Аграрные отношения и земельный вопрос в Азербайджанской Демократической Республике
Аграрные отношения и земельный вопрос в Азербайджанской Демократической Республике (1918—1920 гг.)
К.Н. Исмаилов
Азербайджанская Демократическая Республика появилась в очень сложных политических и экономических условиях. Первая мировая война и последовавшие за ней революционные события в России, а также разрыв внутренних и внешних связей привели к йодному упадку и разрушению экономики страны. Перед политическими силами Азербайджана наряду с укреплением государственной независимости, обеспечением территориальной целостности, созданием дееспособного государственного аппарата стояли и вопросы социально-экономического характера. В отличие от российских политических партий, аграрные программы которых были разработаны еще задолго до 1917 г., азербайджанским политическим силам приходилось вырабатывать стра-/80/-тегию и тактику по аграрному вопросу в условиях быстро менявшейся политической ситуации. В период существования Азербайджанской Демократической Республики (1918—1920 гг.) сельское хозяйство являлось второй по значимости, после нефтяной промышленности, отраслью экономики страны.
В этот период в аграрном секторе Азербайджана было занято 2,2 млн человек. Сохранение остатков феодально-патриархальных отношений, низкий уровень материально-технической базы замедляли темпы его развитая. Преобладало казенное и помещичье землевладение. 29,6% земли находилось в собственности помещиков, на долю казны приходилось 68,6%. Крестьянству принадлежало лишь 1,8% всей сельскохозяйственной площади. В руках 195 ханов, беков и помещиков было сосредоточено около миллиона десятин земли [1].
Сам господствующий помещичий класс не был однородным. Из 15 тыс. беков 72% имели в своем распоряжении до 25 десятин земли каждый, 16% — от 25 до 100 десятин, 8% — от 100 до 500 десятин, а 4% — свыше 500 десятин. В азербайджанской деревне усиливался и процесс формирования сельской буржуазии — кулаков, которых насчитывалось свыше 7300 человек [2]. А Безземельные и малоземельные крестьяне были вынуждены арендовать землю у помещиков или идти в батраки. На их долю приходилась лишь четвертая часть получаемого урожая [3].
Подобное соотношение сил и в количественном и в качественном отношении постоянно менялось. Процесс социального расслоения в деревне втягивал в свой водоворот все слои крестьянства. Имело место сложное переплетение различных социальных и национальных противоречий, столкновение интересов различных социальных групп и укладов. Хотя развивалось противоречие между крестьянской беднотой и растущей сельской буржуазией — кулаками (колчомаками), однако определяющим был конфликт между помещичьим классом (беками и агаларами) и всем крестьянством. Именно он обусловил характер нараставшего крестьянского движения.
Первая мировая война, упадок промышленности, другие факторы негативно отразились на состоянии аграрного сектора. Общая площадь пахотных земель за 1913—1920 гг. уменьшилась с 961,9 тыс. га до 600 тыс;, в том числе площадь зерновых культур — с 832 тыс. до 568,8 тыс., а площадь технических культур — с 109,5 тыс. до 10,8 тыс. га.
Накануне образования АДР в таких традиционных отраслях сельского хозяйства, как хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство наблюдался сильный спад. Значительно сократилось поголовье скота, большие разрушения были причинены оросительным системам. Была вырублена значительная часть лесов. Кризисное состояние продолжалось и в период существования независимой республики. Однако, несмотря на отставание, в сельском хозяйстве развивались рыночные отношения, сопровождавшиеся процессом дифференциации и расслоения населения. Большая часть производимого в стране хлопка, винограда, риса, кокона предназначалась для продажи. В помещичьих и кулацких землевладениях широко применялся наемный труд.
При характеристике распределения пригодной земли между различными слоями крестьянства в азербайджанской деревне, в различ-/81/-ных отраслях сельского хозяйства и в разных уездах необходимо учитывать особенности, присущие земледелию в Азербайджане. Здесь при определении социальной структуры в сельском хозяйстве, наряду с размером земли, наличием инвентаря и рабочего скота, решающее значение имели вопросы воды и пастбищ. Земледелие в Азербайджане по преимуществу основывалось на орошении. Почти половину пашен, а в некоторых уездах даже больше половины, составляли поливные земли. Недостаток воды усиливал экономическую зависимость крестьян от помещиков и кулаков, а пастбища имели первостепенное, жизненное значение для животноводства. Почти все лучшие плодородные земли, леса, пастбища, источники воды, вся оросительная система находились во владении казны и помещиков. Большинство крестьян не имело в достаточном количестве ни сельскохозяйственного инвентаря, ни рабочего скота, ни воды для орошения земли.
Во всех уездах Азербайджана интенсивно развивалась арендная форма землепользования, в хозяйствах помещиков и кулаков широко применялся наемный труд. Арендная плата вносилась и деньгами, и натурой. В связи с обесценением денег и продовольственным кризисом в период АДР развивалась преимущественно последняя форма оплаты. Взнос за аренду земли натурой составлял одну четвертую, одну пятую, а в некоторых уездах даже половину урожая. Под тяжестью обременительных платежей, различных налогов и повинностей крестьяне вынуждены были покидать свои наделы и пускаться на поиски работы. В целом, до установления советской власти в Азербайджане аграрные отношения носили полукрепостнический характер, а формы земельной собственности — феодальный.
Сущность решения аграрного вопроса состояла в обеспечении крестьян землей. Наличие этой проблемы являлась основной причиной расширения крестьянского движения, которое приобретало самые радикальные формы — качакство, вооруженное восстание, поджоги помещичьих и кулацких хозяйств, самовольные захваты земель и т.д.
После Февральской революции 1917 г. в Азербайджане борьба крестьян за землю приобрела еще более ожесточенный характер. Временное правительство, озабоченное ростом аграрного движения в Центральной России и на окраинах, ограничивалось обещанием разрешить земельный вопрос в Учредительном собрании. Орган Временного правительства — Особый Закавказский Комитет (ОЗАКОМ), точно проводя его политику, обещал удовлетворить нужды крестьянства за счет казенных и частновладельческих земель.
Непоследовательность и нерешительность Временного правительства в осуществлении аграрной реформы вынуждали крестьян прибегать к самым радикальным средствам. Весной и летом 1917 г. волна аграрного движения охватила все уезды Азербайджана.
Дальнейшее развитие политических процессов, революция в Рос-сии, принятие большевиками Декрета о земле, создание Бакинского Совета и т.д., в свою очередь, еще более углубили социальные противоречия в азербайджанской деревне. С декабря 1917 г. начался новый этап аграрного движения в Азербайджане, который продлился вплоть до конца мая 1918 года. Крестьяне пытались вернуть себе те земли, /82/ которые были отняты у них беками и царским правительством. Повсеместным явлением стали захваты лесов, зимних и летних пастбищ. Участились столкновения между владельцами земель и крестьянами-арендаторами. Крестьяне требовали резкого снижения арендной платы или же совершенно отказывались от ее уплаты. Мощный размах получило аграрное движение в Елизаветпольской губернии. Тысячи вооруженных крестьян разгромили имения наиболее богатых помещиков губернии: Зюльгадаровых, Шамхорских, Карабековых, Голицыных, Султановых, Везировых. Встревоженные таким развитием событий помещики требовали от региональных и местных властей принять решительные меры против крестьянского бунта [4].
7 марта 1918 г. при активном участии азербайджанских политических партий Закавказским Сеймом был принят революционный по своему содержанию аграрный закон, согласно которому, земли передавались в распоряжение земельных комитетов для дальнейшего их распределения среди крестьян. Создавались аграрные комиссии [5]. Однако в Азербайджане земельные комитеты практически не были созданы, в уездах нарастали хаос и анархия, случаи захвата крестьянами помещичьих земель носили массовый характер.
После обретения республикой независимости 28 мая 1918 г. земельный вопрос по-прежнему оставался самым насущным и в то же время самым больным для азербайджанского крестьянства. Условия Землевладения и землепользования с небольшими исключениями сохранились такими же, как и в предыдущие годы.
Под влиянием большевистских популистских лозунгов в деревне продолжалась анархия, участились случаи самочинных захватов земель, разгромов помещичьих усадеб, отказов от выплаты налогов. Все это являлось серьезным дестабилизирующим фактором в государственном строительстве. Почти все политические силы страны заявляли о необходимости наделения крестьян землей. Решение аграрного вопроса не только могло улучшить социально-экономическое положение республики, но и привлечь на сторону нового государства огромную массу крестьянства, составлявшую более 76% населения.
В первом правительственном кабинете пост министра земледелия занимал социалист-гумметист (член партии «Гуммет») Акперага Шейхульисламов, что предполагало осуществление в будущем аграрной реформы на социал-демократических принципах. Однако вскоре после переезда правительства из Тифлиса в Гянджу, 16 июня, разразился политический кризис, приведший к роспуску Национального Совета и образованию второго правительства во главе с Фатали ханом Хойским. В новом кабинете Министерство земледелия возглавил, Хосров бек Султанов, сторонник умеренного курса в аграрном вопросе. Являясь противником «социалистических экспериментов», он хотя и выступал за обеспечение крестьян землей, однако, по его мнению, это должно было осуществляться не за счет помещиков, а за счет государства. Защищая права крупных землевладельцев, министр отмечал:«... проявляя заботу о крестьянах, мы в то же время не намерены обанкротить и обездолить дворян» [6].
Первым актом Азербайджанского правительства в аграрном вопросе стало постановление об отмене закона Закавказского Сейма о земельной реформе. Согласно постановлению, приведение в испол-/83/-нение закона приостанавливалось до созыва Учредительного собрания Азербайджана. Предписывалось устранить захваты частновладельческих и казенных земель. Министру земледелия поручалось приступить к сбору необходимых материалов по земельному вопросу для внесения в Учредительное собрание [7]. Наряду с отменой аграрного закона был также отменен и декрет Бакинского Совета Народных Комиссаров о земле. Правительство восстановило отбывание повинностей в пользу землевладельцев, в том числе отмененного еще в 1912 г. малджахата, поддержало предъявлявшиеся крестьянам иски за убытки, нанесенные во время аграрного движения в конце 1917 — начале 1918 года. Так, в селе Гиндарх Джаванширского уезда управляющий одного из видных помещиков Карабаха, совместно с местным приставом, распродал все, что было у крестьян, для покрытия убытков своего хозяина. С каждого дыма, а их было в селе 150, взыскали по 2—3 тыс. руб. в пользу помещика [8].
В то же время правительство, учитывая рост крестьянского движения в стране, приняло постановление о передаче всех пустовавших казенных земель, а также поместий крупных землевладельцев в распоряжение Государственного Земельного фонда для возмездного пользования нуждавшегося населения. Что касается крупных землевладельческих земель, то они могли отчуждаться только за выкуп, при этом все расходы возлагались на имущие классы. Таким образом, правительство выступало за эволюционный путь осуществления земельной реформы, «без нанесения ущерба экономическому потенциалу страны» [9].
Однако сложность и противоречивость стремительно разворачивавшихся политических событий, незавершенность формирования государственных структур власти и, главное, отсутствие у правительства конкретной программы действий по аграрному вопросу привели к тому, что вплоть до конца 1918 г. конкретных шагов в этом направлении предпринято не было.
Новый этап в решении земельной проблемы в стране начался с открытием 7 декабря 1918 г. парламента Азербайджана. Именно с этого времени вопрос о земле стал одним из основных объектов внимания не только правительства, но также парламента и представленных в нем политических партий.
В азербайджанском парламенте были представлены 10 фракций и групп: «Мусават», «Итгихад», «Эхрар», «Социалистический блок», «Гуммет», «Беспартийные», «Славяно-русское общество», «Национальные меньшинства», «Армянская фракция», «Дашнакцутюн». На первых же заседаниях высшего законодательного органа республики все фракции и группы в декларациях и заявлениях определили свою позицию и программу будущей деятельности. Для рассмотрения аграрного вопроса в составе парламента была образована соответствующая комиссия, куда вошли представители всех партий. Комиссию возглавил один из видных деятелей социалистического движения в Азербайджане Самедага Агамалыоглы. Однако политическая (неоднородность комиссии с самого начала обрекла ее деятельность на неудачу, так как между партиями, представленными в парламенте, существовали непримиримые противоречия по аграрному вопросу.
Наиболее жаркие споры вызывал вопрос о конфискации или ликвидации помещичьих, владельческих и других земель. Представляв-/84/-шая правое крыло фракция «Иггихад» и часть фракции «Беспартийных» поддерживали идею выкупа частновладельческих земель. Для этого они предлагали создание особого земельного фонда.
Левые силы были представлены в парламенте партией «Гуммет» и мусульманскими социалистами (правыми эсерами), объединившимися в единую фракцию социалистов. Фракция выступала за конфискацию помещичьих, частновладельческих земель и безвозмездную передачу их крестьянам. Для этого предлагалось немедленно приступить к исполнению аграрного закона Сейма.
Даже в рядах самой крупной политической силы — партии «Мусават» не было единодушия по вопросу об основных принципах осуществления земельной реформы. Левые мусаватисты в этом вопросе выступали с позиции, близкой социал-демократической [10]. В целом партия, считая земельный вопрос прерогативой Учредительного собрания, которое предусматривалось сформировать на основе всеобщих выборов, поддерживала идею конфискации помещичьих, частновладельческих и казенных земель и безвозмездной передачи ее крестьянам с условием, что лицам, вложившим в землю известный капитал и труд, будет выдано взамен отчужденных земель вознаграждение из особого фонда, образуемого из сумм прогрессивного налога с имущего класса [11].
После образования парламента формирование нового, третьего по счету правительства вновь было поручено Ф.Х. Хойскому. Премьер, говоря в парламенте об основных направлениях деятельности, поддержал идею безвозмездной передачи земли в руки крестьян. При этом он повторил известную позицию всех предыдущих правительств и партии «Мусават»: «разрешение такой сложной проблемы не может совершиться в один день. Надо подготовить необходимый материал и статистические данные по этому вопросу, чтобы будущее учредительное собрание санкционировало бы окончательное разрешение его в желательном для большинства народа смысле» [12]. Министерство земледелия вновь возглавил Х.Б. Султанов.
Однако уже весной 1919 г. в стране разразился политический кризис, закончившийся развалом правительственной коалиции Ф.Х. Хойского. Формирование четвертого по счету кабинета было возложено на видного мусаватиста Насиб бека Усуббекова. На заседании парламента 14 апреля 1919 г. новый премьер-министр огласил декларацию правительства, в которой были сформулированы и приоритеты его деятельности в сфере экономики. Отметив, что стремление дать рабочему свободный труд, а крестьянину — землю является лозунгом правительства, Усуббеков связал коренное разрешение земельного вопроса с созывом Учредительного собрания. На долю же нынешнего правительства, по его мнению, выпала задача собрать и подготовить все материалы по земельному вопросу, способствуя более легкому и безболезненному его разрешению [13]. Тем самым премьер подтвердил приверженность линии своего предшественника. На должность министра земледелия был назначен один из лидеров партии «Эхрар» Аслан бек Кардашев. Эта партия, являясь союзницей «Мусавата» в аграрном вопросе, выступала за отчуждение всех крупных земельных владений и распределение их среди крестьян пропорционально числу душ с тем, чтобы крестьяне не имели права перепродавать эти наде-/85/-лы. Что касается вопроса о выкупе отчужденных земель частных собственников, то «Эхрар», как и «Мусават», считал трот вопрос прерогативой Учредительного собрания и. Однако оппозиция в лице социалистов была категорически против откладывания вопроса до созыва Учредительного собрания. Лидер социалистов С. Агамалы-оглы обвинил правительство в преднамеренном затягивании аграрной реформы и предупредил об опасности стихийных выступлений. По его мнению, с произволом в деревне можно было покончить лишь тогда, когда там восторжествует социализм и социалистические, имущественные отношения [15].
Впервые вопрос о земельной реформе был внесен на обсуждение аграрной комиссии парламента 23 апреля 1919 года. Комиссия, не имея альтернативных проектов аграрного закона, решила ограничиться одобрением закона, принятого еще Закавказским Сеймом, но отвергнутым в свое время первым правительством Азербайджана. Однако основной пункт законопроекта — вопрос о конфискации или выкупе земли — вызвал острые дискуссии и разногласия среди членов комиссии. Правые депутаты, поддержав принцип выкупа частновладельческих земель, заявили, что конфискация может вызвать сопротивление землевладельцев и развал всего аграрного сектора. Несмотря на поддержку представителями других фракций («Иттихад», «Беспартийные», «Эхрар») позиции «Мусават», голосование окончилось в пользу социалистов [16]. Именно эта часть земельного вопроса в дальнейшем стала основным камнем преткновения среди партий. К лету 1919-г. аграрная комиссия завершила работу над земельным законопроектом, который, в сущности, повторял основные положения аграрного закона, принятого Сеймом. Это подтверждало усиливавшееся влияние социалистов на принятие земельного законодательства, в чем немалую роль сыграло то, что председателем комиссии являлся Агамалыоглы. Согласно законопроекту, все земли на территории республики объявлялись собственностью государства, все излишки земли, имеющиеся у помещиков, конфисковались в пользу земельных комитетов, которым предоставлялось право наделения землей малоземельных и безземельных крестьян из общегосударственного фонда на правах аренды. Законопроект определял также нормы земли, оставляемой прежним владельцам для личного пользования. Основным владельцам оставлялась в пользование часть их прежних владений по определенным нормам в размере от 25 до 75 десятин [17].
В Министерстве земледелия также шла активная разработка альтернативной программы аграрных реформ. С этой цепью при министерстве была образована особая комиссия, которая приступила к ревизии всего земельного фонда страны и сбору необходимых статистических данных [18]. В июле 1919 г. в структуре министерства был создан отдел аграрных реформ. В течение месяца им были подготовлены и представлены на рассмотрение министерства два законопроекта — «О земельном обеспечении населения Азербайджанской Республики» и «О превращении частновладельческих лесов в собственность государства». Первый проект предусматривал передачу земли в частную собственность крестьян только по потребительской норме. Тем самым министерство доказывало, что оно выступает против отчуждения частновладельческих земель без выкупа. Однако судьба и /86/ этих законопроектов повторила судьбу предыдущих. Они даже не были представлены для обсуждения в парламент.
Медлительность с проведением земельной реформы привела к тому, что начиная уже с лета 1919 г. в стране вновь стало расширяться крестьянское движение, приобретавшее все более массовый характер.
Крестьянское движение в эти годы проявлялось в разнообразных формах, начиная от сопротивления и массового отказа от внесения налогов и отбывания воинской повинности, до организованного вооруженного восстания. Правительство особенно беспокоило нежелание крестьян платить различные налоги, число которых увеличилось даже по сравнению с царским периодом. Гянджинский губернатор в своем циркулярном письме уездным начальникам 29 марта 1919 г. писал, что следует обратить внимание на задержку поступления различных налогов, земских сборов и т.д. Он предлагал уездным начальникам разъяснить приставам всю серьезность и неотложность дела взыскания налогов и принять самые энергичные меры к немедленной ликвидации всех недоимок.
На страницах газет того времени можно встретить многочисленные факты и материалы, свидетельствующие о тяжелом положении сельского населения в уездах, о бесчинствах местной администрации. Крестьяне Джавадского уезда, например, писали: «Наш рабочий скот в пользовании уездного начальника и полицейских чиновников. Мы и сами вынуждены безвозмездно работать на них... Наш начальник, окружив себя богачами уезда, занимается не управлением уезда, а торговлей и всегда держит сторону имущих; если же кто из нас жалуется, грозят отдать в солдаты. Кому же нам жаловаться?» [19]
Крестьяне стали систематически обращаться с жалобами на беков, помещиков, Местных чиновников в правительственные органы, в парламент. Так, в жалобе крестьян селений Халадж, Чеманлы и Каракювендикли Джавадского уезда в парламент говорилось о бесчинствах помещика Сары хана Ширванского, сколотившего со своими братьями шайку, которая организовывала нападения на сельчан, угоняла их скот, совершала убийства. Местные судебные органы по подсказке Сары хана сажали в тюрьму крестьян и освобождали их только тогда, когда Сары хан получал от них большой выкуп в виде денег, лошадей и т.п. Только с крестьян четырех селений ими было собрано до 400 тыс. руб. и отобрано 535 голов крупного скота и баранов, а также конфискованы разные продукты [20]. Полиция также во многих случаях поддерживала землевладельцев.
В своем обращении на имя председателя правительства жители 4-го участка Нухинского уезда Гянджинской губернии отмечали: «... как только воцарилось азербайджанское правительство и наступили времена “свободы и равенства”, с того времени мы обрадовались создавшемуся для нас, мусульман, положению и думали, что мы раз и навсегда освободились от гнета. Однако, мы ошиблись в своем убеждении... Все должности в районе заняты и представлены помещикам; начиная от должности пристава, до должности последнего ключника в тюрьме занимают помещики, которые во всех случаях поддерживают друг друга и оказывают помощь один другому. Взяточничество, насилия, поборы являются обычными предметами. Помещики не стесняются своим положением, так как стоят /87/ вдали от центрального правительства. Все мы не знаем куда деваться и что предпринимать» [21].
В прошении жителей селения Нидж Нухинского уезда, посланном в парламент Азербайджана, говорилось, что крестьяне вынуждены продавать имущество, чтобы кормить свои семейства: «В 1918 году в июне месяце прибыла турецкая армия, которая пять месяцев находилась у нас, и мы в течение пяти месяцев с трудом доставляли турецким войскам все съестные припасы. С доставлением съестных припасов общество наше разорилось и теперь голодает... Сверх этого разорения по требованию правительства взысканы с нас налоги государственного обложения, подать за 1918 год, сверх этого взыскания у нас “ушур” опять за 1918 год» [22].
Однако основным мотивом крестьянских выступлений по-прежнему была земля. Крестьяне настойчиво требовали от правительства скорейшего разрешения земельного вопроса. В различных уездах они в массовом порядке стали самовольно захватывать земли беков и помещиков. Выступления крестьян расширялись, превращаясь во многих местах в открытые вооруженные восстания. Надеясь силой удержать стихийные выступления, правительство под предлогом «водворения порядка», неоднократно посылало в селения войска. Этот факт вынужден был признать даже военный министр генерал С. Мехмандаров. В письме, адресованном председателю правительства, он писал: «Не было месяца, чтобы один-два-три раза войска не вызывались для содействия гражданским властям якобы для усмирения крестьян восставших селений. Из донесения начальников гарнизонов, цоинских начальников и личных расспросов крестьян я убедился, что всему виной администрация, которая своюш непомерными поборами, насилием и произволом доводила население до отчаяния и тем вызывала восстания» [23].
Главными очагами крестьянского движения были Гянджинский, Казахский, Ленкоранский, Геокчайский, Арешский, Нухинский и другие уезды. Восставшие крестьяне нападали на помещичьи имения, громили их имущество, захватывали земли, причиняя землевладельцам огромные убытки.
Крестьяне все настойчивее требовали перераспределение земли. Так, например, на крестьянском съезде, состоявшемся в сентябре 1919 г. в Казахе, было принято обращение к парламенту и правительству с требованием разрешить в кратчайшие сроки вопрос о безвозмездной передаче земли трудящимся [24]. Ростом крестьянского движения пытались воспользоваться большевики, стремившиеся направить его против национального государства. Между большевиками и социалистами шла острая политическая борьба за руководство крестьянским движением. Единственный представитель большевиков в парламенте Алигейдар Караев, обвиняя социалистов в соглашательстве с «Мусаватом», резко критиковал их программу по аграрному вопросу.
Неразрешенность земельного вопроса вызавала серьезное недовольство и внутри партии «Мусават». Так, на состоявшемся в декабре 1919 г. II съезде партии делегаты обвиняли ее руководство в недостаточном внимании к нуждам крестьянского населения, в медлительности при проведении аграрной реформы. Одной из причин бездействия правительства, по мнению делегатов, было то, что «Му-/88/-сават» как проправительственная партия до сих пор не выполнила ни один пункт своей аграрной программы. Делегат съезда М.Б. Мамед-заде, подвергнув правительство резкой критике, отметил, что оно в своей декларации обещало все конфликты между беками и крестьянами до окончательного разрешения аграрного вопроса решать в пользу крестьян, но не выполнило своего обещания, и мы всюду в Азербайджане являемся свидетельствами бесчеловечного обращения беков с крестьянами. Если наша партия до окончательного разрешения аграрного вопроса согласилась оставить землю в руках беков, то следовало, по крайней мере, временно приостановить сбор податей с крестьян беками [25]. Делегат съезда из Карабаха Ибрагим Халил в своем выступлении указывал, что «... в Джаванширском, Джебраильском уездах и на Мугани беки силой заставили крестьян платить подати на 3 года вперед» [26]. Представитель Казахского отделения «Мусавата» отмечал, что «члены администрации на местах, в особенности сельские старшины, обременяют население своими невыносимыми поборами и прочими незаконными действиями...» [27]. По требованию делегатов одно заседание съезда всецело было посвящено обсуждению аграрного вопроса. Съезд подавляющим большинством принял, резолюцию: земли, принадлежащие казне, бывшему царскому дому, помещичьи, а также частновладельческие, безвозмездно отбираются и распределяются среди трудящихся. Стоимость отбираемой земли оплачивается из средств фонда, образуемого путем обложения имущего класс подоходным налогом [28].
В конце 1919 г. в Азербайджане разразился очередной политический кризис, приведший к отставке правительства. Формирование нового кабинета министров вновь было поручено Усуббекову. Заявив о необходимости улучшения положения крестьян, он добавил, что «это будет сделано законным путем» [29]. Пятый правительственный кабинет был сформирован на основе широкой коалиции ведущих политических партий и фракций. Министерство труда и земледелия возглавил правый гумметист Ахмед бек Пепинов.
Правительство широкой коалиции приступило к исполнению своих обязанностей в очень сложных условиях. Хотя к этому моменту Азербайджан укрепил свое международное положение, и его государственность де-факто была признана ведшими государствами, однако, именно в это время большевики приступили к реализации военно-политических планов относительно Южного Кавказа. Проводниками экспансионистской политики большевиков в самом Азербайджане выступали местные коммунистические организации, которые активно использовали в этих целях неразрешенность социально-экономических проблем. Острота момента поставила новое правительство перед необходимостью активизации попыток разрешения наиболее, важных социально-экономических проблем, включая аграрные.
К началу 1920 г. Министерство труда и земледелия завершило работу над законопроектом «Об отчуждении земель частного владения в государственный земельный фонд и об обеспечении землей населения Азербайджанской Республики» и представило его на рассмотрение правительства. Согласно проекту, все частновладельческие» монастырские, вакуфные, мечетские и церковные земли отчуждались от их владельцев безвозмездно в государственный земельный /89/ фонд. Эти земли, а также свободные казенные земли отводились без выкупа в собственность безземельному и малоземельному населению, живущему сельскохозяйственным трудом [30]. Законопроект определял размер площади, оставляемой владельцам отчуждаемых земель в зависимости от местных условий. Проект предусматривал передачу земли в собственность населению при условии, что продажа или залог этих земель владельцами возможны только с разрешения министра земледелия. Конфискация земель и их последующее распределение должны были происходить при непосредственном участии самих крестьян. Для этого предусматривалось образование местных земельных комиссий. Законопроект определял и правила пользования оросительной водой на отводимых землях.
Правая, консервативная, часть общества, правительственное и парламентское большинство открыто выступали против законопроекта социалистов, предусматривавшего ликвидации крупного землевладения, а также уравнивавшего в правах крестьян и помещиков. Партия «Иттихад», блок «Мусават и беспартийные» развернули кампанию в печати и парламенте Против Министерства земледелия и конкретно против министра А. Пепинова. Кабинет министров также выступил против планов аграрных реформ социалистов, отказавшись даже от постановки на обсуждение подготовленного Министерством земледелия законопроекта.
16 февраля 1920 г. на очередном заседании парламента фракция партии «Мусават» представила свой законопроект по земельной реформе. Таким образом, в аграрной комиссии парламента имелись два альтернативных законопроекта. Социалисты подвергли законопроект «Мусавата» резкой критике. Социалистов особенно возмущали те положения документа, которые предусматривали справедливое дознать раждение частным владельцам, у которых отчуждались земли, а так-) же то, что пастбища, леса и недра земли оставались в руках прежних владельцев [31]. Лидер социалистов Агамалыоглы опубликовал статьи в нескольких номерах партийного органа «Искра», где подверг критике аграрную политику партии «Мусават». Хотя до этого он, будучи правым гумметистом (меньшевиком) считал «нормальным обеспечить бывших владельцев средствами существования» [32] и «нежелательными большевистские эксперименты в маленьком Азербайджане» [33]. Однако, несмотря на сопротивление социал-демократов, проект «Мусавата» был взят за основу аграрной комиссией парламента. Тем не менее, высший законодательный орган, охваченный межпартийной борьбой, так и не смог приступить к обсуждению представленного законопроекта. Орган социал-демократов — газета «Искра», обвиняя «мусаватско-иттихадисткое большинство» в создании препятствий в проведении в стране аграрных преобразований, призывал крестьян для коренного разрешения аграрного вопроса «самим взяться за дело» [34]. Социалисты, обвинив правительство в отходе от демократии, создании полицейского режима в стране и нежелании проведения радикальных аграрных реформ, отозвали своих представителей из правительства и. Отставка министров-социалистов привела к правительственному кризису, который продлился до падения АДР.
Таким образом, в период существования АДР провести аграрную реформу и решить земельный вопрос не удалось. Одной из основных /90/ причин этого являлись противоречия в существовавшей политической системе государства и партийное противоборство. Не имея единой позиции по всем принципиальным вопросам государственного строительства, политические партии не смогли найти точки соприкосновения и в решении земельного вопроса. Хотя кризис в аграрном секторе не явился непосредственной причиной краха Азербайджанской. Демократической Республики, неразрешенность вопроса о земле оставалась одним из катализаторов многих других кризисных явлений социально-экономической и политической жизни страны.
Примечания
1. 20 лет Азербайджанской ССР. Статистический сборник. Баку. 1940, с. 44.
2. ПЧЕЛИН Н. Крестьянский вопрос при Мусавате (1918—1920 гг.). Баку. 1931, с. 2.
3. Там же, с. 5.
4. ГУСЕЙНОВ И.А. Крестьянское движение в Азербайджане в 1917—1920 гг. В кн.: Великий Октябрь и борьба за Советскую власть в Азербайджане. Баку. 1958, с. 224—228.
5. Государственный архив политических документов Управления Делами Президента Азербайджанской Республики (ГАПДУДП АР), ф. 276, оп. 8, д. 542, л. 26—27.
6. Грузия. 1918, 4 октября.
7. Азербайджанская Демократическая Республика (1918—1820 гг.). Законодательные акты (Сб. документов). Баку. 1998, с. 190—191; Адрес-календарь Азербайджанской Республики на 1920 год. Ч. 2. Баку. 1919, с. 31.
8. 3аря. 1919, 9 февраля.
9. Государственный архив Азербайджанской Республики (ГА АР), ф. 894, оп. 10, д. 173, л. 1-2.
10. Заря. 1919,29 апреля.
11. Азербайджанская Демократическая Республика (1918—1820 гг.). Парламент. (Стенографические отчеты). Баку. 1998, с. 41.
12. Там же, с. 86.
13. Азербайджан. 1919,16 апреля.
14. Азербайджанская Демократическая Республика (1918—1820 гг.). Парламент, с. 92.
15. Заря. 1919, 11 июля.
16. ГА АР, ф. 895, оп. 3, д. 5, л. 5.
17. Искра. 1919,12 июля.
18. ГАПДУДП АР, ф. 456, оп. 10, д. 54, л. 25-27.
19. Народное знамя. 1919, 15 февраля.
20. ГА АР, ф. 845, on. 1, д. 227, л. 1-2.
21. Азербайджанская Республика. Документы и материалы 1918—1920 гг. Баку. 1998, с. 276-277.
22. Там же, с. 197-198.
23. ГА АР, ф. 894, оп. 2, д. 71, л. 32.
24. Искра. 1919, 2 октября.
25. Азербайджанская Республика. Документы и материалы. 1918—1920 гг., с. 386.
26. Там же.
27. Азербайджан. 1919, 7 декабря.
28. Азербайджанская Республика. Документы и материалы. 1918—1920 гг., с. 387.
29. Азербайджанская Демократическая Республика (1918—1820 гг.). Парламент, с. 816.
30. ГААР, ф. 894, оп. 10, д. 169, л. 6-7.
31. Известия АН Азербайджана. 1990, № 2, с. 30—35.
32. Искра. 1919,16 декабря.
33. Там же, 22 октября.
34. Там же, 1920, 2 марта.
35. Там же, 23 марта.
Вопросы истории. 1918. №9. С. 80-91.
К.Н. Исмаилов
Азербайджанская Демократическая Республика появилась в очень сложных политических и экономических условиях. Первая мировая война и последовавшие за ней революционные события в России, а также разрыв внутренних и внешних связей привели к йодному упадку и разрушению экономики страны. Перед политическими силами Азербайджана наряду с укреплением государственной независимости, обеспечением территориальной целостности, созданием дееспособного государственного аппарата стояли и вопросы социально-экономического характера. В отличие от российских политических партий, аграрные программы которых были разработаны еще задолго до 1917 г., азербайджанским политическим силам приходилось вырабатывать стра-/80/-тегию и тактику по аграрному вопросу в условиях быстро менявшейся политической ситуации. В период существования Азербайджанской Демократической Республики (1918—1920 гг.) сельское хозяйство являлось второй по значимости, после нефтяной промышленности, отраслью экономики страны.
В этот период в аграрном секторе Азербайджана было занято 2,2 млн человек. Сохранение остатков феодально-патриархальных отношений, низкий уровень материально-технической базы замедляли темпы его развитая. Преобладало казенное и помещичье землевладение. 29,6% земли находилось в собственности помещиков, на долю казны приходилось 68,6%. Крестьянству принадлежало лишь 1,8% всей сельскохозяйственной площади. В руках 195 ханов, беков и помещиков было сосредоточено около миллиона десятин земли [1].
Сам господствующий помещичий класс не был однородным. Из 15 тыс. беков 72% имели в своем распоряжении до 25 десятин земли каждый, 16% — от 25 до 100 десятин, 8% — от 100 до 500 десятин, а 4% — свыше 500 десятин. В азербайджанской деревне усиливался и процесс формирования сельской буржуазии — кулаков, которых насчитывалось свыше 7300 человек [2]. А Безземельные и малоземельные крестьяне были вынуждены арендовать землю у помещиков или идти в батраки. На их долю приходилась лишь четвертая часть получаемого урожая [3].
Подобное соотношение сил и в количественном и в качественном отношении постоянно менялось. Процесс социального расслоения в деревне втягивал в свой водоворот все слои крестьянства. Имело место сложное переплетение различных социальных и национальных противоречий, столкновение интересов различных социальных групп и укладов. Хотя развивалось противоречие между крестьянской беднотой и растущей сельской буржуазией — кулаками (колчомаками), однако определяющим был конфликт между помещичьим классом (беками и агаларами) и всем крестьянством. Именно он обусловил характер нараставшего крестьянского движения.
Первая мировая война, упадок промышленности, другие факторы негативно отразились на состоянии аграрного сектора. Общая площадь пахотных земель за 1913—1920 гг. уменьшилась с 961,9 тыс. га до 600 тыс;, в том числе площадь зерновых культур — с 832 тыс. до 568,8 тыс., а площадь технических культур — с 109,5 тыс. до 10,8 тыс. га.
Накануне образования АДР в таких традиционных отраслях сельского хозяйства, как хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство наблюдался сильный спад. Значительно сократилось поголовье скота, большие разрушения были причинены оросительным системам. Была вырублена значительная часть лесов. Кризисное состояние продолжалось и в период существования независимой республики. Однако, несмотря на отставание, в сельском хозяйстве развивались рыночные отношения, сопровождавшиеся процессом дифференциации и расслоения населения. Большая часть производимого в стране хлопка, винограда, риса, кокона предназначалась для продажи. В помещичьих и кулацких землевладениях широко применялся наемный труд.
При характеристике распределения пригодной земли между различными слоями крестьянства в азербайджанской деревне, в различ-/81/-ных отраслях сельского хозяйства и в разных уездах необходимо учитывать особенности, присущие земледелию в Азербайджане. Здесь при определении социальной структуры в сельском хозяйстве, наряду с размером земли, наличием инвентаря и рабочего скота, решающее значение имели вопросы воды и пастбищ. Земледелие в Азербайджане по преимуществу основывалось на орошении. Почти половину пашен, а в некоторых уездах даже больше половины, составляли поливные земли. Недостаток воды усиливал экономическую зависимость крестьян от помещиков и кулаков, а пастбища имели первостепенное, жизненное значение для животноводства. Почти все лучшие плодородные земли, леса, пастбища, источники воды, вся оросительная система находились во владении казны и помещиков. Большинство крестьян не имело в достаточном количестве ни сельскохозяйственного инвентаря, ни рабочего скота, ни воды для орошения земли.
Во всех уездах Азербайджана интенсивно развивалась арендная форма землепользования, в хозяйствах помещиков и кулаков широко применялся наемный труд. Арендная плата вносилась и деньгами, и натурой. В связи с обесценением денег и продовольственным кризисом в период АДР развивалась преимущественно последняя форма оплаты. Взнос за аренду земли натурой составлял одну четвертую, одну пятую, а в некоторых уездах даже половину урожая. Под тяжестью обременительных платежей, различных налогов и повинностей крестьяне вынуждены были покидать свои наделы и пускаться на поиски работы. В целом, до установления советской власти в Азербайджане аграрные отношения носили полукрепостнический характер, а формы земельной собственности — феодальный.
Сущность решения аграрного вопроса состояла в обеспечении крестьян землей. Наличие этой проблемы являлась основной причиной расширения крестьянского движения, которое приобретало самые радикальные формы — качакство, вооруженное восстание, поджоги помещичьих и кулацких хозяйств, самовольные захваты земель и т.д.
После Февральской революции 1917 г. в Азербайджане борьба крестьян за землю приобрела еще более ожесточенный характер. Временное правительство, озабоченное ростом аграрного движения в Центральной России и на окраинах, ограничивалось обещанием разрешить земельный вопрос в Учредительном собрании. Орган Временного правительства — Особый Закавказский Комитет (ОЗАКОМ), точно проводя его политику, обещал удовлетворить нужды крестьянства за счет казенных и частновладельческих земель.
Непоследовательность и нерешительность Временного правительства в осуществлении аграрной реформы вынуждали крестьян прибегать к самым радикальным средствам. Весной и летом 1917 г. волна аграрного движения охватила все уезды Азербайджана.
Дальнейшее развитие политических процессов, революция в Рос-сии, принятие большевиками Декрета о земле, создание Бакинского Совета и т.д., в свою очередь, еще более углубили социальные противоречия в азербайджанской деревне. С декабря 1917 г. начался новый этап аграрного движения в Азербайджане, который продлился вплоть до конца мая 1918 года. Крестьяне пытались вернуть себе те земли, /82/ которые были отняты у них беками и царским правительством. Повсеместным явлением стали захваты лесов, зимних и летних пастбищ. Участились столкновения между владельцами земель и крестьянами-арендаторами. Крестьяне требовали резкого снижения арендной платы или же совершенно отказывались от ее уплаты. Мощный размах получило аграрное движение в Елизаветпольской губернии. Тысячи вооруженных крестьян разгромили имения наиболее богатых помещиков губернии: Зюльгадаровых, Шамхорских, Карабековых, Голицыных, Султановых, Везировых. Встревоженные таким развитием событий помещики требовали от региональных и местных властей принять решительные меры против крестьянского бунта [4].
7 марта 1918 г. при активном участии азербайджанских политических партий Закавказским Сеймом был принят революционный по своему содержанию аграрный закон, согласно которому, земли передавались в распоряжение земельных комитетов для дальнейшего их распределения среди крестьян. Создавались аграрные комиссии [5]. Однако в Азербайджане земельные комитеты практически не были созданы, в уездах нарастали хаос и анархия, случаи захвата крестьянами помещичьих земель носили массовый характер.
После обретения республикой независимости 28 мая 1918 г. земельный вопрос по-прежнему оставался самым насущным и в то же время самым больным для азербайджанского крестьянства. Условия Землевладения и землепользования с небольшими исключениями сохранились такими же, как и в предыдущие годы.
Под влиянием большевистских популистских лозунгов в деревне продолжалась анархия, участились случаи самочинных захватов земель, разгромов помещичьих усадеб, отказов от выплаты налогов. Все это являлось серьезным дестабилизирующим фактором в государственном строительстве. Почти все политические силы страны заявляли о необходимости наделения крестьян землей. Решение аграрного вопроса не только могло улучшить социально-экономическое положение республики, но и привлечь на сторону нового государства огромную массу крестьянства, составлявшую более 76% населения.
В первом правительственном кабинете пост министра земледелия занимал социалист-гумметист (член партии «Гуммет») Акперага Шейхульисламов, что предполагало осуществление в будущем аграрной реформы на социал-демократических принципах. Однако вскоре после переезда правительства из Тифлиса в Гянджу, 16 июня, разразился политический кризис, приведший к роспуску Национального Совета и образованию второго правительства во главе с Фатали ханом Хойским. В новом кабинете Министерство земледелия возглавил, Хосров бек Султанов, сторонник умеренного курса в аграрном вопросе. Являясь противником «социалистических экспериментов», он хотя и выступал за обеспечение крестьян землей, однако, по его мнению, это должно было осуществляться не за счет помещиков, а за счет государства. Защищая права крупных землевладельцев, министр отмечал:«... проявляя заботу о крестьянах, мы в то же время не намерены обанкротить и обездолить дворян» [6].
Первым актом Азербайджанского правительства в аграрном вопросе стало постановление об отмене закона Закавказского Сейма о земельной реформе. Согласно постановлению, приведение в испол-/83/-нение закона приостанавливалось до созыва Учредительного собрания Азербайджана. Предписывалось устранить захваты частновладельческих и казенных земель. Министру земледелия поручалось приступить к сбору необходимых материалов по земельному вопросу для внесения в Учредительное собрание [7]. Наряду с отменой аграрного закона был также отменен и декрет Бакинского Совета Народных Комиссаров о земле. Правительство восстановило отбывание повинностей в пользу землевладельцев, в том числе отмененного еще в 1912 г. малджахата, поддержало предъявлявшиеся крестьянам иски за убытки, нанесенные во время аграрного движения в конце 1917 — начале 1918 года. Так, в селе Гиндарх Джаванширского уезда управляющий одного из видных помещиков Карабаха, совместно с местным приставом, распродал все, что было у крестьян, для покрытия убытков своего хозяина. С каждого дыма, а их было в селе 150, взыскали по 2—3 тыс. руб. в пользу помещика [8].
В то же время правительство, учитывая рост крестьянского движения в стране, приняло постановление о передаче всех пустовавших казенных земель, а также поместий крупных землевладельцев в распоряжение Государственного Земельного фонда для возмездного пользования нуждавшегося населения. Что касается крупных землевладельческих земель, то они могли отчуждаться только за выкуп, при этом все расходы возлагались на имущие классы. Таким образом, правительство выступало за эволюционный путь осуществления земельной реформы, «без нанесения ущерба экономическому потенциалу страны» [9].
Однако сложность и противоречивость стремительно разворачивавшихся политических событий, незавершенность формирования государственных структур власти и, главное, отсутствие у правительства конкретной программы действий по аграрному вопросу привели к тому, что вплоть до конца 1918 г. конкретных шагов в этом направлении предпринято не было.
Новый этап в решении земельной проблемы в стране начался с открытием 7 декабря 1918 г. парламента Азербайджана. Именно с этого времени вопрос о земле стал одним из основных объектов внимания не только правительства, но также парламента и представленных в нем политических партий.
В азербайджанском парламенте были представлены 10 фракций и групп: «Мусават», «Итгихад», «Эхрар», «Социалистический блок», «Гуммет», «Беспартийные», «Славяно-русское общество», «Национальные меньшинства», «Армянская фракция», «Дашнакцутюн». На первых же заседаниях высшего законодательного органа республики все фракции и группы в декларациях и заявлениях определили свою позицию и программу будущей деятельности. Для рассмотрения аграрного вопроса в составе парламента была образована соответствующая комиссия, куда вошли представители всех партий. Комиссию возглавил один из видных деятелей социалистического движения в Азербайджане Самедага Агамалыоглы. Однако политическая (неоднородность комиссии с самого начала обрекла ее деятельность на неудачу, так как между партиями, представленными в парламенте, существовали непримиримые противоречия по аграрному вопросу.
Наиболее жаркие споры вызывал вопрос о конфискации или ликвидации помещичьих, владельческих и других земель. Представляв-/84/-шая правое крыло фракция «Иггихад» и часть фракции «Беспартийных» поддерживали идею выкупа частновладельческих земель. Для этого они предлагали создание особого земельного фонда.
Левые силы были представлены в парламенте партией «Гуммет» и мусульманскими социалистами (правыми эсерами), объединившимися в единую фракцию социалистов. Фракция выступала за конфискацию помещичьих, частновладельческих земель и безвозмездную передачу их крестьянам. Для этого предлагалось немедленно приступить к исполнению аграрного закона Сейма.
Даже в рядах самой крупной политической силы — партии «Мусават» не было единодушия по вопросу об основных принципах осуществления земельной реформы. Левые мусаватисты в этом вопросе выступали с позиции, близкой социал-демократической [10]. В целом партия, считая земельный вопрос прерогативой Учредительного собрания, которое предусматривалось сформировать на основе всеобщих выборов, поддерживала идею конфискации помещичьих, частновладельческих и казенных земель и безвозмездной передачи ее крестьянам с условием, что лицам, вложившим в землю известный капитал и труд, будет выдано взамен отчужденных земель вознаграждение из особого фонда, образуемого из сумм прогрессивного налога с имущего класса [11].
После образования парламента формирование нового, третьего по счету правительства вновь было поручено Ф.Х. Хойскому. Премьер, говоря в парламенте об основных направлениях деятельности, поддержал идею безвозмездной передачи земли в руки крестьян. При этом он повторил известную позицию всех предыдущих правительств и партии «Мусават»: «разрешение такой сложной проблемы не может совершиться в один день. Надо подготовить необходимый материал и статистические данные по этому вопросу, чтобы будущее учредительное собрание санкционировало бы окончательное разрешение его в желательном для большинства народа смысле» [12]. Министерство земледелия вновь возглавил Х.Б. Султанов.
Однако уже весной 1919 г. в стране разразился политический кризис, закончившийся развалом правительственной коалиции Ф.Х. Хойского. Формирование четвертого по счету кабинета было возложено на видного мусаватиста Насиб бека Усуббекова. На заседании парламента 14 апреля 1919 г. новый премьер-министр огласил декларацию правительства, в которой были сформулированы и приоритеты его деятельности в сфере экономики. Отметив, что стремление дать рабочему свободный труд, а крестьянину — землю является лозунгом правительства, Усуббеков связал коренное разрешение земельного вопроса с созывом Учредительного собрания. На долю же нынешнего правительства, по его мнению, выпала задача собрать и подготовить все материалы по земельному вопросу, способствуя более легкому и безболезненному его разрешению [13]. Тем самым премьер подтвердил приверженность линии своего предшественника. На должность министра земледелия был назначен один из лидеров партии «Эхрар» Аслан бек Кардашев. Эта партия, являясь союзницей «Мусавата» в аграрном вопросе, выступала за отчуждение всех крупных земельных владений и распределение их среди крестьян пропорционально числу душ с тем, чтобы крестьяне не имели права перепродавать эти наде-/85/-лы. Что касается вопроса о выкупе отчужденных земель частных собственников, то «Эхрар», как и «Мусават», считал трот вопрос прерогативой Учредительного собрания и. Однако оппозиция в лице социалистов была категорически против откладывания вопроса до созыва Учредительного собрания. Лидер социалистов С. Агамалы-оглы обвинил правительство в преднамеренном затягивании аграрной реформы и предупредил об опасности стихийных выступлений. По его мнению, с произволом в деревне можно было покончить лишь тогда, когда там восторжествует социализм и социалистические, имущественные отношения [15].
Впервые вопрос о земельной реформе был внесен на обсуждение аграрной комиссии парламента 23 апреля 1919 года. Комиссия, не имея альтернативных проектов аграрного закона, решила ограничиться одобрением закона, принятого еще Закавказским Сеймом, но отвергнутым в свое время первым правительством Азербайджана. Однако основной пункт законопроекта — вопрос о конфискации или выкупе земли — вызвал острые дискуссии и разногласия среди членов комиссии. Правые депутаты, поддержав принцип выкупа частновладельческих земель, заявили, что конфискация может вызвать сопротивление землевладельцев и развал всего аграрного сектора. Несмотря на поддержку представителями других фракций («Иттихад», «Беспартийные», «Эхрар») позиции «Мусават», голосование окончилось в пользу социалистов [16]. Именно эта часть земельного вопроса в дальнейшем стала основным камнем преткновения среди партий. К лету 1919-г. аграрная комиссия завершила работу над земельным законопроектом, который, в сущности, повторял основные положения аграрного закона, принятого Сеймом. Это подтверждало усиливавшееся влияние социалистов на принятие земельного законодательства, в чем немалую роль сыграло то, что председателем комиссии являлся Агамалыоглы. Согласно законопроекту, все земли на территории республики объявлялись собственностью государства, все излишки земли, имеющиеся у помещиков, конфисковались в пользу земельных комитетов, которым предоставлялось право наделения землей малоземельных и безземельных крестьян из общегосударственного фонда на правах аренды. Законопроект определял также нормы земли, оставляемой прежним владельцам для личного пользования. Основным владельцам оставлялась в пользование часть их прежних владений по определенным нормам в размере от 25 до 75 десятин [17].
В Министерстве земледелия также шла активная разработка альтернативной программы аграрных реформ. С этой цепью при министерстве была образована особая комиссия, которая приступила к ревизии всего земельного фонда страны и сбору необходимых статистических данных [18]. В июле 1919 г. в структуре министерства был создан отдел аграрных реформ. В течение месяца им были подготовлены и представлены на рассмотрение министерства два законопроекта — «О земельном обеспечении населения Азербайджанской Республики» и «О превращении частновладельческих лесов в собственность государства». Первый проект предусматривал передачу земли в частную собственность крестьян только по потребительской норме. Тем самым министерство доказывало, что оно выступает против отчуждения частновладельческих земель без выкупа. Однако судьба и /86/ этих законопроектов повторила судьбу предыдущих. Они даже не были представлены для обсуждения в парламент.
Медлительность с проведением земельной реформы привела к тому, что начиная уже с лета 1919 г. в стране вновь стало расширяться крестьянское движение, приобретавшее все более массовый характер.
Крестьянское движение в эти годы проявлялось в разнообразных формах, начиная от сопротивления и массового отказа от внесения налогов и отбывания воинской повинности, до организованного вооруженного восстания. Правительство особенно беспокоило нежелание крестьян платить различные налоги, число которых увеличилось даже по сравнению с царским периодом. Гянджинский губернатор в своем циркулярном письме уездным начальникам 29 марта 1919 г. писал, что следует обратить внимание на задержку поступления различных налогов, земских сборов и т.д. Он предлагал уездным начальникам разъяснить приставам всю серьезность и неотложность дела взыскания налогов и принять самые энергичные меры к немедленной ликвидации всех недоимок.
На страницах газет того времени можно встретить многочисленные факты и материалы, свидетельствующие о тяжелом положении сельского населения в уездах, о бесчинствах местной администрации. Крестьяне Джавадского уезда, например, писали: «Наш рабочий скот в пользовании уездного начальника и полицейских чиновников. Мы и сами вынуждены безвозмездно работать на них... Наш начальник, окружив себя богачами уезда, занимается не управлением уезда, а торговлей и всегда держит сторону имущих; если же кто из нас жалуется, грозят отдать в солдаты. Кому же нам жаловаться?» [19]
Крестьяне стали систематически обращаться с жалобами на беков, помещиков, Местных чиновников в правительственные органы, в парламент. Так, в жалобе крестьян селений Халадж, Чеманлы и Каракювендикли Джавадского уезда в парламент говорилось о бесчинствах помещика Сары хана Ширванского, сколотившего со своими братьями шайку, которая организовывала нападения на сельчан, угоняла их скот, совершала убийства. Местные судебные органы по подсказке Сары хана сажали в тюрьму крестьян и освобождали их только тогда, когда Сары хан получал от них большой выкуп в виде денег, лошадей и т.п. Только с крестьян четырех селений ими было собрано до 400 тыс. руб. и отобрано 535 голов крупного скота и баранов, а также конфискованы разные продукты [20]. Полиция также во многих случаях поддерживала землевладельцев.
В своем обращении на имя председателя правительства жители 4-го участка Нухинского уезда Гянджинской губернии отмечали: «... как только воцарилось азербайджанское правительство и наступили времена “свободы и равенства”, с того времени мы обрадовались создавшемуся для нас, мусульман, положению и думали, что мы раз и навсегда освободились от гнета. Однако, мы ошиблись в своем убеждении... Все должности в районе заняты и представлены помещикам; начиная от должности пристава, до должности последнего ключника в тюрьме занимают помещики, которые во всех случаях поддерживают друг друга и оказывают помощь один другому. Взяточничество, насилия, поборы являются обычными предметами. Помещики не стесняются своим положением, так как стоят /87/ вдали от центрального правительства. Все мы не знаем куда деваться и что предпринимать» [21].
В прошении жителей селения Нидж Нухинского уезда, посланном в парламент Азербайджана, говорилось, что крестьяне вынуждены продавать имущество, чтобы кормить свои семейства: «В 1918 году в июне месяце прибыла турецкая армия, которая пять месяцев находилась у нас, и мы в течение пяти месяцев с трудом доставляли турецким войскам все съестные припасы. С доставлением съестных припасов общество наше разорилось и теперь голодает... Сверх этого разорения по требованию правительства взысканы с нас налоги государственного обложения, подать за 1918 год, сверх этого взыскания у нас “ушур” опять за 1918 год» [22].
Однако основным мотивом крестьянских выступлений по-прежнему была земля. Крестьяне настойчиво требовали от правительства скорейшего разрешения земельного вопроса. В различных уездах они в массовом порядке стали самовольно захватывать земли беков и помещиков. Выступления крестьян расширялись, превращаясь во многих местах в открытые вооруженные восстания. Надеясь силой удержать стихийные выступления, правительство под предлогом «водворения порядка», неоднократно посылало в селения войска. Этот факт вынужден был признать даже военный министр генерал С. Мехмандаров. В письме, адресованном председателю правительства, он писал: «Не было месяца, чтобы один-два-три раза войска не вызывались для содействия гражданским властям якобы для усмирения крестьян восставших селений. Из донесения начальников гарнизонов, цоинских начальников и личных расспросов крестьян я убедился, что всему виной администрация, которая своюш непомерными поборами, насилием и произволом доводила население до отчаяния и тем вызывала восстания» [23].
Главными очагами крестьянского движения были Гянджинский, Казахский, Ленкоранский, Геокчайский, Арешский, Нухинский и другие уезды. Восставшие крестьяне нападали на помещичьи имения, громили их имущество, захватывали земли, причиняя землевладельцам огромные убытки.
Крестьяне все настойчивее требовали перераспределение земли. Так, например, на крестьянском съезде, состоявшемся в сентябре 1919 г. в Казахе, было принято обращение к парламенту и правительству с требованием разрешить в кратчайшие сроки вопрос о безвозмездной передаче земли трудящимся [24]. Ростом крестьянского движения пытались воспользоваться большевики, стремившиеся направить его против национального государства. Между большевиками и социалистами шла острая политическая борьба за руководство крестьянским движением. Единственный представитель большевиков в парламенте Алигейдар Караев, обвиняя социалистов в соглашательстве с «Мусаватом», резко критиковал их программу по аграрному вопросу.
Неразрешенность земельного вопроса вызавала серьезное недовольство и внутри партии «Мусават». Так, на состоявшемся в декабре 1919 г. II съезде партии делегаты обвиняли ее руководство в недостаточном внимании к нуждам крестьянского населения, в медлительности при проведении аграрной реформы. Одной из причин бездействия правительства, по мнению делегатов, было то, что «Му-/88/-сават» как проправительственная партия до сих пор не выполнила ни один пункт своей аграрной программы. Делегат съезда М.Б. Мамед-заде, подвергнув правительство резкой критике, отметил, что оно в своей декларации обещало все конфликты между беками и крестьянами до окончательного разрешения аграрного вопроса решать в пользу крестьян, но не выполнило своего обещания, и мы всюду в Азербайджане являемся свидетельствами бесчеловечного обращения беков с крестьянами. Если наша партия до окончательного разрешения аграрного вопроса согласилась оставить землю в руках беков, то следовало, по крайней мере, временно приостановить сбор податей с крестьян беками [25]. Делегат съезда из Карабаха Ибрагим Халил в своем выступлении указывал, что «... в Джаванширском, Джебраильском уездах и на Мугани беки силой заставили крестьян платить подати на 3 года вперед» [26]. Представитель Казахского отделения «Мусавата» отмечал, что «члены администрации на местах, в особенности сельские старшины, обременяют население своими невыносимыми поборами и прочими незаконными действиями...» [27]. По требованию делегатов одно заседание съезда всецело было посвящено обсуждению аграрного вопроса. Съезд подавляющим большинством принял, резолюцию: земли, принадлежащие казне, бывшему царскому дому, помещичьи, а также частновладельческие, безвозмездно отбираются и распределяются среди трудящихся. Стоимость отбираемой земли оплачивается из средств фонда, образуемого путем обложения имущего класс подоходным налогом [28].
В конце 1919 г. в Азербайджане разразился очередной политический кризис, приведший к отставке правительства. Формирование нового кабинета министров вновь было поручено Усуббекову. Заявив о необходимости улучшения положения крестьян, он добавил, что «это будет сделано законным путем» [29]. Пятый правительственный кабинет был сформирован на основе широкой коалиции ведущих политических партий и фракций. Министерство труда и земледелия возглавил правый гумметист Ахмед бек Пепинов.
Правительство широкой коалиции приступило к исполнению своих обязанностей в очень сложных условиях. Хотя к этому моменту Азербайджан укрепил свое международное положение, и его государственность де-факто была признана ведшими государствами, однако, именно в это время большевики приступили к реализации военно-политических планов относительно Южного Кавказа. Проводниками экспансионистской политики большевиков в самом Азербайджане выступали местные коммунистические организации, которые активно использовали в этих целях неразрешенность социально-экономических проблем. Острота момента поставила новое правительство перед необходимостью активизации попыток разрешения наиболее, важных социально-экономических проблем, включая аграрные.
К началу 1920 г. Министерство труда и земледелия завершило работу над законопроектом «Об отчуждении земель частного владения в государственный земельный фонд и об обеспечении землей населения Азербайджанской Республики» и представило его на рассмотрение правительства. Согласно проекту, все частновладельческие» монастырские, вакуфные, мечетские и церковные земли отчуждались от их владельцев безвозмездно в государственный земельный /89/ фонд. Эти земли, а также свободные казенные земли отводились без выкупа в собственность безземельному и малоземельному населению, живущему сельскохозяйственным трудом [30]. Законопроект определял размер площади, оставляемой владельцам отчуждаемых земель в зависимости от местных условий. Проект предусматривал передачу земли в собственность населению при условии, что продажа или залог этих земель владельцами возможны только с разрешения министра земледелия. Конфискация земель и их последующее распределение должны были происходить при непосредственном участии самих крестьян. Для этого предусматривалось образование местных земельных комиссий. Законопроект определял и правила пользования оросительной водой на отводимых землях.
Правая, консервативная, часть общества, правительственное и парламентское большинство открыто выступали против законопроекта социалистов, предусматривавшего ликвидации крупного землевладения, а также уравнивавшего в правах крестьян и помещиков. Партия «Иттихад», блок «Мусават и беспартийные» развернули кампанию в печати и парламенте Против Министерства земледелия и конкретно против министра А. Пепинова. Кабинет министров также выступил против планов аграрных реформ социалистов, отказавшись даже от постановки на обсуждение подготовленного Министерством земледелия законопроекта.
16 февраля 1920 г. на очередном заседании парламента фракция партии «Мусават» представила свой законопроект по земельной реформе. Таким образом, в аграрной комиссии парламента имелись два альтернативных законопроекта. Социалисты подвергли законопроект «Мусавата» резкой критике. Социалистов особенно возмущали те положения документа, которые предусматривали справедливое дознать раждение частным владельцам, у которых отчуждались земли, а так-) же то, что пастбища, леса и недра земли оставались в руках прежних владельцев [31]. Лидер социалистов Агамалыоглы опубликовал статьи в нескольких номерах партийного органа «Искра», где подверг критике аграрную политику партии «Мусават». Хотя до этого он, будучи правым гумметистом (меньшевиком) считал «нормальным обеспечить бывших владельцев средствами существования» [32] и «нежелательными большевистские эксперименты в маленьком Азербайджане» [33]. Однако, несмотря на сопротивление социал-демократов, проект «Мусавата» был взят за основу аграрной комиссией парламента. Тем не менее, высший законодательный орган, охваченный межпартийной борьбой, так и не смог приступить к обсуждению представленного законопроекта. Орган социал-демократов — газета «Искра», обвиняя «мусаватско-иттихадисткое большинство» в создании препятствий в проведении в стране аграрных преобразований, призывал крестьян для коренного разрешения аграрного вопроса «самим взяться за дело» [34]. Социалисты, обвинив правительство в отходе от демократии, создании полицейского режима в стране и нежелании проведения радикальных аграрных реформ, отозвали своих представителей из правительства и. Отставка министров-социалистов привела к правительственному кризису, который продлился до падения АДР.
Таким образом, в период существования АДР провести аграрную реформу и решить земельный вопрос не удалось. Одной из основных /90/ причин этого являлись противоречия в существовавшей политической системе государства и партийное противоборство. Не имея единой позиции по всем принципиальным вопросам государственного строительства, политические партии не смогли найти точки соприкосновения и в решении земельного вопроса. Хотя кризис в аграрном секторе не явился непосредственной причиной краха Азербайджанской. Демократической Республики, неразрешенность вопроса о земле оставалась одним из катализаторов многих других кризисных явлений социально-экономической и политической жизни страны.
Примечания
1. 20 лет Азербайджанской ССР. Статистический сборник. Баку. 1940, с. 44.
2. ПЧЕЛИН Н. Крестьянский вопрос при Мусавате (1918—1920 гг.). Баку. 1931, с. 2.
3. Там же, с. 5.
4. ГУСЕЙНОВ И.А. Крестьянское движение в Азербайджане в 1917—1920 гг. В кн.: Великий Октябрь и борьба за Советскую власть в Азербайджане. Баку. 1958, с. 224—228.
5. Государственный архив политических документов Управления Делами Президента Азербайджанской Республики (ГАПДУДП АР), ф. 276, оп. 8, д. 542, л. 26—27.
6. Грузия. 1918, 4 октября.
7. Азербайджанская Демократическая Республика (1918—1820 гг.). Законодательные акты (Сб. документов). Баку. 1998, с. 190—191; Адрес-календарь Азербайджанской Республики на 1920 год. Ч. 2. Баку. 1919, с. 31.
8. 3аря. 1919, 9 февраля.
9. Государственный архив Азербайджанской Республики (ГА АР), ф. 894, оп. 10, д. 173, л. 1-2.
10. Заря. 1919,29 апреля.
11. Азербайджанская Демократическая Республика (1918—1820 гг.). Парламент. (Стенографические отчеты). Баку. 1998, с. 41.
12. Там же, с. 86.
13. Азербайджан. 1919,16 апреля.
14. Азербайджанская Демократическая Республика (1918—1820 гг.). Парламент, с. 92.
15. Заря. 1919, 11 июля.
16. ГА АР, ф. 895, оп. 3, д. 5, л. 5.
17. Искра. 1919,12 июля.
18. ГАПДУДП АР, ф. 456, оп. 10, д. 54, л. 25-27.
19. Народное знамя. 1919, 15 февраля.
20. ГА АР, ф. 845, on. 1, д. 227, л. 1-2.
21. Азербайджанская Республика. Документы и материалы 1918—1920 гг. Баку. 1998, с. 276-277.
22. Там же, с. 197-198.
23. ГА АР, ф. 894, оп. 2, д. 71, л. 32.
24. Искра. 1919, 2 октября.
25. Азербайджанская Республика. Документы и материалы. 1918—1920 гг., с. 386.
26. Там же.
27. Азербайджан. 1919, 7 декабря.
28. Азербайджанская Республика. Документы и материалы. 1918—1920 гг., с. 387.
29. Азербайджанская Демократическая Республика (1918—1820 гг.). Парламент, с. 816.
30. ГААР, ф. 894, оп. 10, д. 169, л. 6-7.
31. Известия АН Азербайджана. 1990, № 2, с. 30—35.
32. Искра. 1919,16 декабря.
33. Там же, 22 октября.
34. Там же, 1920, 2 марта.
35. Там же, 23 марта.
Вопросы истории. 1918. №9. С. 80-91.