Наша батарея, допустив один батальон к нашей цепи, усиленно била орудийным огнём по сопке и не дала возможности подхода к первой цепи подкреплениям белых.
Около полудня – часа в два дня, белые казаки-пластуны бросились с флангов в атаку на пос. Вознесенский, намереваясь сбить нас с флангов. Навстречу им понеслась наша конница в контратаку. Пластуны не выдержали и помчались на утёк.
Фланги цепи Егерского пех. полка оголились, перевес боя был на нашей стороне. Один из взводных командиров-кавалеристов на коне под"ехал к цели белых, предложив им сдаться в плен. В ответ на предложение он был убит офицером.
Видя всё происходящее, мой командир полка тов. Степан Пацык не выдержал, вскочил на своего коня и в пылу страсти намеревался шашкой зарубить офицера, убившего взводного [33] командира. Офицер допустил до себя Пацыка и в упор из маузера убил его на глазах у всей цепи полка.
По цели пронёсся глухой стон и мощное Ура дополнило сюжет боя, наш полк пошёл в атаку, мстя Егерскому полку за смерть своего любимого командира полка Степана Пацык.
Хе-хе-хе. Я, как горячий поклонник фильма "Чапаев", уже давно знаю, что несмотря на ряд ляпов и хронологических ошибок, режиссеры знали, что делали, и историю дивизию изучили неплохо. Так что психическая атака при всей охудожественности, там изображена далеко не глупо. Марши под барабаны, а то и под оркестр, в те времена бывали, пулемет там замаскирован правильно, и случаи, когда женщины, которые обычно патроны подносили, брались за гашетку - тоже есть, ну, и импровизированные гренадеры, которые там показаны - все это было. Так что в сцене, пусть и вобравшей в себя ряд разных элементов, реального больше, чем вымысла - что и доказывает этот пример.
И еще в документе есть немного о полке им. Ленина, зараженном анархизмом, что было на Восточном фронте случаем, бесспорно, уникальным. Тоже было неожиданно встретить.