Chapaevec (voencomuezd) wrote,
Chapaevec
voencomuezd

Categories:

«Черный батальон» (1958): чехословацкий «Апокалипсис сегодня»



На днях я наконец выкроил время, чтобы посмотреть давно заинтересовавший меня фильм "Черный батальон". Заинтересовал он редкой тематикой - это рассказ о первой Индокитайской войне во Вьетнаме, в которой участвуют чехословацкие граждане из Иностранного легиона Франции. Снят фильм, разумеется, Чехословакией в послевоенные времена.

Я не ждал от него много - в самом деле, что там в Чехословакии могли снять про Вьетнамскую войну? Я предполагал, что это чистой воды эксплуатационное политическое кино со слабым реквизитом и средним антуражем, по типу фильмов соцблока 1970-80-х. Однако кино стало удивлять с первых же кадров... Оказалось, что уровень технического мастерства и подготовки здесь серьезный. Как ни ограничены были кинематографисты ЧССР в 1950-е, у них нашлись средства, чтобы более или менее убедительно показать Вьетнам того времени. В итоге мне понравилось практически все, кроме, пожалуй, заунывной музыки симфонического оркестра местами.





В фильме есть несколько американских грузовиков, оставшиеся в Чехословакии после войны, типичный джип-виллис, а также вполне убедительно пошитая форма Иностранного легиона. Леса Чехословакии, местами дополненные пальмами и лианами, в общем, тоже кое-как сходят за джунгли Вьетнама. С оружием, конечно, промах - французского оружия в ЧССР взять было негде. Тем не менее, Иностранный легион тут вооружен всем заграничным, что смогли достать - английские автоматы "Стэн", американские винтовки М1, а особенно широко бойцы исползуют немецкие МП-40. Но главное, что дает фильму правдоподобность - это реалистичность показанной истории и быта наемников на войне.









Этот фильм был снят в 1958 году - почти тогда же, когда американец Сэмюэль Фуллер снял свой боевик про Индокитай "Китайские ворота" (1957). Как и Фуллера, постановка отличается сильной контрастностью операторской работой, нуарным визуалом, мрачностью и темнотой сцен. И хотя Фуллер объективно опытнее и ярче в своей нуарной стилистике, чехословацие кинематографисты составили ему вполне достойную конкуренцию по постановке. Кроме того, в фильме использован ряд других постановочных приемов, которые значительно разнообразили не насыщенную событиями историю фильма. А сюжет здесь намеренно рутинный и обыденный, почти документальный - и документальность чувствуется и в некоторых кадрах. Ведь не зря фильм снимал режиссер Вацлав Чех, автор документальных лент из Бухенвальда и с Нюрнбергского процесса, который позднее перейдет на жанровое кино, но в данном случае сохранил выдающийся драматизм произведения.







Итак, начало 1950-х. Индокитай, война. В Иностранном легионе служат многочисленные выходцы из Европы - поляки, немцы, чехи и т.д. В центре сюжета - чех Вацлав Малы, который предпочел службе в Легионе прозябание в лагерях беженцев с неясной перспективой. Теперь он должен сражаться во Вьетнаме за колониальные интересы Франции. Антивоенный, антиколониальный посыл ленты вполне ожидаем, однако выражен он неярко. Напротив, большая часть хронометража - тягостные и нудные будни тылового прозябания батальона, в котором служит Малы. На взаимоотношения служащих в нем людей уходит много времени - и Вацлав даже не является ярко выраженным главным героем происходящего. Однако у него есть личная драма - его родные погибли в Пльзене от руки СС. И не стоит сомневаться, что это сценарное ружье выстрелит в фильме...




Однако в большинстве своем нам показывают сцены про других персонажей. Быт Иностранного легиона скучен и неинтересен. В нем легко можно увидеть все то, что мы видели в других военных фильмах. Пребывание в казармах, учения, построения, снятые как будто для документального фото... Азартные игры в казармах на трофейное добро, злобных офицеров-держиморд и развращенное безделием командование... Все это составлено со знанием дела и подкупает реализмом. Реализма добавляет и широкое использование разных языков - в фильме одновременно и с легкостью говорят на чешском, французском, немецком и английском.







Пропагандистский посыл тут не выпячивается, а только идет параллельно со сдержанным документальным изложением. Тем не менее, не показано ничего такого, чего бы не было в реальном Иностранном легине. Мародерство, жесткие наказания провинившихся, слабая мотивация бойцов, обман друг друга и даже убийство недоброжелателей "дружеским огнем". Но пика своего фильм достигает в середине, когда в единственной батальной сцене мы видим зачистку и бой во вьетнамском селе. Здесь есть все то, что будет потом показано в бесконечных фильмах про Вьетнамскую войну с бесконечным рефлексированием на тему военных преступлений. Солдаты сгоняют крестьян под дула автоматом, угрожают им, бьют, мародерствуют, устраивают массовые расстрелы, а при первом же нападении противника уносят ноги в жестокой перестрелке, напоследок сжигая село. Некоторые кадры, намеренно сделанные под хронику, добавляют убедительности происходящему - и это тоже хорошо нам знакомый прием. Неудивительно, что эти сцены и сейчас выглядят неплохо, и это не может испортить даже устаревший почерк кино, в котором злобный легионер убивает крестьян, стреляя из МП-40 в гангста-стайле.









Здесь также будут еще более экспрессивные кадры с намеренным давлением на психику, напряженное преследование потерянных в джунглях бойцов и прочие драматические приемы военных фильмов, которые для 1956 г. выглядят опередившими свое время. Даже у Фуллера в его военных боевиках, которые он снимал по опыту собственных наблюдений войн, в которых участвовал, такая убедительность не всегда достигалась.









Эта единственная сцена, предвосхищающая "Апокалипсис сегодня" и "Взвод" на уровне 1950-х, является точкой перелома в повествовании. Вацлав не хочет теперь воевать, но деваться ему некуда - а вскоре ему придется встретить немца Вольфа, который вполне вероятно убил его семью в Пльзене... В плохом кино это привело бы к предсказуемой и плакатной развязке, однако в фильме реализм соблюден до конца - Вацлав так и остается конформистом, который не решился достигнуть справедливости любой ценой. Финал поэтому крайне амбивалентен и неоднозначен, кроме ясного и четкого основного посыла - вынужденное сражение на стороне зла и отречение от родины сурово наказываются самой жизнью.









"Черный батальон" - это неожиданно сильное драматическое кино, сделанное на достойном художественном и техническом уровне для своего времени и возможностей. Конечно, тут нет, как у подельщика Фуллера, такой яркой нуарной стилистики, технического уровня по технологии синемаскоп и с монтажом фона, адекватного реквизита и масштабных декораций. Однако нет и оскорбительной клюквы, пропагандистской плакатности и топорности, примитивизма и пошлой банальной мелодрамы. Есть реализм, сдержанность, хроникальная стилистика, разнообразие приемов и планов и суровая жизненная драма. Это очень достойное кино, которое я был рад посмотреть.

Tags: повседневность, революционное творчество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments