Chapaevec (voencomuezd) wrote,
Chapaevec
voencomuezd

Categories:

Сибирская авиация

Этот документ отложу отдельно. На память.

Опросный лист военного летчика Семеновской авиации А.Г. Дедюлина. Из приложения к рапорту начальника управления авиации и воздухоплавания при командующем V армии начальнику штаба V армии.

9 августа 1920 г.

ДЕДЮЛИН Александр Григорьевич. Военный летчик. Прапорщик. Русский. Холост. Землемерное училище, курсы авиации при Петроградском политехникуме и Одесскую авиашколу. Летает на всех кроме Спада одноместного.

Служил в старой армии в 31 Корпавиотряде, в 10 Авиаотряде, из последнего в апреле 1918 года демобилизовался и отправился жить в Бугульму Самарской губернии. В июне 1918 года был мобилизован Комитетом членов Учредительного
собрания. Служил в боевом взводе 1 Самарского авиотряда, с сентября 1918 года в Чешской авиашколе в Омске, с июня 1919 года в 8 авиаотряде во Владивостоке, с сентября 1919 года в селе Спасском с темже авиаотрядом, ввиду расформирования отряда в резерве Курганской школы, впоследствии переименованной в Дальне-Восточную авиашколу и в 1 авиотряде Семенова с 15 по 20 июля 1920 года, из которого перелетел. Налетано в белой армии: боевых в 1918 году – 20 час., не боевых 100 часов. У Семенова один полет для пробы аппарата. Наград не получал. Безпартийный.

ЦЕЛЬ И ПОДРОБНОСТИ ПЕРЕЛЕТА: будучи мобилизован сначала я хотел работать, но потом, когда власть перешла к Дерриктории, а потом к Колчаку я стал ловчиться для того чтобы не попасть на фронт и не участвовать в гражданской войне, результатом чего и явилась моя служба в Чешской школе и во Владивостоке в 8 авиаотряде формирующемся.

После переворота в январе 1920 года, когда власть во Владивостоке фактически перешла к коммунистам, а была под флагом Земства, моим решением было остаться в Дальне-Восточной школе, сохранить имущество и работать там. /333/

После выступления японцев 4-5 апреля, когда имущество школы было опечатано и разграблено японцами, и школа перестала функционировать, моим решением было перелететь к красным.

Боясь в случае перелета репрессий со стороны красных за службу в белой армии, т. к. об этом распространялись всевозможные слухи, я решил ехать во Владивосток и выяснить подробнее. 15/VI виделся там с уполномоченным Советского правительства тов. Виленским-Сибиряковым, заручившись от него рекомендательной бумажкой о неприкосновенности личности отправился в Спасское, получил от Начальника школы нужные бумаги /увольнительное свидетельство в Харбин на 10 суток/ прибыл в Харбин и явился к генералу Филатьеву вербующему офицеру заявил о желании служить Семенову. 13 июля 1920 года был отправлен к Семенову.

15-го прибыл в Читу и был назначен в 1 авиаотряд. Сделал один пробный полет. Зондируя почву, как относятся летчики к Семенову, я выяснил, что мои взгляды разделяют некоторые из них, но от перелета на сторону красных
удерживает боязнь репрессий со стороны последних. Когда я сказал им что заручился рекомендательной бумажкой от тов. Виленского – то согласились перелететь и 20 июля – я, в/л Кручинский, в/м/л Агапов, в/л Балагин и пассажир
Абрамов вылетели в сторону красных на самолетах Сальмсон. Благополучно перелетели трое из нас, военный же летчик Балягин с пассажиром до сего времени не найден, хотя мы видели, что он перелетел уже границу.

СВЕДЕНИЯ О НЕПРИЯТЕЛЬСКОЙ СЕМЕНОВСКОЙ АВИАЦИИ:

Начальник авиа и авто частей в/л полковник МАКАРОВ, помощник в/л капитан АСТАФЬЕВ – гор. ЧИТА.

ОТРЯДЫ: 1 АВИОТРЯД. Остались в/л Можживилин – подпоручик и начальник отряда, в/л ТИХОМИРОВ, л/н Кондры, наблюдатель прапорщик Соловьев, л/н корнет Апраксин и л/н есаул Кручинин. В отряде остался один Сальмсон неисправный /не работает мотор/, команды человек 60-80, на каждом самолете два моториста ст. и мл., 2 грузовика, 3 мотоцикла. Радиотелеграфного и метеорологического имущества нет – есть фотографическое. 2 вагона бензина в /334/ банках. Бомбы вероятно есть определенно не знаю. Отличительные знаки: на нижних плоскостях «черные двухглавые орлы». Пулеметные установки у летчика через винт и у наблюдателя пулеметная установка в виде подвижного круга.

Пулеметы есть Льюиса – для наблюдателей, нет Виккерса – для летчика. Телефонное имущество есть, количество не знаю. У летчиков и наблюдателей хорошие комбинезоны, полетные меховые сапоги, вообще обмундирование для всех в достаточном количестве. Обоз мал – точно не знаю. Паек для всех одинаковый, вообще питание хорошее. Приблизительное жалование за июль: летчику до 100.000 руб., наблюдателю 80.000 руб. самый меньший оклад 20.00 руб. в основном окладе взяты ставки Колчака увеличенные в несколько раз ввиду вздорожания жизни. Отряд из Читы 18/VII отправился на восток на ст. БОРЗЯ.

2 АВИАЦИОННЫЙ ОТРЯД. Командир отряда в/л подполковник КАЧУРИН, в/л Слюсаренко – капитан, еще один фамилии не помню, наблюдателей 4-5 фамилии не помню, исправных самолетов 2 и 1 неисправный /не работает мотор/. В остальном о 2 авиаотряде тоже, что и в первом. О горючем не знаю. Бомбы есть, о количестве не знаю. Отряд из Нерчинска числа 10/VII прибыл на ст. БОРЗЯ.

ОСОБЫЙ МАНЬЧЖУРСКИЙ АВИОТРЯД. Более надежный и исключительно семеновский отряд. Командир в/л подполковник ПЛЕШКОВ летчиков 4 один из них Шишковский, фамилии остальных не помню, наблюдателей тоже самое. Аппаратов 4 исправных. Вообще отряд снабжен и оборудован приблизительно к 1 и 2 отрядам, подробностей не знаю. Находился на ст. БОРЗЯ.

ПОЕЗД-АВИА-МАСТЕРСКАЯ № 3. Начальник в/л СЛЮСАРЕНКО, помощник в/л подполковник АНДРЕЕВ. Мастерская оборудовано плохо, станков совсем нет. Ремонта никакого производить не может. Мастерская вернее представляет склад. Исправных моторов нет. Есть мелкие запасные части, горючее и бомбы. Людей человек 20, публика занимает должности, ловчится и ничего не делает. Характерно, что публика поезда намеревается удрать заграницу, предварительно продав имущество в полосе отчуждения. Мастерская должна /335/ была отправится из Читы числа 21/VII на ст. БОРЗЯ. В мастерской имеются совершенно битые Ньюнор XXI, 2 Сопвича 2-х местных и 1 Сальмсон /поломаны шасси/ отданный японцами. К мастерской прикомандирован в/л есаул Мещеряков перешедший из Архангельска.

ЯПОНСКАЯ АВИАЦИЯ. В Чите около 10 самолетов: 1 Сальмсон, 2-3 Сопвича 2-х местных, 3 Сопвича одноместных, Фарман-Морис XXXX и аппарата 4 одноместные, Сопвичи не собранные – в ящиках. Характерно, что при малейшей поломке аппараты японцами не ремонтируются, а сжигаются, оставляя только мотор. Из Читы японская авиация должна убыть в Спасское. Летчиков и наблюдателей человек по 5-6 летают сравнительно с нашими плохо. Отличительные знаки красный круг /солнце/ на нижних и верхних плоскостях и на руле поворота. Пулеметные установки на одноместном чрез винт – Виккерсы, на двухместном у летчика чрез винт и у наблюдателя круговой Льюиса. Снабжение всем хорошее.

В СПАССКОМ. 1 японский авиотряд, 8-9 Сопвичей одноместных, летчиков 5-6, остальное также. Имеются автомобили легковые и грузовые. По частным сведениям будто отряд из Спасского уехал в Хабаровск, а отряд из Читы должен уехать в Спасское. По газетным сведениям в Николаевске на Амуре имеется гидроотряд, состав неизвестен. Подчинение/схему о японских частях сказать не могу.

ОСТАЛЬНАЯ АВИАЦИЯ НА ВОСТОКЕ. I Красный авиаотряд в Хабаровске выделен был из Дальневосточной школы в составе I Сальмсон, 2 Американца и 1 Моран-Парасоль. Командир отряда в/л Найденов, в/л Синельников, французский летчик Выховский и четвертого фамилию не помню, 4 наблюдателя – фамилии не знаю. Отряд был снабжен хорошо, даны запасные части, 1 мотор на американец, мотористы хорошие, вообще команда 50-60 человек хорошая. Горючее и бомбы были. По последним сведениям бомбы приготовляли сами из артиллерийских снарядов. Отряд состоит в Благовещенске у тов. Шилова и боеспособен. /336/

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ШКОЛА. В настоящее время фактически не работает. Начальник школы Ивков. Имущество опечатано японцами и считается как военная добыча и школа после 5/IV – не работает. Было Фарманов тип IV – 5 штук, XX – 2, XVI – 2, XXII – 1, Лебедь – 1, Вуавен – 1. Моран-Парасоль – 3, Моран Ж – 2, Американец – 1, Ньюпор XXI – 1, Фарман XXX – 1 и Фарман VII – 1. Поломанные: Сальмсон – 1, Моран-Парасоль и Ж 3 – 4, Фарман IV – 2 и Американец – 1. Метеорологическая станция и аэрофотосъемочное отделение разрушены и расхищены японцами. Мастерские столярная и токарная остались, станки опечатаны японцами. Запасных моторов 10-15 всех. Денежный ящик и продовольственные склады вывезены японцами как военная добыча.

СПАССКАЯ ШКОЛА фактически не работает, учеников выпущено не было. Личный состав занимался походами в сопки. Начальник Старипалов числится в резерве авиаспециалистов Семенова и живет в Харбине, Саманский городок, дом Полетека. в\л подпоручик Задонцев /во Владивостоке/, капитан в/л Тимохин /ушел с партизанами, находится в Благовещенске, раньше он проявлял себя монархистом/ наблюдатель Чернявский /ходил в походы в сопки сам порол крестьян, был начальником карательного отряда/.

Кроме перечисленной авиации на востоке нет.

Сведения давал и за правильность таковых отвечаю военлет ДЕДЮЛИН

Опрос производил Вридвоенкома Воздушного флота Сибири Лепилов

С подлинным верно: секретарь военного комиссара Воздушного флота Сибири

РГВА, ф. 185, оп. 3, д. 1094, л. 119-120.

Заверенная копия. Машинопись.


Исповедников Д.Ю. Публикации документов по истории Гражданской войны на Дальнем Востоке (1917-1923 гг.): источниковедческий и археографический аспекты. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2015. С. 333-337.
Tags: 1920, Наше контрреволюционное оружие, Сибирь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Постижение нуара №93. "Поцелуями сотри кровь с моих рук" (1948)

    А вы знали, что Джеральд Батлер не только в кино снимается, но еще и книги пишет? Причем за сорок лет до своего рождения. Вот сюжет одной из них.…

  • Музей "Пресня"

    Пока всякие бездуховные уроды занимаются чепухой и просиживают штаны на шашлыках и в залах судов по мелочным поводам, я просвещаюсь, посещая музеи. И…

  • "Хаотичная волна арестов"

    После занятия Екатеринбурга белыми и чехословаками город захлестнула хаотичная волна арестов сторонников советской власти и просто подозрительных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments