voencomuezd (voencomuezd) wrote,
voencomuezd
voencomuezd

Category:
Посмотрел "Иду", которая отхапала Оскар. Интересно же, кто победил Неземеной Шедевр Звягинцева.

Вкратце - кино добротное, но до шедевра, разумеется, далеко. Типичная фестивальщина.

У фильма есть безусловные достоинства. Главное из них - это отличнейшая операторская работа, высокохудожественная и качественная. Она сама по себе может быть лучшим, что вообще было видано за последнее время в кино, причем ориентируется явно на французский неореализм 60-х с их мрачной задумчивостью - режиссер откровенно ссылается на Годара и Бергмана. Надо сказать, стиль картины вообще старается соответствовать тем временам. Весь фильм снят черно-белым, слегка размытым, со множеством исторических деталей того времени, с простой и изящной визуальной стилистикой, но при этом, в противоположность каким-либо оптимистическим веяниям 60-х, хмурым, мрачным и тоскливым. Это подчеркивается в каждом кадре: осеннее серое небо, деревенские унылые пейзажи, изношенные помещения и здания, черные поля, однотонные костюмы, промозглая погода, отсутствие света... Словом, печальная, неуютная атмосфера. Все в итоге выстроено так, что без подсказки ни за что не скажешь, что фильм снят в 2013 г., а не во времена фильмов "Пепел и алмаз". В общем, советская Польша 60-х - самое мрачное место на земле в те годы.



Сам же сюжет откровенно слабоват и укладывается в следующие строки (спойлер!):
[Spoiler (click to open)]Девушка Ида, воспитанная в католическом монастыре, узнает, что ее родители - евреи, исчезнувшие во время войны. Она приходит к своей тетке Ванде, которую никогда не видела. Та иронизирует над ее католической верой, советует испить чашу греха, но зато помогает найти могилу родителей, убитых в войну одним поляком по обычному, вполне материальному мотиву. Долгое путешествие и поиск могилы в конце концов заканчивается успехом. После этого сюжет теряет смысл. Ванда вскоре убивает себя, а Ида, подумав, решает последовать ее совету, распускает волосы, старательно пьет виски и проводит вечер с симпатичным музыкантом. На следующее утро она встает, тихо уходит и возвращается в монастырь. Зачем все это было? Ну, тут пусть каждый сам придумает. Видимо, смысл был в том, что только испытавший грех может быть стойким в своей вере.

Великолепно удался образ бывшей прокурорши Ванды, особенно выпуклый на фоне Иды. Немолодая, жесткая, обозленная, разочарованная в себе и в окружающем мире женщина, живущая по инерции. Ее скандалы чередуются с весельем, но и то и другое служит целью забыться в череде серых будней, потерявших былой смысл. Ей остается только помочь забытой племяннице разобраться с потерей родителей, других целей у нее, пожалуй, уже нет в жизни. Поэтому самоубийство этого героя в конце фильма не удивляет. Чем-то эта затянутая как в корсет, уверенная и мрачная женщина напомнила мне "Генеральшу" из "Катыни" Вайды. Женский персонаж, уверенный, стойкий и разочарованный в жизни - интересно, это обычное дело в польском кино? Кстати, у персонажа есть вполне долго живший прототип.

Сама Ида рядом с ней выглядит побледнее. Строго говоря, она вообще ничего особенного не делает на протяжении большей части фильмы, оставляя загадкой свое отношение к миру. Ее католическое смирение, послушность и безэмоциональность никак не выдают ее внутреннего мира и каких-либо затаенных желаний. Легкая неуверенность девушки, впервые вышедшей к людям, большие темные глаза, на которых часто останавливается камера, показывают, что она плохо понимает этот окружающий мир, но что она для себя решила, понять довольно сложно. Финал, по сути, не связан с сюжетом, так что мотивация поступка осталась для меня загадкой.

В общем-то, тут и есть главная слабость фильма - затянутый сюжет. Причем настолько затянутый, что 1:18 мне показались даже более длинными, чем три часа "Левиафана". Наверно, потому что "Ида" настроена не просто на затянутость, а на медитативность, как типичное фестивальное кино. Режиссер почти прямо сказал, что ему это даже интереснее сюжета:

«Ида» — фильм не для социальной диагностики, а для сосредоточенной медитации.

Так что приготовьтесь к убийце, который, обхватив голову руками, сидит полторы минуты неподвижно у могилы; Иде, которая три минуты просто идет по дороге - и так далее. При этом сама история поиска убитых обывателями евреев абсолютно неинтересна. Мы не знаем этих людей, их никто не помнит даже в самом местечке, мы не можем почувствовать к ним сочувствия. Но, что еще хуже, мы не можем почувствовать сочувствия и к нашим героиням. Ванда имеет какую-то трагедию, сломавшую ее жизнь, но что это за трагедия, абсолютно непонятно - только один раз она упоминает, что как бывшая прокурорша приговаривала к смерти людей в начале 50-х (Сталин одобряет). Поэтому ее самоубийство является закономерным и не вызывающим никаких эмоций. Образ Иды тоже непонятен, так как персонаж мало что сделал, чтобы себя раскрыть. В итоге самым симпатичным героем является эпизодичный ресторанный музыкант Лис, который с улыбкой говорит, что пока его цель - скрыться от армии.



Можно при желании рассуждать о том, что тут поднимаются темы вины поколения, вопросы о судьбе тех, кто из сталинистов превратился в прожигателей жизни, а из обывателей в убийц соседей-евреев, и лишь непорочной Иде суждено нести знамя духовного возрождения - но на самом деле в фильме этого всего нету, тут можно накрутить какие угодно интерпретации, благо, сюжетная вода и большое количество второстепенных сцен позволяют.

А самое печальное, что история холокоста или там сталинизма абсолютно проходные. Такая история могла быть где угодно и когда угодно, так как по сути рассказ о человеке, который уходит в монастырь для служения Богу, внеисторичен. В итоге все остальные декорации теряют смысл. Собственно, режиссер и сказал, что еврейская тема в фильме - не главная, а смысл фильма в "человеке". И я видел этого человека...

Лучше ли это кино, чем "Левиафан"? За счет операторской и актерской работы, а также более стройного сюжета - да. Понравилось ли оно мне больше, чем Левифан? Твердо - НЕТ. Почему? Потому что Левиафан, при всей своей второсортности и косяках с художественной стороной, кино социальное и даже остросоциальное. Кино, неумело и коряво, но пытающееся вскрыть язвы коррупции и сплетения бандитов у власти с религиозной духовностью. Кино, показывающее плохих, но обычных и не заслуживших такого наказания людей. "Ида" же маскирует своими операторскими изысканиями неприятный вывод - она мировоззренчески уравнивает убийц евреев и сталинских прокуроров, одинаково потерявшихся и ненужных ни миру, ни себе; она показывает бессмысленность существования тех, кто живет в грехе - и заканчивает это сакрализированием католической церкви, которая, пережив и нацизм, и коммунизм, должна теперь стать основанием духовного происхождения новой Польши. Идите-ка к Сатане с такими выводами, господа католики, девушка, которая добровольно надевает на свои красивые волосы монашеский платок и уходит из ресторана с музыкой обратно под своды монастыря тратить свою жизнь и красоту на службу вымышленному персонажу и кучке католических рясоносцев - не вызывает у меня ни малейшего сочувствия.

Ну, и в заключение - об антисоветском настрое фильма. Вообще, там это представлено всего в двух-трех сценах, почти мельком, но одна меня восхитила. Содержание - в мрачном зале суда сидят судейские с суровыми лицами как у идолов викингов. Прокурор читает обвинение арестованного парня. Оказывается, он загубил цветы, которые посадили пионеры в честь великого Ленина! Причем знаете, как загубил? Срезал саблей (прокурор показывает орудие преступления), которую ему оставил отец, а отец не абы кто, а один из командиров польского легиона в Первую мировую! И вся эта сцена, кстати, не имеет ни малейшей связи с сюжетом фильма.

Пять. Просто пять. Жестокие коммунистические репрессии и знаменитое польское сопротивление. Это ничем не хуже тупейшего сопротивления героев за Ржеч Посполиту в "Катыни", которые громко орали на всю улицу, что в Катыни их соотечественников убил Сталин.

Так что, гнусная польская интеллигенция, вы все еще у меня в черном списке.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments