Categories:

Дефицит бывает и таким

С каждым оборотом колеса мы приближались к Питеру, нашему Ленинграду. Солнце щедро омывало весь видимый из вагона простор. На пробегавших мимо станционных платформах сидели, стояли, лежали в ожидании поезда люди, сбросившие с себя зимнюю одежду. Иногда среди них бродили продавцы молока. На некоторых остановках вагон-ресторан нашего поезда подвергался нашествию местных жителей, покупавших все, что можно: конфеты, печенье, бутерброды, консервы и т.п. Покупатели образовывали очередь, многие не успевали купить, сбегали из вагона уже на ходу. Покупалось все съестное, т.к. жилось здесь впроголодь.

Воспоминания А.Г.Шляпникова // Исторический архив. №1. 2002. С.25

Я с удивлением заметил большие очереди у кондитерских магазинов. При этом вспомнил, как иностранные туристы из числа «попутчиков» после возвращения из России с восторгом рассказывали о жизни в социалистическом раю, где люди стояли в очередях не за хлебом, а за конфетами. Но правда была иной. Изголодавшиеся люди искали чего-нибудь, чтобы заполнить свои пустые желудки. Даже отвратительные сладости, изготовленные из соевых бобов с сахарином, шли нарасхват как единственно съедобное, что можно было купить, но даже один фунт этих сладостей стоил дневного заработка.

Бармин А. Г. Соколы Троцкого / Пер. с англ. Ю. Кобякова; Авт. послесл. и имен, указат. А. Колпакиди. – М.: Современник, 1997. С.127

Любопытно, что когда я показал эти строки парочке сталинистов, у них началась типичное клоунское отрицание: а-ха-ха, дефицит, конфеты раскупают, а-ха-ха. Ну да, очень смешно.