Chapaevec (voencomuezd) wrote,
Chapaevec
voencomuezd

Categories:

Церковная революция в "Церковном единении"

Вот как раз по этому поводу. По ссылке господа попы стонут и плачут, что церковь, оказывается, доит не только мирян и государство, но и даже их самих. И подозрение у меня по этому поводу, что в России наклевывается вторая церковная революция. А я как раз на днях листал "Воронежский вестник церковного единения" - была у нас такая газета в 1917-18 гг. По иронии истории, этот вестник рассказывал отнюдь не о церковном единении, а о церковном разъединении. Поскольку именно для борьбы с этим и создавался. Линия противостояния священников и псаломщиков, жалобы на то, что крестьяне изгоняют или сменяют неугодных священников на более дешевых или им удобных - в каждом номере. По этому поводу для просвещения выложу малую толику переписанного.

Арест игумении

22 июня сельским Исполнительным Комитетом арестована игумения Николо-Тихвинского пятницкого монастыря Бирюч. у. – Нина и на другой день выслана в Воронеж. В Воронеже м. Нина помещена в Покровском монастыре. Причиной ареста являются недоразумения игумении с местным населением, начавшиеся еще несколько лет тому назад на почве хозяйственных вопросов.

Вестник церковного единения. №3. 29июня 1917 г. С.4

Духовенство и народ

Когда в Воронеже впервые было получено известие об убийстве в с. Терновом священника Петрова, сразу же припомнились жуткие апрельские дни, когда ежедневно телеграф приносил сообщения о самосудах, чинимых народом над духовенством. Присутствовавшие на первом епархиальном съезде хорошо помнят, как волновалось, терявшее из-под своих ног почву духовенство. «Было страшно жить», – эти три слова читались в глазах чуть ли не каждого сельского священника. Съезд шел нервно и неровно, духовенство выявляло в каждом слове свою потрясенную, глубоко взволнованную душу и переживало истинную трагедию от сознания, /1/ что приходится быть без вины виноватым. Съезд просил даже совет раб. и солд. депутатов принять хотя бы бумажные меры к тому, чтобы мало-мальски обеспечить духовенству уверенность в том, что «его не тронут».
Дни шли за днями и с каждым днем в город вливались капля по капле, человек по человеку – изгнанное духовенство. Приезжали в город люди, бросившие свое село для того, чтобы в их отсутствии хоть мало-мальски разрядилась сгустившаяся отмосфера. И вместе с этим, были созданы те воистину жуткие условия, при которых чувствовалось, что нет преступления, нет вины не за изгнанным священником, ни за изгнавшим его народом.
Период революции всегда сопровождается эксцессами, в которых нет силы, духа и права обвинить ни ту ни другую сторону. Когда разгораются страсти, не следует думать о том, чтобы в этом пожаре не пострадали невинные. Это убийственно, это обидно, это мучительно-больно, но это так, ибо все мысли, вся энергия должна быть обращена только на тушение пожара. Когда горит дом, – тушить огонь в доме, а не огонь на вынесенном из дома стуле… Что делать. Лес рубят, щепки летят. В дни революции нет виноватых, но нет и правых. И поэтому, когда до нас доходили весть за вестью о насилии над духовенством, мы ясно видели, что единственный способ борьбы с этим, – только слияние с народом, полное единение с ним. Идти с народом, хотя бы народ имел в массе, своей жаждущих того, чтобы духовенство было раздавлено, ибо только единением с народом можно этот опасный элемент ненавидящим духовенство и церковь нравственно раздавить, морально умертвить и тогда только вздохнуть спокойно, когда вся живая сила паствы ясно поймет, что ее пастырь целиком живет для нее.
И мы были уверены что духовенство твердо идет по этому пути. Наша уверенность заколебалась, когда мы услышали о смерти священника Петрова. Убит? О, Господи, да за что же? И на крови этого мученика, на крови его семьи у нас все же хватило силы поблагодарить Бога, за то, что свящ. Петров убит не народом, что народ в его крови не повинен, что убийство совершенно неизвестными негодяями, ничего общего с народом не имевшими.
И в возмущении, охватившем не только свое село, но и всю губернию по поводу убийства свящ. Петров, – духовенство епархии почерпнет энергию для дальнейшее работы по единению и слиянию с народом, а сам народ лишней раз убедится в том, что, – каие бы песни не пели ему темные безответственные силы, – духовенство дорого для него и составляет часть его семьи.

Е.Д.

Вестник церковного единения. №4. 2 июля 1917 г. С.1-2.

Вопрос о возвращении архиепископа Тихона в Воронеж

30 июня в вечернем заседании Епархиального Съезда духовенства и мирян обсуждался вопрос об архиепископе Тихоне.
Речей было много, выступавшие ораторы освещали этот вопрос с самых разных сторон и в конце концов Собрание пришло к следующему решению.
Оставляя в стороне личность архиепископа и не входя в настоящее время в суждение о его виновности или невиновности, Съезд осуждает учиненное насилие над свободной личностью и над неприкосновенностью жилища, вместе с сим ходатайствует пред Временным правительством, Святейшим Синодом, Обер-Прокурором Синода о возвращении архиепископа в Воронеж для управления Воронежскою Церковью, о чем архиепископ и уведомляется.

Вестник церковного единения. №4. 2 июля 1917 г. С.2.

Епархиальный съезд

9-й день 30 июня. Утреннее заседание было посвящено заслушанию нескольких Докладов.

Далее Съезду пришлось опять отвлечься в сторону: представитель Исполн. Комит. Сов. рабоч. сол. и крестьянск. депут. М.А.Поляков вновь сделал заявление о том, к каким выводам пришел Сов. рабоч. сол. и крест. депут. по отношению к Съезду на основании некоторых обстоятельств при заседании Съезда и на основании результатов выборов в Церк.-Епарх. Совет на основании протеста меньшинства той части мирян, о которой упомянуто выше, причем обвинение Съезда в контр-революционности было снято.
Общее Собрание постановило президиуму составить ответ на все заявления Представителя Испол. Комит. Сов. раб. солд. и крест. депутатов.
...
Вечером Съезд заслушал этот ответ одобрил его и постановил отправить письмом в Исполн. Комит. Сов. раб. солд. и крест. депутатов.

Вестник церковного единения. №5. 6 июля 1917 г. С.2

Возвращение архиепископа Тихона в Воронеж

В четверг 6 июля в 10 ½ часов утра возвратился из Петрограда глава Воронежской Церкви Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Воронежский и Задонский.
Архиепископ Тихон приехал с вокзала в монастырь на простом извозчике и сейчас же вошел в храм поклониться моща святителя Митрофания.
В это время совершалась литургия, молящиеся были радостно удивлены неожиданным появлением архипастыря и поспешили получить от него благословение.
Архиепископ Тихон перед чтением им акафиста Святителю Митрофанию, обратился к молящимся с задушевным словом.
И сам архипастырь и молящиеся были взволнованы.
Чувство скорби и чувство радости слились в одно чувство – чувство нравственного удовлетворения.

Вестник церковного единения. №6. 9 июля 1917 г. С. 2
...
Несколько минут такого переживания испытал недавно закончившийся и наш общеепархиальный съезд духовенства и мирян. Его обвинили в контр-революционности. Обвинителем явилась группа мирян-депутатов, в количестве 24 человек, недовольная, как видно из протокола заседания, результатами произведенных выборов в Церковный Епархиальный Совет, или как колоритно выразился один депутат-крестьянин обиженная, что «осталась на малых шарах». Забаллотированная.
Обвинение было брошено серьезное, обидное и оскорбительное. Но, к счастью, оно продержалось всего несколько минут. Съезд самым решительным образом отверг его, как гнусную клевету, и единогласно в присутствии представителя Совета Солдатских, рабочих и крестьянских депутатов вынес резолюцию, что ни в своих постановлениях ни в своих действиях, ни в речах отдельных ораторов съезд не находит ничего контр-революционного; наоборот, съезд твердо и сознательно стоит на почве революционного движения и охранения широких прав демократии.
Обвинение было тотчас же снято. И съезд, вздохнув свободней, приступил к очередной работе.

Вестник церковного единения. №7. 13 июля 1917 г. С.1.

Самоорганизация духовенства

На бывшем в г. Землянске собрании священников было постановлено образовать «Землянский Уездный Союз священников». Цель Союза оказывать нравственную и материальную поддержку священникам, удаленным из приходов прихожанами.

Вестник церковного единения. №7. 13 июля 1917 г. С.3

По Епархии

Отсутствие братской солидарности. Нам сообщают, что изгнание священников из приходов все еще продолжается.
К сожалению, приходится слы-/2/-шать, что некоторые пастыри свое благополучие хотят строить на товарищеском несчастии и ведут недостойную агитацию против своих собратьев. Жертвы такой агитации уже есть.
Обыск в Валуйском монастыре. По постановлению Валуйского Совета рабочих и солдатских депутатов, в Валуйском Успенском монастыре произведен обыск и проверка приходо-расходных книг.
В 6 ч. утра уполномоченные депутаты от Совета вместе с Начальником уездной милиции приехали в монастырь, предъявили ордер и потребовали для проверки приходо-расходную книгу. Документы и книга оказались в образцовом порядке. Затем депутаты осматривали кладовые и амбары монастыря, расположение келий, пещерный скит и т.д. Ничего предосудительного найдено не было. Был проверен по списку и наличный состав братии монастыря и двум послушникам, получившим полную отставку от воинской повинности, предложено было явиться к военным властям.
Так как Игумена в то время дома не было (он приехал в тот же день вечером), то его комната была опечатана. Обыск же в его комнате был произведен 11 июля.
И ничего предосудительного обыском не было найдено.
Причиной же обыска послужили анонимные доносы в Совет, что в монастыре якобы беспорядочно расходуются денежные суммы и хранятся большие запасы продовольствия.
Клевета – и осталась клеветою.
В Пятницком монастыре.
Во главе монастырского управления Пятницкого Николо-Тихвинского женского монастыря, за арестом и высылкою Игумении Нины, стал избранный Комитет из монахинь монастыря под председательством монахини Александры (А.С.Брюховецкой), пользующейся большим уважением окружного населения и уже дважды избираемой на должность настоятельницы монастыря на место иг. Нины, дважды увольняемой и снова возвращаемой.

Вестник церковного единения. №8. 16 июля 1917 г. С.2-3.

Арест прот. Сахарова. Нам сообщают, что в г. Валуйках арестован настоятель местного собора о. протоирей Иоанн Сахаров. Подробности выясняются. С прот. Сахарова сняты показания и взята подписка о невыезде из Валуек. О. Сахаров под домашним арестом.
Благополучные приходы. Хотя и редкие, но все же есть приходы, благополучные по эксцессам, жизнь в них течет спокойно и никаких недоразумений нет. Главная причина почему нет эксцессов, – отсутствие агитаторов.

Вестник церковного единения. №12. 30 июля 1917 г. С.3

Журнал Чрезвычайного Воронежского Епархиального Собрания делегатов от духовенства и мирян от 2 июня – 1 июля 1917 г.

Утреннее заседание 23-го июня.

Затем собрание приступило к обсуждению вопроса о происшедшем событии обыска и ареста Архиепископа Тихона. После обмена мнений, решено было просить чрез делегата Епархиального Съезда Н.В.Пустовалова Воронежский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов дать Епархиальному Съезду копию ордера, по которому был арестован Архиеписков Тихон и копию протокола результата обыска. Дальнейшее суждение вопроса отложить на последующие заседания, после уже получения упомянутых копий.
Заслушано было отношение Воронежского Совета рабочих солдатских и крестьянских депутатов, на имя игумении Воронежского Покровского монастыря о том, что игумения Николо-Тихоновского монастыря арестована местным исполнительным комитетом и препровождена в распоряжение Воронежского Совета рабочих солдатских и крестьянских депутатов, которой отправил ее в Воронежский женский монастырь. Постановлено: рассмотрение этого дела передать в 6-ю секцию.

Вестник церковного единения. №13. 3 августа 1917 г. С.2

Союзы духовенства. Нам сообщают, что в уездах Бобровском и Землянском организовались уездные союзы духовенства. Союзы постановили себе целью объединение духовенства для защиты своих интересов и взаимной материальной и моральной поддержки. Кроме того, союзы приняли на себя задачу – улаживать те недоразумения, какие возникают между духовенством и мирянами. Появление в жизнь подобных союзов вполне своевременно.
В Николо-Тихвинском Пятницком монастыре. На днях по предписанию Губернского Комиссара в Пятницком женском монастыре было произведено новое дознание по делу, возникшему в монастыре в связи с арестом иг. Нины. Окружными крестьянами было предъявлено обвинение к старым властям монастыря в приверженности к старому порядку.
Перепуганные старые правительницы обители сочли выступление крестьян за готовящиеся новые аресты и поспешили послать нарочную в Воронеж с донесением, что в монастыре непорядки. Этим и вызвано было дознание.
Непорядков же никаких не было, и дело было улажено на месте.

Вестник церковного единения. №13. 3 августа 1917 г. С.4

Из церковной жизни Бобровского уезда. Руководство 3 благочиннического округа Бобровского уезда организовал[о] союз духовенства, как окружной отдел уездного союза, избрало свой президиум и установило еженедельные собрания по четвергам для обсуждения текущих событий и вопросов церковной и политической жизни.
11 сентября состоялось в сл. Бутурлиновке благочинническое собрание духовенства 3 округа. На собрании присутствовал председатель Исполнительного Комитета Уездного Союза духовенства. Целью собрания было выяснить недоразумения между священниками и младшими членами клира и найти путь к объединению всего духовенства в братскую семью для планомерной работы на пользу церкви. Между прочим было решено что бы все члены клира внимательно следили за правильностью выборов священно-церковно-служитилей на все свободные места и все неправильные выборы опротестовывать. С союзом духовенства начинают считаться другие общественные организации. Так, по делу священника Яковлева было отправлено в сл. Велико-Архангельскую общественно-следственная комиссия, в состав которой был приглашен председатель уездного союза духовенства. В сл. Бутурлиновке поднялся вопрос о замещении законоучительского место в высшем начальном училище и местная учительская организация предложило союзу духовенства решить этот вопрос и указать наиболее желательного кандидата.

Вестник церковного единения. №27. 22 октября 1917 г. С.3

К о.о. Законоучителям Землянского уезда

Собратья-пастыри!

Не имея др. способов войти в общение с вами, прибегаю к услугам нашего епархиального органа, в надежде, что со стороны редакции не встретится препятствий к напечатанию моего к вам обращения, не безынтересного, думается, и для др. читателей нашей газеты, как сообщающего один из бесчисленных штрихов общей картины нашего унижения и бесправия…
Насколько известно мне – новому человеку в Землянском уезде – наша земская управа еще при старом режиме третировала законоучителей своих школ и часто проявляла в отношении их свой «управский» произвол и усмотрение. Обновленная же, демократическая управа нынешнего состава пошла по этому пути еще дальше. Мало того, что не дает нам заслуженного жалованья за прошлый учебный год, она создает еще какой-то неуместный и крайне оскорбительный контроль над нами, над нашей добросовестностью, над нашим пастырским сознанием своего законоучительского долга.
– Всем вам известно, что управа разослала заведующим школ требование – сообщить о посещаемости школ законоучителями в минувшем учебном году. На просьбы отдельных законоучителей о выдаче жалованья, в управе отвечали, что в получение такового стоит в зависимости от контрольного сообщения заведующих, которые, кстати сказать, не торопятся с представлением требуемого сообщения, да и сама управа не торопит их с этим делом. Одному же законоучителю, усиленно добивавшемуся получения жалования, было предложено представить удостоверение о посещении школы в минувшем году от волостного исполнительного комитат (!).
Это ли не произвол, это ли не издевательство над беззащитностью и распыленностью законоучительской семьи?
Почему же, спрашивается, всем др. учащим, кроме законоучителей, жалование выдается беспрепятственно и, при том, не задерживается по году, а выдается ежемесячно?
Я усматриваю здесь намеренный поход против нас, неприязненное отношение к нам, к нашему предмету, скрытое желание нашего добровольного ухода из школы под влиянием огорчений, оскорблений и обид, чинимых нам.
Да не будет так.
Мы не можем помириться с таким положением, собратыя пастыри.
Мы должны объединиться и заявить коллективный, организованный протест против неправомерных юридически действий управы, как передаточного органа в деле выдачи нам казенного жалования и требовать немедленной уплаты такового.
Будем просить наших новых о.о. благочинных войти в общение между собою по созыву съезда, если не всех законоучителей уезда, то уполномоченных от благочиний для предъявления означенного требования и протеста против преднамеренно оскорбительных притязаний управы по контролю над нами.
Этот съезд да послужит началом образования постоянно действующей общей уездной организации священников для защиты наших прав, нашей чести и достоинства.
Нам необходим уездный союз духовенства.
Братья-пастыри, объединяйтесь!
О.о. благочинные! На вас, как на представителях наших, лежит братски-товарищеский, нрав/3/ственный долг стать организаторами и вождями на пути нашего объединения.

Свящ. Алексей Ливенцев

От Редакции. Редакция возмущается теми незаконными действиями «демократического» учреждения Земл. у., о которых сообщает о. Ал. Ливенцев. С своей стороны взывает к духовенству о необходимости объединения для защиты своих гражданских и человеческих прав. О письме о. А. Ливенцева доложит собранию Законоучительского Союза г. Воронежа, к которому предлагает примкнуть и духовенству Землянского уезда.

Редакция.

Вестник церковного единения. №34. 16 ноября 1917 г. С.3-4.

В Варваринском женском монастыре Нижнедевиц. у.

Варваринский женский монастырь, Нижнедевиц. у., переживает тяжелые дни. До 5 декабря с.г. насельницы монастыря волновались и не спали ночи от слухов, по которым крестьяне соседних сел будто бы собирались придти и разгромить обитель. Слухи эти имели достаточные основания. Но, Благодаре Богу и Св. Великом. Варваре, монастырь до настоящего времени цел и невредим, хотя положение тяжелое. 5-го же декабря с.г. в монастырь явились представители от Ясеновской Волостной Управы с милицией и выборными от крестьян и заявили, что по «народному праву» все теперь отошло к крестьянам, а потому они должны переписать все хозяйство и инвентарь монастыря. Отказавшись от постного угощения, потребовали себе мясной стол. Переписаны строения, живой и мертвый инвентарь, хлеб, иконы и ризница. Не тронуты вещи, лично принадлежащие монашествующим. Уезжая, переписчики оставили в монастыре по жребию из своего состава эконом-солдата, которому передали ключи от всех амбаров. Игумения устранена от распоряжения хозяйственной частью и во всем должна обращаться к эконому-солдату. Хлеб для трапезы пока выдают, но дров из собственного монастырского леса не дали и монастырь остался без топки.
Арестов и похищения вещей при переписи не было. Обращение было корректное.
Насельницы напуганы и сильно тоскуют при виде пленения родного монастыря, но держатся бодро, помня, что терпение и мужество в скорбях завещал нам Сам Христос Спаситель. Посторонней помощи, кроме Божией, ждать неоткуда.

N.

Вестник церковного единения. №44. 21 декабря 1917 г. С.2

Варваринский женский монастырь, Нижнедевицкого у. В 344 газеты «Воронеж. Вест. Церк. Единения» за 1917 г. помещена корреспонденция из Варваринского женского монастыря, Нижнедев. у., о взятии под контроль группою лиц из крестьян во главе с представителями Волостной Управы монастырского хозяйства и о передаче ключей от амбаров эконому-солдату.
12 декабря того же года, в монастырь явился член Нижнедевицкой Земельной Управа и вручил оставленному при монастыре эконому-солдату бумагу следующего содержания:
«Ясеновская Волостная Земельная управа. Сторожу Варваринского женского монастыря Н.А.Проскурнину.
Согласно распоряжения Нижнедевицкой Уездной Земельной Управы о немедленном снятии сторожа сказанного монастыря, как в таковом не имеется никакой надобности (в бумаге: не имение ни какой надности), Волостная Земельная Управа просит Вас все переданные Вам ключи и заведывание имуществом передать Игумении (в бумаге – Игуменьши) сказанного монастыря и отправиться на место родины».
Местным крестьянам член Нижнедев. Земельн. Управы в энергичных выражениях приказал не вмешиваться в распоряжение монастырским хозяйством на том основании, что монастырь не помещичье имение и живут в нем не паны, а насельницы из простого звания, зарабатывающие себе пропитание тяжелым ежедневным трудом. Лишнего хлеба, как показала перепись, в монастыре нет, а наличного едва хватит до нового урожая. Остальное же имущество монастыря не служит для насельниц его источником обогащения, а предметом первой необходимости, имеющейся в каждом крестьянском хозяйстве.
Благодаря неожиданно явившейся помощи пленение монастыря продолжалось всего только 7 дней.
«Св.Великомученица Варвара заступилась», говорят насельницы монастыря.

Вестник церковного единения. №4. 11 января 1918 г. С.3

В Пятницком монастыре

То, о чем было написано в нашей газете, как предупреждение, по поводу Варваринского ж. монастыря, к сожалению разразилось и над Пятницкой Николо-Тихвинской обителью.
Случилось то, чего боялись все и чего не хотели все-таки предотвратить.
С 8 января монастырь взят под контроль и управление крестьян. Составился какой-то Совет, явились представители его в монастырь и стали хозяйничать. Прежде всего открыли запечатанный властями дом покойной строительницы обители, распорядились с ее вещами, затем пошли на монастырскую вальцовую мельницу, потребовали книгу, сделали проверку и качестве контролера и весовщика посадили своих людей, а сестер заставили исполнять все прежние низшие послушания.
Против захватчиков были вызваны солдаты-кавалеристы, 5-6 человек; эти приехали 9-го и до сих пор в обители, ведут между двумя сторонами переговоры.
Жизнь идет в монастыре своим чередом, сестры трудятся, службы Божии служатся, – что будет дальше, ведает Господь.
Таковы вести.
Тяжело про них писать. Тяжело потому, что этого могло не быть.
Крестьяне села Пятницкого от захватчиков стоят в стороне… Они могли бы защитить обитель и, вероятно, защитили бы, но с ними и их желаниями не захотели считаться.
Теперь – вот и расплата.
Бедные сестры и бедный монастырь!

Вестник церковного единения. №6. 18 января 1918 г. С.4

Религиозное движение

В воскресение 11 февраля в г. Боброве совершился крестный ход. Стечение народа было многочисленное, хотя мужское население пригородных сел почти отсутствовало. Оно было обмануто распущенным по селам слухом, что крестный ход якобы совершается по случаю наступления полчищ Вильгельма, чему будто бы духовенство и буржуазия радуется, и угрозою стрелять по крестному ходу.
Слухи оказались ложными: в крестный ход никто не стрелял. Но врагам церкви нужно было отвлечь народ от крестного хода и разделить жителей города и сел. И они в некоторой степени достигли этого. Отсутствие простого народа было поразительное. Когда крестный ход проходил по селу, то народ высматривал в окна и почти не выходил на улицу. Нам передавали, что мужчинам было запрещено выходить на улицу. Но жители города оказались храбрее жителей деревни и с мужеством и усердием сопровождали крестный ход до 4 часов вечера.
Не смотря на все это крестный ход вполне удался и принес благие плоды.
Уже накануне крестного хода было решено объявление, в котором, хотя и обвинялись монахи в распространении ложных слухов о церкви и церковном достоянии, но заявлялось, что никто не собирается запечатывать церкви и монастыри и крестному ходу препятствий чиниться не будет, по отношение ко церковному достоянию объявление политично умалчивало.
После крестного хода Уездный комиссар разослал по всем учебным заведениям г. Боброва разъяснение, что Закон Божий остается в школе необязательным предметом. Это разъяснение всецело вызвано народным движением, ибо собрания родителей, учащихся и учащихся всех учебных заведений единодушно заявили, что они не согласны на совершенное изгнание Закона Божия и оставляют его в школе для желающих.
На другой день после крестного хода все городское духовенство получило приглашение явиться к 12 ч. дня в помещении С. Р. и К. д. Мы предстали все пред властью и прежде всего услышали обвинение за крестный ход, совершенный в день наступления на Россию полчищ Вильгельма, а уездного миссионера обвиняли и за проповедь, сказанную в Троицком Храме пред крестным ходом. Тяжко было это обвинение. Ему вменялось в вину якобы возмущение народа против Советской власти и проклятие ее. Преступление объявлено тяжким и казалось настал час расплаты за дерзновенное проповедывание слова Божия.
Но миссионер встал и ведимый Духом Святым повторил пред судьями и собравшимся народом всю свою проповедь, и стыдно стало обвинителям: проповедь была проникнута истинно христианским духом.
Тогда стали говорить о декрете, о 9 и 12 пунктах. Целых два часа шел спор о 9 пункте декрета и разделились судьи в понимании этого пункта. Одни говорили, что Закон Божий остается в школе необязательным предметом, а другие утверждали, что Закон Божий изгоняется, но школьным зданием можно пользоваться преподавания Закона Божия в свободное от занятий время. В это время из толпы народа раздалось заявление о перенесении спора из тесной комнаты Совета в зал земства, чтобы всем было слышно обсуждение вопроса, но председатель заявил, что у него нет времени продолжать обсуждение декрета и постарался закрыть заседание.
И отпустили нас с наказом «не возмущать народ», дабы не подвергнуться горшему. Мы и ушли, вспоминая слова Писания: «они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможным наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее» (Деян. 4 гл. 21 ст.).
И возвратились мы в этот дом, откуда вышли, и верующие с радостию встретили нас, и мы, благодаря Бога, пропели Великое Славословие.
Потом мы узнали, что до этого в Совете было разделение из-за нас: одни настаивали вызвать нас, другие по тактическим соображениям рекомендовали не трогать нас. А во время нашего пребывания в Совете, местный полк внимательно следил за нашими переговорами и по телефону непрестанно справлялся о результате переговоров, внушая Совету не делать нам зла, как и мы никому его не сделали.
Слава и честь ревнителям веры, позор и стыд малодушным!

Свящ. Иоанн Попов.

Вестник церковного единения. №16. 7 марта (22 февраля) 1917 г. С.3

Журнал съезда о.о. депутатов Бирюченского окр. 24 июля 1917 г.

15) Заслушан доклад правления Духов. училища за №713-м о реквизиции двух спальных комнат для своих нужд Бирюченским уездным исполнительным Комитетом с обстановкой и постельными принадлежностями. Далее в своем докладе Правление просит съезд о.о. депутатов возбудить ходатайство пред кем следует, об ассигновании Бирюченским уездным исполнительным Комитетом необходимых средств на покупку утерянных вещей, побелку реквизированных комнат, дезинфекцию постельных принадлежностей и др. расходов.
Съезд признает действия Бирюченского уездного исполнительного Комитета при занятии части здания Духов училища незаконными и недопустимыми в правовом государстве. Присоединяясь к протесту Правления училища по этому поводу, съезд с своей стороны просит Правление училища принять соответствующие меры к тому, чтобы исполнительный Комитет в точности выполнил постановление по данному вопросу Губернского Исполнительного Комитета об освобождении здания к 15 августа сего года. За утерянные Комитетом вещи и причиненные убытки взыскать п смете Правления училища.

Вестник церковного единения. №16. 7 марта (22 февраля) 1917 г. С.4

Народное движение

Послание Святейшего Патриарха Тихона, наконец, достигло и г. Боброва. 3 февраля в Николаевском соборе собралось все духовенство городских церквей и с. Азовки и некоторые миряне. На собрании было решено прочитать послание патриарха во всех церквах за Всенощным Бденем 3 февраля и на ранней и поздней литургиях 4 февраля, на 6 февраля назначить объединенное собрание Приходских Советов для обсуждения декрета народных комиссаров об отделении церкви от государства /3/ и для принятия тех или других мер к защите церкви.
4 февраля уездный миссионер после вечерни в Николаевском соборе провел беседу с народом по поводу послания патриарха и декрета народных комиссаров.
Чтение послания и вечерняя беседа произвели на народ сильное впечатление. Народ проснулся, заинтересовался делами церкви и повсюду пошл толки и разговоры, что делать и как защитить церковь и православие.
6 февраля на объединенное собрание Приходских Советов явились не только духовенство и члены Советов, но и многочисленная толпа верующих. Все с нетерпением ждали, что скажут члены Советов, какие меры они примут к защите православия и интересов церкви.
Был прочитан декрет, постановление Собора по поводу декрета, статьи светских газет о бедствиях на церковь и объяснено содержание и значение для церкви декрета народных комиссаров.
Лишь только окончилось это чтение, толпа заволновалась. Но председатель успокоил возмущенный дух верующих, заявив, что церковь не нуждается в защите силою, а необходимо дружное объединение всех членов церкви, молитвенный покаянный вопль верующих и единогласное заявление всех православных христиан о неприкосновенности церкви и ее прав и достояния.
Обсудив создавшееся положение, собрание постановило: в воскресение, 11 февраля совершить крестный ход по г. Боброву и с. Азовке, требовать от правительства, чтобы преподование Закона Божия в школах было обязательным для всех учащихся, и заявить от лица всех верующих, что церковное достояние, собранное потом и кровию верующего народа, остается неприкосновенною собственностью церкви.
По заявлению присутствующих было высказано пожелание, чтобы верующие постом, молитвою и покаянием приготовили себя к народному молению, а в день крестного хода постились и причастились св. Таин.
По окончании собрания был отслужен молебен Бодией Матери, на котором народ со слезами и воплем крепким взывал «Пресвятая Богородица, спаси нас». Воодушевление народа было столь сильно, что когда автор этих строк поднялся на кафедру и попросил внимания выслушать его слово о средствах объявления о крестном ходе, то народ заявил: «говори, батюшки, им готовы слушать».
Постановление собрания было подписано не только членами Советов, но и всеми присутствовавшими. Неграмотные просили грамотных расписаться за них.

Вестник церковного единения. №18. 14 (1) марта 1917 г. С.3-4

О церковно-приходских школах. На Воронежском уездном земском собрании между прочим, было постановлено: поручить управе совершить прием церковно-приходских школ уезда в ведение земства. Поручить управе возбудить пред подлежащим ведомством ходатайство о скорейшем ассигновании уездному земству сумм для выдачи учащих принимаемых церковно-приходских школ содержания, равного содержанию, получаемыми ныне учащими земских школ, и вн[е]сти в смету текущего года на содержание принимаемых школ всего 194.520 руб.

Вестник церковного единения. №19. 21 (8) марта 1917 г. С.3

В Валуйском монастыре. Нам передают, что в последнее время в Валуйском уезде совершено много арестов богатых лиц. Был арестован, между прочим, и игумен Валуйского монастыря о. Игнатий.
На монастырь была наложена контрибуция в 800 тыс. руб., а на братию в 10 тыс. руб. Братия при помощи добрых людей, кажется, внесла требуемую сумму, монастырь же внести 800 тыс. руб., конечно, не мог.

Вестник церковного единения. №21. 28 (15) марта 1917 г. С.3
Tags: 1917, газеты, священники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment