
Постоянный герой детективов Р.Чандлера Филип Марлоу в исполнении вечного героя нуара Хамфри Богарта на сей раз нанят отставным генералом Штернвудом. Его двух дочерей, почему-то с французскими именами Кармен и Вивиан, шантажирует старый заклятый друг семьи. Взявшись за это дело, Марлоу обнаруживает, что все больше и больше впутывается в странный клубок интриг, убийств, смертей и обмана, в котором трудно сказать, что происходит.
Наконец-то я дошел до классики! Хватит размениваться по мелочам, все по теме не посмотреть все равно. А "Глубокий сон" известен как классика нуара и как фильм с самым запутанным сюжетом в его классической истории. И не зря. После просмотра я понял, что именно он повлиял на тот самый трэш-нуар. Этот фильм настолько запутан, что его с первого просмотра просто нельзя понять.


Мало того, что он идет почти два часа, так еще и в нем постоянно какая-то движуха, призванная замаскировать сюжетные дыры. Начинается все вроде с того, что детектив находит шантажиста мертвым, но далее сюжет вместо расследования и вопроса о том, кто подозреваемый, просто тупо делает резкие повороты. Из ниоткуда появляются новые персонажи, кто-то куда-то пропадает, появляются некие злодеи, которые непонятно как друг с другом связаны, детектив бегает, ездит, получает по голове, становится свидетелем странных событий, вымогает, обманывает, добивается признания, ставит ловушки и разоблачает интриги... А заканчивается все хитрым разводом злодеев и кагбы развязкой, в которой выясняется, что все это было хитрой и поразительно громоздкой и неубедительной схемой, которую нагородили, чтобы спрятать от нас настоящего убийцу, на которого и так вряд бы кто подумал. И я так и не понял, кто это нагородил, сценарист или его герои. Зато Марлоу вопреки традициям нуара решил выбрать себе бабу - дочь генерала Вивиан в исполнении аристократически надменной Лорен Бэкон. А куда дел ту рыженькую из предыдущего фильма, "Это убийство, сладкая"? А, ну хотя да, там же Марлоу играл Дик Пауэлл вместо Богарта, так что как бы другая вселенная.


Собственно, объяснение этой всей путанице на поверхности. Недомолвки и путаница в фильме не следствие какого-то хитро продуманного плана, а самая элементарная халтура, которая получилась ненамеренно, как и многочисленные ляпы монтажа. Просто предыдущий фильм Лорен Бэкон "Тайный агент" провалился в прокате, так что решено было усилить дуэт Богарта и Бэкон, который успешно выстрелил в фильме "Иметь или не иметь". Хотя тот, судя по отзывам, был тупо плагиатом "Касабланки" (эту сраную Касабланку Голливуд упорно копировал потом 10 лет подряд). Пришлось для фильма, снятого в 1945 году (на это, впрочем, намекают разве что упоминание продкарточек и пара военных плакатов в магазинах) доснимать эпизоды с начала 1946 г. В итоге в фильм запихнули откровенно высосанную из пальца любовную линию Марлоу и Вивиана, над которой я потешался все действие. А как иначе относиться к тому, что люди, которые друг друга почти ненавидят, потом на середине, оказывается, решили друг в друга влюбиться? А эти идиотские поцелуи и диалоги в машинах не пойми к чему? Да и сама Лорен Бэкон мне показалась откровенно деревянной актрисой, которая ни на что не реагировала, что бы не происходило на экране. Тем удивительнее, что у этой парочки действительно был роман, они вскоре поженились и жили до самой смерти Богарта.


В итоге из-за этого пришлось выкинуть несколько других эпизодов, из-за чего кое-что в фильме стало просто непонятно. А кое-что смягчили уже при съемках, в оригинале-то были намеки на разврат, наркоманию и гомосексуализм (!). Только если знать это и почитать кое-что из оригинала, можно понять, что покойный Гайгер не просто так притащил с собой Кармен в загородный дом, а собирался снимать с ней порнуху и толкать на черный рынок


В итоге фильм вышел не то чтобы неудачным, но неровным, на середине я вообще думал, что он кончился, а он только начал разгоняться... В действие пошли незнакомые герои, непонятные интриги, двойной-тройной обман и лихие приключения детектива со стрельбой, ударами по голове, ядом и так далее. Хамфри Богарт показан как этакой прото-Джеймс Бонд, который выбирается из любой ситуации, легко перевербовывает любого злодея и завлекает его в свою ловушку, не ведется на обман, не ошибается и откуда-то все знает и все понимает, хотя я даже с трудом улавливал, что вообще тут происходит. А еще ему строит глазки чуть ли не каждая баба, встреченная по ходу истории. На бабах в этом фильме режиссер особенно оторвался, обращает внимание, что даже костюмы у сестер Штервуд меняются при каждом появлении, как будто они женщины-хамелеоны. Особенно запоминается, разумеется, сцена флирта Богарта с продавщицей в книжном магазине "Акме". Я даже искренне надеялся на счастливый конец, но увы... Бедняжка так и осталась без мужика. А ведь ее играла Дороти Мэлоун. Сама Дороти Мэлоун! В 1940-е это вообще был пик ее карьеры, пока она не поднялась через десять лет.


Учитесь у Богарта бить гопников в таблище!!!
Приятно зато было увидеть Элиша Кука, знаменитого героя эпизодичных ролей в нуарах, в основном в амплуа мелких бандитов-неудачников, хлюпиков и невротиков. Обычно его убивали ближе к финалу - этот раз не исключение. Зато в "Мальтийском соколе" Хамфри Богарт над ним потешался - а тут наоборот, Кук ему помог и даже в какой-то мере спас жизнь. Вот небось зрители в 1946 г. потешались над этим. Также я узнал из фильма, что, похоже, в те времена в машинах тупо не было замков - открывай кто хочешь.


А вообще, нуара много и даже очень. Он, правда, не такой экспрессивный и красивый, как в некоторых других фильмах, операторская работа была в руках некоего Сидни Хикокса, а не Николаса Мусураки или еще хоть какого-то профессионального подельщика со студии RKO, но зато фильм берет сюжетом и всем остальным. Роковые красотки (и не одна, а много!), ночь где-то в трети действия, черные автомобили на дорогах и в воде, перестрелки, обман, двойные личины, внезапные и абсолютно необъяснимые повороты сюжета, темные подворотни, мокрые пирсы, дождь в начале фильме, хитрые интриги персонажей и главгера, непонятные в большинстве своем зрителю, убийства, убийства, убийства, убийства за кадром, убийства в кадре, убийства между кадрами, похищения, пленения, драки, наконец... Не всегда фильм, правда, бьет в десятку, но многие моменты это просто дистиллированный нуар, из палаты мер и весов.


Причем нуары, по идее, должны быть довольно однообразны из-за одинакового набора приемов - темнота, экспрессия, сумрак, косые линии и т.д. - но таки у каждого из них было хоть немного, а свое лицо, своя марка. Сплошная темнота и замкнутость "Это убийства, сладкая", комнатная театральность "Мальтийского сокола", документально-шпионская динамика экшна "Оружия для найма", барочность и готичность старой Вены в "Третьем человеке", сухость конторских кабинетов и железной дороги наравне с богатством испанообразного особняка в "Двойной страховке"... Ну, у "Глубокого сна" тоже свои фишки, которые во многом определили позднее лицо нуара. Заметно наряду с классическими гангстерскими приемами, драками, покушениями, револьверами и пр. привкус городского американского аристократизма: книжные магазины, упоминание Марселя Пруста, богатые особняки и вечеринки (не знал, что в те времена носили настолько короткие юбки), вычурные французские имена женщин, дорогие отели и машины... При этом рядом тут же типичные гангстерские приемы типа злобных бандитов, яростной стрельбы, мрачных городских окраин и подворотен и т.д.



И это не просто нуар, а именно что "крутой детектив" в нуарном оформление. Потому что классические нуары на экшн крайне скупы, вопреки стереотипам, и брали обычно скучноватой интригой и нудным сааааааспенсом. А тут зато экшна не просто много, а весьма много, поэтому фильм куда ближе к тому нуару, который представляет массовая публика сейчас. Ради этого можно простить плохую связность и ненужность многих эпизодов. Действительно, не зря это считается классикой нуара.
P. S. Ах да, почему фильм называется "Глубокий сон"... Хм... Да хрен его знает, в фильме об этом ни слова.