Category:

Постижение нуара №20. "Водоворот" (1949)



Жена известного психоаналитика Энн Саттон страдает тяжелым недугом. И это не алкоголизм, как в другом фильме того же сценариста – а клептомания. На протяжении долгих лет она ворует шмотье из магазинов, что странным образом не замечает ее супруг, пока ее не ловит на этот крючок известный астролог-гипнотизер-врачеватель Дэвид Корво. Вместо того чтобы начать шантажировать девушку, он неожиданно предлагает ей помощь и устраивает сеансы психоанализа с гипнозом. Однако аферист Корво не так прост – он преследует тайный замысел. Ему удается подставить Энн и обвинить ее в жестоком преступлении, а самому лечь в больничку со стосорокашестипроцентным алиби. Смогут ли ленивые полицейские и муж Энн, несколько лет брака хлопавший ушами, разоблачить проклятого негодяя, учитывая, что в фильме нет лейтенанта Коломбо?! Узнаете, когда узнаете!!!

Иногда мне кажется, что в Голливуде тех лет название фильма подбирали по заранее заготовленной картотеке. Кто-то наштамповывал несколько десятков карточек с максимально безличными названиями, популярными для аудитории, и после того, как делали фильм, выбирали самое подходящее для него. Это я к тому, что в фильме «Водоворот» нету, твою мать, никакого водоворота. Даже упоминания в речи. Очередной пример в копилку!





Итак, опять Джин Тирни у классика нуара Отто Премингера, который перенес ее сюда из «Лоры» (1944), а потом перенесет ее в «Там, где кончается тротуар» (1950). Сначала я обрадовался, увидев, что Тирни играет явно нестандартную для нее роль жены-клептоманки, которая замужем за психоаналитиком. Но к середине фильма она превратилась в жертву и вернулась к своему привычному амплуа «плачущая женушка». Правда, на сей раз она не столько плакала, сколько кричала, но суть та же. Кроме нее есть несколько хороших и не примечательных актеров второго плана и неожиданно шикарный злодей в исполнении Хосе Феррера. Манерный и властный интеллигент – астролог-гипнотизер. Сыгран очень хорошо – по-настоящему внушительный и спокойный интриган, опытнейший манипулятор и мастер интриг. Настоящее украшение фильма, я почти начал болеть за него.





К сожалению, сценарий подкачал. Потенциал-то был хороший, так как фильм решил построить интригу на обвинении невиновного и привлек популярную в послевоенные годы тему гипноза. Итак, гипноз, внушения, обман, хитрый злодей, который ухитрился не только подставить женщину, но и замести все следы, придумав схему едва ли не на ходу, муж, который вынужден доказывать любовь жены к убийце… Но… Но… Все в итоге завершилось просто по-идиотски. Такую ерунду еще придумать надо. Злодей, оказывается, все провернул с помощью гипноза, но никакой гипноз на ТАКОЕ просто не способен – а финал и вовсе смехотворен в своем абсурде, несмотря на попытку выдавить из него максимум саспенса. Здесь злодея даже не убили, он ухитрился сам помереть по собственной тупости, начисто уничтожив свой образ гения преступности! Позор просто.





Вдобавок у фильма медленный темп и небогатый антураж. Действие дай бог если в десяти декорациях, интрига, которая возникает аж на середине фильма, да вдобавок прозрения у нашего мужа-сыщика возникли буквально с потолка… Да и самого роль мужа очень второстепенная, большую часть фильма его вообще не было толком. Как он вообще мог не замечать столько лет, что его жена клептоманка? Такие вещи вроде бы нелегко скрыть, особенно от психоаналитика. Было бы вдобавок интереснее, если бы не знали толком, что задумал гипнотизер, тогда была бы интрига, связанная с тем, что Энн действительно сумасшедшая и виновна в преступлении – а так этот момент благополучно профукали. Звукозаписи сеансов психоанализа, хранимые в огромном сейфе, тоже порадовали. И все это, значит, написал популярный сценарист, автор «Дурной славы» Бен Хехт, да? Бен Хехт был плохой сценарист – вот что я теперь скажу!



Нуара вдобавок очень мало, по-моему, даже в «Лоре» было больше. Так, две ночные сцены и криминальная интрига. Малоинтересно, вытягивал по этой части в основном финал, но, как я уже сказал, он страдал слишком откровенной идиотичностью. Режиссура тоже была какая-то скучноватая, очень мало фирменных для режиссера следований камеры за героями, да и вообще, за весь фильм всего два-три по-настоящему запоминающихся момента. Например, приход Тирни в дом убитой с молчаливым хождением по пустым комнатам, или тот отрывок с кровотечением. Да и вообще, это не столько нуар, сколько женская мелодрама – и по части диалогов и взаимодействия персонажей она намного сильнее, чем по части нуара и саспенса. Невзыскательно как-то.





Короче, не особенно интересный фильм без экшна, глубоких характеров и серьезного сюжета. Половина посвящена только отношениям персонажей, дальше идет интересная интрига, но ее раскрытие сделано откровенно лениво. Финал спасала только нуарная стилистика. Не худший образец того кино, но и далеко, далеко не лучший. Рекомендовать не буду.