ХУБСУГУЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1932 г. В МОНГОЛИИ. Часть 2
В конце сентября отряд Зундуя соединился с отрядом из Хубсугула. Вблизи р. Чулут они попытались уничтожить отряд Аюурзаны и Жамца. 11 октября красный партизанский отряд во главе с Шарху на севере Сангийн-Далая вступил в бой с отрядом Жава, последний был убит. 13 октября в местности Хануй отряд Зундуя имел бои с отрядом Аюурзаны. Погибло 80 повстанцев, 14 взяты в плен, остальные бежали, красных убито 3. Магнай с несколькими предводителями и Сумъяа с 3 людьми сдались Ванчигу. 23 октября сдался Самбадив. 27 октября взяли в плен Жура и Шагдара. Повстанцы Самбу-дувчина и Жамца в Хубсугульском аймаке сложили оружие и рассеялись, но сами командиры скрылись. 28 октября отряд Чоймбола взял в плен командира повстанцев Тугжа; в августе - сентябре сдались Тову и Жав; Хасыга отравили, его 160 человек сдались. В октябре арестовали Аюурзану и Самбу-дувчина [Цэрэнбалжир, 1990, с. 69-74]. Эрэндо арестовал Т. Самдана ("Бор-гэгэна") [Ломакина, 1975; Ломакина, 2006].
Отряд повстанцев появился на юге - в Алтайском аймаке. Налеты на органы власти и грабежи отмечались там еще до восстания на Хубсугуле (см. выше). По докладу Дэмида 6 июня в это время в Алтае перешли границу еще 4 "банды" [ЦАФСБ, ф. 65, д. 700, л. 2—4]. 27 сентября отряд в 81 человек взял управление сомона Цогт, сжег юрту погранзаставы, убил 3 красных. 29 сентября туда направили маневренный взвод под командой Батмунха и Сангава. В бою погибло 320 повстанцев, у 140 взяли лошадей, у красных убит 1, ранены 2 [Цэрэнбалжир, 1990, с. 69-70].
В сентябре 1932 г. восстание было в основном ликвидировано. 22 сентября президиум Малого хурала объявил об этом. Особое положение было отменено в аймаках Хубсугул, Архангаи, Дзабхан и Увэрхангай. В конце октября отряды оттуда были отозваны [Цэрэнбалжир, 1990, с. 79]. В октябре-ноябре восстание подавили окончательно. 16 ноября вышло постановление 35-го пленума президиума ЦК МНРП о ликвидации контрреволюционеров и остановке военных действий [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 167, тал 199].
ОРГАНЫ ВЛАСТИ и ИДЕОЛОГИЯ ВОССТАВШИХ
Самбу-дувчин и его сторонники в сомоне Рашант организовали свой орган власти - министерство Очирбата, или военное министерство. В своих документах повстанцы именовали его "Возвышающее веру, приносящее счастье живым существам министерство Очирбата" (монг. "Шашныг мандуулах амьтныг жаргуулагч Очирбатын яам") [Батсайхан, 2007, с. 260; Гадаадаас турхирсан..., 2013, с. 118]. Таким образом, к названию министерства они прибавили официальный титул последнего великого хана Монголии - Богдо-гэгэна VIII.
В министерство вошли С. Бурят (председатель), Дандар, феодал Жамсран, С. Няма, тайджи Допдогдорж, Ч. Самбу-дувчин (главнокомандующий). За ними следовали Гон-гор, Сосорын Гомбожав, Цэрэндаш, Б. Жамсрандорж [Цэрэнбалжир, 1990, с. 87; Гадаадаас турхирсан..., 2013, с. 118]. По другим данным, его возглавил Жамсран, военными делами медал тайджи Дамдинсурэн, секретарь - Жамсрандорж. Кроме них в руководстве были С. Бурят из сомона Цэдэрлэги и Эрэндэндэв из монастыря Рашантын-хурэ. Высшая /56/ власть принадлежала ламам Самбу-дувчину и Сансрай-габджу [Батсайхан, 2007, с. 260]. Как отмечал в своем докладе советский инструктор Гроссман, под руководством министерства Очирбата были военком, советник, командиры 100 солдат, командиры 50 солдат, командиры 20 солдат, милиция, посты, оружейный арсенал, мобилизационный кружок, агитпропкружок, разведкружок, оружейная мастерская, "организации по грабежу скота аратов" [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 47].
Министерство обзавелось печатью, божеством-охранителем, знаменем, на котором было написано: "Желтыми воинами руководят хутухты, хубилганы, являющиеся представителями Панчен-ламы". Министерство издавало указы за подписью председателя и главнокомандующего. Там составляли списки людей, опись оружия, сохранялись письма и т.д., были орудия порки [Батсайхан, 2007, с. 259; Гадаадаас турхирсан..., 2013, с. 119; РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 18].
Министерство расширяло область восстания после его начала, посылая отряды в 10-20 человек в сомоны Хубсугула. В результате возникли слухи о том, что восстание началось сразу в нескольких местностях [Батсайхан, 2007, с. 259]. Центром движения стал Рашантын-хурэ [РГАСПИ, ф. 495, он. 152, д. 140, л. 18].
Восставшие называли себя "воины Желтой веры", или "желтые воины религии" (монг. "шашны шар цэрэг") - буддизма школы Гэлуг. Некоторые отряды назывались "солдаты Панчен-ламы" [Гадаадаас турхирсан..., 2013, с. 199]. Командиров отрядов называли командующими, или полководцами (монг. жанжин). Они имели разные ранги. Например, Пурэвцэрэн и Сэдбазар были полковниками (монг. хуранда) у вышестоящих жанжинов. Крупные отряды были организованы по 100, 50, 10 человек с отдельными командирами [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116; Лувсан-Очир, 2003]. Отряды имели знамена и знаки отличия. Например, на знамени одного отряда был изображен бурхан Лхамр [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51—116]. Во время боя с содномом "желтые воины" имели одно желтое и два белых знамени, носили на левом плече белую ткань как отличительный знак, в других случаях - особые шарфы на шее [Цэрэнбалжир, 1990, с. 50].
После поражений министерство Очирбата потеряло прежние рычаги власти. Гивапил писал, что в Дуурэгч-ваигийн-хурэ создано "религиозное министерство", или "религиозная партия" (монг. "шашны яам", "шашны нам"), тогда как отряды при монастырях Хялгант, Хашат, Бугсий и Джалханцзы назвали "военным комитетом Очирбата", "отрядами желтых воинов Панчен-ламы" [Гадаадаас турхирсан..., 2013, с. 122].
По показаниям на суде Жамсрандоржа, начальником министерства Очирбата был Самбу-дувчин, первым министром - С. Бурят. В последнее время Самбу-дувчин думал создать собственное министерство в местности Томбу, основную работу хотел поручить Жамцу, остальных сделать советниками. В министерство он хотел включить ловона Шагдара и других лам. По словам обвинителя Ядамсурэна, допросами подтверждается, что Самбу-дувчин руководил штабом и всей организационной работой; среди руководства повстанцев возник раскол, поэтому Самбу-дувчин хотел организовать отдельное министерство, а руководителем министерства Очирбата решили поставить Бурята, эта тайная организация имела центр. Их жанжины — Тугж, Аюурзана, Магнай, Сумъяа, Самбудив, Т?мэнбаяр, Норовсамбу, Бадрах, Тарав, Санжмятав, Бадамжав, Дарма, Пурэвцэрэн, Тугулдэр, Сэдбазар, Шагдар [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116]. Заняв 9 мая Тариатын-хурэ в Архангае, Д. Дамдинсурэн создал там свои штаб.
Обвинитель на суде заявил: установлено, что было два штаба. Первый - Самбу-дувчин, Жамц, Аюурзана. В нем было 4 старших и 4 младших жанжина (монг. их-жан-жин, бага-жанжин) с их группами, они отделились от министерства Очирбата. Бурят не сознался, но он заново восстановил министерство Очирбата, был там премьером, планировал работу в Архангайском и Хубсугульском аймаках. Военными делами там /57/ ведал "зеленошапочный" Дамдинсурэн, политическими делами - "Бор-гэгэн" Самдан. Дамдинсурэну подчинялись жанжины Тугж, Бадрах, Магнай, Сумъяа. Каждый из них имел свои отделы {МУYТА, ф. 4, д. 4, XЛІ. 301, тал 51-116].
Целью восставших было свержение революционной власти. Лозунги министерства - ликвидировать народное правительство, привести в МНР Панчен-ламу [РГАСПИ, ф. 495, Oli. 152, д. 140, л. 18]. Эти цели на допросе указал Самбу-дувчин. По его показаниям, другой штаб, Который возглавляли Бурят и Дамдинсурэн, хотел организовать власть старых нойонов и чиновников. Бурят показал, что их целью была организация монархии, получение помощи и оружия от Японии. По словам обвинителя, Бурят хотел также восстановить старый хошун Далай-вана [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116; Цэрэнбалжир, 1990, с. 86]. Последнее на короткое время удалось: было создано хошунное управление во главе с приемным сыном прежнего князя Далай-вана - Жигжидсурэном, его помощником (туслагч) стал тайджи Удайжав [ЦАФСБ, ф~ 65, д. 700, л. 1 86-191].
Среди повстанцев высшие посты занимали феодалы [там же], ламы и чиновники. Некоторые были детьми аратов, например, хамбо-гэгэн Очиржанцан [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116]. Но были и араты, и бывшие госслужащие, в том числе члены Малого хурала в Увэрхангае, Улясутае и Тариате: Жамц, Содном и др. [ЦАФСБ, ф. 65, д. 700, л. 2-4]. Женщина Дарьсурэн - член Малого хурала, была одним из помощников жанжина Санжжава [Цэрэнбалжир, 1990, с. 53]. Пурэвжав - секретарь сомона Заг [Цэрэнбалжир, 1990, с. 55]. Б. Жамсрандорж - начальник кооператива Хялгант, Сан-жид - председатель колхоза, Ц. Жамц, Дугэржав, Сэдбазар - военные [Цэрэнбалжир, 1990, с. 32, 49, 87]. Д. Дамдинсурэн - бывший лама, затем председатель кооперации [ЦАФСБ, ф. 65, д. 700, л. 186-191]. Б. Тугж, Б. Аюурзана, Д. Сумъяа (Самьяа), Э. Тарав - араты [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116, х.н. 184, тал 40-46; Цэрэнбалжир, 1990, с. 87-88]. Ш. Жур - охотник [МУYTА, ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116]. Т. Самдан ("Бор-гэгэн", "Догшин-Нойон-хутухта") - продавец в магазине сомона Ар-Булаг (воспоминания Г. Эрэндо - в кн.: [Ломакина, 1975, с. 98]).
Рядовые "желтые воины" были в основном араты. "Повстанческое движение является массовым аратским движением, организовано и возглавляется феодальной частью высшего ламства и светских феодалов. <...> По количеству, основная масса восставших состоит из бедняков и середняков". Среди повстанцев было очень мало "кулаков" [ЦАФСБ, ф. 65, д. 700, л. 84-102]. "Отряды повстанцев состоят преимущественно из арат, значительной части лам, перешедших в черное состояние (в мир. - С.К., Ж.О.) в этом году. Большой процент работников сети Монценкопа и сомонных организаций". Колхозники и бедные араты, мобилизованные повстанцами, быстро становились их активными сторонниками [РГАСПИ, ф. 495, он. 152, д. 140, л. 26]. Среди более 2 тыс. убитых повстанцев к июню 1932 г. 60% были араты [ЦАФСБ, ф. 65, д. 700, л. 150]. В это время ок. 90% местных членов МНРП и ревсомола и ок. 95% колхозов принимали участие в восстании [там же. л. 63].
Основным методом повстанцев была агитация [ЦАФСБ, ф. 65, д. 700, л. 84-102]. Сохранились их агитационные материалы и песни [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 185, тал 50-52, 213-214; Гадаадаас тyрхирсан..., 2013, с. 479-480]. Главные направления следующие: прекратить уничтожение религии; восстановить религию и старые порядки; в МНР придет (или уже пришел) Панчен-лама с солдатами; восстание - это Шамбалинская война, которая предсказана и завершится победой.
Вот некоторые лозунги. "Да здравствует возвышающий религию Богдо-лама и наши воины, которые возвышают образ религии и держат желтое знамя". "Уничтожим до основания держащих эту народную власть диких людей и демонов". "Знамя жёлтого воина, который возвышает жёлтую веру, окропим кровью члена революционной партии и правительства". "Начиная с этого дня, уничтожим этих скотов всех до единого", "Да здравствует теократическая власть, которую организуют наши жёлтые воины" [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 184, тал 13-21]. /58/
Однако убивать следовало не всех революционеров, а только активистов, сознательно разрушавших монгольский традиционализм. Это видно, например, из воззвания ламы Самбу, который агитировал от министерства Очирбата. Вот его содержание.
За 11 лет аратской власти она ничего не сделала на пользу религии, но вплотную подошла к ее разрушению; ловит хутухт, хубилганов, лам, нойонов, убивает их и конфискует имущество. Аратов обманывают: под маркой колхозов конфискуют половину или треть имущества аратов, еще облагают налогами. Конфискуют джассы [3], расточают и уничтожают их; растаскивают и продают монастырское имущество; закрывают монастыри; много случаев побоев, расправ, арестов, истребления. Красная Россия под видом защиты Монголии полностью прибрала к рукам ее скот, который идет на нужды армии, отказывается завозить товары, из-за чего образовался их дефицит. Мужчин забирают в армию, а после возвращения будут использовать для создания коммун и перехода к коммунизму; при этом будут полностью уничтожаться нойоны, таиджи, ламы. Водворение порядка, спокойствия, освобождение религии - это внушено свыше. Пришло время уничтожения врага религии. Не верящие в это погибнут от оружия Шамбалы. Надо немедленно переходить на сторону войска Шамбалы. Захватывая и истребляя революционеров, надо присоединяться к "желтым воинам" в Асато?хурэ (=Асгатын-хурэ). "Члены партии и ревсомола, лица, занимающие высшие и низшие должности, но сохранившие связь с религией и желающие от всей чистоты души служить и стараться нам, не должны опасаться быть убитыми и измученными, а наоборот они будут приняты с радушием. Мы не убиваем всякого и каждого. Мы убиваем и истребляем только врагов религии, заслуживших это [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 49-51].
Повстанцы утверждали, что связаны с Панчен-ламой, верят в его приход (например, показания Самбу-дувчина, Самдана, Магная), что это восстание - Шамбалинская воина (показания Аюурзаны, Магная) [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 196, тал 79-81; ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116]. Повстанцы распространяли слухи, что Панчен-Богдо уже взял Улан-Батор, что пришли его солдаты [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 18; МУ?ТА, ф. 4, д. 4, х.н. 184, тал 40-46, х.н. 185, тал 180-191].
Одной из задач было выявление хубилганов [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 184, тал 40-46], что запрещала МНРП. Восставшие объявляли хубилганами некоторых своих лидеров - в нарушение процедуры выявления, принятой в буддизме. Например, среди них в монастыре Тариат было 2 ламы, одного из которых они называли Зая-пандита-гэгэн, другого - Богдо-Дамбиджанцан, т.е. Джа-лама [Гадаадаас т?рхирсан..., 2013, с. 108]. Т. Самдан показывал, что он принял титул Догшийн-Нойон-хутухта и агитировал под ним, потом его стали называть Бор-гэгэн [МУ?ТА, ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116, Цэ? рэнбалжир, 1992, с. 91-92].
Использовались и образы знаменитых контрреволюционеров, в том числе погибших. Ходил слух, что идут с солдатами тибетский хубилган Эрэгдэлбурэлгу, Зая-гэгэн (расстреляны красными) и Дилова-хутухта (ушел за границу), это такие мудрые хутухты, что пули их не берут [Цэрэнбалжир, 1990, с. 56-57]. Говорили, что ходят два человека с бородами - учитель Дамбиджанцан и жанжин Барон (т.е., Р.Ф. Унгерн), чтобы улучшить власть, они поставили за собой много китайских и японских солдат [Цэрэнбалжир, 1990, с. 12-13]. Были слухи, что Егузэр-хутухта с Дамбиджанцаном (оба убиты красными) с солдатами идут брать Жавхлант (Улясутай), захватывают скот [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 184, тал 40-46].
Надо отметить, что слухи о приходе Унгерна (расстрелян красными в 1921 г.) распространялись и раньше. В 1929 г. ОГПУ получило донесение, что "по документальным сведениям, в МНР распространяются письма барона Унгерна. В последних двойник Унгерна сообщает, что вместо него расстреляли другого человека, а он спасся и находится в Тибете, где получил благословение Далай-ламы и начинает дело объединения буддистов" [ЦАФСБ, ф. 2, оп. 10, д. 531, л. 103].
Для агитации использовались и некоторые пророчества. Аутентичность одних из них не установлена, другие были подделками, третьи представляли старые пророчества, интерпретированные так, чтобы представить восстания 1930-х гг. как давно предсказанные. Для этого /59/ использовались книга "Жалханзын сумбум" [Цэрэнбалжир, 1990, с. 12-13], монгольский перевод "Моления о перерождении в Шамбале" на основе текста Панчен-ламы VI (1738-1780) [ЦАФСБ, ф. 2, он. 10, л. 531, л. 127-12706., ф. 2, оп. 8, д. 378, л. 324-32406.], и, по-видимому, "договор 1889 г. на горе Утай-Шаиь" в Китае, которому пришло время исполниться [Гадаадаис турхирсан..., 2013, с. 202-208, 214; Пyрэвбат, 2009, с. 136-141].
3. Резервы имущества лам.
СОСТАВ, силы И БОЕВЫЕ ПОТЕРИ СТОРОН
Согласно донесениям, в монастырях Рашанта, Астата, Бугса, Джалханцзы и Тэса в восстании участвовало свыше 2000 человек [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 52]. Но Дэмид в докладе 6 июня указывал лишь ок. 1000 человек [ЦАФСБ, ф. 65, д. 700, л. 2-4]. По состоянию на июль 1932 г., однако, отмечалось до 13 отрядов общей численностью более 3000 человек. Наиболее сильными были отряды Доржпалама, "Добон" (ловон) Шагдара, "халзана" (лысый) Самдан и Жамсрандоржа в 150, Эрэндэндэва - 300, "чой-жипа" Бурята, Цагап-гэлуна, Жигжид Тобу, Дамдинбишрельта, "Бор-гэгэна" в 500 человек, соединения жанжинов Аюурзаны, Тугжа, Жура, Дарина, Бадархо (Бадрах). Бадмажава, Тумэнбаяра, Торва (Тарав), Самбутиба (Самбадив), Сумъяа, Магная и др. [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, я. 82-8206.]. По другим данным, общая численность восставших была 5 тыс. человек [Гадаадаас турхирсан..., 2013, с. 109].
В Рашантын-хурэ в апреле было 300-400 повстанцев, ко времени боев - 700-800 [РГАСПИ, ф. 495, он. 152, д. 140, л. 16, 18, 52]. После разгрома Рашантын-хурэ основные центры восстания были в Бугсиин-хурэ (400 человек) и Джалханцза-хурэ (до 500 человек), в других местах повстанцев было от 150 до 300 [там же, л. 26]. Ко времени взятия отрядом Гомбо Джалханцза-хурэ число повстанцев там уменьшилось за счет предыдущих боев до 230 [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 185, тал 161-162]. Дуурэгч-вангийн-хурэ (=Тэсийн-хурэ) заняли 400 повстанцев [там же, тал 161-162]. В бою там участвовали уже ок. 700 или 900 бойцов [РГАСПИ, ф. 495, on. 152, д. 140, л. 52, 55]. в Асгате в апреле их было 200 [там же, л. 52] или 250 [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 185, тал 84], в Дархаде - не менее 300 [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 21].
Летом в Хубсугульском аймаке численность отдельных отрядов повстанцев составляла 100-300, в Архангае - 50-600 (самый крупный отряд - Д. Дамдинсурэна), Увэрхангае - отряд в 106, Дэрбэте - 250, Алтае - более 300 человек [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 184, тал 56, х.н. 185, тал 186-187; РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 55; ЦАФСБ, ф. 65, д. 700, л. 2-4, 186-191; Цэрэнбалжир, 1990, с. 53, 57-70]. После разгрома красными отряды повстанцев уменьшились, затем пополнились летом, а к осени крупные отряды были в основном разбиты.
Первые красные отряды формировались на местах, были присланы также силы ГВО. Эти отряды были небольшие, обычно в несколько десятков человек [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 16, 55]. По решению Военного совета МНР от 9 мая 1932 г. из солдат МНРА формировались 4 отряда, из Кобдо, Дзабхана и Увса направлялись 2 кавалерийских и 1 стрелковый полк. Общая численность войск - 1300 человек [Ганболд, 2002, с. 45-46]. После отвода войск в июле в Хубсугуле охранные отряды в центрах сомонов состояли из 20-50 человек [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 195, тал 10-13]. В августе в Архангае и Хубсугуле численность красных отрядов составляла 130-200 человек [Цэрэнбалжир, 1990, с. 66-67].
В отряды и красных, и повстанцев часть аратов шла добровольно, часть - принудительно. Среди красных не было единства. 30 мая восстал весь гарнизон Цэцэрлэга из 1195 человек, ликвидировал власть, освободил 400 повстанцев, к ним присоединились посты за городом [Сталин и Каганович, 2001, с. 156-157]. Солдаты зачастую не хотели подавлять восстание, некоторые дезертировали, шло брожение [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 61; ЦАФСБ, ф. 65, д. 700, л. 2-4; Ганболд, 2002, с. 49-51]. В 8-м Дзабхапском и 17-м Архангайском кавполках в 600 и 500 человек военными были только командиры, а рядовых набирали по надобности. Их держали как резерв: /60/ это были местные жители, многие из которых поддерживали восставших. В полках были случаи враждебной пропаганды, неповиновения, дезертирства. Несколько солдат было расстреляно (Ганболд, 2002, с. 51].
КАРАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ СТОРОН
Восставшие призывали уничтожать врагов религии, но не тех, кто был готов с ними сотрудничать, в результате к ним присоединилось много служащих, членов МНРП и ревсомола. Однако убивали активистов, которые рьяно проводили "левый курс" - некоторых с большой жестокостью. Некоторые жанжины (не ламы) вырезали у врагов сердца, применяли пытки [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116; Цэрэнбалжир, 1990, с. 87-88; Гадаадаас турхирсан..., 2013, с. 338-341]. Выниманию сердца они придавали мистическое значение. Это грубое нарушение заповедей буддизма, хотя его исполнители заявляли себя "желтыми воинами".
О применении пыток красными нет сведений. В первые месяцы они проводили аресты и казни на месте, без суда или по приговорам военно-полевых судов [МУYТА, ф. 4, д. 4, X.II. 185, гал 72]. Они сожгли несколько монастырей. Есть сведения, что из тех, кто был помещен в тюрьму Улясутая, большая часть умерла от голода, некоторых убили. Многих перевозили в административные центры удаленных хошунов и сомонов, где убивали (О. Батсайхан, письмо С.Л. Кузьмину, 2014 г.). Судя по архивным данным [Гадаадаас турхирсан... ,2013 ,с. 111], казнили в разных случаях 12-40% арестованных. Советник экономического совета МНР Е.А. Стулов 25 июня 1932 г. в записке о поездке в Архангай 1-10 июня 1932 г. с правительственной комиссией в Цэцэрлэге сообщал о ряде случаев произвола и беззаконий при подавлении восстания [ЦАФСБ. ф. 65, д. 700, л. 87-96]. Для наведения порядка была прислана комиссия. 14 июля 1932 г. ГВО отдала приказ: арестованных руководителей восстания не казнить на местах, а отправлять в ГВО в центр [Лувсан-Очир, 2003].
Одним из главных решений МНРП летом 1932 г. было проведение работы cpeди родственников восставших с целью заставить их писать письма, чтобы повстанцы сдавались [Цэрэнбалжир, 1990, с. 59]. 5 сентября 30-й пленум президиума ЦК МНРП принял постановление о конфискации имущества у феодалов, участвовавших в восстании, его распределении, ознакомлении аратов с причиной конфискации и выяснении их мнения об этом [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 167, тал 168-169].
19-30 апреля 1933 г. в здании Центрального театра в Улан-Баторе перед судом предстали 39 лидеров повстанцев: Ч. Самбу, Ц. Жамц, С. Бурят, Б. Тугж, Б. Аюурзана, Чимэддорж, X. Ширэндэв, Жамсрандорж, Вандансурэн, В. Бямба, Ёндон, Бат-Очир, Того, Лхажав, Агвандорж, Буяндэлгэр, Очиржанцан, Магнай, Самъяа (Сумъяа), Т. Самбадив, Жур, Тумэнбаяр, Норовсамбу, Бадрах, Тарва, Бадамжав, Дарма, Пурэвцэрэн, Тугулдур, Сэдэвбазар, Шагдар, Долгор, Очирбат, Аюурзана, Дэндэв, Цэрэндамба, Тумурбаа-тар, Тудэв, Санжмятав [Цэрэнбалжир, 1990, с. 80-83; Лувсан-Очир, 2003; Гадаадаас турхирсан..., 2013, с. 113-114]. Главными обвинениями были восстание против власти в пользу Японии, разгром сомонов, грабежи, пытки и казни. Сохранились материалы допросов. Линия защиты строилась на классовом принципе и на том, что подзащитные подпали под чужое влияние [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116].
Суд приговорил 15 человек к разным срокам заключения, 18 (главные руководители, в том числе 8 жанжинов) - к расстрелу с правом апелляции, 6 освободили [Цэрэн-балжир, 1990, с. 80-83; Гадаадаас турхирсан..., 2013, с. 113-114].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По данным председателя Монгольской комиссии ЦК ВКП(б) Ш.З. Элиавы, в восстании участвовало ок. 70% населения пяти самых населенных аймаков МНР, погибло 8-10 тыс. человек [РГАСПИ, ф. 495, оп. 2, д. 221, л. 4—71]. По сообщению Архангайского
аймачного управления, при восстании в пяти сомонах было убито 602 человека [МУ?ТА, /61/ ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116], в 16 сомонах Хубсугульского аймака - 609 человек. По другим данным, с середины апреля по июль в восстании в Архангае, Увэрхангае, Хуб-сугуле и Дзабхане было убито 700 человек [Цэрэнбалжир, 1990, с. 94], или же потери в Архангае, Дзабхане и Хубсугуле - 1402 человека [Гадаадаас т?рхирсан..., 2013, с. 111].
На июль 1932 г. ущерб составил 10 млн тугриков, уничтожено 35 сомонных управлений, 1 почтовая контора и т.д. [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 82-8206.]. В 16 сомонах Хубсугула уничтожено 79 айлов, 11 сомонных управлений, 26 колхозов, 16 артелей, 5 начальных школ. В Архангае уничтожено 13 сомонных управлений, 17 артелей, 1 отделение суда, 1 телеграфная контора, 14 комитетов кооперативов, 13 отделений (салбар), 2 отдела госторговли [Цэрэнбалжир, 1990, с. 95].
Существует мнение, что восстание 1932 г. было организовано из-за рубежа: японскими империалистами, китайскими милитаристами и Панчен-ламой IX, который в то время находился во Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китае, что эти силы лишь использовали недовольство в самой МНР. Анализ материалов суда над лидерами повстанцев, разведдонесений и сведений о деятельности Панчен-ламы в тог период свидетельствует о том, что повстанцы не действовали по указаниям из-за рубежа, не получали оттуда помощь и вынуждены были опираться лишь на свои силы. Причина восстания - "левый курс", проводившийся, а затем отмененный по указаниям политбюро ЦК ВКП(б) и Коминтерна.
Восстание 1932 г. было самым масштабным в Монголии XX в. Оно соответствует критериям гражданской войны, отличающим ее от конфликтов других типов (см. [Sambanis, 2004, р. 829-830]). Это было народное восстание, переросшее в гражданскую войну.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АВПРФ - Архив внешней политики Российской Федерации, Москва. МУYТА - Монгол улсын yндэсний Т?В архив, МАН-ын Баримтын Т?В, Улан-Багор.
РГАСПИ - Российский государственный архив социально-политической истории, Москва.
ЦАФСБ - Центральный архив Федеральной службы безопасности, Москва.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Батсайхан О. Монгол ундэстэн бурш эрхт болох замд (1911-1946). Улаанбаатар. 2007. Гадаадаас т?рхирсан 1932 оны босяого (т??х, дурдатгал, дурсамж, нийтлэл, тэмдэглэл, захидал). Улаанбаатар. 2013.
?алсаибаатар Пі. "Танк хулдэг" Архангайнхан хэрхон хэлмэгд?эн бэ? 2012. http://www.wikimon.mn/content/5723.shtml.
Ганболд С. 1932 оны аэвеэгт бослого дахь цэргийнхиий байр суурь // Туухийп судлал. Т. 33, fasс. 1-22.
2002.
Котельников В. История советской авиации. Поликарпов Р-1 - первый серийный советский самолет. 2012. http://topwar.n1/l6259-istoriya-sovctskoy-aviacii?polikarpov-r-l-pervyy-senynyy-sovetskiy-samolet.html.
Ломакина И. М. Белые юрты в степи, М. 1975.
Ломакина И. М. Монгольская столица, старая и новая (и участие России в ее судьбе), М. 2006.
Лувсан-Очир Ч. Лравхан насандаа аюулыг серсон нь. Улаанбаатар. 2003. http://www.gia.gov.mn/artides/ medee/1066.
Монголын сум хийдийн туухэн товчоон. Улаанбаатар, 2009.
П?рэвбат Г. (сост.). Их Монгол орондуламжлагдеан ирээдуйг эш узуулепн бошгууд. Улаанбаатар. 2009.
Симуков А. Заметки О. положении на периферии МНР за 1931 г. // Восток. 1994. № 5. Сталин и Каганович. Переписка 1931 -1936 гг. м. 2001. Цэрэнбалжир Д. 1932 оны зэвеэгт бослого. Улаанбаатар. 1990.
Эрдэнэсайхан А. Улс торийн хэлмэгдэгедийн намтрын товчоон. Боть 16. Лам нарыг егуутгэсний учир. Улаанбаатар. 20ІЗ.
Dashpurev D., Soni S.K. Reign uf Terror in Mongolia 1920-1990. New Delhi, 1992.
Sambanis N. What is civil war? Conceptual and empirica] complexities of an operational definition // Journal of Conflict Resolution. V. 48, N 6. 2004. /62/
"Восток". 2015. №3. С. 47-62.
Отряд повстанцев появился на юге - в Алтайском аймаке. Налеты на органы власти и грабежи отмечались там еще до восстания на Хубсугуле (см. выше). По докладу Дэмида 6 июня в это время в Алтае перешли границу еще 4 "банды" [ЦАФСБ, ф. 65, д. 700, л. 2—4]. 27 сентября отряд в 81 человек взял управление сомона Цогт, сжег юрту погранзаставы, убил 3 красных. 29 сентября туда направили маневренный взвод под командой Батмунха и Сангава. В бою погибло 320 повстанцев, у 140 взяли лошадей, у красных убит 1, ранены 2 [Цэрэнбалжир, 1990, с. 69-70].
В сентябре 1932 г. восстание было в основном ликвидировано. 22 сентября президиум Малого хурала объявил об этом. Особое положение было отменено в аймаках Хубсугул, Архангаи, Дзабхан и Увэрхангай. В конце октября отряды оттуда были отозваны [Цэрэнбалжир, 1990, с. 79]. В октябре-ноябре восстание подавили окончательно. 16 ноября вышло постановление 35-го пленума президиума ЦК МНРП о ликвидации контрреволюционеров и остановке военных действий [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 167, тал 199].
ОРГАНЫ ВЛАСТИ и ИДЕОЛОГИЯ ВОССТАВШИХ
Самбу-дувчин и его сторонники в сомоне Рашант организовали свой орган власти - министерство Очирбата, или военное министерство. В своих документах повстанцы именовали его "Возвышающее веру, приносящее счастье живым существам министерство Очирбата" (монг. "Шашныг мандуулах амьтныг жаргуулагч Очирбатын яам") [Батсайхан, 2007, с. 260; Гадаадаас турхирсан..., 2013, с. 118]. Таким образом, к названию министерства они прибавили официальный титул последнего великого хана Монголии - Богдо-гэгэна VIII.
В министерство вошли С. Бурят (председатель), Дандар, феодал Жамсран, С. Няма, тайджи Допдогдорж, Ч. Самбу-дувчин (главнокомандующий). За ними следовали Гон-гор, Сосорын Гомбожав, Цэрэндаш, Б. Жамсрандорж [Цэрэнбалжир, 1990, с. 87; Гадаадаас турхирсан..., 2013, с. 118]. По другим данным, его возглавил Жамсран, военными делами медал тайджи Дамдинсурэн, секретарь - Жамсрандорж. Кроме них в руководстве были С. Бурят из сомона Цэдэрлэги и Эрэндэндэв из монастыря Рашантын-хурэ. Высшая /56/ власть принадлежала ламам Самбу-дувчину и Сансрай-габджу [Батсайхан, 2007, с. 260]. Как отмечал в своем докладе советский инструктор Гроссман, под руководством министерства Очирбата были военком, советник, командиры 100 солдат, командиры 50 солдат, командиры 20 солдат, милиция, посты, оружейный арсенал, мобилизационный кружок, агитпропкружок, разведкружок, оружейная мастерская, "организации по грабежу скота аратов" [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 47].
Министерство обзавелось печатью, божеством-охранителем, знаменем, на котором было написано: "Желтыми воинами руководят хутухты, хубилганы, являющиеся представителями Панчен-ламы". Министерство издавало указы за подписью председателя и главнокомандующего. Там составляли списки людей, опись оружия, сохранялись письма и т.д., были орудия порки [Батсайхан, 2007, с. 259; Гадаадаас турхирсан..., 2013, с. 119; РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 18].
Министерство расширяло область восстания после его начала, посылая отряды в 10-20 человек в сомоны Хубсугула. В результате возникли слухи о том, что восстание началось сразу в нескольких местностях [Батсайхан, 2007, с. 259]. Центром движения стал Рашантын-хурэ [РГАСПИ, ф. 495, он. 152, д. 140, л. 18].
Восставшие называли себя "воины Желтой веры", или "желтые воины религии" (монг. "шашны шар цэрэг") - буддизма школы Гэлуг. Некоторые отряды назывались "солдаты Панчен-ламы" [Гадаадаас турхирсан..., 2013, с. 199]. Командиров отрядов называли командующими, или полководцами (монг. жанжин). Они имели разные ранги. Например, Пурэвцэрэн и Сэдбазар были полковниками (монг. хуранда) у вышестоящих жанжинов. Крупные отряды были организованы по 100, 50, 10 человек с отдельными командирами [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116; Лувсан-Очир, 2003]. Отряды имели знамена и знаки отличия. Например, на знамени одного отряда был изображен бурхан Лхамр [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51—116]. Во время боя с содномом "желтые воины" имели одно желтое и два белых знамени, носили на левом плече белую ткань как отличительный знак, в других случаях - особые шарфы на шее [Цэрэнбалжир, 1990, с. 50].
После поражений министерство Очирбата потеряло прежние рычаги власти. Гивапил писал, что в Дуурэгч-ваигийн-хурэ создано "религиозное министерство", или "религиозная партия" (монг. "шашны яам", "шашны нам"), тогда как отряды при монастырях Хялгант, Хашат, Бугсий и Джалханцзы назвали "военным комитетом Очирбата", "отрядами желтых воинов Панчен-ламы" [Гадаадаас турхирсан..., 2013, с. 122].
По показаниям на суде Жамсрандоржа, начальником министерства Очирбата был Самбу-дувчин, первым министром - С. Бурят. В последнее время Самбу-дувчин думал создать собственное министерство в местности Томбу, основную работу хотел поручить Жамцу, остальных сделать советниками. В министерство он хотел включить ловона Шагдара и других лам. По словам обвинителя Ядамсурэна, допросами подтверждается, что Самбу-дувчин руководил штабом и всей организационной работой; среди руководства повстанцев возник раскол, поэтому Самбу-дувчин хотел организовать отдельное министерство, а руководителем министерства Очирбата решили поставить Бурята, эта тайная организация имела центр. Их жанжины — Тугж, Аюурзана, Магнай, Сумъяа, Самбудив, Т?мэнбаяр, Норовсамбу, Бадрах, Тарав, Санжмятав, Бадамжав, Дарма, Пурэвцэрэн, Тугулдэр, Сэдбазар, Шагдар [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116]. Заняв 9 мая Тариатын-хурэ в Архангае, Д. Дамдинсурэн создал там свои штаб.
Обвинитель на суде заявил: установлено, что было два штаба. Первый - Самбу-дувчин, Жамц, Аюурзана. В нем было 4 старших и 4 младших жанжина (монг. их-жан-жин, бага-жанжин) с их группами, они отделились от министерства Очирбата. Бурят не сознался, но он заново восстановил министерство Очирбата, был там премьером, планировал работу в Архангайском и Хубсугульском аймаках. Военными делами там /57/ ведал "зеленошапочный" Дамдинсурэн, политическими делами - "Бор-гэгэн" Самдан. Дамдинсурэну подчинялись жанжины Тугж, Бадрах, Магнай, Сумъяа. Каждый из них имел свои отделы {МУYТА, ф. 4, д. 4, XЛІ. 301, тал 51-116].
Целью восставших было свержение революционной власти. Лозунги министерства - ликвидировать народное правительство, привести в МНР Панчен-ламу [РГАСПИ, ф. 495, Oli. 152, д. 140, л. 18]. Эти цели на допросе указал Самбу-дувчин. По его показаниям, другой штаб, Который возглавляли Бурят и Дамдинсурэн, хотел организовать власть старых нойонов и чиновников. Бурят показал, что их целью была организация монархии, получение помощи и оружия от Японии. По словам обвинителя, Бурят хотел также восстановить старый хошун Далай-вана [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116; Цэрэнбалжир, 1990, с. 86]. Последнее на короткое время удалось: было создано хошунное управление во главе с приемным сыном прежнего князя Далай-вана - Жигжидсурэном, его помощником (туслагч) стал тайджи Удайжав [ЦАФСБ, ф~ 65, д. 700, л. 1 86-191].
Среди повстанцев высшие посты занимали феодалы [там же], ламы и чиновники. Некоторые были детьми аратов, например, хамбо-гэгэн Очиржанцан [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116]. Но были и араты, и бывшие госслужащие, в том числе члены Малого хурала в Увэрхангае, Улясутае и Тариате: Жамц, Содном и др. [ЦАФСБ, ф. 65, д. 700, л. 2-4]. Женщина Дарьсурэн - член Малого хурала, была одним из помощников жанжина Санжжава [Цэрэнбалжир, 1990, с. 53]. Пурэвжав - секретарь сомона Заг [Цэрэнбалжир, 1990, с. 55]. Б. Жамсрандорж - начальник кооператива Хялгант, Сан-жид - председатель колхоза, Ц. Жамц, Дугэржав, Сэдбазар - военные [Цэрэнбалжир, 1990, с. 32, 49, 87]. Д. Дамдинсурэн - бывший лама, затем председатель кооперации [ЦАФСБ, ф. 65, д. 700, л. 186-191]. Б. Тугж, Б. Аюурзана, Д. Сумъяа (Самьяа), Э. Тарав - араты [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116, х.н. 184, тал 40-46; Цэрэнбалжир, 1990, с. 87-88]. Ш. Жур - охотник [МУYTА, ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116]. Т. Самдан ("Бор-гэгэн", "Догшин-Нойон-хутухта") - продавец в магазине сомона Ар-Булаг (воспоминания Г. Эрэндо - в кн.: [Ломакина, 1975, с. 98]).
Рядовые "желтые воины" были в основном араты. "Повстанческое движение является массовым аратским движением, организовано и возглавляется феодальной частью высшего ламства и светских феодалов. <...> По количеству, основная масса восставших состоит из бедняков и середняков". Среди повстанцев было очень мало "кулаков" [ЦАФСБ, ф. 65, д. 700, л. 84-102]. "Отряды повстанцев состоят преимущественно из арат, значительной части лам, перешедших в черное состояние (в мир. - С.К., Ж.О.) в этом году. Большой процент работников сети Монценкопа и сомонных организаций". Колхозники и бедные араты, мобилизованные повстанцами, быстро становились их активными сторонниками [РГАСПИ, ф. 495, он. 152, д. 140, л. 26]. Среди более 2 тыс. убитых повстанцев к июню 1932 г. 60% были араты [ЦАФСБ, ф. 65, д. 700, л. 150]. В это время ок. 90% местных членов МНРП и ревсомола и ок. 95% колхозов принимали участие в восстании [там же. л. 63].
Основным методом повстанцев была агитация [ЦАФСБ, ф. 65, д. 700, л. 84-102]. Сохранились их агитационные материалы и песни [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 185, тал 50-52, 213-214; Гадаадаас тyрхирсан..., 2013, с. 479-480]. Главные направления следующие: прекратить уничтожение религии; восстановить религию и старые порядки; в МНР придет (или уже пришел) Панчен-лама с солдатами; восстание - это Шамбалинская война, которая предсказана и завершится победой.
Вот некоторые лозунги. "Да здравствует возвышающий религию Богдо-лама и наши воины, которые возвышают образ религии и держат желтое знамя". "Уничтожим до основания держащих эту народную власть диких людей и демонов". "Знамя жёлтого воина, который возвышает жёлтую веру, окропим кровью члена революционной партии и правительства". "Начиная с этого дня, уничтожим этих скотов всех до единого", "Да здравствует теократическая власть, которую организуют наши жёлтые воины" [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 184, тал 13-21]. /58/
Однако убивать следовало не всех революционеров, а только активистов, сознательно разрушавших монгольский традиционализм. Это видно, например, из воззвания ламы Самбу, который агитировал от министерства Очирбата. Вот его содержание.
За 11 лет аратской власти она ничего не сделала на пользу религии, но вплотную подошла к ее разрушению; ловит хутухт, хубилганов, лам, нойонов, убивает их и конфискует имущество. Аратов обманывают: под маркой колхозов конфискуют половину или треть имущества аратов, еще облагают налогами. Конфискуют джассы [3], расточают и уничтожают их; растаскивают и продают монастырское имущество; закрывают монастыри; много случаев побоев, расправ, арестов, истребления. Красная Россия под видом защиты Монголии полностью прибрала к рукам ее скот, который идет на нужды армии, отказывается завозить товары, из-за чего образовался их дефицит. Мужчин забирают в армию, а после возвращения будут использовать для создания коммун и перехода к коммунизму; при этом будут полностью уничтожаться нойоны, таиджи, ламы. Водворение порядка, спокойствия, освобождение религии - это внушено свыше. Пришло время уничтожения врага религии. Не верящие в это погибнут от оружия Шамбалы. Надо немедленно переходить на сторону войска Шамбалы. Захватывая и истребляя революционеров, надо присоединяться к "желтым воинам" в Асато?хурэ (=Асгатын-хурэ). "Члены партии и ревсомола, лица, занимающие высшие и низшие должности, но сохранившие связь с религией и желающие от всей чистоты души служить и стараться нам, не должны опасаться быть убитыми и измученными, а наоборот они будут приняты с радушием. Мы не убиваем всякого и каждого. Мы убиваем и истребляем только врагов религии, заслуживших это [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 49-51].
Повстанцы утверждали, что связаны с Панчен-ламой, верят в его приход (например, показания Самбу-дувчина, Самдана, Магная), что это восстание - Шамбалинская воина (показания Аюурзаны, Магная) [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 196, тал 79-81; ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116]. Повстанцы распространяли слухи, что Панчен-Богдо уже взял Улан-Батор, что пришли его солдаты [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 18; МУ?ТА, ф. 4, д. 4, х.н. 184, тал 40-46, х.н. 185, тал 180-191].
Одной из задач было выявление хубилганов [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 184, тал 40-46], что запрещала МНРП. Восставшие объявляли хубилганами некоторых своих лидеров - в нарушение процедуры выявления, принятой в буддизме. Например, среди них в монастыре Тариат было 2 ламы, одного из которых они называли Зая-пандита-гэгэн, другого - Богдо-Дамбиджанцан, т.е. Джа-лама [Гадаадаас т?рхирсан..., 2013, с. 108]. Т. Самдан показывал, что он принял титул Догшийн-Нойон-хутухта и агитировал под ним, потом его стали называть Бор-гэгэн [МУ?ТА, ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116, Цэ? рэнбалжир, 1992, с. 91-92].
Использовались и образы знаменитых контрреволюционеров, в том числе погибших. Ходил слух, что идут с солдатами тибетский хубилган Эрэгдэлбурэлгу, Зая-гэгэн (расстреляны красными) и Дилова-хутухта (ушел за границу), это такие мудрые хутухты, что пули их не берут [Цэрэнбалжир, 1990, с. 56-57]. Говорили, что ходят два человека с бородами - учитель Дамбиджанцан и жанжин Барон (т.е., Р.Ф. Унгерн), чтобы улучшить власть, они поставили за собой много китайских и японских солдат [Цэрэнбалжир, 1990, с. 12-13]. Были слухи, что Егузэр-хутухта с Дамбиджанцаном (оба убиты красными) с солдатами идут брать Жавхлант (Улясутай), захватывают скот [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 184, тал 40-46].
Надо отметить, что слухи о приходе Унгерна (расстрелян красными в 1921 г.) распространялись и раньше. В 1929 г. ОГПУ получило донесение, что "по документальным сведениям, в МНР распространяются письма барона Унгерна. В последних двойник Унгерна сообщает, что вместо него расстреляли другого человека, а он спасся и находится в Тибете, где получил благословение Далай-ламы и начинает дело объединения буддистов" [ЦАФСБ, ф. 2, оп. 10, д. 531, л. 103].
Для агитации использовались и некоторые пророчества. Аутентичность одних из них не установлена, другие были подделками, третьи представляли старые пророчества, интерпретированные так, чтобы представить восстания 1930-х гг. как давно предсказанные. Для этого /59/ использовались книга "Жалханзын сумбум" [Цэрэнбалжир, 1990, с. 12-13], монгольский перевод "Моления о перерождении в Шамбале" на основе текста Панчен-ламы VI (1738-1780) [ЦАФСБ, ф. 2, он. 10, л. 531, л. 127-12706., ф. 2, оп. 8, д. 378, л. 324-32406.], и, по-видимому, "договор 1889 г. на горе Утай-Шаиь" в Китае, которому пришло время исполниться [Гадаадаис турхирсан..., 2013, с. 202-208, 214; Пyрэвбат, 2009, с. 136-141].
3. Резервы имущества лам.
СОСТАВ, силы И БОЕВЫЕ ПОТЕРИ СТОРОН
Согласно донесениям, в монастырях Рашанта, Астата, Бугса, Джалханцзы и Тэса в восстании участвовало свыше 2000 человек [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 52]. Но Дэмид в докладе 6 июня указывал лишь ок. 1000 человек [ЦАФСБ, ф. 65, д. 700, л. 2-4]. По состоянию на июль 1932 г., однако, отмечалось до 13 отрядов общей численностью более 3000 человек. Наиболее сильными были отряды Доржпалама, "Добон" (ловон) Шагдара, "халзана" (лысый) Самдан и Жамсрандоржа в 150, Эрэндэндэва - 300, "чой-жипа" Бурята, Цагап-гэлуна, Жигжид Тобу, Дамдинбишрельта, "Бор-гэгэна" в 500 человек, соединения жанжинов Аюурзаны, Тугжа, Жура, Дарина, Бадархо (Бадрах). Бадмажава, Тумэнбаяра, Торва (Тарав), Самбутиба (Самбадив), Сумъяа, Магная и др. [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, я. 82-8206.]. По другим данным, общая численность восставших была 5 тыс. человек [Гадаадаас турхирсан..., 2013, с. 109].
В Рашантын-хурэ в апреле было 300-400 повстанцев, ко времени боев - 700-800 [РГАСПИ, ф. 495, он. 152, д. 140, л. 16, 18, 52]. После разгрома Рашантын-хурэ основные центры восстания были в Бугсиин-хурэ (400 человек) и Джалханцза-хурэ (до 500 человек), в других местах повстанцев было от 150 до 300 [там же, л. 26]. Ко времени взятия отрядом Гомбо Джалханцза-хурэ число повстанцев там уменьшилось за счет предыдущих боев до 230 [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 185, тал 161-162]. Дуурэгч-вангийн-хурэ (=Тэсийн-хурэ) заняли 400 повстанцев [там же, тал 161-162]. В бою там участвовали уже ок. 700 или 900 бойцов [РГАСПИ, ф. 495, on. 152, д. 140, л. 52, 55]. в Асгате в апреле их было 200 [там же, л. 52] или 250 [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 185, тал 84], в Дархаде - не менее 300 [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 21].
Летом в Хубсугульском аймаке численность отдельных отрядов повстанцев составляла 100-300, в Архангае - 50-600 (самый крупный отряд - Д. Дамдинсурэна), Увэрхангае - отряд в 106, Дэрбэте - 250, Алтае - более 300 человек [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 184, тал 56, х.н. 185, тал 186-187; РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 55; ЦАФСБ, ф. 65, д. 700, л. 2-4, 186-191; Цэрэнбалжир, 1990, с. 53, 57-70]. После разгрома красными отряды повстанцев уменьшились, затем пополнились летом, а к осени крупные отряды были в основном разбиты.
Первые красные отряды формировались на местах, были присланы также силы ГВО. Эти отряды были небольшие, обычно в несколько десятков человек [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 16, 55]. По решению Военного совета МНР от 9 мая 1932 г. из солдат МНРА формировались 4 отряда, из Кобдо, Дзабхана и Увса направлялись 2 кавалерийских и 1 стрелковый полк. Общая численность войск - 1300 человек [Ганболд, 2002, с. 45-46]. После отвода войск в июле в Хубсугуле охранные отряды в центрах сомонов состояли из 20-50 человек [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 195, тал 10-13]. В августе в Архангае и Хубсугуле численность красных отрядов составляла 130-200 человек [Цэрэнбалжир, 1990, с. 66-67].
В отряды и красных, и повстанцев часть аратов шла добровольно, часть - принудительно. Среди красных не было единства. 30 мая восстал весь гарнизон Цэцэрлэга из 1195 человек, ликвидировал власть, освободил 400 повстанцев, к ним присоединились посты за городом [Сталин и Каганович, 2001, с. 156-157]. Солдаты зачастую не хотели подавлять восстание, некоторые дезертировали, шло брожение [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 61; ЦАФСБ, ф. 65, д. 700, л. 2-4; Ганболд, 2002, с. 49-51]. В 8-м Дзабхапском и 17-м Архангайском кавполках в 600 и 500 человек военными были только командиры, а рядовых набирали по надобности. Их держали как резерв: /60/ это были местные жители, многие из которых поддерживали восставших. В полках были случаи враждебной пропаганды, неповиновения, дезертирства. Несколько солдат было расстреляно (Ганболд, 2002, с. 51].
КАРАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ СТОРОН
Восставшие призывали уничтожать врагов религии, но не тех, кто был готов с ними сотрудничать, в результате к ним присоединилось много служащих, членов МНРП и ревсомола. Однако убивали активистов, которые рьяно проводили "левый курс" - некоторых с большой жестокостью. Некоторые жанжины (не ламы) вырезали у врагов сердца, применяли пытки [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116; Цэрэнбалжир, 1990, с. 87-88; Гадаадаас турхирсан..., 2013, с. 338-341]. Выниманию сердца они придавали мистическое значение. Это грубое нарушение заповедей буддизма, хотя его исполнители заявляли себя "желтыми воинами".
О применении пыток красными нет сведений. В первые месяцы они проводили аресты и казни на месте, без суда или по приговорам военно-полевых судов [МУYТА, ф. 4, д. 4, X.II. 185, гал 72]. Они сожгли несколько монастырей. Есть сведения, что из тех, кто был помещен в тюрьму Улясутая, большая часть умерла от голода, некоторых убили. Многих перевозили в административные центры удаленных хошунов и сомонов, где убивали (О. Батсайхан, письмо С.Л. Кузьмину, 2014 г.). Судя по архивным данным [Гадаадаас турхирсан... ,2013 ,с. 111], казнили в разных случаях 12-40% арестованных. Советник экономического совета МНР Е.А. Стулов 25 июня 1932 г. в записке о поездке в Архангай 1-10 июня 1932 г. с правительственной комиссией в Цэцэрлэге сообщал о ряде случаев произвола и беззаконий при подавлении восстания [ЦАФСБ. ф. 65, д. 700, л. 87-96]. Для наведения порядка была прислана комиссия. 14 июля 1932 г. ГВО отдала приказ: арестованных руководителей восстания не казнить на местах, а отправлять в ГВО в центр [Лувсан-Очир, 2003].
Одним из главных решений МНРП летом 1932 г. было проведение работы cpeди родственников восставших с целью заставить их писать письма, чтобы повстанцы сдавались [Цэрэнбалжир, 1990, с. 59]. 5 сентября 30-й пленум президиума ЦК МНРП принял постановление о конфискации имущества у феодалов, участвовавших в восстании, его распределении, ознакомлении аратов с причиной конфискации и выяснении их мнения об этом [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 167, тал 168-169].
19-30 апреля 1933 г. в здании Центрального театра в Улан-Баторе перед судом предстали 39 лидеров повстанцев: Ч. Самбу, Ц. Жамц, С. Бурят, Б. Тугж, Б. Аюурзана, Чимэддорж, X. Ширэндэв, Жамсрандорж, Вандансурэн, В. Бямба, Ёндон, Бат-Очир, Того, Лхажав, Агвандорж, Буяндэлгэр, Очиржанцан, Магнай, Самъяа (Сумъяа), Т. Самбадив, Жур, Тумэнбаяр, Норовсамбу, Бадрах, Тарва, Бадамжав, Дарма, Пурэвцэрэн, Тугулдур, Сэдэвбазар, Шагдар, Долгор, Очирбат, Аюурзана, Дэндэв, Цэрэндамба, Тумурбаа-тар, Тудэв, Санжмятав [Цэрэнбалжир, 1990, с. 80-83; Лувсан-Очир, 2003; Гадаадаас турхирсан..., 2013, с. 113-114]. Главными обвинениями были восстание против власти в пользу Японии, разгром сомонов, грабежи, пытки и казни. Сохранились материалы допросов. Линия защиты строилась на классовом принципе и на том, что подзащитные подпали под чужое влияние [МУYТА, ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116].
Суд приговорил 15 человек к разным срокам заключения, 18 (главные руководители, в том числе 8 жанжинов) - к расстрелу с правом апелляции, 6 освободили [Цэрэн-балжир, 1990, с. 80-83; Гадаадаас турхирсан..., 2013, с. 113-114].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По данным председателя Монгольской комиссии ЦК ВКП(б) Ш.З. Элиавы, в восстании участвовало ок. 70% населения пяти самых населенных аймаков МНР, погибло 8-10 тыс. человек [РГАСПИ, ф. 495, оп. 2, д. 221, л. 4—71]. По сообщению Архангайского
аймачного управления, при восстании в пяти сомонах было убито 602 человека [МУ?ТА, /61/ ф. 4, д. 4, х.н. 301, тал 51-116], в 16 сомонах Хубсугульского аймака - 609 человек. По другим данным, с середины апреля по июль в восстании в Архангае, Увэрхангае, Хуб-сугуле и Дзабхане было убито 700 человек [Цэрэнбалжир, 1990, с. 94], или же потери в Архангае, Дзабхане и Хубсугуле - 1402 человека [Гадаадаас т?рхирсан..., 2013, с. 111].
На июль 1932 г. ущерб составил 10 млн тугриков, уничтожено 35 сомонных управлений, 1 почтовая контора и т.д. [РГАСПИ, ф. 495, оп. 152, д. 140, л. 82-8206.]. В 16 сомонах Хубсугула уничтожено 79 айлов, 11 сомонных управлений, 26 колхозов, 16 артелей, 5 начальных школ. В Архангае уничтожено 13 сомонных управлений, 17 артелей, 1 отделение суда, 1 телеграфная контора, 14 комитетов кооперативов, 13 отделений (салбар), 2 отдела госторговли [Цэрэнбалжир, 1990, с. 95].
Существует мнение, что восстание 1932 г. было организовано из-за рубежа: японскими империалистами, китайскими милитаристами и Панчен-ламой IX, который в то время находился во Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китае, что эти силы лишь использовали недовольство в самой МНР. Анализ материалов суда над лидерами повстанцев, разведдонесений и сведений о деятельности Панчен-ламы в тог период свидетельствует о том, что повстанцы не действовали по указаниям из-за рубежа, не получали оттуда помощь и вынуждены были опираться лишь на свои силы. Причина восстания - "левый курс", проводившийся, а затем отмененный по указаниям политбюро ЦК ВКП(б) и Коминтерна.
Восстание 1932 г. было самым масштабным в Монголии XX в. Оно соответствует критериям гражданской войны, отличающим ее от конфликтов других типов (см. [Sambanis, 2004, р. 829-830]). Это было народное восстание, переросшее в гражданскую войну.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АВПРФ - Архив внешней политики Российской Федерации, Москва. МУYТА - Монгол улсын yндэсний Т?В архив, МАН-ын Баримтын Т?В, Улан-Багор.
РГАСПИ - Российский государственный архив социально-политической истории, Москва.
ЦАФСБ - Центральный архив Федеральной службы безопасности, Москва.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Батсайхан О. Монгол ундэстэн бурш эрхт болох замд (1911-1946). Улаанбаатар. 2007. Гадаадаас т?рхирсан 1932 оны босяого (т??х, дурдатгал, дурсамж, нийтлэл, тэмдэглэл, захидал). Улаанбаатар. 2013.
?алсаибаатар Пі. "Танк хулдэг" Архангайнхан хэрхон хэлмэгд?эн бэ? 2012. http://www.wikimon.mn/content/5723.shtml.
Ганболд С. 1932 оны аэвеэгт бослого дахь цэргийнхиий байр суурь // Туухийп судлал. Т. 33, fasс. 1-22.
2002.
Котельников В. История советской авиации. Поликарпов Р-1 - первый серийный советский самолет. 2012. http://topwar.n1/l6259-istoriya-sovctskoy-aviacii?polikarpov-r-l-pervyy-senynyy-sovetskiy-samolet.html.
Ломакина И. М. Белые юрты в степи, М. 1975.
Ломакина И. М. Монгольская столица, старая и новая (и участие России в ее судьбе), М. 2006.
Лувсан-Очир Ч. Лравхан насандаа аюулыг серсон нь. Улаанбаатар. 2003. http://www.gia.gov.mn/artides/ medee/1066.
Монголын сум хийдийн туухэн товчоон. Улаанбаатар, 2009.
П?рэвбат Г. (сост.). Их Монгол орондуламжлагдеан ирээдуйг эш узуулепн бошгууд. Улаанбаатар. 2009.
Симуков А. Заметки О. положении на периферии МНР за 1931 г. // Восток. 1994. № 5. Сталин и Каганович. Переписка 1931 -1936 гг. м. 2001. Цэрэнбалжир Д. 1932 оны зэвеэгт бослого. Улаанбаатар. 1990.
Эрдэнэсайхан А. Улс торийн хэлмэгдэгедийн намтрын товчоон. Боть 16. Лам нарыг егуутгэсний учир. Улаанбаатар. 20ІЗ.
Dashpurev D., Soni S.K. Reign uf Terror in Mongolia 1920-1990. New Delhi, 1992.
Sambanis N. What is civil war? Conceptual and empirica] complexities of an operational definition // Journal of Conflict Resolution. V. 48, N 6. 2004. /62/
"Восток". 2015. №3. С. 47-62.