Опросный лист военного летчика Семеновской авиации А.Г. Дедюлина. Из приложения к рапорту начальника управления авиации и воздухоплавания при командующем V армии начальнику штаба V армии.
9 августа 1920 г.
ДЕДЮЛИН Александр Григорьевич. Военный летчик. Прапорщик. Русский. Холост. Землемерное училище, курсы авиации при Петроградском политехникуме и Одесскую авиашколу. Летает на всех кроме Спада одноместного.
Служил в старой армии в 31 Корпавиотряде, в 10 Авиаотряде, из последнего в апреле 1918 года демобилизовался и отправился жить в Бугульму Самарской губернии. В июне 1918 года был мобилизован Комитетом членов Учредительного
собрания. Служил в боевом взводе 1 Самарского авиотряда, с сентября 1918 года в Чешской авиашколе в Омске, с июня 1919 года в 8 авиаотряде во Владивостоке, с сентября 1919 года в селе Спасском с темже авиаотрядом, ввиду расформирования отряда в резерве Курганской школы, впоследствии переименованной в Дальне-Восточную авиашколу и в 1 авиотряде Семенова с 15 по 20 июля 1920 года, из которого перелетел. Налетано в белой армии: боевых в 1918 году – 20 час., не боевых 100 часов. У Семенова один полет для пробы аппарата. Наград не получал. Безпартийный.
ЦЕЛЬ И ПОДРОБНОСТИ ПЕРЕЛЕТА: будучи мобилизован сначала я хотел работать, но потом, когда власть перешла к Дерриктории, а потом к Колчаку я стал ловчиться для того чтобы не попасть на фронт и не участвовать в гражданской войне, результатом чего и явилась моя служба в Чешской школе и во Владивостоке в 8 авиаотряде формирующемся.
После переворота в январе 1920 года, когда власть во Владивостоке фактически перешла к коммунистам, а была под флагом Земства, моим решением было остаться в Дальне-Восточной школе, сохранить имущество и работать там. /333/
После выступления японцев 4-5 апреля, когда имущество школы было опечатано и разграблено японцами, и школа перестала функционировать, моим решением было перелететь к красным.
Боясь в случае перелета репрессий со стороны красных за службу в белой армии, т. к. об этом распространялись всевозможные слухи, я решил ехать во Владивосток и выяснить подробнее. 15/VI виделся там с уполномоченным Советского правительства тов. Виленским-Сибиряковым, заручившись от него рекомендательной бумажкой о неприкосновенности личности отправился в Спасское, получил от Начальника школы нужные бумаги /увольнительное свидетельство в Харбин на 10 суток/ прибыл в Харбин и явился к генералу Филатьеву вербующему офицеру заявил о желании служить Семенову. 13 июля 1920 года был отправлен к Семенову.
15-го прибыл в Читу и был назначен в 1 авиаотряд. Сделал один пробный полет. Зондируя почву, как относятся летчики к Семенову, я выяснил, что мои взгляды разделяют некоторые из них, но от перелета на сторону красных
удерживает боязнь репрессий со стороны последних. Когда я сказал им что заручился рекомендательной бумажкой от тов. Виленского – то согласились перелететь и 20 июля – я, в/л Кручинский, в/м/л Агапов, в/л Балагин и пассажир
Абрамов вылетели в сторону красных на самолетах Сальмсон. Благополучно перелетели трое из нас, военный же летчик Балягин с пассажиром до сего времени не найден, хотя мы видели, что он перелетел уже границу.
СВЕДЕНИЯ О НЕПРИЯТЕЛЬСКОЙ СЕМЕНОВСКОЙ АВИАЦИИ:
Начальник авиа и авто частей в/л полковник МАКАРОВ, помощник в/л капитан АСТАФЬЕВ – гор. ЧИТА.
ОТРЯДЫ: 1 АВИОТРЯД. Остались в/л Можживилин – подпоручик и начальник отряда, в/л ТИХОМИРОВ, л/н Кондры, наблюдатель прапорщик Соловьев, л/н корнет Апраксин и л/н есаул Кручинин. В отряде остался один Сальмсон неисправный /не работает мотор/, команды человек 60-80, на каждом самолете два моториста ст. и мл., 2 грузовика, 3 мотоцикла. Радиотелеграфного и метеорологического имущества нет – есть фотографическое. 2 вагона бензина в /334/ банках. Бомбы вероятно есть определенно не знаю. Отличительные знаки: на нижних плоскостях «черные двухглавые орлы». Пулеметные установки у летчика через винт и у наблюдателя пулеметная установка в виде подвижного круга.
Пулеметы есть Льюиса – для наблюдателей, нет Виккерса – для летчика. Телефонное имущество есть, количество не знаю. У летчиков и наблюдателей хорошие комбинезоны, полетные меховые сапоги, вообще обмундирование для всех в достаточном количестве. Обоз мал – точно не знаю. Паек для всех одинаковый, вообще питание хорошее. Приблизительное жалование за июль: летчику до 100.000 руб., наблюдателю 80.000 руб. самый меньший оклад 20.00 руб. в основном окладе взяты ставки Колчака увеличенные в несколько раз ввиду вздорожания жизни. Отряд из Читы 18/VII отправился на восток на ст. БОРЗЯ.
2 АВИАЦИОННЫЙ ОТРЯД. Командир отряда в/л подполковник КАЧУРИН, в/л Слюсаренко – капитан, еще один фамилии не помню, наблюдателей 4-5 фамилии не помню, исправных самолетов 2 и 1 неисправный /не работает мотор/. В остальном о 2 авиаотряде тоже, что и в первом. О горючем не знаю. Бомбы есть, о количестве не знаю. Отряд из Нерчинска числа 10/VII прибыл на ст. БОРЗЯ.
ОСОБЫЙ МАНЬЧЖУРСКИЙ АВИОТРЯД. Более надежный и исключительно семеновский отряд. Командир в/л подполковник ПЛЕШКОВ летчиков 4 один из них Шишковский, фамилии остальных не помню, наблюдателей тоже самое. Аппаратов 4 исправных. Вообще отряд снабжен и оборудован приблизительно к 1 и 2 отрядам, подробностей не знаю. Находился на ст. БОРЗЯ.
ПОЕЗД-АВИА-МАСТЕРСКАЯ № 3. Начальник в/л СЛЮСАРЕНКО, помощник в/л подполковник АНДРЕЕВ. Мастерская оборудовано плохо, станков совсем нет. Ремонта никакого производить не может. Мастерская вернее представляет склад. Исправных моторов нет. Есть мелкие запасные части, горючее и бомбы. Людей человек 20, публика занимает должности, ловчится и ничего не делает. Характерно, что публика поезда намеревается удрать заграницу, предварительно продав имущество в полосе отчуждения. Мастерская должна /335/ была отправится из Читы числа 21/VII на ст. БОРЗЯ. В мастерской имеются совершенно битые Ньюнор XXI, 2 Сопвича 2-х местных и 1 Сальмсон /поломаны шасси/ отданный японцами. К мастерской прикомандирован в/л есаул Мещеряков перешедший из Архангельска.
ЯПОНСКАЯ АВИАЦИЯ. В Чите около 10 самолетов: 1 Сальмсон, 2-3 Сопвича 2-х местных, 3 Сопвича одноместных, Фарман-Морис XXXX и аппарата 4 одноместные, Сопвичи не собранные – в ящиках. Характерно, что при малейшей поломке аппараты японцами не ремонтируются, а сжигаются, оставляя только мотор. Из Читы японская авиация должна убыть в Спасское. Летчиков и наблюдателей человек по 5-6 летают сравнительно с нашими плохо. Отличительные знаки красный круг /солнце/ на нижних и верхних плоскостях и на руле поворота. Пулеметные установки на одноместном чрез винт – Виккерсы, на двухместном у летчика чрез винт и у наблюдателя круговой Льюиса. Снабжение всем хорошее.
В СПАССКОМ. 1 японский авиотряд, 8-9 Сопвичей одноместных, летчиков 5-6, остальное также. Имеются автомобили легковые и грузовые. По частным сведениям будто отряд из Спасского уехал в Хабаровск, а отряд из Читы должен уехать в Спасское. По газетным сведениям в Николаевске на Амуре имеется гидроотряд, состав неизвестен. Подчинение/схему о японских частях сказать не могу.
ОСТАЛЬНАЯ АВИАЦИЯ НА ВОСТОКЕ. I Красный авиаотряд в Хабаровске выделен был из Дальневосточной школы в составе I Сальмсон, 2 Американца и 1 Моран-Парасоль. Командир отряда в/л Найденов, в/л Синельников, французский летчик Выховский и четвертого фамилию не помню, 4 наблюдателя – фамилии не знаю. Отряд был снабжен хорошо, даны запасные части, 1 мотор на американец, мотористы хорошие, вообще команда 50-60 человек хорошая. Горючее и бомбы были. По последним сведениям бомбы приготовляли сами из артиллерийских снарядов. Отряд состоит в Благовещенске у тов. Шилова и боеспособен. /336/
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ШКОЛА. В настоящее время фактически не работает. Начальник школы Ивков. Имущество опечатано японцами и считается как военная добыча и школа после 5/IV – не работает. Было Фарманов тип IV – 5 штук, XX – 2, XVI – 2, XXII – 1, Лебедь – 1, Вуавен – 1. Моран-Парасоль – 3, Моран Ж – 2, Американец – 1, Ньюпор XXI – 1, Фарман XXX – 1 и Фарман VII – 1. Поломанные: Сальмсон – 1, Моран-Парасоль и Ж 3 – 4, Фарман IV – 2 и Американец – 1. Метеорологическая станция и аэрофотосъемочное отделение разрушены и расхищены японцами. Мастерские столярная и токарная остались, станки опечатаны японцами. Запасных моторов 10-15 всех. Денежный ящик и продовольственные склады вывезены японцами как военная добыча.
СПАССКАЯ ШКОЛА фактически не работает, учеников выпущено не было. Личный состав занимался походами в сопки. Начальник Старипалов числится в резерве авиаспециалистов Семенова и живет в Харбине, Саманский городок, дом Полетека. в\л подпоручик Задонцев /во Владивостоке/, капитан в/л Тимохин /ушел с партизанами, находится в Благовещенске, раньше он проявлял себя монархистом/ наблюдатель Чернявский /ходил в походы в сопки сам порол крестьян, был начальником карательного отряда/.
Кроме перечисленной авиации на востоке нет.
Сведения давал и за правильность таковых отвечаю военлет ДЕДЮЛИН
Опрос производил Вридвоенкома Воздушного флота Сибири Лепилов
С подлинным верно: секретарь военного комиссара Воздушного флота Сибири
РГВА, ф. 185, оп. 3, д. 1094, л. 119-120.
Заверенная копия. Машинопись.
Исповедников Д.Ю. Публикации документов по истории Гражданской войны на Дальнем Востоке (1917-1923 гг.): источниковедческий и археографический аспекты. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2015. С. 333-337.