Путь жизни. Орган Воронежскй организации социал-демократов (большевиков). №4. 7 сентября (26 августа) 1917 г.
В конфликтной комиссии
(Обзор деятельности конфликтной комиссии Рабочей Секции с 25 июля по 17 августа)
В конце июля при рабочей секции Воронежского Совета Рабочих Депутатов была образована «Конфликтная комиссия» - организация несомненно целесообразная: выделение конфликтов в ведение особой комиссии было буквально необходимо. Прежде конфликтами, - в огромнейшем большинстве совершенно незначительными, - приходилось заниматься президиуму секции, а то и Исполнительной комиссии, что сильно задерживало нормальный ход работ секции, отвлекало ее от работ руководяще-организационного характера: теперь же, с передачей всех этих дел в особую комиссию, стало возможным говорить и об «отделе труда», и об отделе «снабжения», и т.д.
Интересны первые шаги Конфликтной комиссии, интересны их результаты.
Необходимо отметить, прежде всего, удивительное разнообразие этих часто лишь «с позволенья сказать» конфликтов.
Разбиралось например заявление гражданки (непропечатано) мере к восстановлению нашей супружеской жизни или уплате необходимых средств на содержание нашей совместной дочери», как буквально было сказано в заявлении, поданном в конфликтную комиссию, или другое заявление гражданки NN «об удалении (?) мужа» от нее и т.д. И такие «конфликты» комиссия не клала под сукно, не оставляла «без последствий», а так или иначе обсуждали и разрешали.
Дело в том, что эти «конфликты» рождались в рабочей среде, а последняя несла их в «свою секцию», в свое учреждение, к своим «рабочим депутатам», которые и в этих вопросах вдумчиво и ревниво относились к делу и, благодаря знанию рабочей жизни, разрешали их всегда правильно и к взаимному удовлетворению обеих сторон.
Другой вид конфликтов – частные столкновения отдельных рабочих с предпринимателями. В том, что и эти конфликты разбираются в рабочей секции, разработавшая и разославшая по местам устав фабрично-заводских примирительных камер, снабдив их довольно подробной инструкцией. В зарождении конфликтной комиссии такими мелочными делами виноваты скорее рабочие комитеты, у которых нет достаточной инициативы этом отношении: заводских примирительных камер нет – и вот со всякой мелочью бегут в рабочую секцию, в конфликтную комиссию, представителям которой приходится на месте знакомиться с обстоятельствами дела, с той обстановкой, в которой оно произошло, а затем уже вырешать его так или иначе.
К этому росту конфликтов относится более 50% всех заявлений в рабочую секцию.
Тут и жалобы на то, что кто-то кого-то выселяет из квартиры, и то что хозяин относится к рабочему N «без уважения личности и просьба «привести к уважению, и то, что хозяин А. не доплатил работнице Б. 7 р. 50 к., и т.д. без конца…
Более или менее характерных и крупных конфликтов было не более 2. Один на свечном заводе епархиального ведомства. Там рабочие избрали комитет, «дала власть в руки», а потом каяться начали – отобрать невозможно. Хотели было выборщики комитета «не признать», бойкотировать его постановления, - не тут-то было: заставляет «признавать» и исполнять. Хотели переизбрать – не делает. Рабочие истомились и подали в рабочую секцию слезную жалобу на то, что комитет, избранный ими, «ведет на нас гонения и эксплуатацию». И пришлось эти «гонения и эксплуатацию» разбирать до поздней ночи и свергать непокорный забравший «всю власть в свои руки» заводской комитет.
Этот конфликт – из области неразвитости недостаточной внутренней дисциплинированности в самой рабочей среде. Такой «конфликт» несомненно возможен лишь на каком-нибудь свечном заводе, где заводской комитет, нечто нежданно с неба свалившееся, - является грозным административным центром, и люди, избранные туда, считают себя абсолютно неприкосновенными и «несменяемыми».
А вот конфликт из области «коалиционно-дружеских» отношений между собой рабочих и предпринимателей.
На кроватной фабрике Закс малолетние рабочие, ребятишки 13-16 лет, работают 11 ч. в сутки и получают за то 50 к. Кроме этого, на их долю приходится еще бесчисленное множество кулачных нравоучений от мастеров и иных прихлебателей стола. Конфликтная комиссия здесь была несомненно недостаточно решительна. Она заставила хозяина платить по 60 к. в сутки, ввела 8-часовой рабочий день для ребятишек, хотя они должны работать лишь 6 часов, и обязала мастера «не расправляться руками с мальчиками», хотя, если последнее доказано, мастер должен быть отдан под суд.
И это должно быть восполнено.
В общем, выражаясь словами отчета конфликтной комиссии, можно сказать одно – нудная и грязная эта работа. С утра и до вечера идут к конфликтному столу сморщенные маленькие старушонки, которых хозяева гонят с квартир, идут молодые, но уже начавшие блекнуть на заводской работе девушки – они без работы, фабрика закрылась, идут ребятишки, которых сердобольные мастера и хозяева хотят колотушками «вывести в люди», и так без конца, без конца…
До ужаса нервирует вся та кошмарная проза обыденщины, страшные подробности глухой повседневной и незаметной борьбы за кусок хлеба.
Из конца в конец города бегают представители рабочей секции, улаживая то тот, то другой мелочный конфликт, грозящий вылиться в серьезное столкновение с предпринимателями при теперешней возбужденности и нервозности масс. Порой кажется, что несмотря на всю утомительную и огромную работу секции, все валится, все гибнет и рассыпается и нечем уже сдерживать, нет уже сил. И только огромная вера, вера в разум, инстинктивный расчет масс, заставляет встряхнуться вновь и вновь принимать и разрешать бесконечны конфликты – кошмарный отзвук всей неурядицы и тоски теперешней жизни.
P.S. Остается добавить, что рабочая секция Совета вместе с крестьянской и военной была учреждена еще в 20-х числах апреля и состояла в основном из местных представителей эсеровской партии, рабочих по происхождению. Результат обалденной работы этой комиссии в среде рабочего класса Воронежа - нагляднее некуда. Более подробно см. в книге: Татарчуков А.Н. Исторический очерк профессионального движения в Воронежской области / А.Н.Татарчуков; [Отв. ред. - Секундо, Брюханди] Воронеж. губ. сов. проф. союзов. - Воронеж : 1 Сов. тип., 1921.