Chapaevec (voencomuezd) wrote,
Chapaevec
voencomuezd

Category:

В казачьем царстве

Немножко о порядках у белоказаков по советским газетам Воронежской губернии. Там по этой теме, в общем-то, и без того не так уж много нашлось.

Вести с Дона

На днях пришлось беседовать с товарищем, приехавшим из Украины (окружная станица Хоперского округа) он рассказал следующее о положении дел в этой отрезанной от Новочеркасска части Донской Области:
Приблизительно около половины июня н.с. на Хоперском горизонте снова всплыл Дудаков, тот самый который два месяца тому назад налетел со своей шайкой на Урюпинскую станицу забрал с собою из казначейства 1 1/2 миллиона и затем исчез. Теперь он при помощи награбленной суммы сформировал в степях отряд количеством около двух тысяч человек и снова появившись вблизи Урюпинской станицы принудил малочисленные отряды красной армии отойти от Урюпино к станции Алексиково на линии Грязи-Царицын. Затем он издал "приказ" по станицам, требуя присылки ему на помощь дружин в полном вооружении. В станицах начались на этой почве раздоры. Старики, настроенные монархически, горячо отозвались на "приказ" и настаивали на выполнении его. Молодые казаки пытались протестовать, но под давлением стариков скрепя сердце подчинились, и дружины были сформированы и отправлены в Урюпино. Собрав таким образом изрядные силы Дудаков оставив некоторых помощников в Урюпине двинулся дальше и занял Алексиково, Советские войска отошли на ст. Поворино узел ж. д. линий Грязи Царицынской и Харьково-Балашевской. Здесь они укомплектовали получили подкрепления и спустя несколько дней снова перешли в наступление, взяли снова Алексиково и стали с боем продвигаться от селения к селению по направлению к Урюпину. В станицах началась паника. Молодежь начала осыпать упреками стариков поддержавших авантюру. Старики сами перепугались, Наскоро была составлена грамота (наш собеседник присутствовал в это время в станице Котовской), в которой станица изъявила готовность помогать советским властям против Дудакова, объясняла все происшедшее насилиями и угрозами со стороны Дудакова и выражала искреннее раскаяние по поводу происшедшего. Под этой грамотой подписалось около 85 стариков была избрана делегация, которая с грамотой и белым флагом направилась для переговоров к командующему советскими войсками. Но когда делегация уже была вблизи штаба советских войск обнаружилось отступление красноармейцев под давлением наседающих Дудаковских отрядов. Увидев перемену обстановки делегация в силу обстоятельств круто переменила ориентацию и, боясь репрессии со стороны Дудакова решила пока что вернуться в станицу а грамоту не вручать. Большая часть членов делегации вернулась в станицу, но наш собеседник, бывший одним из инициаторов посылки делегации и составивший текст грамоты вернуться не решился вполне основательно опасаясь расправы над собою со стороны Дудаковских ратоборцев и направился на ст. Алексиково. Отсюда он последним поездом поехал на север и добрался до Повтрина, а несколько часов спустя Алексиково было занято вторично отрядами Дудакова. Советские войска отошли снова на ст. Поворино.

По словам его разгромить Дудакова было бы очень легко для этого достаточно было бы лишь небольшой дисциплинированной силы с артиллерией броневиком и аэропланом который мог бы устрашить население разбросав бомбы предварительно сообщив населению об этом прокламациями. У советского отряда были необходимые машины и орудия но не было умелых организаторов и энергичных начальников. Население в общем относится пассивно к затеям Дудакова поддерживая его лишь формально под давлением угроз но уже начались разлады на почве дальнейших планов. Казаки нехотя соглашаются участвовать в очищении от красноармейцев пределов области но наотрез отказываются вести борьбу вне ее границ между тем Дудаков настаивает на необходимости взятия Борисоглебска Балашева и т.д. Гражданская война не помешала тому, что поля в Хоперском округе засеяны полностью виды на урожай хлебов и трав хорошие.

Усманская газета. №69. 11 июля (28 июня) 1918 г.

Из записной книжки кадетского офицера

Въ 4-м номере "Солдата Революций" орган Военного Совета Северно-Кавказского Военного Округа; помещены интересные выдержки из попавшей в руки красноармейцев записной книжки казачьего офицера. Из этих заметок, что в стане врагов далеко не все благополучно.
Читаем:
Жители-казаки левобережной стороны Дона, после долгого брожения и колебания, перешли на сторону красногвардейцев и вместе с ними выступили против своих братьев казаков, ставших на защиту своих поруганных прав и на защиту Дона, печалуется бравый Есаул,о гибели своих попранных прав на мордобитие. Дальше.
По приказанию "начальника" из Перекопского отряда вызывала с конная сотня для посылки ее на хутор Чернополянский, для обезоружения жителей тяготевших к красной гвардия но сотня долго не являлась. "Начальство приказало донести выступит сотня или нет. Казаки сотни заявили, что ОНИ день тому назад возвратились из-за Дона лошади еще не отдохнули, что фураж доставляется из станиц не аккуратно. Поэтому итти для исполнения боевой задачи отказались несмотря на указания строгих требований закона.
На следующий день записано.
Настроение в отряд приподнято нервно. С левой стороны Дона красные казаки завели разговор через руку с казаками отряда. Начальником отряда было отдано приказание не выходить на берег и не переговориваться с красными. Такое приказание исполнялось неохотно и многие явно высказывали недоброжелательное отношение к изданию таким запрещениям и к начальникам".
Потом дела "защитников Дона пошли еще хуже.
"Сотне была дана задача переправиться на левую сторону Дона и двигаться на хутор Черную Поляну. Сотня итти отказалась. Приказано было командующим Юго-Восточным фронтом сложить оружие это приказание не исполнено. Сотня выступила произвольно и ушла на перекопскую станицу.
Начались переговоры одураченных казаков с казаками красноармейцами. "Начальство разумеется протестует но Начальник отряда бессилен был что-либо сделать, чтобы остановить от брожения.
Потом: Возвращаясь после переговоров казаки рассказывали что против нас такие же как и казаки что наши нечего делить между собой лучше ехать по домам косить луга что левобережные казаки воюют за Советскую власть которая нужна и нам. "Мы воюем за кадетскую власть да за офицерские погоны" говорили казаки.
По прямому проводу высшему начальству пришлось доложить следующее:
"Братанье с противников сегодня привело к тому, что наши казаки соглашаются что нам необходима советская власть а поэтому они говорят что мы сходимся с противными казаками в убеждениях. Следовательно против своих братьев не пойдем. Настаивают на делегации к ним и начать переговоры о мире или перемирии. Нахожу что момент очень серьезный ни прошу обдумать всестороние так как это приведет к полной дезорганизации. Остальное при личном докладе.
Заключение в комментариях не нуждается. Большевизм победил.
"Положение в отряде создалось тяжелое, развал полный настроение в отряде страшно возбужденное. На офицеров большинство смотрело с явным недоброжелательством и злорадством. Наступала ночь, тяжелая ночь. Можно было ожидать переправы противника для противодействия принимались меры но надежды не было никакой что в случае переправы казаки будут отражать. Положение офицеров было угрожающее. Ночь прошла не только без сна но и в сильном душевномъ волнении".
Скверная эта штука - душевное волнение.
(Б. П.)

Усманская газета. №107. 28 (15) августа 1918 г.

В стане белогвардейцев.

В царстве казацкой "вольницы"

На днях в Пензу прибыл крестьянин Сыр-Дарьинской области тов. Чеканов, состоявший раньше в батальоне советских войск, в Уманской станице, Ейского округа, Кубанской области.
В Пензу он попал проездом с тем невиданным "проходным свидетельством" которое ему дали в Красновском царстве (копию с документа смотрите ниже).
Вот что рассказывает тов. Чеканов об ужасах нахлынувших на Кубань.
Уманская станица была взята казацкими опричниками и черкесами 8-го июля. Предводительствовал ими атаман Назаренко.
В тот же день начались расстрелы. Первые сутки дали станице свыше ста трупов. Расправлялись не только с большевиками и солдатами советских войск, но со всяким, кто вздумал бежать от нашествия "освободителей". Ловили даже стариков и женщин расстреливали каждого, у кого в руках замечали узелок.
Самому Чеканову удалось бежать и долго скрываться в лесу и в камышах. Когда же он имел неосторожность поверить случайно встретившемуся крестьянину, уверявшему будто гонения красновцев прекратились, и возвратиться в станицу, то немедленно был схвачен.
Его продержали под арестом трое суток. се время выпытывали нет ли оружия. Наконец, учинили суд приговорили к порке и после выпоров дали "проходное свидетельство".
Освобожденный из-под ареста Чеканов видел как отправляли на расстрел 8 человек среди них 2 женщины. В этой группе были его товарищи служившие в одном с ним батальоне. Их фамилии: Калашников Ефрев Димченко Артем Печерица и Тихон Тарасов.
Расстрелы производились без особых церемоний сначала даже среди бела дня. Лишь после того как чей-то аэроплан сбросил над станицей воззвания о необходимости прекратить казни и порки расстреливали стали ночью на кладбище.
В царстве казацкой плектки особенно горько пришлось так называемым пришлым.
Их гнали наработу платы никакой не давали не давали и пищи. К непокорным же усердно применялась нагайка. Мать и отец Чеканова были избиты матери нанесены три кинжальных раны. Рассказывая обо все этом товарищ сидит у нас словно переживая все снова.
А на столе перед ним то "проходное свидетельство" с которым его смилостивились отпустить.
Вот точная копия этого докум.

Проходное свидетельство за № 5574.

Дано сие удостоверение от Уманского Станичного Правления Ейского Отдела Кубанской области в том что предъявитель сего действительно есть крестьянин Сыр-Дарьинской области Семен Трофимов Чеканов изоблеченный в принадлежности к преступной партии Большевиков по приговору Уманского военно-полевого суда выпорот розгами и с сего числа высылается из пределов кубанской области на свою родину по месту приписки.
В пут следования по назначению он не должен останавливаться где-либо на жительство хотя бы на короткое время.

Атаман станицы (подпись)
Писарь (подпись)

Так все по "закону" обделывается там где население осталось без советов и осчастливлено "вольной" казаческой властью атаманов (Б.П.)

Усманская газета. №110. 3 сентября (21 августа) 1918 г.

Краснов о "злых гениях"

КИЕВ, 6/IX. Выступавший в Донском округе Краснов сказал, между прочим, следующее: "Злые гении большевизма не исчезли еще на землях Войска Донского. Всего несколько дней тому назад в Усть-Медведицком округе отказался исполнять боевой приказ 14 донской полк. 13 августа в полках трех станиц: Острожской, Ново-Григорьевской и Соротинской происходили митинги, на которых казаки этих полков собирались послать делегацию красноармейцам, с целью заявить о бесполезности и нежелательности настоящей войны".

Известия Острогожского Уездного Совета. №73. 10 сентября 1918 г.

НА ДОНУ

МОСКВА 21-6. "Новой жизни" сообщают, что состоявшемся 15-6 секретном заседании с участием начальника контр-разведки Донского правительства полковника Пошникова, Генерала Краснова, ответственных служащих министерства внутренних дел обсуждался вопрос о принятии решительных мер по ликвидации рабочего движения во всей области Войска Донского и главным образом в Ростове, Новочеркасске, где несомтря на многочисленные аресты, расстрелы видных деятелей социалистических партий, продолжают процветать партийные кружки; разрабатываются планы свержения правительства. Полковник Дроздовский сделал подробный доклад о работе конной разведки, он указал, что начиная с 8-6 по настоящий день разведка успела арестовать 900 человек, 48 расстреляно, из которых 28 мужчин и 20 женщин. Краснов перед отъездом на боевые линии предоставил полковнику Дроздовскому широкие полномочия.

Известия Новохоперского Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов. №6. 28 (15) июня 1918 г.

Возвращают крепостное право

Из Донецкого округа сообщают в саратовские газеты:
Дикая расправа с крестьянском озверелых красновцев продолжается. Карательные отряды, как опричники разъезжают по округу, уничтожая все, напоминающее о днях свободы. Истязание, расстрелы, травля, бросание в тюрьму - вот неизменные приемы мести. Помещики, экономии которых были взяты крестьянами на учет, возвраться в свои вотчины, изощряются в способах вернуть прошлое и покорить бунтарей.
В слободе Кальчевской, помещик на крестьян нал. контрибуцию в 95 тыс. рублей. Крестьяне отказались. Был вызван карательный отряд. Крестьян высекли.
В Усть-Мечетенской волости помещик Поляков ввел барщину: все крестьяне обязаны два дня в неделю работать в его экономии без всякой оплаты.
Соседний помещик, генерал Слюсарев, пошел дальше. После отступления советских войск, он пришел со своим отрядом в свои места. Первым шагом могущестенного деспорта был расстрел 30 человек крестьян. Остальных он помиловал, наложив контрибуцию в 150 тыс. рублей. Крестьяне залоили в Донецкий союз имущество общества и выплатили Слюсареву 80 тыс. руб. Имущество целых деревень, принимавших участие на стороне советских войск, конфисковано, жители разогнаны.
Приемы усмирения крестьянства красновцами вызвали протест даже немецких военных властей. После гнуснейшего четвертования н ст.Миллерово бывшего члена Совета немецкое командование обезоружило казачий карательный отряд.
Между немцами и казаками происходят столкновения из-за реквизиции продовольственных запасов.
Приказом Краснова употребление слов товарищ и буржуй карается: первое - штрафом в 15 р., второе - 25 руб.

Известия Нижнедевицкого Уездного Исполнительного Комитета Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов. №1. 22 сентября 1918 г.

В местностях Воронежской губернии, оккупированных казаками, появились комиссионеры по скупке помещичьих земель. газета "Донской Край" сообщает, что скупка земель приняла широкие размеры и имеет своеобразный характер. Цена земли: 2000 рублей десятина. "Если владелец не хочет продать землю, у него охотно покупают право взыскания убытков за разгром усадьбы и инвентаря".

Известия Нижнедевицкого Уездного Исполнительного Комитета Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов. №4. 30 сентября 1918 г.

"Честная коалиция"

РОСТОв-на-ДОНУ, 15 октября. В заседании совета управяющих отделами Краснов сказал, что "гетман через генерала Середина, украинского посла на Дону, предложил донскому правительству военный союз против большевиков, обещая поддержку и помощь в деле организации южной добровольческой армии.
В связи с этим Красновым был командирован в Екатеринослав генерал Иванов для переговоров с добровольческой армией. В Екатеринодаре выяснилось, что предложение гетмана принципиально считается приемлемым. Вместе с тем признано желательным, чтобы высшее командование войсками антибольшевистской коалиции было сосредоточено в руках вождя добровольческой армии (РОСТА).

Известия Нижнедевицкого Уездного Исполнительного Комитета Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов. №10. 23 октября 1918 г.

РОСТОВ-на-ДОНУ, 26-Х. Недавно ночью по Ростову и Нахичевани, как уже сообщалось, были расклеены воззвания донских коммунистов с призывом восстать против угнетателей. Полиция была не в силах разогнать толпы читающих воззвания рабочих. В связи с этим на другой день были произведены многочисленные обыски и аресты. Больше всего пострадали полулегальные организции меньшевиков, бунда и профессиональных союзов, где конфискована вся литература. Среди рабочих сильное возбуждение. Полиция сбилась с ног, разыскивая тайные собрания и митинги, которые происходят чуть ли не в каждом доме.

Известия Нижнедевицкого Уездного Исполнительного Комитета Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов. №13. 3 ноября 1918 г.
Tags: 1918, Южный фронт, белый террор, газеты
Subscribe

  • Воспоминания Щепихина. Самара.

    Недавно произошло интересное событие. Трудами А.В. Ганина изданы воспоминания С.А. Щепихина – начальника штаба Западной армии в 1919 г.…

  • Из истории Военного контроля Сибирской армии в 1918 г.

    Начальник отделения ВОЕННОГО КОНТРОЛЯ Обер-Квартирмейстеру Штаба 4-го В.-Сиб. арм. корпуса при штабе 4-го В.-Сибирского Армейского корпуса. 26…

  • С пгаздником

    С днем дурака, который потратил несколько лет и полжизни на перебор бумажек и унижение от всех, кого можно, вместо того, чтобы стать программистом и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments