Крымские газеты времен гражданской войны
С.Б. Филимонов (Симферополь)
Крымские газеты времен гражданской войны – малоизвестный источник по истории интеллигенции, науки и культуры
В Крыму в период Гражданской войны, по воспоминаниям выдающегося русского историка Георгия Владимировича Вернадского (1887–1973), в 1918–1920 годах – профессора Таврического университета, ушедшего в ноябре 1920 г. с армией Врангеля из Севастополя в Константинополь и потому напрочь вычеркнутого из советской историографии, «был расцвет умственной и религиозной жизни».
Это утверждение позволяет в определенной степени конкретизировать статья оставшегося на родине отца историка, академика Владимира Ивановича Вернадского (1863–1945), бывшего в 1920-1921 годах профессором и ректором Таврического университета. Статья, озаглавленная «О научной работе в Крыму в 1917–1921 годах», была написана по горячим следам (она напечатана в петроградском журнале «Наука и ее работники» в 1921 г.), основана как на документах, так и на личных впечатлениях ученого, и содержит наиболее полный (но, как выясняется, отнюдь не исчерпывающий) перечень научных учреждений и организаций Крыма времен Гражданской войны. /449/
Из указанных публикаций отца и сына Вернадских, уточняемых и дополняемых по другим источникам (о них см. ниже) следует, что в Крыму в 1917–1920 гг., наряду с многочисленными научными и культурными центрами, существовавшими еще с дореволюционной поры (среди которых были и такие знаменитые, как Таврическая ученая архивная комиссия и Крымское общество естествоиспытателей и любителей природы), возникли и энергично заработали новые. А именно: в столице Крыма Симферополе – Таврическая научная ассоциация, образованная в 1917 г., объединила все научные учреждения и общества Крыма и провела в июле 1917 – ноябре 1920 г. семь научных съездов), Таврический университет (торжественно открыт 1 (14) октября 1918 г.; при университете работали научные общества – Математическое, Педагогическое, Хирургическое, Общество изучения музыки, Общество философии, истории и социологии; Народный университет, Центральный архив, Крымское библиотечное общество, Общество распространения коммерческого и экономического образования, Религиозно-философское общество, Украинское культурно-просветительное общество «Кримська Освіта», Юридическое общество; в Алуште – Крымский государственный природный заповедник; в Бахчисарае – Ханский дворец-музей татарской культуры; в Евпатории – Общество для изучения Евпаторийского уезда; в Керчи – Боспорский университет; в Севастополе – Юридический институт, Крымская филармония, Народный политехнический институт, Религиозно-философское общество; в Феодосии – Народный университет, Литературно-артистический кружок; в Ялте – Народный университет, Народная консерватория, Библиотечное общество, Дом-музей А.П. Чехова, Литературное общество им. А.П.Чехова, Медицинское общество, Религиозно-философское общество, Художественно-артистический кружок, Художественное общество Южного берега Крыма, Художественный музей, Юридическое общество им. Н.А. Приселкова, Ялтинская киностудия.
К сожалению, источниковая база истории перечисленных научных и культурных центров очень узка: архивов большинства из них обнаружить не удалось (вероятнее всего, они погибли), свои печатные органы имели лишь некоторые учреждения и организации, но только лишь «Известия Таврической ученой архивной комиссии» и «Известия Таврического университета» содержат, наряду с научными статьями, еще и информацию о деятельности своих издателей.
Опыт обращения к периодической печати Крыма времен Гражданской войны показал, что деятельность практически всех существовавших на территории региона в тот период научных и культурных учреждений и организаций находила отражение на страницах крымских газет, в огромном количестве (около 150 наименований!) выходивших в 1917–1920 гг.
В обстановке Гражданской войны, когда каждая участвовавшая в ней политическая сила стремилась призвать под свои знамена максимум волонтеров, большинство газет имели, конечно же, откровенный агитационнопропагандистский характер. Таковы, например, газеты «Борец за коммунизм», «Голос евпаторийского пролетариата», «Голос юного коммунара», «Известия Керченского совета рабочих и солдатских депутатов», «Известия Крымского областкома партии РКП(б)» и многие другие.
Но были и газеты, рассчитанные на интеллигентного читателя, на страницах которых значительное внимание уделялось не только политике, но и насущным вопросам науки, культуры, духовной жизни. Таковы газеты «Ве-/450/-ликая Россия», «Vivat Academia!», «Время Бор. Суворина», «Крымская мысль», «Крымский вестник», «Святая Русь», «Таврический голос», «Царьколокол», «Юг России», «Южные ведомости», «Ялтинский вечер», «Ялтинский голос», «Ялтинский курьер» и другие.
Работать с этими газетами потрясающе интересно, но и весьма затруднительно. Почему? Во-первых, потому, что в условиях практически непрерывных боевых действий на территории Крыма обеспечить сохранность в полном объеме всех письменных источников было невозможно и многие газеты попросту погибли. Во-вторых, потому, что газеты эти по причине их ярко выраженной антибольшевистской направленности долгое время содержались в режиме так называемого «специального хранения» («спецхрана»), оставаясь практически недоступными исследователям, и только недавно были «выпущены на волю». В-третьих, потому, что со времен красного террора в Крыму 1920–1921 годов, когда за хранение этих газет («за хранение белогвардейской литературы») грозил расстрел, они стали колоссальной библиографической редкостью. Достаточно сказать, что в крупнейших библиотеках не только Крыма, но и Москвы, Санкт-Петербурга и Киева нет ни одного полного комплекта ни одной из этих газет. Поэтому для того, чтобы ознакомиться с этим источником, приходится проводить длительные и кропотливые разыскания.
Ознакомление с крымскими газетами периода Гражданской войны позволяет характеризовать их как ценный малоизвестный источник по истории интеллигенции, научной и культурной жизни. В деятельности крымских вузов, других научных и культурных учреждений и организаций в 1917–1920 гг. живое участие принимали не только представители местной, крымской, интеллигенции, но и крупнейшие ученые, бежавшие от большевистского террора из университетских центров России и Украины в белый Крым. (Добавлю, что многие из них впоследствии стали «белоэмигрантами»: помимо упомянутого выше историка Г.В. Вернадского, из Крыма в эмиграцию ушли геолог академик Н.И. Андрусов, биолог С.И. Метальников, правовед П.И. Новгородцев, филолог В.А. Розов, философ Л.И. Шестов, а знаменитый философ и богослов профессор священник Сергий Булгаков с приходом в Крым в 1920 г. большевиков был изгнан из Таврического университета, а в 1922-м – и из страны.) На страницах крымской периодической печати времен Гражданской войны удалось обнаружить не только хроникальные заметки, рассказывающие о деятельности вышеперечисленных научных и культурных учреждений и организаций, но и остававшиеся неизвестными публикации (они не значатся в имеющихся библиографических справочниках) таких замечательных представителей отечественной науки и культуры, как «король смеха» фельетонист А.Т. Аверченко, крупнейший русский религиозный мыслитель о. Сергий Булгаков, писатель В.В. Вересаев, ученыйэнциклопедист академик В.И.Вернадский, его сын историк Г.В. Вернадский, первый ректор Таврического университета профессор Р.И. Гельвиг, писатель Г.Д. Гребенщиков, будущий академик историк Б.Д. Греков, будущий академик филолог и литературовед Н.К. Гудзий, первый декан историкофилологического факультета Таврического университета А.Н. Деревицкий, «король фельетона» В.М. Дорошевич, писатель, мемуарист и публицист С.Я. Елпатьевский, член-кор. Академии наук историк И.А. Линниченко, историк искусства Г.К. Лукомский, историк искусства С.К. Маковский, будущий член-кор. Академии наук, классик крымоведения А.И. Маркевич, /451/ драматург С.А. Найденов, классик русской литературы А.Н. Толстой, писатель и драматург К.А. Тренев, историк искусства Я.А. Тугендхольд, классик русской литературы И.С. Шмелев и др. Основная идейная направленность этих публикаций – тревожные размышления о прошлом, настоящем и будущем истерзанной Родины. Поскольку размышления эти удивительно созвучны сегодняшним думам миллионов соотечественников из бывшего СССР, значимость выявленных материалов трудно переоценить.
Большинство выявленных материалов републиковано в книгах: Филимонов С.Б. Интеллигенция в Крыму (1917–1920): поиски и находки источниковеда. Симферополь, 2006. 232 с.; Он же. Из прошлого русской культуры в Крыму: поиски и находки историка-источниковеда. Симферополь:, 2010. 408 с. Особое внимание обращаю на републикованные в обеих книгах статьи Н.К. Гудзия «Конец украинской самостийности» (1919), статей С.Я. Елпатьевского «Взгляд в будущее» (1920), А.И. Маркевича «Памятник Екатерине Великой» (1919). Эти статьи эти позволяют глубже осознать причины и «Крымской весны» 2014 г., и гражданской войны в современной Украине.
Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития : Материалы XXVII Междунар. науч. конф. Москва, 9 – 11 апр. 2015 г. / редкол.: Ю. Э. Шустова (отв. ред.) и др. – М. : РГГУ, 2015. С. 449-452.
Есть у меня брошюрка про белый Крым на основе таких газеток... Отсканить бы...
Крымские газеты времен гражданской войны – малоизвестный источник по истории интеллигенции, науки и культуры
В Крыму в период Гражданской войны, по воспоминаниям выдающегося русского историка Георгия Владимировича Вернадского (1887–1973), в 1918–1920 годах – профессора Таврического университета, ушедшего в ноябре 1920 г. с армией Врангеля из Севастополя в Константинополь и потому напрочь вычеркнутого из советской историографии, «был расцвет умственной и религиозной жизни».
Это утверждение позволяет в определенной степени конкретизировать статья оставшегося на родине отца историка, академика Владимира Ивановича Вернадского (1863–1945), бывшего в 1920-1921 годах профессором и ректором Таврического университета. Статья, озаглавленная «О научной работе в Крыму в 1917–1921 годах», была написана по горячим следам (она напечатана в петроградском журнале «Наука и ее работники» в 1921 г.), основана как на документах, так и на личных впечатлениях ученого, и содержит наиболее полный (но, как выясняется, отнюдь не исчерпывающий) перечень научных учреждений и организаций Крыма времен Гражданской войны. /449/
Из указанных публикаций отца и сына Вернадских, уточняемых и дополняемых по другим источникам (о них см. ниже) следует, что в Крыму в 1917–1920 гг., наряду с многочисленными научными и культурными центрами, существовавшими еще с дореволюционной поры (среди которых были и такие знаменитые, как Таврическая ученая архивная комиссия и Крымское общество естествоиспытателей и любителей природы), возникли и энергично заработали новые. А именно: в столице Крыма Симферополе – Таврическая научная ассоциация, образованная в 1917 г., объединила все научные учреждения и общества Крыма и провела в июле 1917 – ноябре 1920 г. семь научных съездов), Таврический университет (торжественно открыт 1 (14) октября 1918 г.; при университете работали научные общества – Математическое, Педагогическое, Хирургическое, Общество изучения музыки, Общество философии, истории и социологии; Народный университет, Центральный архив, Крымское библиотечное общество, Общество распространения коммерческого и экономического образования, Религиозно-философское общество, Украинское культурно-просветительное общество «Кримська Освіта», Юридическое общество; в Алуште – Крымский государственный природный заповедник; в Бахчисарае – Ханский дворец-музей татарской культуры; в Евпатории – Общество для изучения Евпаторийского уезда; в Керчи – Боспорский университет; в Севастополе – Юридический институт, Крымская филармония, Народный политехнический институт, Религиозно-философское общество; в Феодосии – Народный университет, Литературно-артистический кружок; в Ялте – Народный университет, Народная консерватория, Библиотечное общество, Дом-музей А.П. Чехова, Литературное общество им. А.П.Чехова, Медицинское общество, Религиозно-философское общество, Художественно-артистический кружок, Художественное общество Южного берега Крыма, Художественный музей, Юридическое общество им. Н.А. Приселкова, Ялтинская киностудия.
К сожалению, источниковая база истории перечисленных научных и культурных центров очень узка: архивов большинства из них обнаружить не удалось (вероятнее всего, они погибли), свои печатные органы имели лишь некоторые учреждения и организации, но только лишь «Известия Таврической ученой архивной комиссии» и «Известия Таврического университета» содержат, наряду с научными статьями, еще и информацию о деятельности своих издателей.
Опыт обращения к периодической печати Крыма времен Гражданской войны показал, что деятельность практически всех существовавших на территории региона в тот период научных и культурных учреждений и организаций находила отражение на страницах крымских газет, в огромном количестве (около 150 наименований!) выходивших в 1917–1920 гг.
В обстановке Гражданской войны, когда каждая участвовавшая в ней политическая сила стремилась призвать под свои знамена максимум волонтеров, большинство газет имели, конечно же, откровенный агитационнопропагандистский характер. Таковы, например, газеты «Борец за коммунизм», «Голос евпаторийского пролетариата», «Голос юного коммунара», «Известия Керченского совета рабочих и солдатских депутатов», «Известия Крымского областкома партии РКП(б)» и многие другие.
Но были и газеты, рассчитанные на интеллигентного читателя, на страницах которых значительное внимание уделялось не только политике, но и насущным вопросам науки, культуры, духовной жизни. Таковы газеты «Ве-/450/-ликая Россия», «Vivat Academia!», «Время Бор. Суворина», «Крымская мысль», «Крымский вестник», «Святая Русь», «Таврический голос», «Царьколокол», «Юг России», «Южные ведомости», «Ялтинский вечер», «Ялтинский голос», «Ялтинский курьер» и другие.
Работать с этими газетами потрясающе интересно, но и весьма затруднительно. Почему? Во-первых, потому, что в условиях практически непрерывных боевых действий на территории Крыма обеспечить сохранность в полном объеме всех письменных источников было невозможно и многие газеты попросту погибли. Во-вторых, потому, что газеты эти по причине их ярко выраженной антибольшевистской направленности долгое время содержались в режиме так называемого «специального хранения» («спецхрана»), оставаясь практически недоступными исследователям, и только недавно были «выпущены на волю». В-третьих, потому, что со времен красного террора в Крыму 1920–1921 годов, когда за хранение этих газет («за хранение белогвардейской литературы») грозил расстрел, они стали колоссальной библиографической редкостью. Достаточно сказать, что в крупнейших библиотеках не только Крыма, но и Москвы, Санкт-Петербурга и Киева нет ни одного полного комплекта ни одной из этих газет. Поэтому для того, чтобы ознакомиться с этим источником, приходится проводить длительные и кропотливые разыскания.
Ознакомление с крымскими газетами периода Гражданской войны позволяет характеризовать их как ценный малоизвестный источник по истории интеллигенции, научной и культурной жизни. В деятельности крымских вузов, других научных и культурных учреждений и организаций в 1917–1920 гг. живое участие принимали не только представители местной, крымской, интеллигенции, но и крупнейшие ученые, бежавшие от большевистского террора из университетских центров России и Украины в белый Крым. (Добавлю, что многие из них впоследствии стали «белоэмигрантами»: помимо упомянутого выше историка Г.В. Вернадского, из Крыма в эмиграцию ушли геолог академик Н.И. Андрусов, биолог С.И. Метальников, правовед П.И. Новгородцев, филолог В.А. Розов, философ Л.И. Шестов, а знаменитый философ и богослов профессор священник Сергий Булгаков с приходом в Крым в 1920 г. большевиков был изгнан из Таврического университета, а в 1922-м – и из страны.) На страницах крымской периодической печати времен Гражданской войны удалось обнаружить не только хроникальные заметки, рассказывающие о деятельности вышеперечисленных научных и культурных учреждений и организаций, но и остававшиеся неизвестными публикации (они не значатся в имеющихся библиографических справочниках) таких замечательных представителей отечественной науки и культуры, как «король смеха» фельетонист А.Т. Аверченко, крупнейший русский религиозный мыслитель о. Сергий Булгаков, писатель В.В. Вересаев, ученыйэнциклопедист академик В.И.Вернадский, его сын историк Г.В. Вернадский, первый ректор Таврического университета профессор Р.И. Гельвиг, писатель Г.Д. Гребенщиков, будущий академик историк Б.Д. Греков, будущий академик филолог и литературовед Н.К. Гудзий, первый декан историкофилологического факультета Таврического университета А.Н. Деревицкий, «король фельетона» В.М. Дорошевич, писатель, мемуарист и публицист С.Я. Елпатьевский, член-кор. Академии наук историк И.А. Линниченко, историк искусства Г.К. Лукомский, историк искусства С.К. Маковский, будущий член-кор. Академии наук, классик крымоведения А.И. Маркевич, /451/ драматург С.А. Найденов, классик русской литературы А.Н. Толстой, писатель и драматург К.А. Тренев, историк искусства Я.А. Тугендхольд, классик русской литературы И.С. Шмелев и др. Основная идейная направленность этих публикаций – тревожные размышления о прошлом, настоящем и будущем истерзанной Родины. Поскольку размышления эти удивительно созвучны сегодняшним думам миллионов соотечественников из бывшего СССР, значимость выявленных материалов трудно переоценить.
Большинство выявленных материалов републиковано в книгах: Филимонов С.Б. Интеллигенция в Крыму (1917–1920): поиски и находки источниковеда. Симферополь, 2006. 232 с.; Он же. Из прошлого русской культуры в Крыму: поиски и находки историка-источниковеда. Симферополь:, 2010. 408 с. Особое внимание обращаю на републикованные в обеих книгах статьи Н.К. Гудзия «Конец украинской самостийности» (1919), статей С.Я. Елпатьевского «Взгляд в будущее» (1920), А.И. Маркевича «Памятник Екатерине Великой» (1919). Эти статьи эти позволяют глубже осознать причины и «Крымской весны» 2014 г., и гражданской войны в современной Украине.
Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития : Материалы XXVII Междунар. науч. конф. Москва, 9 – 11 апр. 2015 г. / редкол.: Ю. Э. Шустова (отв. ред.) и др. – М. : РГГУ, 2015. С. 449-452.
Есть у меня брошюрка про белый Крым на основе таких газеток... Отсканить бы...