Потом, правда, я догадался почитать коммменты к раздаче и понял, что фильм некое малобюджетное гонево, снятое на хромокей, так что морально подготовился к худшему. Однако... однако получилось все намного интереснее! Моим глазам предстал, наверно, первый в мире образец трэш-нуара!
На IMDB сказано, что бюджет фильма - 250 тысяч долларов, а титры говорят, что деньги собирали даже на Кикстартере и Индигого. Все это полностью подтверждается уровнем технического исполнения, где более-менее качественными можно назвать разве что костюмы и грим персонажей, да подбор старых автомобилей. В остальном фильм напоминает дешевый телеспектакль, так как почти все фоны - это либо дешевая компьютерная графика, как в фильмах студии Азайлум, либо совершенно топорный хромокей. Все это густо приправлено типичной для трэша плохой актерской игрой с переигрыванием и корявостью, а также изумительно нелепой постановкой. Это даже выглядело так смешно, что я большую часть просмотра смеялся. Особенно на драматичных моментах, беге персонажей на фоне хромокея - уж больно криво они бегали, как в немом кино... Ну, и особенно понравился момент, когда горничная, которая аккуратно стояла за занавеской и ее было отлично видно, типа вышла разливать вино. Кажется, даже авторы понимали, что делают трэш, иначе не было бы абсурдных сцен на грани пародии типа сошедшего с ума дворецкого или когда герои легко бьют сурово выглядящих охранников, а те испуганно верещат.
А ведь это все не люди с улицы снимались, а профессиональные актеры кино и сериалов. В частности, жестокого и кровожадного начальника полиции сыграл Вернон Уэллс, знаменитый после Безумного Макса 2, Коммандо . Сыграл, кстати, отлично, был самым харизматичным героем фильма, хотя его пытались опоганить любительским двухголосым дубляжом. Перевод вообще отстой, начиная с названия - перевести business как "конек"? Серьезно?
В конце концов мне надоело смеяться и я стал следить за сюжетом. И тут выяснилась удивительная вещь - если отвлечься от трэша и обратить внимание на сюжет, то он... ведь хорош. Серьезно. То, что все начинается как очередной штампованный нуарный детектив с перепевами "Мальтийского сокола" - понятно. Но дальше оказалось, что это не пародия, не подражание, не переоценка - это совершенно классический и образцовый нуарный детектив, сюжет которого вполне мог бы быть написан где-то году в 1949, если исключить кое-какие моменты. Все строится вокруг макгаффина - похищенного бриллианта, который пропал вместе с отцом пришедшей к детективу женщины. После пропадает и она сама, и детектив начинает распутывать дело с ее сестрой, сексапильной блондинкой, которая явно не та, за кого себя выдает.
По стилю фильм образцово походит на родоначальников жанра. В сюжете обильно представлена адовая прорва штампов жанра - опасный друг-детектив главного героя, держащая город в кулаке жестокая коррумпированная полиция, хитрая мафия, любовники с пистолетами, тайные убийцы со стилетами, загородные особняки, обман, ловушки, преследования, перестрелки, ночные сцены и т.д. и т.п. Голландский угол используется так часто и сильно, что местами кадр едва не переворачивается. Как и в фильмах 40-х, главный герой напропалую отпускает циничные шутки и скороспелые остроты каждые пять минут, потому что так тогда полагалось. Почти весь фильм проходит ночью и в изрядной части - за рулем автомобиля и экшн-сценах. Все персонажи фильма, по традициям нуара - жестокие, корыстолюбивые личности, и только детектив как-то противостоит этому царству зла и одиночества в попытках защитить свою любовь и довести дела до конца. Черт возьми, даже глупое название - это отсылка к тогдашним нуарам с нелепыми и с потолка взятыми названиями типа "Это убийство, сладкая", "Целуй меня насмерть", "Почтальон всегда приходит дважды", "Стеклянный ключ", "Извините, ошиблись номером" и т.д.
Кроме того, сюжет здесь, как и положено в нуаре, не только мрачный и жестокий, но очень запутанный. Часто я вообще переставал понимать, что происходит на экране. Достаточно сказать, что начало фильма - это его концовка, действие - рассказ детектива другу, а внутри этого рассказа происходят многочисленные флэшбэки, которые дают объяснения увиденным зрителям ранее эпизодам. И это при том, что сам детектив так о этих флэшбэках и не узнает! Да, фишкой этого фильма является то, что детектив, по сути, так и не раскроет большинство загадок фильма, и о них будет знать только зритель.
Без шуток, я получил серьезное удовольствие от столь аутентичного возрождения жанра - ведь, повторяю, на 90% фильм соответствует традиционным нормам нуара, делая его только жестче и динамичнее. А уж традиционный финал под действительно хорошую музыку, несчастливый и счастливый одновременно, меня даже тронул. Разве что хронометраж под два часа - это чересчур, оригиналы в полтора укладывались, да и тут полчаса вполне можно было вырезать.
Кстати, небольшую долю удовольствия привнес отечественный колорит.Во-первых, макгаффин в фильме это русский бриллиант "Орлов", названный в честь его бывшего владельца князя Григория Орлова, как точно сказано в фильме - любовника Екатерины, которой он хотел его подарить. Кроме того, засветилась ненадолго в реальном нуаре не существовавшая рррррусская мафия. Стереотипные русские мужики с бородами под предводительством интеллигентного старикашки с обычным русским именем Gavron Grozney. Гаврон, блеать! Такое имя вообще было? На экране Грозный был недолго, но именно он играет ключевую роль в добыче бриллианта, да вдобавок с ним связана племянница Надя, убийство которой так повредило детективу. Профили церквей на креслах и бутылки водки "Московская" (!) на столе, конечно, умиляют, умиляют...
Да, и тут есть глупости, трэш, штампы и идиотские моменты, и типа главный сюжетный свист легко просчитывается до финала, но... Это ведь все и для оригинального нуара характерно. Ну да, даже этот пришедший в офис убийца с недорезанным горлом - это же явно навеяно "Мальтийским соколом", где раненый несколькими пулями навылет мужик с тяжелым свертком смог легко пройти через полгорода к детективу, и только там умер. А уж сюжетная закрученность тут на высоте. По-настоящему кино можно понять только полного просмотра, при повторе. Поэтому в целом кино мне понравилось. Именно за счет идеальной почти идеального соответствия классики нуара. Я бы даже не удивился, если бы узнал, что фильм и впрямь снят по какому-то забытому детективу или сценарию.
Все объяснилось, когда я присмотрелся к личности режиссера. Знакомьтесь, режиссер, сценарист, продюсер и (ожидаемо) исполнитель главной роли - Томас Конкли. Небезуспешный актер ряда телевизионных фильмов и сериалов, автор кучи короткометражных фильмов и эпизодов, в фильмографии которого куча фильмов, которые вы не видели и никогда не увидите. Исполняет в основном комедийные роли саркастичных героев и эксцентричных злодеев. То-то я удивлялся, что он мне так Дика Пауэлла из "Это убийство, сладкая" напоминает - а все понятно, человек с комичной внешностью зверски серьезно играет роль крутого детектива. А его напарница по фильму, сериальная актриса Бритни Пауэлл - второй автор сценария! Словом, человек в кино не с улицы, и неудивительно, что однажды он решился на творческий эксперимент.
И как по мне, эксперимент в целом удался. Несмотря на чудовищное техническое исполнение и смехотворную актерскую игру стиль схвачен безупречно, а сюжет искупает все. Первый образец трэш-нуара вышел весьма годным кино, возможно, даже нелюбители трэша его осилят - я же осилил. С чем и поздравляю автора.
Кстати, в сети нашел черно-белый трейлер, который намного круче цветного, так как сглаживает недостатки графона, не говоря уже о том, что он ближе к оригинальному нуару. Ну, и музыка эпичная.