Но к чему я это. А вот к чему. В статье Н.Сапожникова об Ижевском восстании натолкнулся на следующие строки:
При обысках и облавах забирали всех мужчин "на взгляд", а затем, не разбирая, всех ставили под ружьё. Я знаю многих рабочих, которые, не желая идти на фронт, последние два месяца прятались под дощатыми панелями в своих дворах. Многие рабочие рассказывали мне, что белые, будучи сами людьми религиозными, уважали религиозные убеждения других и даже по религиозным убеждениям не брали в ряды армии. И вот многие из рабочих, отъявленные атеисты, превращались волею судеб в сектантов-евангелистов и все время белогвардейщины были весьма исправными членами общества евангельских христиан. Как сектанты, они освобождались от мобилизации. Но все эти отсрочки и освобожждения давались им в счастливые дни белогвардейщины. Тяжелые дни их сделали недействительными.
Сапожников Н. Ижевско-Воткинское восстание (август-ноябрь 1918 г.) Пролетарская революция. 1924 г. №8-9. с.32.
Кстати, до этого применялся более экзотичный способ "откосить". В самые первые дни восстания, 18 августа, штаб повстанцев объявил мобилизацию, предупредив, чтобы а призыв НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не приходили члены Красной Гвардии, а также большевики-максималисты-анархисты. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ! Несколько обывателей принесли документы, что-де, в организациях состояли, убеждения не разделяем, на фронт не можем. И угодили, конечно, за решетку. Потом, правда, бывших красногвардейцев начали мобилизовывать. В рабочие части. К концу восстания вообще в армию начали загонять всех, кого только было можно - от 16 до 56.
"Народное возмущение", да-да. "Массовая поддержка", да-да-да.
Posted via m.livejournal.com.