Chapaevec (voencomuezd) wrote,
Chapaevec
voencomuezd

Categories:

Постижение нуара №51. "Леди-призрак" (1944)



1944 год, Нью-Йорк. Город одиноких людей и разбитых надежд. Простой высокооплачиваемый инженер Скотт Хендерсон поссорился с женой и решает провести вечер с первой попавшейся женщиной в дурацком кандибобере на голове. Хотя нуар сто раз говорил, что случайные связи до добра не доведут, Скотт сходил с дамой в мьюзик-холл, а потом безо всякой задней мысли отпустил незнакомку домой, как это и было принято, судя по фильмам, в те времена. Но нет худа без добра - встреча ему пригодилась, когда он вернулся домой и встретил там удушенный труп жены и тройку копов с очень довольными лыбами. Теперь незнакомка может засвидетельствовать его алиби!.. Да, именно незнакомка - потому что аналогичные показания бармена и таксиста с какого-то хрена следствие не удовлетворяют - спасти инженера могут показания только любительницы шляпок-кандибоберов. К несчастью, Скотт оказывается таким лохом, что так и не смог вспомнить не то что имя, но даже внешность дамы, а все свидетели с очень честными глазами говорят, что не видели ее. Обиженные таким невниманием к женскому гардеробу присяжные признают его виновным в убийстве и сажают далеко и надежно. Но в Скотта тайно влюблена его секретарша, очаровательная брюнетка Кэрол Ричмен по прозвищу "Канзас". Она понимает, что только сама может спасти Скотта из пучины этого идиотского сценария, разве что ей еще поможет очень сердобольный инспектор Берджес, которому на службе нечем заняться. А на горизонте вырисовывается зловещая фигура поехавшего головой скульптора Марлоу, большого друга Скотта и особенно его супруги, который в день убийства кагбэ был очень далеко...

Удастся ли этой компании выйти на след таинственной дамы-фантома? Какую роль в этом сыграет наглая звезда-мексиканка? Сколько стоит на заказ меховой кандибобер уникальной формы, как у звезды? Сожрет ли Хичкок галстук от зависти перед этим шедевром? Можно ли кончить, играя на барабане перед красивой девушкой? Это и многое другое вы узнаете из первого в мире классического нуара за авторством сценариста-детективщика Корнелла Вулрича и режиссера, гения этого жанра Роберта Сиодмака, который воплотил в нем лучшие черты немецкого экспрессионизма, триллера а-ля Хичкок и комедии из варьете! Смотрите самый шляпный нуар в истории - "Леди-призрак"!!!



Кряхтя и попердывая, решил ознакомиться с творчеством самого большого классика по теме, товарища Роберта Сиодмака, немецкого еврея из Голливуда, который жанр, собственно, и создал. "Леди-призрак" известен как едва ли не первый полноценный нуар, который появился благодаря удачному совпадению - сценарий протолкнула перед продюсерами бывшая секретарша Хичкока, Джоан Харрисон. До этого я смотрел у него только "Убийцы". Фильм в общем понравился, но не совсем понятно было, что там такого особенного, так что я от этого ничего особенного не ждал. Зря. Это оказался всем нуарам нуар, по сравнению с ним "Убийцы" смотрятся как дешевая театральная постановка.







Начало немного монотонно и не особенно интересно, но это завязка. А сразу после убийства нам врубают жару. Сиодмак сразу выкручивает напряжение на максимум, едва в квартире возникают изумительно наглые и мерзкие копы. Далее начинается скорый и неправый суд, преследование, поиск и даже пара убийств. Сюжет в итоге немного монотонный, но в целом интересный - куда делась та дама, как ее герои найдут и что будет с убийцей (а личность его показывают уже на середине и дальше на этом много играют - точь-в-точь как у Хичкока, где зритель часто знал основной секрет заранее).







Режиссура здесь отличная, действительно, это первый полноценный нуар. Много движущейся камеры, целая куча напряженных "голландских углов", постоянная игра света и тьмы, использование силуэтов и теней, минимум музыки, а также характерные медленные наезды для создания клаустрофобной, неприятной атмосферы. А сколько здесь сигаретного дыма во тьме! Многие кадры хоть в рамочку вставляй, так хорошо сделаны. Даже диалоги в тюрьме сделаны изобретательно, с видами как на Голгофе. Кроме того, замечен прием из "Убийц" - "показать происходящее в зеркале", тут целая сцена этому посвящена. Но самый нуарный сегмент - это, конечно, преследование по ночному городу с темными улицами, мрачными видами и полным безмолвием. Ну и финал действительно сделан в лучших традициях Хичкока - даже, пожалуй, лучше чем у него. Напряженнейшая саспенсовая сцена нахождения в замкнутом пространстве наедине с убийцей. Редко где увидишь, как жертвы тупо замирают перед убийцей, не зная, что делать - так, чтобы это выглядело правдоподобно.







Игра актеров в целом тоже хороша, хотя сейчас уже очень устарела. Скотт и Берджес в исполнении Алана Кертиса и Томаса Гомеса хороши. Разве что Гомес со своей харизмой негодяев играет лучше, так что тут в его доброго полицейского не очень веришь. Франшо Тоун в роли повернутого скульптора был великолепен, этот актер с его добрым, располагающим лицом и пустыми глазами рыбы был идеален для своей роли. Красотка Элла Рейнс в роли Кэрол тоже чудо как хороша, хотя иногда срывается на крик. Блин, ей ведь тут пришлось сыграть аж три разных образа - железную бизнес-леди, влюбленную порывистую девушку и дешевую потаскуху в чулках.







Кстати о последнем. Неожиданно в фильме увидеть сцену как будто для комедии. В середине Кэрол чтобы найти информацию, использует штампованный прием - одевается под шлюху и подбивает клинья к барабанщику Клиффу. Клифф - это Элиша Кук, кудрявый коротышка, который в нуарах вечно играл в эпизодах невротиков и сопляков. Чаще всего его убивали на середине, этот фильм не исключение. Тут он типичная шестерка, пялился на Кэрол под личиной шлюхи с лицом Тома и Джерри, когда те встречали очередную красотку-кошечку. Уже смешно. Но дело не в этом. Вскоре показывают немаленькую сцену, совершенно не влияющую на сюжет, но зато совершенно сумасшедшую. Сиодмак явно решил оторваться и показал, как в подвале играют джаз, при этом Клиф долго барабанит как сумасшедший, пялясь на Кэрол, а та дико ржет в образе Маргариты Булгаковой после зелья. И даже самому тупому видно, что это метафора оргазма!!! Е-мое, так нагло над кодексом Хейса не издевался даже Хичкок! Я удивлен, что эту сцену вообще не вырезали к чертям. Но экспрессия и взвинченность тут достигают пика по всем канонам немецкого экспрессионизма.







Я поставил бы фильму наивысшую оценку, если бы не одно маленькое но. Господин, КАКОЙ ЖЕ ТУПОЙ СЮЖЕТ!!! Пора бы уже привыкнуть к тому, что Голливуд уже тогда экономил на сценаристах и они пихали всякий бред в сценарий - мне уже хватило и "Черной полосы", и "Водоворота", и много чего еще. Но тут было особенно обидно, что шикарный нуар испоганен дурацким действием с глупостями и дырами. Ну е-мое, судите сами (ща будут спойлеры). Во-первых, на фига вообще эта баба с шляпой, если алиби герою уже дали бармен и таксист? Во-вторых - а как наш злодей ухитрился купить всех свидетелей и одновременно бегал за парочкой - и все это за одну ночь? В-третьих... Ну е-мое, баба-то ненормальная, неужели сценарист не знал, что показания психически больных в суде не принимаются. И как Берджес узнал, куда надо ехать? Тьфу, да ну это все к чертям...









Несмотря на сценарные ошибки и типичные глупости детективов того времени, все же я рад, что посмотрел "Леди-призрак". Отличная саспенсовая атмосфера детективного триллера, ряд великолепно поставленных сцен, целая россыпь нуарных приемов, щедро вставленных в фильм, и хорошо использованные приемы из арсенала Хичкока делают фильм классикой жанра "нуар", особенной важной, потому что он был практически первым полноценным экземпляром этого направления. Скоро в связи с этим последуют удачные экранизации "Двойной страховки", "Глубокого сна", "Это убийство, сладкая", "Почтальон всегда звонит дважды", "Лоры", а также еще целый ряд фильмов Сиодмака. Но до последних я доберусь как-нибудь потом.

Tags: нуар
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments