заряд, начиненный горючим веществом".
На этом я и заканчиваю краткий обзор основных и известных на данный момент эрзац-вооружений Гражданской войны. Нетрудно заметить, что, как правило, они несут моральное воздействие на противника и абсолютно непригодны в более-менее профессиональной войне.
Во время Пепеляевского рейда в Якутии (1923 г.) Сибирская дружина поймала в ловушку отряд И.Строда, который был вынужден обороняться в маленьком якутском стойбище Сасыл-Сасыы без резервов и подмоги. Стремясь защититься, бойцы Строда сделали сделали защиту штаба и окопы из кизяка - его не пробивали пули. Тогда пепеляевцы попробовали применить гранаты. "22 ночью были брошены нами 8 пробных гранат из бердан, но недолёт. Командующий Дружиной приказал на участках вынести окопы возможно больше вперёд, заготовить побольше гранат и произвести 26-го гранатную атаку (Гранаты привинчивались к шомполам из выпускались из берданок)".
Е.К.Вишневский, "Аргонавты белой мечты", Харбин, 1933 год, стр. 118. Особо не помогло, судя по всему.
14.ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ СНАРЯДЫ
Во всех подробностях рассказывается тут: http://www.kurgangen.org/local-finding/grajdanskaya/pesyaniy/ Краткий пересказ сюжета. 17 сентября 1919 года в Курганском уезде под д.Песьяновкой белые войска штурмовали красную позицию. Красные явно уступали, а Ленинская батарея, поддерживавшая их своим огнём, работала на пределе. Наконец в решающий момент закончились снаряды. Что делать? Командир батареи, старый артиллерист Серебряков решил от отчаяния стрелять зажигательными. Эти снаряды при разрыве заливали всё вокруг воспламеняющейся жидкостью и использование таких снарядов против живой силы противника никогда раньше даже не рассматривалося. Опыт неожиданно получился удачным. Горящая жидкость заливала белых солдат, кони, обезумевшие от боли огня на своей шкуре, носились по полю, сбивая всех вокруг, поднялась паника и победа досталась красным. "В 20-е годы, на этот случай, обратили внимание военные специалисты. Пример необычного, но чрезвычайно удачного решения, был описан в специальном военном журнале «Красная артиллерия». Вошел он и в многотомные учебники, по истории отечественной артиллерии. Не исключено, что этим примером, могли руководствоваться и конструкторы отечественного огнеметного оружия, создавшие аппараты нового типа - не выплескивающие на противника огненную струю, как в годы Первой мировой войны, а посылающие вперед смертоносный заряд, начиненный горючим веществом".
На этом я и заканчиваю краткий обзор основных и известных на данный момент эрзац-вооружений Гражданской войны. Нетрудно заметить, что, как правило, они несут моральное воздействие на противника и абсолютно непригодны в более-менее профессиональной войне.