Недорасследование событий
ГАВО. Ф. 2393. Оп. 1. Д. 11. Л. 20.
Это очень загадочный документ, на самом деле.
В нем описано столкновение солдат 5-го пулеметного полка и офицерского отряда под командованием полковника Языкова 30 октября 1917 года. В ходе предшествующих событий командование города пыталось сгруппировать части для предотвращения большевистского выступления и в итоге только спровоцировали его. Большевистско-левоэсеровский ревком, получив ультиматум о сдаче 5-м полком оружия, мобилизовали его и повели на разоружение штаба 8-й бригады, центра командования городом. Одновременно Языков, находившийся с офицерами в цирке "Ампир", выдвинул отряд на разоружение пулеметчиков. В начале ул. Свободы (быв. Романовская) отряды встретились. В результате столкновения несколько человек были убиты, Языков получил ранение в ногу, а офицеры скрылись в штабе. Спустя 5-10 минут перестрелки находившийся во дворе штаба драгунский эскадрон, вызванный в город командованием, выбросил белый флаг. Офицеры были разоружены и арестованы. Раненого Языкова, который, на свою беду, и после ранения продолжал ругать солдат (кстати, своих подчиненных - он был командиром 5-го полка) был в итоге ими убит.
Кто выстрелил первым, неясно. Большевики, конечно, утверждали, что офицеры - Языков, увидев отряд,приказал вынуть револьверы и сам первым выстрелил три раза в солдат. В ответ те развернулись цепью. По версии же офицеров, первыми начали стрелять солдаты. Причем местный "Воронежский телеграф" ничтоже сумняшеся поместил в номере друг за другом два противоположных рассказа офицеров-очевидцев. По одному, на офицеров напал отряд с винтовками, который стал их расстреливать в упор. Другой рассказ в целом повторяет версию большевиков, но ничего не говорит про стрельбу Языкова. Показательно, что оба рассказа были анонимными, в то время как большевистское издание "Известий ВРК" ссылалось на какого-то там поручика или прапорщика на букву Д. Не помню, какого.
Так вот. Прикол в том, что непонятно, где находился извозчик в данный момент, поскольку улица Свободы и Больше-Девицкая (ныне 9 января) не пересекаются. Они параллельны.
Как же я ненавижу этих поганых очевидцев...
Попробовал разобраться. Судя по всему, извозчик ехал по Больше-Девицкой на юго-запад, к Митрофановскому монастырю. И очевидно, к пересечению с Пушкинской. Отряд Языкова шел с юга, со стороны цирка. Но кто же тогда та конница, про которую говорил извозчик? Драгуны, которые шли на выручку Языкову? Или пулеметчики, передвигавшиеся на лошадях? Свидетели вроде бы точно говорят о том, что пулеметчики шли пешими.
Что за школа Иншаковой, я не знаю. Интересно было бы найти карту дореволюционного Воронежа и сравнить, конечно. Но пока я больше верю большевикам, их версия более стройная. К тому же известно, что солдаты тоже потеряли в столкновении одного человека.