Chapaevec (voencomuezd) wrote,
Chapaevec
voencomuezd

Categories:

Ранние стихи Платонова и "Потемкин" в Воронеже

РАННИЕ СТИХИ А. ПЛАТОНОВА

«Рабочий поэт» — так воронежцы в 1920-е годы называли ставшего впоследствии известным советским писателем Андрея Платонова. О его творчестве говорили, писали, устраивали литературные вечера, диспуты, собиравшие большую аудиторию любителей литературы. Равнодушных не было. В спорах о поэзии не замечали быстро бегущих часов. Газета «Воронежская коммуна», извещая в 1920 году, своих читателей о местной жизни, писала: «Состоявшийся в субботу 3 июля литературный очередной, вечер в клубе «Железное перо» привлек больше публики, чем первый. Вечер был посвящен творчеству местного рабочего поэта Андрея Платонова. Вечер открылся небольшим вступительным словом т. Келлера. В своем слове он проанализировал поэзию Платонова, причем т. Синим были прочитаны стихи поэта. Доклад т. Келлера вызвал оживленные прения, которые затянулись далеко за полночь... Собранием было признано, что т. Платонов — редкий самородок, обещающий широко развернуться на поприще литературы и искусства» [45]. «Собрание высказало пожелание видеть стихи Платонова напечатанными отдельным сборником» [46].

Талантливость Платонова была многогранна и разнообразна. Он писал лирические стихи и статьи на технические темы; он возглавлял литературно-научные отделы в редакциях и руководил работами по мелиорации и элек/39/трификации в Воронежской губернии; он выпускал сборники стихов и имел патенты на изобретения в области электротехники. Его интересовало все, он везде был на месте.

Об А. П. Платонове написано немало, но есть еще отдельные эпизоды в жизни писателя, которые до сих пор не исследованы. Из книг он предстает перед нами девятнадцатилетним, уже поэтом, но мы почти не знаем его в 14—15 лет, когда он как поэт только начинался.

Андрей Платонов родился в 1899 году в большой семье слесаря Воронежских железнодорожных мастерских. Он рос на окраине Воронежа, в рабочей Ямской слободке, хорошо знал жизнь ее обитателей, видел, как тяжело и много они работали и как мало получали за свой труд. Ему с детства было знакомо слово «нужда», в детстве узнал и о том, что в мире существуют несправедливые социальные отношения: детьми рабочих слободок жизнь познавалась рано. Мальчику в одинаковой мере доставляло огромное удовольствие и кропотливое копание в технических устройствах и чтение книг. Вначале он только читал, потом появилась настойчивая потребность писать.

В автобиографии А. Платонов говорит, что писать стихи начал в 12—13 лет. В литературоведческих работах об этих ранних поэтических опытах сказано, что они нигде не были напечатаны, а автор лишь получал лестные отзывы с пожеланиями продолжать развитие своего поэтического дарования, в частности, отмечается такой совет, полученный им от известного книгоиздателя Бюхнера [47]. На самом деле это не так. А. Платонов печатался, причем на страницах такого издания, появиться в котором — честь для любого писателя, поэта.

Впервые его стихи увидели свет 12 января 1914 года, когда А. Платонову было лишь четырнадцать с половиной лет, а заговорил он ими со страниц ленинской «Правды» (тогда она называлась «Пролетарская правда»). Стихи названы «Любимой газете» и имеют подзаголовок «Пролетарской правде». В год празднования пятидесятилетия Советской власти эти стихи были вновь опубликованы в отдельном сборнике вместе со стихами других рабочих-поэтов, печатавшихся в «Правде». Вот они:

Я изнывал от тоски и невзгоды,
Я изнывал и от горя, нужды,
Я изнывал от беды, от заботы,
Я изнывал от жестокой судьбы. /40/
Но родилась ты, родная газета,
Ты указала мне правильный путь,
Ты пролила в мою душу луч света,
Ты оживила зачахшую грудь...
К бодрой ты жизни меня возродила,
Ты научила, зачем и как жить,
Бодрость и силы мои воскресила,
Делу святому склонила служить.
Много нас было во тьме одиноких
И незнакомых, в суровых краях,
Друг другу чуждых, друг другу далеких
И заблудившихся в разных тропах...
Но вдруг из мрака и холода ночи
Голос твой мощный для нас прозвучал,
Зов твой открыл нам ослепшие очи,
Он нам наш правильный путь указал!
С фабрик, заводов, из дальних кварталов
И из подземных глубин рудника,
И из лесов, и с полей, из подвалов
Рвется к газете рабочих рука [48].

12 июня того же года «Правда» напечатала новые стихи А. Платонова «Жизнь булочника», рассказывающие о тяжелом физическом труде пекаря, призывающие его вступить в профсоюз, который стоит на защите интересов бедняков.

Стихи четырнадцатилетнего поэта еще слабы в поэтическом отношении, но вместе с тем — а это и есть главное в юном А. Платонове — они уже определенно заявили о вполне сложившемся политическом кредо поэта. И «Правда» это оценила. Газета увидела в нем своего бойца-писателя, пока еще робко владеющего поэтическим словом, но убежденно и страстно говорящего словом партийным: Именно «Правда» выдала А. Платонову путевку в будущее литературы.

«Правда» сохранила имена своих корреспондентов. В 1967 году со стихами ее поэтов мы встретились на страницах красного томика «Поэты «Правды», выпущенного издательством «Художественная литература». Прочтите его — и вы услышите звучание тех неповторимых лет, ощутите пульс живой мысли пролетариата России, его решимость и готовность к предстоящему сражению. И пусть не смущают многие поэтические погрешности этих стихов: вы поймете, что в большинстве их писали не как стихи, а как рифмованные изъявления, и думы с заводов, фабрик, с ремесленных предприятий, из деревни, из армии [49].

В предисловии к сборнику отмечается: «Сила их была /41/ в другом: стихи эти подкупали актуальной тематикой, своим боевым звучанием, призывом к борьбе. Именно этим привлекали они к себе рабочего читателя. И надо сказать, что стихи рабочих поэтов-«иравдистов» сыграли не последнюю роль в политическом воспитании трудящихся. К этому следует добавить, что некоторые рабочие, печатавшие некогда в «Правде» свои первые стихи, стали в дальнейшем настоящими поэтами» [50]. Стал настоящим писателем и Андрей Платонов.

В факте публикации стихов молодого А. Платонова любопытно многое. Например, возраст писателя (ему было четырнадцать с половиной лет!) или посвящение любимой газете, значит, он познакомился с ней не по одному номеру, а успел полюбить, читая ее какое-то время, он успел верно подметить, что к «Правде» тянутся руки рабочих.
От кого, как к нему попадала газета? От отца? Или он читал ее вслух рабочим по их просьбе, с которой они могли обратиться к нему как к сыну, своего товарища? Возможно, он состоял в социал-демократическом кружке учащихся, существовавшем в то время в Воронеже.

А. Платонов никогда не писал о том, что его первые стихи появились на страницах «Правды». Почему? Может быть, по какой-то причине он не смог увидеть номеров с ними да так и не узнал о публикации? Ведь в сентябре 1914 года издание газеты по приговору Петербургской судебной палаты было приостановлено. А может быть, А. Платонов знал о публикации его стихов «Правдой», но не считал это какой-то заслугой, дающей право на большее внимание к себе, и упоминания о том, что его стихи, да еще впервые, увидели свет со страниц такой авторитетной партийной рабочей газеты, он рассматривал как незаконное присвоение себе частички этого авторитета, а потому и писал в автобиографии просто: «Стихи я начал писать с 12—13 лет» [51].

В автобиографии писателя, хранящейся в госархиве Воронежской области, говорится, что Платонов в начале 1918 года работал в редакции журнала «Железный путь» — органе Главного ревкома Ю.-В. ж. д., а с осени того же года в различных местных газетах, и указано: «В редакциях я служил в качестве заведующего отделом — литературно-научным и крестьянским» [52]. Тогда ему еще не исполнилось девятнадцати лет.

Напрашивается вопрос: почему Платонову сразу был /42/ доверен отдел в редакции, если он еще не проявил себя как поэт и публицист? Разве только за желание писать? К сожалению, это пока не известно. Можно только предположить, что у него было нечто значительно большее, чем только подходящее социальное происхождение и желание писать. Конечно, об этом знали в 1918 году революционные рабочие Воронежа, как знали и то, что он печатался в «Правде». Не могли не знать, и это безусловно являлось весомой рекомендацией А. Платонову.

Публикация ранних стихов А. П. Платонова «Правдой» — еще одна малоизвестная строка из биографии большого советского писателя, которая обогащает наше о нем представление. /43/

45. Критический вечер. — «Воронежская коммуна», 1920, 7 июля.
46. Вечер поэзии рабочего Платонова. — «Воронежская коммуна». 1920, 9 июля.
47. Антюхин Г. В. Путь в литературу. — В кн.: Филологические очерки. По материалам Воронежского края. Воронеж, 1966, с. 117.
48. Поэты «Правды». Стихотворения. 1912—1922. М., 1967, с 225-226, 327.
49. Там же, с. 15.
50. Там ж е, с. 16.
51. Иноземцева Э. Платонов в Воронеже. — «Подъем», 1971, № 2, с. 99.
52. Там же. /170/

Л.Т.Удовенко. Рассказы из дома, хранящего историю // Записки воронежских краеведов. Сост. А.И.Грайворонский. Вып. 1. Воронеж, Центр.-черн. книг. изд-во, 1979. С.39-43, 170.

КИНОФИЛЬМ «ПОТЕМКИН» И ВОРОНЕЖЦЫ

Архивный документ констатировал: Воронежское губернское управление по делам литературы и издательств (гублит) с января 1926 года ввело регистрацию зрелищных постановок в губернии. Сообщение заинтересовало. Начались поиски документов, содержащих результаты регистрации. Не скоро, но они были найдены.

Оказалось, что в конце каждого месяца гублит составлял перечень всех зрелищных постановок, состоявшихся в театрах, кинотеатрах, клубах, парках Воронежской губернии. В перечни включались показывавшиеся пьесы, кинокартины, цирковые представления, выступления «синей блузы», лекции и т. д. Указаны даты постановок, авторы и названия пьес, в каком театре или клубе шли, сколько было зрителей или слушателей и некоторые другие сведения.
В двенадцать объемных перечней за 1926 год — один за месяц — внесено множество видов представлений. Особое внимание обратили на себя записи о демонстрации кинофильма «Броненосец «Потемкин», одного из шедевров мирового и советского киноискусства. В результате сбора и анализа данных вырисовалась такая картина.

Губернская газета «Воронежская коммуна» 2—4 февраля 1926 года в отделе объявлений сообщала, что в кинотеатре «Пролетарий» демонстрируется американская новинка «Против воли», с 5 февраля пойдет фильм «Дочь Парижа», анонс — «Броненосец «Потемкин». Так воронежцы узнали о предстоящей демонстрации нового фильма отечественного производства. Та же газета 5 февраля объявила, что показ «Броненосца «Потемкин» начнется с 9 февраля.
Настал этот день. «Воронежская коммуна» дала такое любопытное объявление: «Пролетарий». С 9 по 14 февраля. Места нумерованные. Гордость советской кинематографии «Броненосец «Потемкин». 1905 год. Начало 1-го сеанса в 6 1/2 час, касса открыта с 5 час. Анонс «Коллежский регистратор» [53].

В первый же день фильм завоевал громадный успех: его просмотрели, согласно архивному документу, 2283 человека [54]. С неизменным успехом, при большом наплыве желающих его посмотреть фильм демонстрировался и в последующие дни.

Уже 11 февраля 1926 года губернская газета напечата/121/ла небольшую, но весьма емкую рецензию на фильм: «На днях мы видели «Робин Гуда» и были поражены богатством, техникой и... глубочайшей пустотой и безыдейностью фильма. А вчера нам показали «Потемкина», и тусклым и бледным стал Гуд, невыразимо ветхой и неинтересной стала его история. Он отошел в тень... Можно сказать смело, что «Броненосец «Потемкин» — это лучшее, что создало советское кино. Не только лучшее по блестящему техническому выполнению, по прекрасной игре масс, именно масс, ибо отдельные артисты не выпирали на первый план, но главное по той редкой правдивости и художественности в передаче эпизода из истории всероссийского пожара 1905 года... Хочется только, чтобы картину увидели и оценили воронежские рабочие, которым эта фильма будет близка и понятна» [55]. Примечательно, что местный рецензент, подписавшийся буквой «Б», дал умную и верную оценку фильму.

В связи с огромным успехом картины демонстрацию» ее пришлось продлить еще на два дня, на 15 и 16 февраля. В результате в первый раз фильм показывался восемь дней, просмотрели его, по нашим подсчетам, 12 908 человек. Такого успеха, какой завоевал «Броненосец «Потемкин» у воронежских зрителей, никогда не имел ни один даже самый «грандиознейший боевик».

В последующие месяцы «Броненосец «Потемкин» смотрели жители нескольких уездных городов Воронежской губернии. 22 апреля 1926 года он демонстрировался в Острогожске, 23 и 24 мая — в Калаче, 25 и 26 мая — в Валуйках, 17 августа — в Алексеевке, 17 и 18 ноября — в Нижнедевицке. И там мятежный броненосец завоевал горячие симпатии зрителей.
Готовясь к празднованию 9-й годовщины Октябрьской революции, художественное совещание при Воронежском губполитпросвете составило список кинофильмов, которые рекомендовало для демонстрации в дни торжества. В список вошел — лучшего и желать было нельзя! — и «Броненосец «Потемкин». Ленту для показа оставили в Воронеже. 3658 человек просмотрели ее в кинотеатре «Спартак» 5—8 ноября 1926 года. 8 ноября она шла и в клубе имени К. Маркса, здесь было 733 зрителя. Хотя в Воронеже фильм показывался второй раз, популярность его не убавилась.

Воронежский гублит, как бы подводя итог демонстрации фильма, в отчете за ноябрь 1926 года лаконична /122/ указал: «Особой популярностью пользуются «Броненосец «Потемкин», «Три эпохи» и «Дом ненависти» [56].

Гублитовские перечни дали возможность подвести общий количественный итог показа «Броненосца «Потемкин» на воронежской земле. В 1926 году фильм демонстрировался двадцать три дня. За двадцать один день (за два дня сведений в перечнях нет) его увидели 20 155 человек [57], — по тому времени очень много.

Рассказывая о первых демонстрациях кинофильма «Броненосец «Потемкин» в нашем крае, уместно сообщить некоторые биографические подробности об авторе его сценария Нине Фердинандовне Агаджановой, члене Коммунистической партии с 1907 года. Еще до Октябрьской революции она, молодая девушка, вела нелегальную партийную работу в Воронеже. Упоминания об этом, к сожалению, очень краткие, имеются в нескольких изданиях [58]. Но, повторимся, только упоминания.

С помощью ветерана архивного дела нашего края В. Р. Полякова, превосходно знающего содержание фондов Воронежского госархива, мне удалось познакомиться с архивным делом с пространным названием «Со сведениями и перепиской по наблюдению за деятельностью Воронежского комитета Российской социал-демократической рабочей партии». В этом деле содержатся и некоторые сведения о революционной юности автора сценария фильма.

12 февраля 1908 года начальник Харьковского охранного отделения в секретном отношении начальнику Воронежского губернского жандармского управления (ВГЖУ) сообщал, что проживающий без прописки в Харькове и состоящий в местной социал-демократической организации П. М. Бирштейн «ведет конспиративные сношения с некоими «Грусть» (или «Грустя», видимо, революционная кличка), «Ниной Агаджановой» и «Витей», проживающими в Воронеже [59]. Охранное отделение просило ВГЖУ дать подробную справку о названных лицах.

Более двух месяцев потребовалось Воронежскому губернскому жандармскому управлению, прежде чем оно собрало не столь уж богатые сведения о Нине Агаджановой и других названных в отношении лицах, В частности, начальник ВГЖУ сообщил в Харьков: «Агаджанова, Нина Фердинандовна, дочь купца, состоит воспитанницей 6-го класса Воронежской частной гимназии, содержимой Алисовой, проживает по Воскресенской улице в доме Корченова №14» [60]. Дома, где проживает Н. Агаджанова и /123/ другие лица, «проходили и продолжают проходить по наружному наблюдению», но компрометирующих сведений о них в жандармском управлении пока нет.

Конечно, сведения очень скупые. И все же они — документальное подтверждение того, что автор сценария замечательного советского кинофильма «Броненосец «Потемкин» на заре своей революционной юности жила в Воронеже и боролась с царизмом. /124/

53. «Воронежская коммуна», 1926, 2, 3, и 4 февраля.
54. ГАВО, ф. 1, оп. 17, д. 232, лл. 100 об.—101.
55. «Воронежская коммуна», 1926, 11 февраля.
56. ГАВО, ф. 1, оп. 17., д. 232, л. 376.
57. Там же, лл. 100 об.—101, 198 об.—199, 211 об.—212, 214 об.—215, 265 об.—266, 364 об.—365, 366 об.—367, 367 об.—368.
58. См.: Большая советская энциклопедия. Т. 1, изд. 3, с. 173; Герои Октября. Биографии активных участников подготовки и проведения Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. Т. 1. Лениздат, 1967, с. 42.
59. ГАВО, ф. 1, (1908 г.), оп. 1, д. 902, л. 26.
60. Там же, л. 29.

А. И. Гайворонский. Достойно памяти потомков // Записки воронежских краеведов. Сост. А.И.Грайворонский. Вып. 1. Воронеж, Центр.-черн. книг. изд-во, 1979. С.121-124, 174.
Tags: революционное творчество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments