voencomuezd (voencomuezd) wrote,
voencomuezd
voencomuezd

Categories:

Русские квесты 90-х: список

Составил список всех найденных в интернете отечественных квестов до 2000 года. Сижу, анализирую. Далее надо будет сделать список после 2000-го, но это будет уже слишком большая работа. Если не считать нескольких игр со Спектрума непонятного жанра и пары самоделок, то я насчитал 28 игр. Весьма мало за 10 лет, хотя и больше, чем я ожидал.
Почти ни во что из нижеперечисленного я не играл, а следовательно, надо познакомиться  - для того, чтобы понять, с чего все начиналось и как все кончилось. Так что будем считать, что это что-то вроде сырой заготовки.
Личные впечатления в комментариях приветствуются.

Царевна: Древнерусские приключения. (Явь, 1992)



По всей видимости, первый русский квест. Причем на вполне нормальном движке и с не самой плохой рисовкой! Судя по редким рецензиям - попытка запилить русский национальный аналог Сьерры. Не то чтобы совсем безуспешная игра, но и не шедевр явно. Студия после этого исчезла, лишь в 2000 г. издав три убогих поделия неизвестно зачем.



Рецензия

Эхо снов (1993)



Отечественная игра в стиле (как ее позиционируют авторы) адвенчур Legend Entertainment, где геймплей сводится к выбору и использованию предметов.

Эхо Снов - графическая адвентюра, написанная вместе с Русаном Гайнутдиновым. Пробный шар. Тип, демо-версия. Планировалось даже развить тему и сделать коммерческий продукт. Но, как всегда, всё упёрлось в отсутствие художника. Кстати, на форумах многим понравилось. Просили даже продолжение. Игра была выложена в FIDO и забыта. Через 4-5 лет неожиданно появилась на пиратских компактах на радио-рынках. После этого пошли разные письма с темами "как пройти".

А жаль. Атмосфера в игре хорошая, интрига вокруг попавшего в сон больного амнезией принца подкупает, ветвистость диалогов со стариком была неплохая, даже есть элемент смерти. Да и вообще, что-то в ней цепляет. Да, жаль.

Приключения Буратино (1993)



Первый и последний русский квест на Спектруме, бравший пример с игр Dizzi. Даже по тем временам отличался нелогичностью и слабым сюжетным наполнением. С другой стороны, была неплохая рисовка, определенное взаимодействие с окружающим миром и экшн... в виде догонялок и смертей. Не шедевр, но и не отстой.

Обзор, он же и рецензия

Винни-Пух и Винни-Пух 2 (1995)



Еще спектрумское. Выпущены компанией Softland. Что обе игры из себя представляют - тайна великая, но выпущены и на английском.

Вообще, 1995-1996 гг. отмечены сразу рядом русских игр на Спектруме, которые даже выглядят страшно.





Диззи в России, офигеть...

Кстати, я случайно нашел испанскую игру "Чернобыль" аж 1990 года. Но это к слову. Вы знали, что в Чернобыле были пальмы?



Зато все-таки количество дало качество с выходом этого.

Звездное наследие (1996)



Да, знаменитая и великая игра на Спектруме, до сих пор пользующаяся любовью фанатов. Даже не могу поверить, что это сделали те же люди, которые выпустили потом в 2000-е несколько говноквестов...

Козулькин квест (1996)



В 1996 году в посёлке городского типа Красноярского края - Козульке двумя братями был создан "Козулькин квест" (в файле помощи авторы серьёзно просят не путать название игры с "Козюлькин квест"). Цель игры - провести день за обычного десятикласника в посёлке Козулька. Автор игры - обозреватель китайской техники Денис Васильев, он же Letnickcom, он же DenvasTV. В 1999 году выпущена DOS версия, в 2000-м - Windows версия. Ни рецензий, ни прохождений не существует. Неизвестно даже, дошел ли хоть кто-то до конца. Но как памятник времени, который зафиксировал реальность сибирской глубинки середины 90-х - это достойно внимания.

Сказки на бересте: Хождение за тридевять земель (1997)

Приключения «Сказки на бересте: Хождение за тридевять земель» были сотканы из труда и грёз Дмитрия Захарова, известного сегодня по ряду успешных проектов в нескольких компаниях, включая Buka Entertainment и Nival Interactive. Первоначальное производство велось на уровне его собственной фирмы Luna Entertainment. Окончательным выпуском занималась уже Russian Classic Software под крылом «Дока Медиа». Бонусную фотографию группы можно найти в игре в папке RESOURCE. Получившийся продукт рекламировался как «истинно русская игра на русском материале и на русском языке».

Выпущена игра компанией "Дока", которая делала детские игры в начале 90-х. Сюжет посвящен брождениям Иванушки-дурачка в сказочной реальности с юмористической составляющей. Отзывы  целом отрицательные: геймплей сложный, управление ужасно неудобное, плюс масса багов. С другой стороны, сюжет ориентирован на детей, диалоги выписаны качественно, озвучка сделана на Союзмультфильме, графика для 1997 г. примитивная, но хотя бы стильная. Плюс - есть выбор уровней сложности. Надо будет сыграть.







Рецензия

Добавляем в ту же копилку явно сходную по идее игру.

Как Ванька Малолесьев за чудом ходил (1997)



Правда, никакой опреденной информации найти не удалось.

Алмазный Птах (1997)



Говорят, сходное по исполнению и задумке дерьмо.

Рецензия

Капитан Пронин: Один против всех (1997) (ИДДК) (версия для PC и PS)



Игра по мотивам знаменитого трэш-мультфильма, в котором начинала группа Кармэн. 200 игровых сцен и более 400 (!) вариантов прохождения. Как такое возможно? Очень просто - это текстовый квест, по сути, интерактивный комикс. Весь игровой процесс заключается: в переходе с одного экрана на другой, на которых, нужно выбирать одно из двух предложенных действий. Разработчики говорили, что сделали игру за 3 месяца (!). Большинству публики почему-то не понравилось....





Рецензия

Волшебный сон (1997)



Волшебный сон - это единственная на сегодняшний момент (что, надеюсь, когда-нибудь будет исправлено) игра, которая сделана в уникальной визуальной манере. А именно - стилистике советской мультипликации. Да, теперь это уникальная стилистика, потому что копировать советскую мультипликационную школу, в отличие ОТ ЭТОГО ВАШЕГО СРАНОГО И ВСЕ ЗАБИВШЕГО аниме никто не хочет. При том, что графика игры тоже была довольно невысокая по качеству. Хотя игра исключительно детская, она была оценена уже тогда по достоинству. В 1997 году она победила в номинации «Лучшая графика в игре» на фестивале «Аниграф». В 2006 г. вышло переиздание в сборнике игр от студии Nikita, правда, без музыки.

Рецензия

Призрак старого парка (1997)



На сегодняшний момент - первый и последний отечественный клон "7 гостей". То есть, блуждание по особняку с решением паззлов. Но большая популярность упоминаний игры в интернете наводит на мысль, что все не так плохо. Игру выпустила студия New Media Generation, которая в следующем году выпустила, как утверждают некоторые, незамеченный шедевр.

Рецензия

Звездный судья (1998)



Звёздного судейства институт – один из основных институтов исполнительной власти Галактического Союза. Стал возможным после изобретения в 2258 году Мегалиона-4 – суперкомпьютера XI поколения, позволившего объединить под властью Галактического Совета 352 обитаемые планетные системы. Суд осуществляет Звёздный Судья, выбираемый суперкомпьютером. Вступление Звёздного Судьи в должность осуществляется с момента сообщения избранному о решении суперкомпьютера офицером Звёздной Полиции. На время исполнения своих обязанностей Судья получает скафандр Судьи и право на убийство.

Из Устава Галактического Совета.


Что-то вроде детектива в безлюдном пространстве... комнат, а не космоса. При этом полностью в 3D. Подозрительно похоже на концепт "7 гостя"... Одни рецензии всерьез утверждают, что это настоящий шедевр, прошедший совершенно незамеченным. Другие - что УГ. Посмотрим... Игра была удостоена премии за лучшее музыкальное оформление на фестивале Аниграф'98.







Восьмое путешествие Синдбада. Проклятие Карамогула (1998)



Судя по всему, относительно неплохая игра - сборник паззлов и таймкиллингов. Графика тоже очень напоминает советские мультики.




Рецензия

Невероятные Приключения в Голливуде (1998)



"Квест поставит юных игроков на место режиссера мульфильма, им понадобится выбрать персонажей, текст, музыку, фоны, спецэффекты, - а также выполнить необычные задания и распутать хитрые головоломки". Судя по описаниям, детская игра для компилирования отрывков в мультфильм. Вроде бы игравшим нравилось.



Аркона (1998)



Редкий (а может, и единственный) пример квеста, созданного на древнеславянскую тематику. Несмотря на любительское исполнение, сделан на достаточно серьезном уровне. Сюжет посвящен артефакту, который неизвестным образом был украден из священного города Аркона на острове Руян, что вызвало загадочные происшествия. Главный герой - древний славянин по имени Каледа, который пытается выяснить правду. Интересно, что все надписи в игре сделаны на старославянском, что совсем не облегчает геймплей. Все же игравшие в это обычно квест хвалят: "богатый игровой мир, интересный сюжет, разноплановая игровая механика и приятный внешний вид".







Рецензия

Иван Ложкин: Цена свободы (1997)



Игра разработана некоей Компьюлинк в 1997 году, вышла 1 марта 1998-го. О студии ничего неизвестно, но скорее всего, даже если у нее были планы на будущее, их погубил дефолт. Сам квест - это наглое нелицензионное копирование Space Quest под маской пародии. Сами разработчики так и говорят: кадет Иван Ложкин, постоянно засыпающий где угодно, был определён своими романтически настроенными родителями в Бетельгейзианскую Академию им. Роджера Вилки... Там ему почти насильно выдают академический отпуск по неуспеваемости на переподготовку к сессии и пинком отправляют в свободный полёт. Он засыпает за рулём, врезается в бригаду, ремонтирующую космическую дорогу, и терпит крушение на неизвестной планете...

Если я правильно из отзывов, как отечественный клон SQ идет очень даже неплохо, тем более, что тут есть улучшения в виде коротких 3D-роликов и отечественного хорошего юмора (а учитывая, каков он был в оригинале...). Из минусов - все минусы оригинала и постоянные глюки. Надо будет сыграть.











Рецензия

ГЭГ: Отвязное приключение (1997)



Пародия на шпионские боевики и фильмы о злых культах. Одна из немногих вершин отечественных квестов и вообще отечественного игростроения 90-х. Больше чем игра - целый культурный феномен 90-х. При создании даже наняли несколько иностранных актеров. Игра, которая показывает, что русский квест - явление, к сожалению, глубоко национальное.







Рецензия

Шестое измерение (1998)



Один из первых квестов, созданный компанией Nikita, основанной Никитой Скрипниковым в 1991 г. Великие люди, которые первыми начали делать игры в период самого неподходящего времени для их создания. И делали самые разные школьно-просветительные и развивающие проекты. Уверен, многие их до сих пор вспоминают их с теплотой. Не считая, конечно, "Осады Белого дома", к которой авторы не постыдились сделать сиквелл.

Завязка следующая:

Жила-была девочка Дарья, до воровства ягод в чужих садах охочая. Однажды, обчищая сад злого волшебника, она ненароком проглотила волшебный фрукт - и тут же превратилась из девочки в маленькую пчелку, которую стали с тех пор звать Медарья.

Ну, казалось бы, примитив во всей красе. Ан нет! Это что-то вроде маленького трехмерного авиасимулятора с постоянными разговорами и поисками. Уникальная идея, которую так никто и не развил. Гемплей держит все, ибо в графике, сюжете и озвучке игра почти провальна.

Как я понял, по явным мотивам игры в 2000-м году компанией была выпущена игра "Полный улёт". По существу, геймплей и сюжет тот же, только пчела теперь освобождает мальчику Ваню из песочных часов. В остальном идея та же - полет по трехмерному пространству и общение с насекомыми.

Рецензия

Дача Кота Леопольда, или Особенности мышиной охоты (1998)



Как я понял, примитивная детская игра по типу "собери паззл". Все изложено в аннотации.

Весёлая игра-квест, созданная по мотивам хорошо всем известного мультфильма "Приключения кота Леопольда". Узнав, что Леопольд решил провести выходные на даче, два друга-мышонка замыслили устроить на него там настоящую Большую Мышиную Охоту. Когда же выяснилось, что воплотить коварные планы в жизнь не так-то просто, Белый и Серый решили обратиться за помощью к... тебе! Помоги им собрать разбросанные по всей даче обрывки схемы ужасного механизма и найти всевозможные предметы, с помощью которых можно будет потом сконструировать этот самый механизм. Попутно разгадай вместе с мышатами множество головоломок и загадок. А главное - отыщи брелок с электронной игрушкой Леогочи! Это почти то же самое, что Тамагочи, только холить и лелеять в игрушке тебе придётся... самого Леопольда. Причём от стадии несмышлёного котёнка до вполне взрослой особи - кота в полном расцвете сил!

Собственно, добавить нечего. Но графон ничего, сочный.







Лиат: Спираль Мира (1998)

Единственная игра компании "Амбер", которая была единственной компанией, занимавшейся официальной локализацией. И, видимо, это объясняет, откуда у нее такой передовой по тем временам уровень исполнения, включая интерфейс, графику, геймплей и озвучку - научились на чужом примере. Сюжет, правда, неясен. Возможно, предполагалось сделать свой ответ Мисту. По отзывам, игра почти революционная и очень сложная - все остальное же на высшем уровне: даже продолжительность необычно длинная. И когда смотришь на скриншоты, в это веришь. Придется когда-нибудь проверять, действительно ли это тот самый забытый шедевр 90-х, который является золотым фондом нашего игропрома.









Рецензия

Девять принцев Амбера (1998)



Первая игра знаменитой студии Сатурн (позднее - Сатурн+), прославившейся затем продолжением серии "Петек" и клепанием дешевых, но занятных русских квестов. Первая ее разработка, сделанная по знаменитой книге зарубежного фантаста, давала серьезную надежду, что Сатурн когда-нибудь станет компанией по производству серьезных квестов. Почему этого не случилось? Уж явно не по вине самого Сатурна, как показало дальнейшее, а по причинам рынка. Игра однозначно не была шедевром. Техника заметно хромает - и это неудивительно, благодаря интервью с создателями известно, что начинали сатурновцы с трех с половиной знакомых-программистов, откинувшихся из армии, а оборудование в виде нескольких компьютеров и подержанной техники им предоставили странные спонсоры, вскоре исчезнувшие навсегда в неизвестном направлении.

И тем не менее, по рецензиям и отрывкам на ютубе видно, что у игры есть свои достоинства. Во-первых, на удивление неплохая графика для едва созданной компании - причем дизайн построен на отрендерном 3D и двухмерных персонажей. 2D-графику рисовал, судя по всему, Алексей Никаноров, глава компании - и рисовал, надо отдать должное, красиво и со вкусом. Геймплей в принципе логичен, обычное использование предметов перебивается головоломками разной степени сложности. Есть даже элементы экшна и аркадности, которыми рецензенты были явно недовольны ввиду сложности. Сюжет, как ни странно, довольно близок к оригинальному сюжету первой книги. А еще там весьма неплохая, хотя и любительская песня на заставке, которая показывает, что сатурновцы и рифмовать умели - никогда бы не подумал. Самый серьезный минус - слабое программирование и очень неудобное управление. В общем, первый блин был не комом, но сейчас игра относительно малоизвестна - уж куда меньше, чем Петьки, Черный оазис и даже Джауз и Фауст. Надо будет играть, даже слабые игры Сатурна в принципе приносили свою долю удовольствия.

О том, почему продолжение не вышло - см. интервью гендиректора студии (первоначально - ее аниматора) Алексея Никанорова:

[Spoiler (click to open)]http://petka.ucoz.com/index/0-27
А.: В 1997 году я услышал о том, что некая едва образовавшаяся фирма ищет мультипликатора. У меня тогда уже был опыт работы над парой музыкальных клипов в качестве двухмерного мультипликатора (о трёхмерной анимации в те времена мало кто слышал в наших краях). В общем, меня взяли в фирму с названием «Сатурн». Фирма состояла из семи человек и планировала изготовить квест по книжке Роджера Желязны «Девять принцев Амбера». Финансировали всё это дело люди, которые занимались неведомым для меня бизнесом. Скорее всего, у них имелись лишние деньги, они раз в месяц появлялись с заветным кожаным портфелем и выдавали зарплаты. В производственный процесс не лезли, нашей игрой мало интересовались. В общем, синекурия. Тем не менее, через год игру мы сделали. Это при том, что ни один из участников проекта (директор, два трёхмерных моделлера фонов, два программиста, сценаристка, мультипликатор) до этого игры не делали. Правда, трое из нас об этом что-то слышали. За год работы команда увеличилась за счёт ещё одного мультипликатора, ещё одного программиста и музыканта-звуковика. То, что получилось у нас в итоге, я бы шедевром не назвал, но зато чувствовалось, что всё сделано с любовью. Был отпечатан тираж в Чехии и отдан на распространение компании «Союз». Через месяц случился знаменитый августовский дефолт 1998 года. Всё обрушилось. Банки закрылись, деньги обесценились. Нашим учредителям стало не до нас. Они попросту махнули на нас рукой, предоставив полную свободу действий, тем не менее, оставив нам всю технику (а это было немало). Полгода мы жили на то, что, поменяв часть тиража у пиратов на другие игры, продавали их по различным мелким точкам. Мы даже получили от пиратов финансирование проекта. Это был квест «Вовочка», но в свет он так и не вышел. Наш директор влез в долги, технику изъяли кредиторы, фирма распадалась. Но в тот момент уже существовал отдел мультипликаторов из шести человек под моим руководством (весь его состав я учил мультипликации с нуля, параллельно учась и сам). Отдел был сбитый, трудоспособный, творческий. Терять его не хотелось, как правило, раз распавшись, такие коллективы больше не собирались. Но у нас не было техники и дене.


Если вкратце - их чуть не убил дефолт. Следующая игра студии появится в 2001 г., это будет более успешный Джаз и Фауст. Потом будет поле экспериментов (Черный оазис, РПГ "Пограничье", Викинги) и вынужденное возвращение к клепанию примитивно-веселых русских квестов.







Рецензия

В частности, в самом конце 90-х в попытках вылезти из кризиса компанией будет подписан контракт с 1С на производство вот этого.

Новые бременские (1999)



Сделана в 1999, выпущена 10 апреля 2000 года, так что как бы выбивается за рамки, но все же упомянуть надо - как переходный образец. Игра выпущена к выходу ныне прочно и старательно забытого мультфильма "Новые бременские музыканты". Настолько прочно забытого, что я даже не знал о его существовании до иследования игрографии "Сатурна". Разбор уникального говнофеномена "отечественные квесты, созданные на заказ к выходу фильмов" (а это да, реальный феномен!) еще требует своего изучения. Как и собственно мультипликационная версия 1996 года, вышедшая через четыре года в прокат - "Новые бременские музыканты".

Рецензий нет, хотя есть прохождения. Посему сказать что-либо определенно сложно, но главный герой в игре - Сыщик, и лишь затем - музыканты. А посвящен сюжет, как и в оригинале, борьбе добрых музыкантов со злыми разбойниками, которые основали банк "Бяки-буки" или, сокращенно, МММ БББ. Впрочем, как и во всех играх такого рода, сюжет лишь очень косвенно связан с оригинальным. Как ни странно, в озвучке участвовали профессиональные актеры воронежских театров - 90-е же... В целом, судя по всему - типичный середняк, который станет позднее нормой для студии.







Новый Робинзон (1999)



Развивающая игра от Nikita для детей... Что еще сказать?





Новый Бармалей (1999)



То же самое. Игра имеет продолжение "Бармалей возвращается" 2000 года.

Ну, и конечно, для полноты - всем известные вершины жанра:

Братья Пилоты. По следам полосатого слона (1997)
Братья Пилоты. Дело о серийном маньяке (1998)
Петька и Василий Иванович спасают Галактику (1998)
Петька и Василий Иванович 2: Судный день (1999)






При составлении обзора использованы материалы сайтов:

http://hexen-game.ru/forum/11-594-1
http://www.old-games.ru/catalog/?genre=9&page=9
http://questzone.ru/
http://nquest.ucoz.com/
Tags: квестовое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments