Chapaevec (voencomuezd) wrote,
Chapaevec
voencomuezd

Categories:

Постижение нуара №5. "Джонни Игер" (1941)

Джонни Игер, отсидевший свое бывший бандит, вышел по условно-досрочному освобождению и устроился таксистом. Он тщательно соблюдает правила, чтобы с него сняли судимость, но на самом деле он ведет двойную жизнь, став рэкетиром и владельцем собачьих бегов. Сложнейшая угроза для него - в город прибывает посадивший его прокурор, его фанатичный противник. Однако у него есть красавица-дочь, которая влюбляется к Джонни. Он не упускает случая воспользоваться этим - но вскоре Джонни провоцирует целый водоворот проблем, из которого выбраться не так-то легко.





Наверно, надо завязывать смотреть ранние нуары. А то тогда жанр сам себя еще не осознал и потому нуар возникал там крайне эпизодично. Вот и на сей раз это оказался не криминальный триллер, а гангстерская драма, причем с сильной мелодраматичной составляющей.





Главную роль исполнил Роберт Тейлор вместе с красоткой Ланой Тернер, недавно запримеченной режиссером Мервином Лероем. И хотя оба снимались у него часто, это единственный их совместный фильм. Тернер сыграла неплохо, конечно, но не гениально, а вот Роберт Тейлор был шикарен. В те времена он был известен как актер мелодрам и комедий, так что таким образом студия пыталась ему сменить имидж. И хотя критики, как написано в википедии, остались недовольны - они тупые ослы, на самом деле Тейлор отыграл отлично. Один только контраст между предупредительным таксистом и эгоистичным гангстером чего стоит. В фильме хватает хороших драматических и мелодраматичных эпизодов, в которых он хорошо раскрылся, отличный образ и блестящее воплощение.





Но самое сильное в фильме - это его сценарий, который, конечно, не замахивается на глубокую драму до уровня "Крестного отца", но сделан на удивление качественно и добротно. Такое даже сейчас редкость. Рядовая вроде история о том, как плохой парень переосмысляет свое прошлое под действием любви - но зато сделано ярко, реалистично и без лишних соплей. Неоднократно показан эгоцентризм и самолюбие Джона, его ум, расчетливость и цинизм, а вместе с тем - самые хитрые его планы не могут ничего противопоставить того, что у него практически нет друзей, а потому его может предать кто угодно в любой момент. Единственный его хороший друг, и то Тейлор этого долго не понимает - склонный к поэтизированию неудачник и алкоголик Джефф. Актер номинирован на Оскара за роль - может, и справедливо, хотя Тейлор заслуживал ее не меньше. Он единственный, кто смог пробудить у Джона совесть и фактически изменил его. Сценарий потому интересный, и потому я даже прощаю ему за это многочисленные совпадения, любимые голливудскими сценаристами - здесь редкий случай, когда они действительно работают на идею.





В общем, хорошая, крепкая драма, с мелодрамной составляющей и криминальной подоплекой. А в чем же нуар? Ну, нуар есть - во всех без исключения ночных сценах. Выглядит просто шикарно, можно любоваться вечность. Ночные декорации города с их переплетениями столбов, балок и фонарей, проезжающий постоянно поезд, блестящая черная мостовая, крушение автомобиля - великолепно сделано, в лучших традициях нуара. Все снято жестко, мрачно, экспрессивно. Даже удивительно, с чего бы это - режиссер Мервин Лерой вроде до этого таких фильмов не снимал, как и оператор... А самое крутое в фильме - это, конечно, финал со стрельбой. Потрясающе выглядит, удивлен, что его никто еще вроде не сплагиатил.





В общем, не самый характерный нуар, но зато отличный фильм с хорошими актерами и гангстерой драмой. Побольше бы таких сейчас.
Tags: нуар
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments