voencomuezd (voencomuezd) wrote,
voencomuezd
voencomuezd

Categories:

И.Г. Родин о железнодорожниках в борьбе за Воронеж

ГАОПИВО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 508.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ В БОРЬБЕ ЗА ВОРОНЕЖ
/Воспоминания участника обороны Воронежа Ивана Георгиевича РОДИНА/

20 лет тому назад рабочие Воронежских и Отрожских железнодорожных мастерских составляли большую часть воронежского пролетариата.

Служащие Управления Юго-Восточной железной дороги тоже представляли в городе большую силу. Железнодорожники узла не раз выступали с оружием в руках на защиту Советской власти.

Будучи с июня 1918 года по июль 1919 года председателем Главного Революционного Комитета Ю.В. ж.д. я три раза участвовал в формировании боевых отрядов из работников Ю.В. ж.д.

С 1904 по 1917 год я работал в депо станции Царицын и революция застала меня бригадиром столярного цеха. В ряды РСДРП /б/ я вступил в марте 1917 года, в марте же был избран в Горком и в мае Председателем Районного Комитета РСДРП/б/ депо Царицын. В марте 1917 года был избран членом Царицынского Горсовета.

Профсоюзной жизнью на дороге в то время руководил Главный Исполнительный Комитет Ю.В. ж.д., объединявший ряд профсоюзов, в которые входили работники железной дороги /союз машинистов, союз мастеровых и рабочих, союз младших служащих и т.д./.

Профсоюзы железнодорожников Царицына, сразу же после Октябрьской Революции, стали на поддержку Советской Власти. В то время, как Главный Исполнительный Комитет занимал неопределенную позицию, идя на поводу у бывшего управляющего дорогой Рогинского,

Видя предательскую политику Главного Исполнительного Комитета /1/ на местах стали организовывать Революционные Комитеты. Председателем Царицынского Революционного Комитета был избран я.

Неспособность Главного Исполнительного Комитета руководить линией характеризуется его отношением к царицынским рабочим. В Царицын систематически не присылали денег для выплаты зарплаты, чем возбуждали рабочих против Советской Власти. Это было причиной исключительного случая: Царицынский Революционный Комитет вынужден был просить суду у Царицынского Совета. Ссуда была получена с обязательством, что если в срок деньги не будут уплачены, то все хозяйство Царицынского узла /паровозы, вагоны и др./ перейдет в собственность города.

Деньги для уплаты этой ссуды были получены от Управления дороги только после командирования в Воронеж в апреле 1918 года специальной делегации, участником которой был и я.

В это время, наряду с Главным Исполнительным Комитетом Ю.В. ж.д. существовал Дорожный Революционный Комитет, не игравший еще ведущей роли. В июне, на Дорожном Съезде Районных Комитетов Ю.В. ж.д. Революционный Комитет был переизбран. Председателем вновь организованного Главного Революционного Комитета Съезд избрал меня.

В это время Юго-Восточная железная дорога была ареной гражданской войны. Почти пятнадцати-тысячная армия железнодорожников была самой крупной, самой организованной силой в Воронеже. Под руководством партии железнодорожники активно участвовали в борьбе с белыми бандами.

По заданию Главного Революционного Комитета, Ю.В. ж.д. мастерские /завод имени Дзержинского/ выпустили два бронепоезда.

Когда Деникин приближался к Воронежу и находился от него в 90 км., из рабочих Воронежского и Отрожского заводов и коммунистов Главным Революционным Комитетом Ю.В. ж.д. был организован отряд в количество до 350 человек. Командиром отряда был заместитель председателя Главного Революционного Комитета Ю.В. ж.д. А.И. Воронов. /2/

Отряд со своим бронепоездом вместе с частями VIII Армии принимал участие в боях на участке Лиски-Икорец.
Несмотря на то, что в пределах Юго-Восточной железной дороги происходили военные действия, несмотря на недостаток топлива, продовольствия – железнодорожники обеспечивали переброску частей Красной Армии.

В это время, Главным Революционным Комитетом Ю.В. ж.д. было принято решение организовать из железнодорожников отряд для защиты Воронежа /декабрь 1918 года/. Ядро отряда составили коммунисты всей дороги и преимущественно крупных станций: Борисоглебск, Грязи, Елец, причем, елецкие рабочие прибыли с бронепоездом, выпущенным елецкими мастерскими. Большую же часть бойцов отряда составили рабочие Воронежских и Отрожских мастерских. Этот отряд, состоявший из 1200 человек, являлся частью Воронежского Гарнизона и был расположен в Госуниверситете.

В июле 1919 года, большая часть отряда /900 человек/ добровольно вступила в Красную Армию и составила ядро 1 рабочего Коммунистического Полка. Полк получил пополнение из мобилизованных красноармейцев. Формирование его происходило в I мужской гимназии /ныне мединститут/ и по приказу Штаба Южного Фронта был отправлен на Украину в составе 42 Дивизии 14 Армии. Как Политкома Полка, я проделал с ним путь от Воронежа до Глухова. В течение месяца Полк в составе той же 41 дивизии участвовал в боях с белыми офицерскими полками генерала Дроздова под Боромлей, Белопольем, Суммами, Ворожбой, Кошарами, Глуховым. Командиром полка был тов. Ламин.

В то время я был вызван Штабом Южного Фронта и получил задание организовать отряд добровольцев железнодорожников для участия в обороне Воронежа.

В Воронеж я прибыл 3-5 сентября /дату не помню/. Явился в /3/ Штаб Укрепленного района и по его указанию, совместно с Политотделом Ю.В. ж.д. /начальник Фридман/ приступили к набору добровольцев рабочих и служащих Воронежского узла Ю.В. ж.д.

Этот отряд добровольцев железнодорожников формировался в здании бывш. Реального училища по Грузовой улице /ныне Студенческая/.

В течение нескольких дней в отряд вступило до 500 человек. Отряд был разбит на 3 батальона. Командный состав был назначен Политотделом Дороги из состава Отряда, из бывших участников империалистической войны. Комиссаром отряда был я.

Штаб укрепленного района выдал отряду оружие: часть трехлинейных винтовок, но больше было выдано берданок и винтовок «ГРА» и «ВИТТЕРЛИ». Кроме того, было получено два пулемета. Бойцам были выданы гимнастерки, брюки и фуражки.

10 сентября, около 10-11 часов утра, отряд был вызван к Штабу укрепленного района, который помещался в это время в здании гостиницы «Бристоль».

После короткого митинга, отряд выступил на позиции. Мы должны были защитить левый фланг в районе Чижевки.

Справа от нас находился 608 пехотный полк. Наш левый фланг был открытым. Сразу же, после прибытия на место, мы вступили в перестрелку с белыми, которая продолжалась до утра. Всю ночь шел дождь. Почти все были раздеты, но, несмотря на это, и продолжающуюся перестрелку противника, никто не ушел с позиции. До утра отряд потерял несколько человек убитыми и до 15 человек раненными.

На рассвете я отправился в Штаб укрепленного района, который в это время уже выбрался из Бристоля и находился в зданиии на противоположной стороне улицы. С большим трудом мне удалось добиться разрешения на 100 шинелей, которые были получены мною из Интендантского склада у станции Воронеж I. /4/

Часам к 10 шинели были доставлены на позиции и розданы.

За это время положение не изменилось: продолжалась только перестрелка. Часам к 11 утра стрельба со стороны белых усилилась. В бой вступила артиллерия белых, которая шрапнельным огнем начала обстреливать 608-й полк и наш отряд. В 608 полку началась паника. Послышались крики: «Кавалерия справа» и полк начал отступать. Наш отряд оказался открытым с обоих флангов. Белые огонь своих пулеметов, действовавших против 608 полка, перенесли на наш отряд. В это время я получил пулевое ранение головы. Назначив вместо себя комиссаром отряда Комиссара I-го батальона т. Лебедева, я направился верхом на лошади в Штаб Укрепленного района. По дороге неизвестная мне женщина перевязала мне голову.

По прибытии в Штаб я доложил Еремееву о положении на нашей боевом участке. Т. Еремеев сказал, что отряду приказано отходить в Отрожку и предложил мне отправиться в обоз нашего отряда.

По дороге я заехал в Приемный Покой Ю.В. ж.д., где мне наложили на рану два шва и сделали перевязку. Обоз находился в Масловке, куда я прибыл около 8 часов вечера. Около 10 часов вечера белыми, наступавшими от Лисок была занята станция Колодезная и обозам, находившимся в Масловке, было приказано отходить на Отрожку.

За ночь была произведена перегруппировка сил и железнодорожный отряд действовал в двух местах – часть с бронелетучкой на станции Отрожка, а остальные в районе Сельско-Хозяйственного Института.

Бронелетучкой командовал председатель железнодорожной Чрезвычайной Комиссии т. Паршиков, бойцы же были сотрудники чрезвычайной комиссии и железнодорожники нашего отряда. Команда бронелетучки за неименем шинелей была одета в калмыцкие халаты.

Сделав перевязку раны в Приемном Покое Отрожка я сел на бронелетучку, отправлявшуюся в Воронеж.

По шоссе к Сельско-Хозяйственному Институту из города /5/ шла группа людей человек 15-20. Когда мы с ними поравнялась, остановили бронелетучку, я спросил их, как дело в Воронеже. Видя калмыцкие халаты, эти люди приняли нас за белых и один из них с большой радостью, называя нас «братцами» начал говорить о притеснениях большевиков и передал список с адресами коммунистов. В голове списка стояли члены Губкома и Губисполкома. Мы предложили этим людям сесть в бронелетучку и возвратились в Отрожку. Тут только они поняли, что борьба за Воронеж не кончена и надежды Воронежской буржуазии на победу белых банд напрасны.

В Отрожках эти люди были переданы Чрезвычайной Комиссии и впоследствии их судил Военный Трибунал. Список с адресами коммунистов был передан в Штаб Укрепленного района. После этого бронелетучка отправилась в Воронеж, куда мы и прибыли около 5 часов вечера 12 сентября.

Со станции Воронеж я с группой железнодорожников около 15 человек из отряда пошел в город на разведку, обязав т. Паршикова с бронелетучкой ожидать на станции.

По Грузовой и затем мимо Университета мы вышли на Проспект Революции, прошли до почты, где встретили красноармейский пост, который не был снят. Красноармейцы, во время налета белых банд на город, своего поста не оставили. Дальше мы прошли до Хлебной площади, затем, по Мало-Московской улице на улицу Фр. Энгельса, по которой вернулись на станцию, убедившись, что белые банды оставили Воронеж.

При отступлении из города Управление Юго-Восточной жел. дор. сняло телеграфные и телефонные аппараты, поэтому нами, чтобы восстановить связь с Отрожкой, в подвальном помещении станции был установлен телефонный аппарат, по которому мы поговорили с Отрожкой.

13 сентября утром я был вынужден лечь в больницу, где мне была сделана операция. В больнице я пролежал до 21/IX и не закончив /6/ лечения, я получил назначение Военным Комиссаром 22-1 Отдельной Стрелковой бригады и через несколько дней выехал к месту нового назначения.

Отряд железнодорожников в конце сентября влился в возвратившийся с Украины I Рабочий Коммунистический Полк.

Полк принимал участие в боях с бандами генерала Шкуро.

Железнодорожники вместе с героической Красной Армией в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны под руководством Великой Партии Ленина-Сталина бились на фронтах, отстаивая существование первой в мире страны социализма.

Щедрой рукой английские и французские капиталисты помогали белогвардейским генералам, белые банды имели лучшее вооружение и лучше снабжались, чем мы, десятки тысячи интервентов вступили на нашу территорию. Возглавляемые Великим СТАЛИНЫМ советские патриоты ликвидировали белых и прогнали интервентов. Теперь, когда в результате сталинских пятилеток, безгранично выросла техника Красной Армии, народам Советского Союза не страшны угрозы империалистических правительств.

Выросла мощь Красной Армии и вместе с тем выросли и ее резервы. И теперь, если потребует Партия, все железнодорожники встанут на защиту прекрасной цветущей родины, нашего счастливого народа.

И.Родин /РОДИН/
18 сентября 1939 года
Воронеж
Мало-Московская, 3 кв: 74
/7/
Tags: 1919, Южный фронт
Subscribe

  • Я месяц играл только в ретро-игры

    День 8 А вот что идеально сохранилось так это старые квесты. Только запускаешь первые (особенно вторую часть) Broken Sword, понимаешь, что только в…

  • (no subject)

    Чего это дешевых недожурналистов потянуло на ностальгию по русским квестам?…

  • Похвальный историзм

    Доиграл наконец-то в The Last Express. Классика интерактивных квестов 1997 года. Ее любят расхваливать и, как оказалось, не зря - хотя сложность…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments