
Ки-Ларго - это небольшое туристическое местечко на одном из крупных островов штата Флорида, откуда не так далеко до Кубы. Сюда после войны приезжает отставной майор пехоты Фрэнк Макклауд. Он хочет мило поболтать с хозяином местного отеля, как умер его сынок, раз за три года отец-инвалид на каталке не удосужился спросить военное министерство. Параллельно Фрэнк кладет глаз на вдову покойного, но быть вместе им не суждено, потому что это противоречит кодексу Хейса. Все с умилением приветствуют ветерана, дают виски, целуют и чуть ли ботинки ему не лижут - хозяин, вдова Нора и даже местные флоридские индейцы, которые вообще-то сбежали из тюрьмы, но они отличные ребята. Даже местные постояльцы, которые сидят с такими злыми говняными рожами, будто у них поголовно запор - и те предлагают ему выпить. Так что развитие сюжета идет не как в "Рэмбо", а как в "Крепком орешке" - отель внезапно захватывают говномордые постояльцы. Оказывается, тут окопался Джонни Рокко - могучий гангстер, высланный из страны, который хочет теперь бежать обратно на Кубу после большой сделки. Он - жуткий злодей: вечно курит сигару, хамит всем присутствующим, нетолерантно называет индейцев "краснорожими" и говорит сальности женщинам на ушко - короче, воплощение зла. Теперь они все в заложниках у этого аццкого злодея, который будет их держать на мушке, но не догадается связать, развести по комнатам, просто оглушить или хотя бы заткнуть всем рты, а будет бесконечно с ними базарить ни о чем. А тем временем на остров надвигается ночь и сильный ураган... Поэтому все будут со страхом часами сидеть в темноте при лампах и переглядываться взглядами побитых собак, как провинциальная семья в девяностых, у которой свет отключили.
Чем же закончится эта напряженная история? Победит ли аццких гангстеров Фрэнк Макклауд из клана Макклаудов? Поцелует ли ветерана молодая вдовушка или просто покажет ему... что-то интересное? На кой хрен в сюжете индейцы Флориды? Достанет ли истерящий инвалид на каталке Рокко, и тот его тупо пристрелит? Как во время урагана управлять яхтой? Узнаете из самого... флоридского нуара! От зачинателя жанра, автора "Мальтийского сокола" Джона Хьюстона - "Ли-Карга"! Тьфу... "Кли-Кларка..." Э-э-э...



У Хамфри Богарта нуаров в фильмографии просто до черта, все не пересмотреть. Но с этим я конкретно лоханулся. После просмотра я с раздражением подумал: "Да какого хрена и как это снимали?" Поискав в интернете, я решил, что было примерно так. Однажды продюсеры Warner Brothers вызвали к себе Джона Хьюстона - и такие ему:
- Джонни! Ты дэбил! Твоя последняя вещь с Хамфри Богартом "Сокровища Сьерра-Мадре" не оправдала себя! Бабла публика дала меньше, чем мы хотели! Риск не окупился! А мы говорили, мы говорили! Какого черта ты снял Богарта в роли злодея, говномес ты этакий? Чем ты думал, черепушка ты обкуренная?
- А... ы... а... Но мы же получили три Оскара!
- Оскар на хлеб не намажешь, дэбил! Кто тебе деньги будет давать, Оскар или мы? Короче, пора отрабатывать! Надо быстро сделать еще какой-нибудь фильм, тупо кассовую ленту с добрым героем и злым злодеем. Обязательно с Хамфри Богартом и его женушкой Лорэн Бэколл - мы знаем, публика любит этот дуэт. На роль злодея возьмем какую-нибудь звезду - например, Эдварда Робинсона из "Двойной страховки" и "Женщины в окне". Остаток денег потратим на декорации и съемки - но денег дадим мало, чтобы точно окупилось! Так что выбери себе что-нибудь камерное, из числа этих тупых пьес, которые никто не читает. Снимать быстро, два месяца максимум. Никакой Мексики, как в прошлый раз, это дорого. И чтобы на сей раз Хамфри был хорошим, а финал счастливым. Ну или наоборот. Понятно?
- Да. Понятна. Понятна, хозяина.
- Чего понятно?
- Да, хозяина! Понятна, шешельме-бешельме!
- У, дебил. Иди и работай, придурок!
(Джон мстительно шепчет): У, козлы, ну я вам покажу. Сниму где-нибудь подальше, во Флориде, а Хамфри будет не злодеем, а просто разочарованным в жизни чмом. Ыть!


На самом деле я понятия не имею, как там было дело - но чем моя версия невозможна? С одной стороны в кинишке отражены прежние тенденции Хьюстона - с другой, снято дешево и камерно, да еще и откровенно халтурно.
Короче. Это очередной классический нуар из числа тех, которые приятели-коллеги Джон Хьюстон и Хамфри Богарт сняли вместе после знакомства в "Мальтийском соколе" и до "Африканской королевы". "Мальтийский сокол", несмотря на всю свою культовость, меня совершенно не впечатлил, да и Хамфри Богарт тоже. Но все же его "Глубокий сон", "В укромном месте" и "Темная полоса" - действительно интересные нуары. Да и Хьюстон известен как талантливый человек, глыба, целая эпоха, и те же его "Асфальтовые джунгли" были хороши. Но тут что-то пошло ощутимо не так.
Сюжет у фильма очень простой и почти примитивный. Богарт в очередной раз играет осторожного одиночку со здоровой долью цинизма. Теперь он - ветеран войны, майор, который воевал в Северной Италии (приближено к биографии самого Богарта, он реально туда в войну ездил развлекать солдат). Дальше я уже изложил завязку. Да ну и... все, собственно. В финале Хамфри выведет эту банду в море на яхте и с помощью подсунутого пистолета легко их всех ликвидирует и вернется к новым друзьям, хэппи-энд. Что в промежутках? Мало интересного. Тупой помощник шерифа, который пытался сбежать и позорно сдох; припершийся шериф, который нашел его тело, выкинутое морем прямо под порог дома (??????!!!), от которого отбоярились; бесконечный трындеж героев; и единственная симпатичная сцена - Робинсон заставил петь без музыки притащенную подружку, алкоголичку со стажем. В целом зрелище унылое - при первом просмотре я просто заснул, пришлось потом досматривать. Персонажи тут весьма унылые и черно-белые во всех смыслах слова. Богарт - очередной осторожный одиночка, злодей - недалекий болван с комплексом Наполеона и склонностью к истерикам. Бэколл - типичная девушка второго плана, которая влюбится в нашего героя-любовника, но в сюжете никакой роли не сыграет. Еще есть мелкая массовка, включая индейцев, которые честно проторчали почти весь фильм на заднем плане.



В нуаре курят все, даже индейцы.
Тут нет какой-то тонкой психологической игры персонажей - Богарт иногда откровенно льстит Рокко, чтобы разрядить обстановку - тем дело и заканчивается. Здесь нет мрачного саспенса и нагнетания - с этим постановщик справился плохо, этот бесконечный трындеж с размахиванием пистолетом и препирания заложников с бандитом смотрятся совершенно не устрашающе. И нет, даже ураган за окном, символизирующий ФатумЪ и РокЪ нашего Рокко - не помогает. Здесь нет серьезной драмы и трагедии - хотя нам пытаются развернуть ее в личности Богарта. Он, как объяснено, не просто так пыль ест, колеся по всей Америке, и давно проев отпускные ветерана войны. Он, оказывается, разочаровался во всем. И в войне, и в людях... Хрен его знает, почему и как это произошло - сюжет этого не объясняет - но на сей раз Богарт не очередной крутой мэн с пистолетом, а осторожный и испуганный случайный человек в этом конфликте, совершенно реалистичный и не героичный. Ну чувствуется, что Богарт и Хьюстон еще не отошли от "Сокровищ Сьерра-Мадре" и пытались изображать из Хамфри драматического актера, да... Я не знаю, может тут еще антивоенные взгляды Хьюстона отразились, которые он потом выразил в "Алый знак доблести" и "Прощай, оружие" (оба фильма стали выкидышами - первый студия страшно порезала и перемонтировала, со второго режиссер просто ушел).

Хамфри Богарт оценивает обстановку.

Хамфри Богарт сдерживает гнев.
Игра вообще у всех малоинтересная. Ну а чего ждать, это же Хамфри Богарт и Лорэн Бэколл. Хамфри - это тогдашний аналог нынешнего Райана Гослинга, который тоже может пол-фильма проходить с загадочной неопределённостью на лице и постоянно изображает одинокого крутого волка. Ну вот и старина Хамфри так делал. С эмоциями не напрягался и даже шок изображал исключительно поднятыми бровями. Что до ледяной блондинки Бэколл, то она даже в драку с Робинсоном лезла с деревянным хлебалом пытающегося играть Терминатора, так что тут все было как всегда. Простая девушка на фоне природы у нее получилась лажово. Правда, ее очередная вспыхнувшая симпатия к Хамфри тут хоть как-то работает. Ну еще бы, он же у нас опять герой-одиночка - путешествует один, ветеран войны, говорит мало и веско, любит людей и индейцев, да еще и узлы морские вяжет - герой мечты каждой женщины!

Я типа яросте! Школа имени Кристен Стюарт, дай мне силу!

Сука, он умеет вязать морские узлы! Я должна быть его женой!
Эдвард Робинсон тоже не впечатлил. Злодей его плосковат и одномерен. Типичный недоношенный царек - ходит с перстнем и понтовой сигарой во рту, часто истерит и угрожает, мечтает о возвращении на Олимп не пойми каким образом и совершенно не ловит мышей. Можно было и не тянуть так долго и разобраться с ним задолго до выхода в море - все равно этот дебил и не подумал никого с пистолетом возле руля поставить. И вообще, Рокко при всем своем гоноре - лошара. Упустил как лох лодку со шкипером, например, вздумав тыкать ему в рожу пистолетом. При этом обманывает на ровном месте даже там, где не нужно, всех вокруг откровенно использует и на любую претензию отвечает в стиле гопника: "И че?" Неинтересная роль. Да и удовольствие смотреть на жабье лицо Робинсона и его волосатую грудь в ванной - ниже среднего. Все при этом возмущаются, какой он плохой человек, гангстер и вообще, чуть ли не воплощение зла - и освободить от таких Америку это нравственный долг каждого, чуть ли не как у Иисуса. Всякие второстепенные гангстерюги и оголтелый инвалид-хозяин на каталке, который чуть ли не бросался на мафию, как полный дебил - вообще не впечатлили. Исключением является только Клер Тревор, которая действительно отлично сыграла опустившуюся певичку-алкоголичку - роль второстепенная, но хорошо смотрится и сейчас, и неудивительно, что она получила за нее "Оскар".



Блистательные лица злодеев, правда?
Хуже всего постановка, которая в лучших голливудских традициях того времени очень шаблонная и прямолинейная. Назидательная драма сменяется штампованной болтовней, пафосными речугами о долге, плакатным поведением злодея - и все это сделано откровенно в лоб. Операторская работа не особенно впечатляет, хотя и соответствует нормам качества. Есть крупные планы и прочие радости, но немного. Эстетики нуара с его экспрессивностью тут крайне мало - началось это только где-то через час, когда уже наконец-то начались ураган и дождь. Тогда стало с картинкой получше, но тоже ненамного. В общем, постановка устарела просто ужасно, никаких скидок на возраст я не дам. В фильме всевозможной лажи - просто грузовиком грузи. Я терпел, когда Джонни начали брить, хотя рожа у него уже была абсолютно бритая... Когда один из гангстеров трагически умер, упав на руку и картинно перевернувшись, я только криво улыбнулся... Добило меня не это... А ярко вспыхнувший свет из окна, открытый в финале счастливой Лорэн Бэколл. Вот уж действительно, это СимволизируетЪ!



Гениальный символ, драть вас в лоб!!!
Короче, несмотря на некоторые плюсы и очередную харизматичную роль Хамфри Богарта, мне картина показалась откровенно проходной, ходульной и малоинтересной. Хотя возможно кому-то она и понравится, да и пессимистичные тенденции послевоенного кино и нуара тут тоже есть. Но вспоминать все равно не буду - тем более, говорят, что нуаров про заложников тогда было много, и были примеры куда лучше - например, "Неожиданный" (1954) или "Часы отчаяния" (1955).


