ЗАМЕТКИ ПО КИНО ЭПОХИ МАККАРТИЗМА
К предыдущему посту. В последнее время много смотрю и много читаю антикоммунистического кино 40-50-х. Потому что. Вы вот думаете, что только "Спящие" или там "Троцкий" это тупая скучная неправдоподобная охранительская срань? Ага, ща. На заре становления охранительства, в США времен маккартизма это уже было налажено. На излете 40-х местные киношики, которым надо было реагировать на борьбу с коммунизмом, быстренько перестроились, а кто не понял, тех быстро встряхнула Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности и черные списки в Голливуде. Валом повалили всякие пропагандистские агитки о коммуняках, которые заполонили наши земли и внедрились куда попало, чтобы поработить страну и передать ее Империи Зла; низкопробные военные боевики о бравых Джи-Ай, которые убивают узкоглазых ублюдков на полях Вьетна... то есть, Кореи; и куча шпионских историй о гнусных агентах, которые охотятся за ядерными секретами, а то и целыми учеными-ядерщиками, причем очень часто даже национальность этих агентов не называлась.
Мой любимый образец этого потока - "последний классический нуар" "Целуй меня насмерть" (1955) о профессиональном детективе-дуболоме Марке Хаммере, который подрабатывал шантажом женатых мужиков, подсылая им собственную секретаршу. Основан фильм на известном бульварном чтиве плодовитого писаки, которое имело такую популярность, что совокупные тиражи этой срани уступали разве что Ленину и Льву Толстому, а сериальные экранизации шли целые десятилетия. Там в итоге детектив, который предпочитает сначала бить, а потом допрашивать, ввязывается в целое расследование по поводу похищения ядерного чемоданчика. Целых полтора часа охреневший зритель наблюдает за бессмысленной беготней, стрельбой, избиениями и наконец, теряет дар речи от того, что чемоданчик все-таки взрывается и все заканчивается ничем. После просмотра у всех возникает один и то же ряд вопросов - что это был за долбанный чемоданчик, откуда он взялся, кто все эти люди и что это было? Откуда ж бедному зрителю знать, что в оригинале все это было банальной охотой за передачкой наркоторговцев, но так как Голливуд соблюдал моральную чистоту, наркотики заменили на ядерные материалы, что было просто ультрапопулярной темой в 50-е. Началось все еще с фильма Bells of Coronado (1949), в котором страховой следователь вел дело о похищении на шахтах Калифорнии урановой руды бандитами в пользу некой иностранной державы. Особо впечатляет, что это... вестерн - серьезно, там все ходили в ковбойских костюмах и на лошадях немного поскакали. Потом было еще до хрена и больше фильмов на эту тему. Особенно выделился The 49th Man (1953) - в нем армия США проводила сверхсекретное мероприятие по ввозу в страну 48 сотрудниками ядерных компонентов для отработки контрразведки. Абсолютно случайно выясняется, что к ним присоединился 49-й нелегал, который спокойно провез свою бомбу. Лишь героическими усилиями бомбу удалось скинуть в самую последнюю секунду прямехонько на полигон в Неваде. Хотя бомба была в Сан-Франциско. Бывают же удачи, сука! Капитан "Америка" с его нацистским бомбардировщиком отдыхает. Стоит ли после этого удивляться ядерному чемоданчику?
Но что касаемо охранительства, то тут надо заценить старый-добрый и совершенно забытый фильм Walk East on Beacon (1952). Изумительное зрелище. Совершенно типичный процедурный шпионский триллер с подделкой под документальный стиль. Русский шпион с обычным русским именем Николай Лазчренков прибывает в Бостон на польском судне и с помощью местных шпионов добывает космические секреты через местного немецкого ученого-эмигранта, которому сначала угрожали, что заявят, будто он вступил в партию аж в Бухенвальде - а потом шантажировали сыном, который остался за железным занавесом. Но старикан всех сдал, ФБР всех поймал, старикана похитили коммуняки, но ФБР в последнюю минуту отняло его на каком-то баркасе, всех перестреляв. Критики были в патриотическом восторге, ЦРУ крутило эту хрень как учебный материал, Никсон восхвалял фильм как невиданный шедевр, а газеты писали о нем как о невъе***ном примере документальной точности и ультрареализма. Чтобы оценить всю невъе***ность ультрареализма этого фильма, достаточно сказать, что в нем: а) ФБР арестовывает польского шпиона, выслушивает его легенду, что он эмигрант без документов, ограбивший человека... и отпускает, чтобы проследить. И шпион, что интересно, не удивлен, что его отпустили; б) ФБР следит за шпионами с помощью скрытых камер, которые могут снимать крупным планом со ста метров; в) ФБР устанавливает в квартирах шпионов скрытые видеокамеры, которые проецируют четкое изображение на экран приемного аппарата. Ха-ха, ага, не смейтесь, это вы еще не видели фильм Radar Secret Service (1950) - там полиция с помощью новейшего радара следит за бандой, укравшей радиоактивный уран, причем изображение транслируется тупо к подключенному телевизору.
Так в чем секрет? А все просто, фильм заказал лично ФБР в лице его главы Э. Гувера, который вошел в сделку с продюсером Луи де Рошмонтом, потому что до этого Рошмонт в союзе с ФБР снял шпионский нуар "Дом на 92 улице" (1945) - там был тот же сюжет "ФБР против шпионов", только похищали они не космические секреты, а схему атомной бомбы, и были не коммунистами, а нацистами. В те времена такая хрень была постоянно, особенно тут отличился фильм Whip Hand (1952), который делали в 1946 г. как фильм о нацистах, укрывающих в США выжившего Гитлера, а в итоге переделали в триллер о бывшем нацистском агенте, который стал разрабатывать для коммунистов посреди Америки зомбирующий газ, причем в фильм перенесли не только часть сюжета, но даже некоторые отснятые сцены. Сюжет своего магнума опуса Гувер написал лично на основе своей статьи "The Crime of the Century: The Case of the A-Bomb Spies" в известном антикоммунистическом журнале "Reader's Digest". Она была выпущена спустя месяц после кинопремьеры и рассказывала о деле супругов Розенбергов. Это уже потом сценарий доводили до ума, причем основной сценарист Лео Ростен был поляком, который не забыл внести в него пару слов об угнетении родной Ржечи, из которой поляки вынуждены бежать за кордон, чтобы прокормить семьи - это я сейчас фильм цитирую. Разве мог Ростен думать, что после падения коммунизма в Польше будет то же самое? Гувер лично выдал 15.000 долларей на фильм, Роштон заложил ферму (да, у него была ферма - это смешно, потому что он потом экранизировал "Скотный двор" Оруэлла, гы), а некоторые агенты ФБР ради экономии играли самих себя. Продюсер Роштон в итоге накопил 600.000 долларов - сумма по тем временам для кино небольшая, но ее вполне хватило и на приличную матчасть и даже на одну звезду, Джорджа Ллойда Мерфи, актера и танцора, звезды крупных киномюзиклов. Зато собрала эта хрень аж два миллиона, а Гувер потом еще долго выпускал всякую поганую пропаганду типа "История агента ФБР" (1959), в которой федералы, например, боролись с ку-клус-клановцами, при том, что в фильме волшебным образом не было ни одного черного, и в итоге парни в белых колпаках громили... евреев.
В общем, зацените, а потом зацените в сравнении с этим дерьмо с Первого канала - и поймете, что наши даже такую нехитрую ерунду делать не умеют.
К предыдущему посту. В последнее время много смотрю и много читаю антикоммунистического кино 40-50-х. Потому что. Вы вот думаете, что только "Спящие" или там "Троцкий" это тупая скучная неправдоподобная охранительская срань? Ага, ща. На заре становления охранительства, в США времен маккартизма это уже было налажено. На излете 40-х местные киношики, которым надо было реагировать на борьбу с коммунизмом, быстренько перестроились, а кто не понял, тех быстро встряхнула Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности и черные списки в Голливуде. Валом повалили всякие пропагандистские агитки о коммуняках, которые заполонили наши земли и внедрились куда попало, чтобы поработить страну и передать ее Империи Зла; низкопробные военные боевики о бравых Джи-Ай, которые убивают узкоглазых ублюдков на полях Вьетна... то есть, Кореи; и куча шпионских историй о гнусных агентах, которые охотятся за ядерными секретами, а то и целыми учеными-ядерщиками, причем очень часто даже национальность этих агентов не называлась.
Мой любимый образец этого потока - "последний классический нуар" "Целуй меня насмерть" (1955) о профессиональном детективе-дуболоме Марке Хаммере, который подрабатывал шантажом женатых мужиков, подсылая им собственную секретаршу. Основан фильм на известном бульварном чтиве плодовитого писаки, которое имело такую популярность, что совокупные тиражи этой срани уступали разве что Ленину и Льву Толстому, а сериальные экранизации шли целые десятилетия. Там в итоге детектив, который предпочитает сначала бить, а потом допрашивать, ввязывается в целое расследование по поводу похищения ядерного чемоданчика. Целых полтора часа охреневший зритель наблюдает за бессмысленной беготней, стрельбой, избиениями и наконец, теряет дар речи от того, что чемоданчик все-таки взрывается и все заканчивается ничем. После просмотра у всех возникает один и то же ряд вопросов - что это был за долбанный чемоданчик, откуда он взялся, кто все эти люди и что это было? Откуда ж бедному зрителю знать, что в оригинале все это было банальной охотой за передачкой наркоторговцев, но так как Голливуд соблюдал моральную чистоту, наркотики заменили на ядерные материалы, что было просто ультрапопулярной темой в 50-е. Началось все еще с фильма Bells of Coronado (1949), в котором страховой следователь вел дело о похищении на шахтах Калифорнии урановой руды бандитами в пользу некой иностранной державы. Особо впечатляет, что это... вестерн - серьезно, там все ходили в ковбойских костюмах и на лошадях немного поскакали. Потом было еще до хрена и больше фильмов на эту тему. Особенно выделился The 49th Man (1953) - в нем армия США проводила сверхсекретное мероприятие по ввозу в страну 48 сотрудниками ядерных компонентов для отработки контрразведки. Абсолютно случайно выясняется, что к ним присоединился 49-й нелегал, который спокойно провез свою бомбу. Лишь героическими усилиями бомбу удалось скинуть в самую последнюю секунду прямехонько на полигон в Неваде. Хотя бомба была в Сан-Франциско. Бывают же удачи, сука! Капитан "Америка" с его нацистским бомбардировщиком отдыхает. Стоит ли после этого удивляться ядерному чемоданчику?
Но что касаемо охранительства, то тут надо заценить старый-добрый и совершенно забытый фильм Walk East on Beacon (1952). Изумительное зрелище. Совершенно типичный процедурный шпионский триллер с подделкой под документальный стиль. Русский шпион с обычным русским именем Николай Лазчренков прибывает в Бостон на польском судне и с помощью местных шпионов добывает космические секреты через местного немецкого ученого-эмигранта, которому сначала угрожали, что заявят, будто он вступил в партию аж в Бухенвальде - а потом шантажировали сыном, который остался за железным занавесом. Но старикан всех сдал, ФБР всех поймал, старикана похитили коммуняки, но ФБР в последнюю минуту отняло его на каком-то баркасе, всех перестреляв. Критики были в патриотическом восторге, ЦРУ крутило эту хрень как учебный материал, Никсон восхвалял фильм как невиданный шедевр, а газеты писали о нем как о невъе***ном примере документальной точности и ультрареализма. Чтобы оценить всю невъе***ность ультрареализма этого фильма, достаточно сказать, что в нем: а) ФБР арестовывает польского шпиона, выслушивает его легенду, что он эмигрант без документов, ограбивший человека... и отпускает, чтобы проследить. И шпион, что интересно, не удивлен, что его отпустили; б) ФБР следит за шпионами с помощью скрытых камер, которые могут снимать крупным планом со ста метров; в) ФБР устанавливает в квартирах шпионов скрытые видеокамеры, которые проецируют четкое изображение на экран приемного аппарата. Ха-ха, ага, не смейтесь, это вы еще не видели фильм Radar Secret Service (1950) - там полиция с помощью новейшего радара следит за бандой, укравшей радиоактивный уран, причем изображение транслируется тупо к подключенному телевизору.
Так в чем секрет? А все просто, фильм заказал лично ФБР в лице его главы Э. Гувера, который вошел в сделку с продюсером Луи де Рошмонтом, потому что до этого Рошмонт в союзе с ФБР снял шпионский нуар "Дом на 92 улице" (1945) - там был тот же сюжет "ФБР против шпионов", только похищали они не космические секреты, а схему атомной бомбы, и были не коммунистами, а нацистами. В те времена такая хрень была постоянно, особенно тут отличился фильм Whip Hand (1952), который делали в 1946 г. как фильм о нацистах, укрывающих в США выжившего Гитлера, а в итоге переделали в триллер о бывшем нацистском агенте, который стал разрабатывать для коммунистов посреди Америки зомбирующий газ, причем в фильм перенесли не только часть сюжета, но даже некоторые отснятые сцены. Сюжет своего магнума опуса Гувер написал лично на основе своей статьи "The Crime of the Century: The Case of the A-Bomb Spies" в известном антикоммунистическом журнале "Reader's Digest". Она была выпущена спустя месяц после кинопремьеры и рассказывала о деле супругов Розенбергов. Это уже потом сценарий доводили до ума, причем основной сценарист Лео Ростен был поляком, который не забыл внести в него пару слов об угнетении родной Ржечи, из которой поляки вынуждены бежать за кордон, чтобы прокормить семьи - это я сейчас фильм цитирую. Разве мог Ростен думать, что после падения коммунизма в Польше будет то же самое? Гувер лично выдал 15.000 долларей на фильм, Роштон заложил ферму (да, у него была ферма - это смешно, потому что он потом экранизировал "Скотный двор" Оруэлла, гы), а некоторые агенты ФБР ради экономии играли самих себя. Продюсер Роштон в итоге накопил 600.000 долларов - сумма по тем временам для кино небольшая, но ее вполне хватило и на приличную матчасть и даже на одну звезду, Джорджа Ллойда Мерфи, актера и танцора, звезды крупных киномюзиклов. Зато собрала эта хрень аж два миллиона, а Гувер потом еще долго выпускал всякую поганую пропаганду типа "История агента ФБР" (1959), в которой федералы, например, боролись с ку-клус-клановцами, при том, что в фильме волшебным образом не было ни одного черного, и в итоге парни в белых колпаках громили... евреев.
В общем, зацените, а потом зацените в сравнении с этим дерьмо с Первого канала - и поймете, что наши даже такую нехитрую ерунду делать не умеют.