voencomuezd (voencomuezd) wrote,
voencomuezd
voencomuezd

Categories:

К вопросу о националистических взглядах и антисемитской агитации в Сибири в период Гражданской войны


В данный момент я читал на английском книгу, которая посвящена именно истории забайкальских "варлордов"... На статью набрел случайно. Познавательно и интересно. О книге напишу, когда дочитаю, а текст попиарю. У автора много еще работ по колчаковщине, всем советую.

Стельмак Максим Максимович, кандидат исторических наук, ведущий архивист, Исторический архив Омской области, Омск.

К вопросу о националистических взглядах и антисемитской агитации в Сибири в период Гражданской войны

В исследовании рассматриваются особенности антисемитских взглядов в Сибири во время Гражданской войны. Приводится анализ агитационных материалов, затрагивающих данную проблему для характеристики наличия антисемитских воззрений в антибольшевистском движении в Сибири. Анализируются особенности материалов, приводимых в печатных изданиях, агитационных воззваниях, официальных и личных высказываниях об отношении к российским евреям в белом лагере. Указаны особенности взаимодействия антибольшевистского движения с иностранными союзниками, определяющие мотивы сокрытия антисемитской агитации.

Ключевые слова: Гражданская война, А. В. Колчак, Первая мировая война, Сибирь, агитация, антисемитизм, национализм.


В период революции и Гражданской войны одним из наиболее острых вопросов стал национальный. Тема евреев, их ответственности за военно-революционные события неизменно находила свое место в публичном дискурсе. Наиболее полно освещение данного вопроса было изложено в работе О. В. Будницкого, рассмотревшего степень участия евреев на стороне различных политических сил в годы Гражданской войны [1]. /53/ Тщательный разбор истории национальных отношений проделан в работах томских исследователей И. В. Нам [2; 3; 4; 5] и Н. И. Наумовой [6; 7]. Омский историк А. В. Сушко поэтапно осветил различные стороны национального вопроса в Сибири во время функционирования антибольшевистских политических режимов [8; 9; 10; 11].

Несмотря на тщательное исследование различных аспектов национального вопроса на юге России [12, 13, 14], в отношении сибирского региона, на наш взгляд, вопрос рассмотрен не в полной мере. Ситуация в Сибири, отношение к еврейскому населению требует дополнительных исследований, учитывая специфику ситуации. Во многом особенность заключалась в меньшем количестве еврейского населения в Сибири и на Дальнем Востоке, в отличие от западных, центральных и южных регионов Российской империи. С другой стороны, в Сибири деятели антибольшевистского движения были не чужды общероссийским стереотипам.

Нерешенный национальный вопрос в дореволюционной России создавал немалое количество проблем, давших о себе знать уже в годы Гражданской войны. Одной из сторон этого процесса являлись ограничения в правах еврейского населения, часто переходящие в антисемитизм со стороны российских властей. С началом Первой мировой войны в стране начинается шпиономания ввиду того, что правительство пыталось сформировать у населения образ внутреннего врага [15]. Во многом такая политика касалась немцев и австрийцев. Так, в Воронежской губернии и. д. губернатора Г. Б. Петкевич 31 июля 1914 г. издал постановление об аресте всех австро-германских подданных мужского пола в возрасте от 18 до 45 лет, а в феврале 1915 г. – о запрете разговоров на немецком языке [16, с. 35 – 36]. В Омске было запрещено продавать газеты и журналы на немецком языке в киосках при железной дороге [17, с. 65]. В 1915 г. в Омске, в том числе и со стороны властей, распространялись слухи о летающих над городом и Степным краем немецких аэропланах, что будоражило некоторые слои населения (1). 26-30 мая 1915 г. в Москве происходит немецкий погром. В выигрыше от данной акции оказалась партия продолжения войны [18, с. 147]. По всем уголкам империи рассылались секретные циркуляры, запрещавшие принимать в школы детей немецкой национальности [19, с. 104].

Кроме этого, в годы Первой мировой войны происходит и усиление антисемитской агитации. По мнению историка Г. З. Иоффе, в это время антисемитские настроения, укоренившиеся в темных слоях населения и культивируемые черносотенными кругами, как гражданскими, так, в еще большей степени, военными, основательно давали о себе знать [20, с. 94]. Вскоре после начала Первой мировой войны манифестом великого князя Николая Николаевича полякам было обещано воссоздание единого государства, евреи же априори были сочтены потенциальными изменниками [1, с. 50]. Начальник Генерального штаба генерал Н. Н. Янушкевич, являясь убежденным антисемитом, стал инициатором жестоких гонений на евреев, считая, что они в районах военных действий крайне опасны для армии [21, с. 382]. В период царствования Николая II во время антисемитских погромов погибла 21 тыс. человек, получила ранения 31 тыс. человек [22, с. 75].

Для разъяснения антисемитских оттенков политики омских властей также необходимо дать характеристику ситуации в Сибири. В годы Первой мировой войны черносотенное движение в Сибири находилось не в лучшем положении. Их союзы ликвидировались сами собой, численность падала [23, с. 60]. С другой стороны, в ряде случаев духовенство было их идейным руководителем, /54/

1. Первая мировая война: Сборник документов и материалов Исторического архива Омской области: Научно-популярное издание / Сост.: Каиндина Т. В., Коновалова Н. А., Лосунов А. М., Огородникова Л. И. (ответственный составитель), Петин Д. И., Тимченко Ю. В., Храпова Н. С. –Омск: Омскбланкиздат, 2014. – С. 40 – 43.

но перед революцией в Сибири стал происходить отток священнослужителей из союзов. В 1911 г. был отправлен на покой епископ Омский Гавриил, был переведен в Москву епископ Томский Макарий. Их преемники занимали политически нейтральную позицию [23, с. 61]. Однако, как отмечает историк В. А. Герасимова, деятельность черносотенцев в Сибири все же приносила свои плоды [24, с. 59]. В Красноярске на почве антисемитских настроений 7 мая 1916 г. произошел погром 40 еврейских и 11 русских лавок [25, с. 207]. Любопытно, что даже в «Омских епархиальных ведомостях» в №2 от 8 января 1917 г. была опубликована статья антисемитского содержания [26, с. 333]. Параллельно, в противовес экстремистски настроенным монархистам, умеренная часть духовенства и мирян создали «Союз православных сибиряков», дистанцировавшийся от ксенофобских настроений черносотенцев [26, с. 335].

Какова же была ситуация, касающаяся антисемитской агитации, в нашем регионе? Важно отметить, что в Сибири и на Дальнем Востоке в годы Гражданской войны не было страшных погромов, подобных тем, которые происходили на юге. В течение 1918 – 1922 гг. на Украине, в Белоруссии и европейской части России во время еврейских погромов погибло 100 тыс. мирного населения (1). На территории белой Сибири за период Гражданской войны произошло два подобных погрома: произведенный белыми частями в Шадринском районе в июне 1919 г. и в Екатеринбурге в июле 1919 г. офицерами-анненковцами [5, с. 321].

Проблемы еврейского населения обсуждались в некоторых изданиях. В политическом, экономическом и литературном издании г. Красноярска в номере от 30 августа 1919 г. вышла статья на данную тему. В ней анонимный автор обращался к евреям с призывом к обязательному участию в выборах в Городскую думу. Автор признавал, что некоторые признаки стремления возврата к дореволюционному режиму заставляют евреев подозрительно относиться к ряду общественных групп. После автор указывал, что ему как еврею знакомо чувство страха и опасения возврата к дореволюционному кошмарному режиму (2). При этом на предстоящих выборах следовало голосовать именно за блок организаций, в который входили кадетская партия, казаки, мещане, церковно-приходские служащие, торгово-промышленники и арендаторы (3). Согласно точке зрения автора, голосовать следовало именно за этот блок, даже если избиратели-евреи найдут в нем фамилии людей, к которым относятся с подозрительностью. В то же время за блок демократических
организаций и профессиональных союзов голосовать не следовало как за социалистический, по мнению автора (4).

Это же издание в номере от 20 ноября 1919 г. сообщало, что недавно в Иркутск вернулся М. А. Новомейский, выезжавший для доклада правительству /55/

1. Книга погромов. Погромы на Украине, в Белоруссии и европейской части России в период
Гражданской войны. 1918 – 1922 гг.: Сборник документов / Отв. ред. Л. Б. Милякова. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – С. 818.
2. К евреям // Свободная Сибирь (Красноярск). – 1919. – №190 (586). – 30 авг. – С. 3.
3. Там же.
4. Там же.


в Омск о новой антисемитской волне в Сибири. Также М. А. Новомейский должен был сказать о положении евреев в Белой армии, по отношению к которым был принят ряд ограничительных мер. Но в связи с эвакуацией из Омска осветить ситуацию не получилось (1).

Как отмечает В. Г. Хандорин, А. В. Колчак, несмотря на отношение к евреям без симпатий, понимал бесперспективность антисемитской политики. В марте 1919 г. после получения записки от Национального совета евреев Урала и Сибири Верховный правитель приказал прекратить юдофобскую агитацию [27, c. 104]. Но листовки продолжали печатать. Летом 1919 г. Русское бюро печати выпустило антисемитский плакат, оцененный просвещенным населением Сибири как погромно-антисемитскую агитацию [28, с. 386]. Один из колчаковских офицеров заметил, что в этих краях никто не способен написать прокламацию без нападок на евреев [5, с. 317]. О. В. Будницкий подробно проанализировал особенности аудиенции Ф. Розенблата, представителя в Сибири и на Дальнем Востоке Американского еврейского распределительного комитета с Верховным правителем 29 июня 1919 г. А. В. Колчак вновь утверждал, что не допустит насилия по отношению к евреям, что националистические материалы в прессе пресекаются и т. д. [1, с. 251]. Запись разговора была опубликована в сибирских и американских газетах в сокращении [1, с. 252]. Причем, это произошло не только по настоянию российских чиновников, но и американских дипломатов. В печать не попала часть разговора, в которой А. В. Колчак объяснял, что антисемитские прокламации предназначались для Красной армии, а не своей. Несмотря на обещание Ф. Розенблату запретить подобную агитацию, это сделано не было. Не стал он опровергать и ранее опубликованное подстрекательское сообщение о том, что командиры Красной армии говорят только на идише [1, с. 252]. Через два дня после интервью командующий Сибирской армией генерал М. К. Дитерихс выпустил очередную антисемитскую листовку [1, с. 252].

Довольно любопытные рассуждения о взглядах А. В. Колчака оставил голландский военный корреспондент Л. Грондейс, сочувствующий белому движению. Во время разговоров Верховный правитель подчеркивал значение иностранцев (латышей и евреев), играющих большую роль в разрушительных событиях в России и Сибири, в то время как многие русские, по своей глупости и необразованности лишь соблазнены хитрыми инородцами [29, с. 133]. Критике со стороны адмирала подверглись и американские союзники, поскольку, по его мнению, их политика была по преимуществу еврейская, в Сибири они окружили себя евреями, русскими подданными [30, с. 395]. Неприятие США по этим же причинам было характерно для ряда офицеров Белой армии в Сибири. Один из них, капитан Н. Ф. Романов говорил, что в американском штабе, в американском Красном Кресте и американском Христианском союзе молодых людей слишком много русских евреев, а американцы не должны забывать, что русские веками имеют неприязнь к евреям [31, с. 196 – 197].

Подобные взгляды, стремление искать вину в людях с еврейским происхождением имели и другие деятели антибольшевистского движения в Сибири. Белый офицер И. С. Ильин, находясь в Омске, 8 января 1919 г. в дневниковой записи /55/

1. К евреям // Свободная Сибирь (Красноярск). – 1919. – №190 (586). – 30 авг. – С. 3.

подверг критике министров правительства А. В. Колчака за их недостатки. Критика коснулась и Г. К. Гинса, поскольку, по мнению автора, он являлся выходцем из бессарабских полуевреев [32, с. 358]. Деятель Национального центра А. С. Белоруссов-Белецкий в одном из писем в июне 1919 г. подверг критике управляющего министерством иностранных дел И. И. Сукина как «ловкого полуеврейчика» [33, с. 225]. Важно отметить, что авторам антисемитских материалов ничто не мешало записывать в евреи очень многих «от Керенского до Антонова-Овсеенко» [1, с. 222].

В немалой степени на жителей Сибири влияла и пропаганда Российского правительства А. В. Колчака, использующая националистические лозунги. Омское правительство не стремилось решить национальный вопрос с учетом мнения всех народов бывшей Российской империи. Омская власть в вопросе национальной политики оказалась в противоречивой ситуации. С одной стороны, все же признавалась необходимость решения национального вопроса, но с другой было стремление упорядочить все действия национальных меньшинств в русле интересов великодержавной России [34, с. 178].

Перечисленные примеры показывают, что разница в официальных заявлениях и высказываниях имела вполне логичное объяснение. А. В. Колчак являлся человеком правых, консервативных взглядов, сторонником твердой власти. К идее дружбы народов он относился не только насмешливо-скептически, но и презрительно [27, с. 58]. Судя по всему, он не очень хорошо понимал причины революции и Гражданской войны. Сложно сказать, насколько он мог быть в курсе насчет выхода всех антисемитских прокламаций, но подобные материалы выходили вполне официально. Многочисленные обещания А. В. Колчака не исправляли ситуацию. Несмотря на обещания отменить пропаганду подобных взглядов, листовки продолжали распространяться. Осенью 1919 г. в районе боевых действий с аэропланов разбрасывались плакаты «Ленин и Троцкий», изображения которых были увенчаны пентаграммой, стилизованной под звезду Давида [35, с. 127].

Но в то же время за границей стало известно об антисемитских материалах, выходивших на территории антибольшевистской России, что вынуждало лавировать, официально декларируя идеи о равенстве. Российское правительство А. В. Колчака было сильно заинтересовано в поддержке иностранных союзников. Это касалось и других антибольшевистских сил востока России [36, с. 236 – 238]. Верховный комиссар Великобритании сэр Ч. Элиот 26 мая 1919 г. сказал, что виды на скорое признание правительства адмирала Колчака в общем благоприятны, но адмирал должен помнить, что за границей имеются влиятельные лица, настаивающие на доказательствах того, что правительство не реакционно [37, с. 70]. И среди сотрудников спецслужб омского правительства были люди с довольно националистическими взглядами. Это можно сказать и о заведующем агентурой Особого отдела Управления делами Российского правительства А. В. Колчака полковнике А. В. Караулове (в 1910 – 1917 гг. начальник Одесского жандармского управления). /56/ Его преемник на должности руководителя Особого отдела Я. Д. Гусев, перешедший впоследствии на сторону большевиков, вспоминал о полковнике А. В. Караулове как о черносотенце [38, с. 372]. В итоге, с подачи эмигрантов-консерваторов и идеологов белогвардейского движения, начался новый виток популяризации идей еврейского заговора, масштабированного до всемирного уровня [39, с. 116].

Как показывает практика, нежелание решать национальный вопрос, давать автономию и право самоопределения другим народностям, использование националистической пропаганды не приводит к решению крупных социально-экономических проблем. Но, к сожалению, это не исключает того, что подобные идеи могут овладевать умами людей, давая им ложное объяснение проблем. Данный вопрос является актуальным и для нашей современности (в качестве примера вполне подходит риторика против мигрантов в Европе, придание термину «толерантность» негативного значения). Уроки Гражданской войны в России, на наш взгляд, показывают необходимость помнить о последствиях националистических воззрений, неспособных создать конструктивные идеи, особенно в XXI в.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Будницкий О. В. Российские евреи между красными и белыми (1917 – 1920). – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005. – 552 с.
2. Нам И. В. Еврейские общины Томской губернии (1885 – 1919 гг.). Хроника общественной и культурной жизни // Евреи в Сибири. – Томск, 2000. – С. 56 – 130.
3. Нам И. В. Национальная программа Бунда: корректива 1917 года // Вестник Томского государственного университета. – 2003. – №276. – С. 199 – 206.
4. Нам И. В. Национальный фактор в деятельности Сибирской областной думы в период «демократической» контрреволюции (июнь-ноябрь 1918 г.) // Вестник Томского государственного университета. – 2005. – №288. – С. 151 – 158.
5. Нам И. В. Национальные меньшинства Сибири и Дальнего Востока на историческом переломе (1917 – 1922 гг.). – Томск: изд-во ТГУ, 2009. – 500 с.
6. Наумова Н. И. Съезд еврейских общин Сибири и Урала (январь 1919 г.) // История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока: Материалы II региональной научно-практической конференции. – 2001. – С. 76 – 81.
7. Наумова Н. И. Евреи Красноярска в годы Гражданской войны // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность: Материалы VI Региональной научно-практической конференции / Под ред. Я. М. Кофман. – Красноярск, 2005. – С. 77 – 84.
8. Сушко А. В. Гражданская война. Национально-политический аспект // Вопросы истории. – 2008. – №5. – С. 98 – 104.
9. Сушко А. В. Сибирский национализм и борьба за власть в крае (март 1917 – ноябрь 1918 г.) // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – №323. – С. 17 – 179.
10. Сушко А. В. Процессы суверенизации народов Сибири в годы Гражданской войны: Монография. –Омск: изд-во ОмГТУ, 2009. – 336 с.
11. Сушко А. В. К вопросу о характере и значении колчаковской пропаганды в Гражданской войне // Вестник Томского государственного университета. – 2016. – №411. – С. 148 – 157. /58/
12. Пученков А. С. Национальная политика генерала Деникина. – СПб.: Полторак, 2012. – 338 с.
13. Пученков А. С. Украина и Крым в 1918 – начале 1919 года. Очерки политической истории. –СПб.: Нестор-История, 2013. – 340 с.
14. Пученков А. С. Антибольшевистское движение на Юге и Юго-Западе России (ноябрь 1917 – январь 1919 гг.): Идеология, политика, основы режима власти. дисс. ... доктор. ист. наук. – СПб., 2014. – 958 с.
15. Греков Н. В. «Шпиона по роже видать» // Родина. – 2014. – №8. – С. 98–101.
16. Заяц Н. А. Кризис государственного управления и организация новых властных структур Воронежской губернии в 1914 – 1918 гг.: Дисс. ... канд. ист. наук. – Воронеж, 2017. – 404 с.
17. Ракова А. П. В ту германскую войну. – Омск: Образование-информ, 2018. – 124 с.
18. Кирьянов Ю. И. «Майские беспорядки» 1915 г. в Москве // Вопросы истории. – 1994. – №12. –С. 137 – 150.
19. Шумилова Э. Е. Повседневная жизнь населения крупных городов Западной Сибири (Омск, Томск, Новониколаевск, Барнаул) в июле 1914 – феврале 1917 гг.: Дисс... канд. ист. наук. – Новосибирск, 2018. – 160 с.
20. Иоффе Г. З. Выселение евреев из прифронтовой полосы в 1915 году // Вопросы истории. –2001. – №9. – С. 85 – 97.
21. Миндлин А. Б. Государственная дума Российской империи и еврейский вопрос. – СПб: Алетейя, 2014. – 488 с.
22. Анфимов А. М. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах // Отечественная история. – 1994. – №3. – С. 58 – 76.
23. Станкова М. В. К вопросу о черносотенно-монархическом движении в Западной Сибири накануне революций 1917 года (август 1914 – 1917 гг.) // Революции 1917 года в России: история, современность, поиски путей примирения и согласия: Материалы региональной научной конференции. – Омск: ОмГТУ, 1997. – 192 с.
24. Герасимова В. А. Сибирь толерантная? К вопросу об отношении к евреям в Западной Сибири в дореволюционный период // Вестник Пермского университета. Серия: История. – 2018. – №3 (42). – С. 54 – 63.
25. Шиловский М. В. Первая мировая война 1914 – 1918 годов и Сибирь. – Новосибирск: Автограф, 2015. – 330 с.
26. Герасимова В. А. Антисемитизм в сибирских епархиальных новостях в период Первой мировой войны // Евреи России, Европы и Ближнего Востока: история, культура и словесность: Материалы международной научной конференции.
Сер. «Труды по иудаике. Сер. "История и этнография"». – Петербургский институт иудаики; Санкт-Петербургский институт истории РАН, 2019. – С. 330 – 336.
27. Хандорин В. Г. Мифы и факты о Верховном правителе России. – М.: Общество развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел»; Изд-во М. Б. Смолина (ФИВ), 2019. – 200 с.
28. Шеремеев Е. Е. Русское бюро печати А. В. Колчака // Управление изменениями: креативная экономика и социальные преобразования в мультикультурном мире: Международная научная конференция. – Самара, 2011. – С. 378 – 392.
29. Гагкуев Р. Г. Адмирал Колчак глазами голландца Лодевейка Грондейса // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. – 2018. – №2 (13). – С. 128 – 146.
30. Грондейс Л. Война в России и Сибири / [под науч. ред. Р. Г. Гагкуева; сост., ред., примеч. и коммент. Р. Г. Гагкуева; пер. с фр. М. Ю. Кожевниковой; пер. с голл. В. И. Габышева]. – М.: Политическая энциклопедия, 2018. – 455 с. /59/
31. Смолин А. В. Взлет и падение адмирала Колчака. – СПб.: Наука, 2018. – 239 с.
32. Ильин И. С. Скитания русского офицера: Дневник Иосифа Ильина. 1914 – 1920 / [подгот. текста, вст. ст. В. П. Жобер, примеч. В. П. Жобер и К. В. Чащина, разработка карт-схем Т. В. Руссиной]. – М.: Книжница. Русский путь, 2016. – 480 с.
33. Хандорин В. Г. Идейно-политическая эволюция либерализма в Сибири в период революции и Гражданской войны. – Томск: изд-во ТГУ, 2010. – 368 с.
34. Немчинова Т. А. Современная российская историография белого движения в Сибири. – Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2002. – 189 с.
35. Луков Е. В., Шевелев Д. Н. Осведомительный аппарат белой Сибири: структура, функции, деятельность (июнь 1918 – январь 1920 г.) / Под ред. С. Ф. Фоминых. – Томск: изд-во ТГУ, 2007. – 184 с.
36. Петин Д. И. Документы Временного правительства автономной Сибири о хождении военных денег Сибирской экспедиции японских войск // Новейшая история России. – 2015. – №3 (14). – С. 236 – 246.
37. Шмелев А. В. Внешняя политика правительства адмирала Колчака (1918 – 1919 гг.). – СПб.: изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. – 266 с.
38. Бакшт Д. А., Петин Д. И. Заведующий агентурой Российского правительства адмирала Колчака Александр Караулов (1868 – 1920): к реконструкции биографии // Новейшая история России. –2020. – Т. 10. – №2. – С. 366 – 380.
39. Ковалeв А. Ю., Мучник В. М., Хазанов О. В. «Теория еврейского заговора» и еe трансформация в период двух революций в России // Вестник Томского государственного университета. – 2017. – №421. – С. 114 – 117. /60/

Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. №23. 2020. С. 53-60.
Tags: Сибирь, белодельцы, научные статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments