П. В. М
Оригинал взят у Az Nevtelen в Хорошо было бы, еслибы немцы пришли и проучили нас
Прибавление к посту Интеллигент желает погрома.
Чуносов М. (Ясинский И.Я.). Крайности сходятся. // Ежемесячные Сочинения. СПб., 1901. Октябрь, с. 103-111.
{с. 108} (...)
Позволим себе в заключение разсказать следующий факт, который мы наблюдали во время последних рабочих безпорядков в Петербурге. К нам в редакцию пришел рабочий, который раньше еще был знаком с нами, потому что полировал мебель и кое-что делал новое, так как по профессии он краснодеревец. Раньше не приходилось с ним говорить, но особая атмосфера, несколько {с. 109} дней господствовавшая в Петербурге, заставила нас обменяться с ним несколькими словами. На вид рабочий был очень приличный человек: панталоны на выпуск, чистенький пиджак, дешевое, но крахмальное белье и галстух с машинкой, а сапоги тщательно вычищены. Последние два года он работал на одной из фабрик и пришел к нам вследствие временной приостановки дела. В ответ на наши разспросы, рабочий очень спокойно стал распространяться о том, что теперь невозможно жить, потому что нет свободы, нет терпимости, нет уважения личности, нет справедливости и что хорошо было бы, если бы немцы пришли и проучили нас.
— Как вам не совестно говорить так, точно вы не русский человек? — сказали мы.— И откуда у вас все эти мысли? Где вы набрались таких идей? Зачем вы читаете глупые прокламации, которые привозятся из-за границы врагами нашего отечества, чтобы смущать вас?
На это рабочий совершенно искренно — и ему незачем было, разумеется, обманывать нас — возразил, что он ни одной прокламации не читал и что вообще он ведет уединенный образ жизни, состоит на хорошем счету у начальства, в рабочих безпорядках участия никакого не принимал, по крайней робости своего характера, и принимать не намерен, но что идеи свои он заимствовал из одной газеты, которую читает в пивной, и из одного иллюстрированного журнала, который выписывает в разсрочку.
— Что вы лжете, голубчик? Разве что-нибудь подобное пишут у нас?
Он назвал газету и журнал.
— Но ведь это же самые консервативные издания. В них, то и дело, говорится, что необходимо повиноваться властям, о ненависти к немцам и даже к своим полякам, о религии и о прочем — может быть, не всегда искренно, но с большой горячностью.
— Вот в том-то и дело, что неискренно — возразил рабочий с улыбкой.— Я это сам отлично понял. Сначала, как стал читать, сумбур какой-то, ничего не соображаю, но потом понемножку пришел к заключению, что надо читать прямо, а понимать на оборот. И как только я стал понимать наоборот, все мне сделалось открыто, и я за это время стал таким, каким вы меня теперь видите.
Оставалось только развести руками. Рабочий проникается радикальными мыслями, читая газету «Свет» или журнал «Родину»! (...)
Чуносов М. (Ясинский И.Я.). Крайности сходятся. // Ежемесячные Сочинения. СПб., 1901. Октябрь, с. 103-111.
{с. 108} (...)
Позволим себе в заключение разсказать следующий факт, который мы наблюдали во время последних рабочих безпорядков в Петербурге. К нам в редакцию пришел рабочий, который раньше еще был знаком с нами, потому что полировал мебель и кое-что делал новое, так как по профессии он краснодеревец. Раньше не приходилось с ним говорить, но особая атмосфера, несколько {с. 109} дней господствовавшая в Петербурге, заставила нас обменяться с ним несколькими словами. На вид рабочий был очень приличный человек: панталоны на выпуск, чистенький пиджак, дешевое, но крахмальное белье и галстух с машинкой, а сапоги тщательно вычищены. Последние два года он работал на одной из фабрик и пришел к нам вследствие временной приостановки дела. В ответ на наши разспросы, рабочий очень спокойно стал распространяться о том, что теперь невозможно жить, потому что нет свободы, нет терпимости, нет уважения личности, нет справедливости и что хорошо было бы, если бы немцы пришли и проучили нас.
— Как вам не совестно говорить так, точно вы не русский человек? — сказали мы.— И откуда у вас все эти мысли? Где вы набрались таких идей? Зачем вы читаете глупые прокламации, которые привозятся из-за границы врагами нашего отечества, чтобы смущать вас?
На это рабочий совершенно искренно — и ему незачем было, разумеется, обманывать нас — возразил, что он ни одной прокламации не читал и что вообще он ведет уединенный образ жизни, состоит на хорошем счету у начальства, в рабочих безпорядках участия никакого не принимал, по крайней робости своего характера, и принимать не намерен, но что идеи свои он заимствовал из одной газеты, которую читает в пивной, и из одного иллюстрированного журнала, который выписывает в разсрочку.
— Что вы лжете, голубчик? Разве что-нибудь подобное пишут у нас?
Он назвал газету и журнал.
— Но ведь это же самые консервативные издания. В них, то и дело, говорится, что необходимо повиноваться властям, о ненависти к немцам и даже к своим полякам, о религии и о прочем — может быть, не всегда искренно, но с большой горячностью.
— Вот в том-то и дело, что неискренно — возразил рабочий с улыбкой.— Я это сам отлично понял. Сначала, как стал читать, сумбур какой-то, ничего не соображаю, но потом понемножку пришел к заключению, что надо читать прямо, а понимать на оборот. И как только я стал понимать наоборот, все мне сделалось открыто, и я за это время стал таким, каким вы меня теперь видите.
Оставалось только развести руками. Рабочий проникается радикальными мыслями, читая газету «Свет» или журнал «Родину»! (...)