"Приказы чрезвычайны комиссиям
ПРИКАЗ №7
Нижний-Новгород, Вятка, Пермь, Саратов, Пенза, Алатырь, Чебоксары, Сарапуль и Урбаны.
Предписывается обращаться со всеми заложникам корректно, щадя их здоровье и жизнь; не забывать, что своим отношением к заложникам мы улучшаем или ухудшаем участь наших товарищ., сидящиъ у неприятеля в качестве заложник. [так в тексте]
Расстрел заложников производить лишь в том случае, когда неприятель применяет эту меру к нашим товарищам и то лишь с моего разрешения №18.
Председатель чрезвычайной комиссии
Лацис"
Самый цимес в том, что приказ размещен в том же номере, в котором находится и знаменитая статья Лациса "не иищите в обвинительном деле улик" и т.д. Это цитируют все. Приказ №7 не цитирует никто.
Но и это еще не все! Там еще с полдесятка приказов. Все переписать невозможно, коротко сооющу содержание. Приказ №9 - усилить наблюдение за контрреволюционной агитацией церквоников и растреливать их за агитаию против соввласти, невзирая на сан. Приказ №10 - сдать всез продовльственные излишки сверх тех, которыми пользуюся монастыри, в местным продкомам, иначе настанут последствия, предусмотренные "декретом №31". Приказ №12 - "Ввиду начавшегося белого террора усилить репрессии в десятеро на всех наемников англо-французского капитала, правых эсеров, народников и кадетов. О сделанном донести". Как усилить, о чем доносить - не понятно. Приказ №16 - имущество сбежавших к белым передать отделам соцобеспечения, в брошенные квартиры поселить бедноту. Приказ №17 - "БЕспощадно вдесятеро облагайте контрибуцией лиц, жертвовавших деньг белым бандам". Приказ №18 - излечивать всех раненных и больных военнослужащих белых армий, захваченных красными в больницах. По выздоровлении препроводить их в Чрезкомиссии "под страхом сторого оветственности" (этот приказ тоже, кстати, никто не цитирует). Приказ №19 - произвести регистраию всех роялей (!) и передать в местные школы, культотделы и пролетклубы (чем только председатель ЧК не занимался...). Приказ №20 - всем ЧК, не сдавшим к 15 октября отчет о своей деятельности, сделать это к 1 ноября. И под каждым таким приказом с угрозами "сделать, вдесятеро, приказываю" - подпись Лациса!
Ну, так какие строки из журнала будем цитировать? Про "не ищите доказательтв" или про гуманное обращение с заложниками и раненными? По-моему понятно, что это не тот случай, когда можно вырывать часть из целого. Нужно не выдирать понравившиеся детали в рамках той или иной идеологии, а рассмтривать всю картину в целостности и непредвзято. Достаточно посмотреть эти приказы, чтобы понять, что точка зрения Лациса обосновывалась не какой-то кровожадностью или революционной беспощадностью, а сугубым прагматизмом. Лацис был человек дела и чтобы превратить ЧК в универсальный аппарат, он был готов на все. Далеко не всегда похвальное рвение, но обвинять его после этого в жестокости... это значит маненько привирать.
И да, последняя страница выглядит так: в перемешку со звездочками написано "Принимаетя подписка на еженедельник Чрезвычайной Комиссии на чехословацком фронте КРАСНЫЙ ТЕРРОР (слова домиком). Подписная плата в Казани.. на 1/4 35 рублей, на 1/2 18 рублей, на 1 месяц 6 рублей. Цена отделього номера 1 руб. 50 коп. Адрес редакции и конторы. Казань, ул.Гоголя, 27".
Меня такой невинный вид провинциальной газеты просто убил.
Запись сделана с помощью m.livejournal.com.